«Томас Деманд, "Зеркало без памяти"», до 30 января в музее «Гараж»
Выставка для тех, кто заморочен на современной фотографии. Немецкий художник Томас Деманд — один из ключевых ее представителей. Тревожные мысли возникают, когда видишь его изображения: застывший аттракцион, инкубатор с растениями, опустевший номер Эдварда Сноудена… Что это: фиксация момента или конструирование вымышленной реальности? Блуждание по выставке превращается в попытку найти ответы и достроить куски недостающих образов.
Едва ли получится сделать это без знания метода Деманда. А он многоэтапный: 1) выбрать изображения из прессы или организовать техническую съемку; 2) воспроизвести эти сцены в реальном масштабе из картона и бумаги; 3) сфотографировать модели; 4) разрушить их; 5) выставить только снимки. Концептуальный и длительный процесс скрывается, казалось бы, за обычными фотографиями. Скульптуры на них созданы из картона, поэтому экспозиционные стены состоят из тонн сложенной в стопки бумаги. Это настолько точное попадание, что архитектурное решение получилось конгениальным творчеству художника.
«Современная графика из собрания Центра Помпиду. Дар Флоранс и Даниэля Герлен», до 30 января в Пушкинском музее
Тот редкий случай, когда в Москве можно посмотреть первоклассные произведения самого тонкого и многое говорящего об авторе вида искусства из графического кабинета Центра Помпиду. Выставка двойная: на ней одновременно представлено музейное собрание и коллекционерское. Блок работ на бумаге принадлежал французским коллекционерам Даниэлю и Флоранс Герлен, связанным с одноименным парфюмерным домом. Они собрали и подарили Центру произведения известнейших представителей мира современной графики, среди которых Кристиан Болтански, Марк Дион, Фабрис Ибрис, Кики Смит. Российские художники тут тоже есть, в их числе Павел Пепперштейн, Виктор Пивоваров** , Александр Пономарев. На выставке представлены не отдельные работы, а целые графические серии, образующие мини-экспозиции.
«Собаки долго (не) живут», до 30 января в галерее «Сцена»
Если окажетесь в «Рихтере», загляните в подвал и пройдитесь по комнатам, где расположились работы человека-собаки Олега Кулика. Годы идут, а художник все с тем же озорством, как в 1990-е, работает с прославленным им образом. До 30 января в «Сцене» — не только фотографические серии Кулика, но и скульптуры. С появления одной из них, кстати, родилась идея выставки. В галерею пришел коллекционер и оформил заказ на создание «Мальчика-дауна на "копейке"» от Кулика. Когда художник услышал название, отшатнулся и предложил спихнуть задание коллегам по цеху Анатолию Осмоловскому или Антону Николаеву. Но заказчик требовал исключительно Кулика. Тот шуткой ответил на шутку, вырезав в пику коллекционеру странный сюжет на доске. В результате все герои этой истории остались недовольны и решили сделать выставку одной работы, присобачив к ней более ранние вещи Кулика.
«За фасадом эпохи», до 7 февраля в «Галеев-Галерее»
Допустим, вы оказались на Патриках и не знаете, куда идти дальше: да чтобы не поесть, а просто что-то посмотреть. Заглядывайте в галерею Ильдара Галеева, где с завидной регулярностью собираются вдумчивые и изящные сюжеты. На этот раз — в сотрудничестве с Музеем архитектуры. Выставка «За фасадом эпохи» раскрывает судьбы московских художников 1920–1940-х, по которым катком прошлась история нашей страны. Кто-то погиб на войне, кого-то расстреляли, третьи пропали без вести. Не все они коренные москвичи, но именно столица объединила их. Обратите внимание на женский блок работ: многие художницы не получили профильного образования и не участвовали в официальной художественной жизни тех лет, но занимались искусством на высоком уровне.
DESIDERIUM, до 6 февраля в галерее PENNLAB