Дэмиан Херст — один из самых богатых современных художников. Британский концептуалист славится своими дерзкими и провокационными проектами. В начале 1990-х его инсталляция с четырехметровой тигровой акулой, законсервированной в формальдегиде, была названа величайшим скандалом конца XX века, изменившим правила игры в мире искусства. Спустя годы эта скульптура и ее философский подтекст о неизбежности смерти производят не менее сильное впечатление на публику. Например, Настя Ивлеева признавалась, что от «Физической невозможности смерти в сознании живущего» она испытывает гипнотический эффект.
Еще более знаменитой стала коллекция «точечных» картин Херста. Два года назад бренд MSCHF выкупил одно полотно из серии Spot paintings («Пятна») за 30 тысяч долларов, чтобы вырезать из нее все 88 кружков и отдельно продавать как их, так и остатки самого холста. При этом представители компании убеждали, что такая акция не направлена на получение прибыли, а является своеобразным протестом против людей, которые занимаются инвестициями в произведения искусства.
В этот раз Херст решил самостоятельно уничтожить собственные картины и объявил, что грядущей осенью сожжет более 4,8 тысяч оригиналов своих работ. Эффектный перформанс состоится в рамках NFT-проекта «Валюта», из которого художник сделал настоящий социальный эксперимент, чтобы изучить идею восприятия искусства как валюты и средства сбережения. Его начало было положено еще до того, как крипта просочилась во все сферы человеческой жизни. Еще в 2016 году Херст написал маслом на бумаге десять тысяч уникальных картин с фирменными точками, и только спустя пять лет они были привязаны к соответствующему NFT и выставлены на продажу с минимальной ценой в две тысячи долларов. После этого покупателям был предоставлен выбор: оставить токен или обменять его на физическое произведение искусства. Поэтому теперь с 9 сентября до середины октября ежедневно все физические работы, которым предпочли цифровые версии, будут сжигаться в частном лондонском музее Херста.
За последние несколько лет тренду на объединение искусства с блокчейн-технологиями удалось захватить весь мир, поэтому даже самые крупные корпорации не отказывают себе в возможности воспользоваться этим. Недавно Gucci предложил 11 диджитал-художникам из разных стран, включая Елену Шейдлину, пофантазировать на тему того, как бренд будет выглядеть через 100 лет. А ведущие российские музеи выставили на аукционе NFT-версии картин Василия Кандинского, Валентина Серова, Василия Поленова и других художников.