Обзоры, Образ жизни — 10 января 2022, 16:57

Таланты и поклонники. Рассказываем о дебютном романе Квентина Тарантино

В конце ноября издательство Individuum выпустило российский перевод «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, дебютного романа народного для отечественного зрителя кинорежиссера. Антон Фомочкин рассказывает о том, почему непременно стоит прочесть эту книгу.

Кинообразование самоучки из видеопроката, хлесткий язык лирических героев бульварного чтива, большая неподдельная любовь к каждому своему мало-мальски значимому персонажу (как к маленькому ребенку). Характерный слог, обилие гиперссылок, фанатичный неймдроппинг (от Мифунэ до Габена, от Осимы до Вигота) — имя автора, какую из глав не открой, угадывается с нескольких слов, даже в переводе. 

Если «Однажды... в Голливуде» в киноформате — это исполненная тоски по концу шестидесятых (когда «Золотой век» уже закончился, а «Новый Голливуд» только начинался) элегия, то «Однажды в Голливуде» на бумаге — контент умозрительный (именно что проделанный в уме). Вместе с фильмом одноименный роман образует и четвертое, и пятое, и десятое измерение, позволяя сказанию о тяготах заблудившегося среди своих несбывшихся карьерных мечт артиста Рика Далтона (Леонардо ДиКаприо) и его верного дублера-каскадера Клиффа Бута (Брэд Питт) стать интимным переживанием для зрителя-читателя сразу на нескольких уровнях воздействия. Не только увидев эту историю на экране, но и смоделировав ее недостающие части в своем сознании. 

Кадры из трейлера книги «Однажды... в Голливуде»
#INSERT_ARTICLE#

В главе про стычку-поединок Клиффа Бута и Брюса Ли (Майк Мо) на съемках «Зеленого шершня» Тарантино сравнивает последнего с Нуриевым. «Они умели зависать в воздухе так, как мало кто в истории. Они как будто плыли в воздухе, доделывали все то, что задумывали, и мягко опускались на землю только тогда, когда хотели». Квентин работает так же, без страха и упрека. Его полет — письмо, воздух — белый лист бумаги. Рассказывать истории так, как это делает Тарантино, и правда никто не может. Мертвые в его мирах счастливо здравствуют, негодяи бесславно погибают или всю жизнь носят на себе клеймо собственной подлости. Воля высшей справедливости (то есть автор) побеждает саму смерть, да так, словно иначе и быть не могло. 

Кадры из фильма «Однажды в… Голливуде»
#INSERT_ARTICLE#

Так что же скрывается за мягкой обложкой «Однажды в Голливуде»? Первый драфт сценария? Написанная с нуля новелла по мотивам? Ремикс? Переосмысление? Несколько глав подробно повторяют сцены фильма, но дьявол, как полагается, в деталях. Достаточно смены декораций, расширенного диалога, разночтений в мизансцене (Тарантино по привычке в каждом эпизоде подробно прописывает кто, где и на чем стоял), и кажется, что это эпизод из какой-то другой оперы. В фильме Рик встречался с продюсером-акулой Марвином Шварцем после пары-тройки коктейлей в баре, в романе — куда более трезвым и нервным в офисе голливудского воротилы. Обстановка задает контекст ситуации, пьян ты или чист, заикаешься или держишь себя в руках. 

Голливуд — не только Эдем, но и паноптикум лжецов всех мастей. Здесь принято улыбаться и не жаловаться на судьбу.

Кинозвезды могут быть добры и милы, а единственным грехом в их душе останется лишь здоровая зависть к более успешным коллегам. О том, что на самом деле тяготит их и мучит, не должен знать никто — кроме Квентина. На страницах романа он записывает внутренний голос Клифа, Рика, Шэрон (Марго Робби) и даже пана Полански (Рафаль Заверуха). Теперь читатель-зритель может наложить любой из этих подсознательных монологов на томящихся в кадре уязвимого Далтона, непосредственного Бута и неземной красоты нимфу Тейт, чтобы понять, что на самом деле гложет жителей фабрики грез в сладостно-наивную эпоху жанрового кино. 

