29-летняя испанская певица Росалия Вия Тобейя — сегодняшнее лицо Испании, в такой же степени, что и исполнительница роли Токио в сериале «Бумажный дом» Урсула Корберо. Благодаря обеим, Испания в последние три-четыре года снова вошла в моду во всем мире. Если Пенелопа Крус или Хавьер Бардем давно воспринимаются как голливудские знаменитости, то новое поколение звезд пока еще неразрывно связано в представлении публики с Пиренейским полуостровом.
Когда Росалия выпустила свой предыдущий альбом El Mar Querer (2018), разговор о ней отталкивался от ее локальных достижений — шесть номинаций на Latin Grammy, однозначно «латинский» звук с кастаньетами и непременное упоминание фламенко в рецензиях. При этом внутри испаноязычной музыки Росалия проходила по части «альтернативы». Несмотря на автотюн и современную работу с сэмплами, в песнях Росалии все равно задавала тон европейская мелодика.
Новый альбом Motomami Росалия выпустила уже в статусе лауреата глобальной «Грэмми». В арсенале певицы — участие в ремиксе на трек Blinding Lights The Weeknd, главного поп-певца эпохи, а также коллаборации с Трэвисом Скоттом, Дэдди Янки, Аркой, Джеймсом Блейком и Дэниелом Лопатиным.
Ресурс Pitchfork отмечает, что сегодняшняя концепция музыки и образа Росалии — симбиоз уличной моды и каталонской традиции. За время, которое Росалия провела на самых престижных концертных и медийных площадках, эта концепция перестала оцениваться как сенсация. Не прибегая к посторонней помощи, певица сделала национальное искусство своей родной Каталонии полноправной краской в палитре мировой поп-культуры. Фактически альбом Motomami продолжает и развивает тему El Mar Querer — интеграцию традиции каталонских цыган в самые разные слои современной музыки. И тем не менее пластинка стала настоящей сенсацией. Например, в Spotify она сразу заняла первое место по прослушиваниям, причем их у него буквально за два дня после релиза было в три раза больше, чем у Crash Charli XCX, релиз которого состоялся в тот же день.
Альбом Motomami стартует с двуязычного урбан-сингла Saoko, вышедшего в начале февраля. Ритм реггетона подхватывает нежная и тоже знакомая публике песня Candy, а за ней следует бачата-дуэт с The Weenkd La Fama, который побывал на солидных позициях в латино-чартах еще в ноябре прошлого года.
В треке Bulerias Росалия демонстрирует то, что у нее получается лучше всего: трагичный, пронзительный, слегка обработанный автотюном фламенко-вокал, положенный на безупречный городской бит и сдобренный мужским многоголосием. В этой недлинной песне — вся душа Росалии и весь ее феномен. Дальнейшее течение альбома приводит слушателя к тропическому танцевальному треку Chicken Teriyaki, созданному с очевидным прицелом на тикток. В песне Hentai Росалия наконец ослабляет свою ритмическую хватку и переключается в джазовый лирический регистр, в котором она, конечно, тоже чувствует себя как дома. Спродюсировать эту композицию ей помог Фаррелл Уильямс. Включая самые обволакивающие обертона, Росалия не стесняется грубой эротики и уличного языка в тексте. Настоящая латиноамериканская классика на альбоме — это песня Delirio de Grandeza кубинского певца Хусто Бетанкура.
Motomami демонстрирует возможность артиста двигаться в самые разные стороны и экспериментировать с жанрами, постоянно сверяясь с музыкальным наследием своего народа. Росалия показывает, как оставаться испанской певицей, крайне дозированно используя прямолинейные отсылки на «открыточный» локальный фольклор. Дело не в вибрато в голосе, не в гитаре и не в кастаньетах, а в страсти и чувстве принадлежности к культуре, о которой мир до пришествия Росалии знал, по сути, только поверхностно.