В 2019-м Тарантино пошел в крестовый поход против несправедливости и зла. В его фильме хиппи-подростки вместо дома Полански наведывались к Далтону (живущему по соседству), где встретили отпор от ветерана войны Клифа Бута, его храброго питбуля Бренди и Рика с запылившимся в пристройке у бассейна огнеметом, когда-то доставшимся актеру на съемках «14 кулаков МакКласки». Шэрон Тейт и ее гости тем вечером остались живы (в отличие от того, как все обернулось в жизни). То, что впоследствии омрачило беззаботное и светлое десятилетие на голливудских холмах, не случилось, вечная сказка продолжилась. 

В бумажной версии «Однажды» Тарантино переписывает историю осторожнее, он останавливается за несколько месяцев до той злополучной ночи с 8 на 9 августа 1969 года. Роман практически лишен внешнего конфликта. Мэнсон появляется в нем лишь на пару сцен в роли обозлившегося на буржуазию неудачника с даром убеждения. Его «Семья» пока что бездействует и не прибегает к силе, совершая пробные вылазки в незапертые дома. Тучи сгущаются, но в уютных особняках тепло, а хиппи пусть мерзнут на улице — виноваты сами. Все сложности текста Тарантино — внутренние. Рик не может найти покоя и, суетясь, печется о своей фильмографии. Клифф с легким недоумением встречает новые времена и свою потенциальную бесхозность (уже не каскадер из-за скандалов, а в перспективе, скорее всего, больше не водитель-друг Далтона). Лишь Шэрон не думает о «сейчас». Она мечтает о славном будущем, и при соприкосновении с нашей действительностью это все такая же душераздирающая драма. 

Истина, как полагается, в кино, экранное искусство — спасение, отдушина и самый лучший друг. Все дороги ведут в кинозал: кого улыбаться с экрана, кого с удовольствием на него смотреть. Далтон постепенно понимает главное — как важно притворяться. То, что иные готовы делать бесплатно, приносит достаток и письма поклонников, о чем ему еще мечтать? Бут, стоит появиться свободной минуте, направляется в прохладный кинозал на сложные авторские картины (этому посвящена одна из самых увлекательных глав романа, где Клифф между делом обозначает свой топ-5 фильмов Акиры Куросавы), так как его огрубевшая на войне душа невольно ищет больших переживаний. Шэрон вступает в синергию с залом при просмотре «Аварийной команды» (где она появляется в одной из ролей), убеждаясь в собственном умении быть смешной. Все они ищут высший смысл в реальности вокруг себя, но находят его в грезах, запечатленных на пленке 16 мм. Воспеть кинематограф на печатных страницах романа, да так, чтобы каждая упоминаемая сцена (от «На последнем дыхании» до «Я любопытна — фильм в желтом») невольно возникала в памяти, подобно монтажной склейке — признак мастерства. 

Тарантино не сковывает литературная форма, он режиссирует, словно вальсирует.
#INSERT_ARTICLE#

Квентин трепетно переосмысляет шестидесятые, осторожно заглядывает в будущее (один из самых трогательных моментов романа — Рик болел за Мирабеллу, свою юную партнершу по вестерн-сериалу «Лансер», в каждой из ее будущих номинаций на премию «Оскар»), переводит взгляд с общего (в фильме) на частное (мысли и чувства своих героев). 

Каждая из версий «Однажды» дополняет другую. Медитативность фильма рифмуется с болтливостью романа. Флешбеки (от тайны смерти супруги Клиффа до биографии четвероногой Бренди), самодостаточные сценки из «Лансера», негласное противостояние на площадке с будущей звездой малого экрана Джеймсом Стейси (Тимоти Олифант). Нюансы, нюансы, нюансы. Метавселенная Тарантино полнится, побуждая воображение читателя представить встречу ветерана Второй Мировой Клиффа Бута и лейтенанта Альдо Рейна (снова Брэд Питт) из «Бесславных ублюдков». Автор бесшовно размещает портреты своих вымышленных героев в галерею настоящих легенд шестидесятых, и в их существование безропотно хочется верить. Верить искренне, подобно маленькому мальчишке, сбежавшему от забот детства в кинотеатр и тайком открывшему для себя всю силу «Большого побега» или «Ребенка Розмари». В «Однажды в Голливуде» Тарантино — что в книжной версии, что в экранной — постулирует: конец прекрасной эпохи не настанет, пока мы о ней вспоминаем

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 19:43, 21 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 21 ноября, 19:43
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих