Обзоры, Образ жизни — 10 января 2022, 16:57

Таланты и поклонники. Рассказываем о дебютном романе Квентина Тарантино

В конце ноября издательство Individuum выпустило российский перевод «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, дебютного романа народного для отечественного зрителя кинорежиссера. Антон Фомочкин рассказывает о том, почему непременно стоит прочесть эту книгу.

Кинообразование самоучки из видеопроката, хлесткий язык лирических героев бульварного чтива, большая неподдельная любовь к каждому своему мало-мальски значимому персонажу (как к маленькому ребенку). Характерный слог, обилие гиперссылок, фанатичный неймдроппинг (от Мифунэ до Габена, от Осимы до Вигота) — имя автора, какую из глав не открой, угадывается с нескольких слов, даже в переводе. 

Если «Однажды... в Голливуде» в киноформате — это исполненная тоски по концу шестидесятых (когда «Золотой век» уже закончился, а «Новый Голливуд» только начинался) элегия, то «Однажды в Голливуде» на бумаге — контент умозрительный (именно что проделанный в уме). Вместе с фильмом одноименный роман образует и четвертое, и пятое, и десятое измерение, позволяя сказанию о тяготах заблудившегося среди своих несбывшихся карьерных мечт артиста Рика Далтона (Леонардо ДиКаприо) и его верного дублера-каскадера Клиффа Бута (Брэд Питт) стать интимным переживанием для зрителя-читателя сразу на нескольких уровнях воздействия. Не только увидев эту историю на экране, но и смоделировав ее недостающие части в своем сознании. 

Кадры из трейлера книги «Однажды... в Голливуде»
#INSERT_ARTICLE#

В главе про стычку-поединок Клиффа Бута и Брюса Ли (Майк Мо) на съемках «Зеленого шершня» Тарантино сравнивает последнего с Нуриевым. «Они умели зависать в воздухе так, как мало кто в истории. Они как будто плыли в воздухе, доделывали все то, что задумывали, и мягко опускались на землю только тогда, когда хотели». Квентин работает так же, без страха и упрека. Его полет — письмо, воздух — белый лист бумаги. Рассказывать истории так, как это делает Тарантино, и правда никто не может. Мертвые в его мирах счастливо здравствуют, негодяи бесславно погибают или всю жизнь носят на себе клеймо собственной подлости. Воля высшей справедливости (то есть автор) побеждает саму смерть, да так, словно иначе и быть не могло. 

Кадры из фильма «Однажды в… Голливуде»
#INSERT_ARTICLE#

Так что же скрывается за мягкой обложкой «Однажды в Голливуде»? Первый драфт сценария? Написанная с нуля новелла по мотивам? Ремикс? Переосмысление? Несколько глав подробно повторяют сцены фильма, но дьявол, как полагается, в деталях. Достаточно смены декораций, расширенного диалога, разночтений в мизансцене (Тарантино по привычке в каждом эпизоде подробно прописывает кто, где и на чем стоял), и кажется, что это эпизод из какой-то другой оперы. В фильме Рик встречался с продюсером-акулой Марвином Шварцем после пары-тройки коктейлей в баре, в романе — куда более трезвым и нервным в офисе голливудского воротилы. Обстановка задает контекст ситуации, пьян ты или чист, заикаешься или держишь себя в руках. 

Голливуд — не только Эдем, но и паноптикум лжецов всех мастей. Здесь принято улыбаться и не жаловаться на судьбу.

Кинозвезды могут быть добры и милы, а единственным грехом в их душе останется лишь здоровая зависть к более успешным коллегам. О том, что на самом деле тяготит их и мучит, не должен знать никто — кроме Квентина. На страницах романа он записывает внутренний голос Клифа, Рика, Шэрон (Марго Робби) и даже пана Полански (Рафаль Заверуха). Теперь читатель-зритель может наложить любой из этих подсознательных монологов на томящихся в кадре уязвимого Далтона, непосредственного Бута и неземной красоты нимфу Тейт, чтобы понять, что на самом деле гложет жителей фабрики грез в сладостно-наивную эпоху жанрового кино. 

В 2019-м Тарантино пошел в крестовый поход против несправедливости и зла. В его фильме хиппи-подростки вместо дома Полански наведывались к Далтону (живущему по соседству), где встретили отпор от ветерана войны Клифа Бута, его храброго питбуля Бренди и Рика с запылившимся в пристройке у бассейна огнеметом, когда-то доставшимся актеру на съемках «14 кулаков МакКласки». Шэрон Тейт и ее гости тем вечером остались живы (в отличие от того, как все обернулось в жизни). То, что впоследствии омрачило беззаботное и светлое десятилетие на голливудских холмах, не случилось, вечная сказка продолжилась. 

В бумажной версии «Однажды» Тарантино переписывает историю осторожнее, он останавливается за несколько месяцев до той злополучной ночи с 8 на 9 августа 1969 года. Роман практически лишен внешнего конфликта. Мэнсон появляется в нем лишь на пару сцен в роли обозлившегося на буржуазию неудачника с даром убеждения. Его «Семья» пока что бездействует и не прибегает к силе, совершая пробные вылазки в незапертые дома. Тучи сгущаются, но в уютных особняках тепло, а хиппи пусть мерзнут на улице — виноваты сами. Все сложности текста Тарантино — внутренние. Рик не может найти покоя и, суетясь, печется о своей фильмографии. Клифф с легким недоумением встречает новые времена и свою потенциальную бесхозность (уже не каскадер из-за скандалов, а в перспективе, скорее всего, больше не водитель-друг Далтона). Лишь Шэрон не думает о «сейчас». Она мечтает о славном будущем, и при соприкосновении с нашей действительностью это все такая же душераздирающая драма. 

Истина, как полагается, в кино, экранное искусство — спасение, отдушина и самый лучший друг. Все дороги ведут в кинозал: кого улыбаться с экрана, кого с удовольствием на него смотреть. Далтон постепенно понимает главное — как важно притворяться. То, что иные готовы делать бесплатно, приносит достаток и письма поклонников, о чем ему еще мечтать? Бут, стоит появиться свободной минуте, направляется в прохладный кинозал на сложные авторские картины (этому посвящена одна из самых увлекательных глав романа, где Клифф между делом обозначает свой топ-5 фильмов Акиры Куросавы), так как его огрубевшая на войне душа невольно ищет больших переживаний. Шэрон вступает в синергию с залом при просмотре «Аварийной команды» (где она появляется в одной из ролей), убеждаясь в собственном умении быть смешной. Все они ищут высший смысл в реальности вокруг себя, но находят его в грезах, запечатленных на пленке 16 мм. Воспеть кинематограф на печатных страницах романа, да так, чтобы каждая упоминаемая сцена (от «На последнем дыхании» до «Я любопытна — фильм в желтом») невольно возникала в памяти, подобно монтажной склейке — признак мастерства. 

Тарантино не сковывает литературная форма, он режиссирует, словно вальсирует.
#INSERT_ARTICLE#

Квентин трепетно переосмысляет шестидесятые, осторожно заглядывает в будущее (один из самых трогательных моментов романа — Рик болел за Мирабеллу, свою юную партнершу по вестерн-сериалу «Лансер», в каждой из ее будущих номинаций на премию «Оскар»), переводит взгляд с общего (в фильме) на частное (мысли и чувства своих героев). 

Каждая из версий «Однажды» дополняет другую. Медитативность фильма рифмуется с болтливостью романа. Флешбеки (от тайны смерти супруги Клиффа до биографии четвероногой Бренди), самодостаточные сценки из «Лансера», негласное противостояние на площадке с будущей звездой малого экрана Джеймсом Стейси (Тимоти Олифант). Нюансы, нюансы, нюансы. Метавселенная Тарантино полнится, побуждая воображение читателя представить встречу ветерана Второй Мировой Клиффа Бута и лейтенанта Альдо Рейна (снова Брэд Питт) из «Бесславных ублюдков». Автор бесшовно размещает портреты своих вымышленных героев в галерею настоящих легенд шестидесятых, и в их существование безропотно хочется верить. Верить искренне, подобно маленькому мальчишке, сбежавшему от забот детства в кинотеатр и тайком открывшему для себя всю силу «Большого побега» или «Ребенка Розмари». В «Однажды в Голливуде» Тарантино — что в книжной версии, что в экранной — постулирует: конец прекрасной эпохи не настанет, пока мы о ней вспоминаем

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Образ жизни — 19:00, 2 апреля 2025
«Не попробуешь — не попробуешь» и другие цитаты Арсения Попова
Новости, Новости — 2 апреля, 19:00
«Пикник "Афиши"» пройдет в Москве и Санкт-Петербурге
Новости, Новости — 1 марта, 11:00
Вышел новый исторический сериал про императора Павла I
Новости, Новости — 2 апреля, 17:30
Верните мой 2007-й: ARUSTAMOV снял ситком в качестве промо к релизу «Кроме тебя»
Новости, Новости — 2 апреля, 16:00
Объявлен каст фильмов Сэма Мендеса о группе The Beatles
Новости, Новости — 2 апреля, 14:00
Сиквел «Короля и Шута» выйдет в начале 2026 года
Новости, Новости — 2 апреля, 12:00
Мэрил Стрип может озвучить льва Аслана в новых «Хрониках Нарнии»
Новости, Новости — 1 апреля, 15:50
Майки Мэдисон сыграет в экранизации Resident Evil. Но это не точно
Новости, Новости — 1 апреля, 13:42
Apple разрабатывает «виртуального врача» для iOS 19
Новости — 1 апреля, 11:59
No sleep, bus, club, another club: 5 легендарных клубов 90-х глазами участников. Отрывок из книги «Made in Dance 1991–1999» Олега Цодикова
Новости, Новости — 1 апреля, 11:15
марбл играет в «было или не было?» в новом сингле
Новости, Новости — 31 марта, 19:00
«Кинопоиск» и Николай Редькин выпустили видеоэссе о Микаэле Таривердиеве
Новости, Новости — 31 марта, 17:30
Новые герои на кадрах из 4-го сезона «Бриджертонов»
Новости, Новости — 31 марта, 14:40
Брэд Питт снимется в новом фильме Дэвида Финчера
Новости, Новости — 31 марта, 12:25
Comic Con & «ИгроМир» вернутся в 2025 году
Новости — 29 марта, 10:41
Этой планете я ставлю ноль. Аньес Варда и ее «Счастье»
Новости, Новости — 28 марта, 19:15
«А что, нельзя быть нормальным человеком?»: Юра Борисов и Даниил Воробьев в новом тизере «Урока»
Новости, Новости — 28 марта, 18:00
Леонардо ДиКаприо в трейлере «Битвы за битвой» — нового фильма Пола Томаса Андерсона
Новости, Новости — 28 марта, 16:00
Любовь и страсть: «СТОУНД» и «Базар» выпустили фит «Анжела»
Новости, Новости — 28 марта, 14:00
Новые локации и арт-программа: анонсирован фестиваль Outline 2025
Новости, Новости — 28 марта, 10:34
Марк Эйдельштейн подписал контракт с крупным американским агентством
Образ жизни — 27 марта, 19:57
Миногарова в кроше, Дина Саева в розах и офискор всех мастей. Итоги IV Московской недели моды
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 27 марта, 17:04
ICEGERGERT решает вопросы в клипе на трек «Зайти выйти»
Новости, Новости — 27 марта, 15:12
Группа «Второй Ка» врывается в брейкбит на новом шортплее PO GUBE
Новости, Новости — 27 марта, 11:27
Поп-опера и необычный визуал: Майли Сайрус выпустила трейлер к альбому Something Beautiful
Новости, Новости — 26 марта, 19:00
Новые герои и старое проклятие: вышел трейлер нового «Пункта назначения»
Новости, Новости — 26 марта, 17:45
«Ты меня никогда не поймешь»: Beautiful Boys записали сингл «Сломанная игрушка» вместе с Лолитой
Новости, Новости — 26 марта, 16:32
Apple анонсировала WWDC. Конференция пройдет в июне
Новости, Новости — 26 марта, 14:03
Новые приключения ушастого зверька в трейлере «Чебурашки 2»
Новости, Новости — 25 марта, 16:00
The Hatters выпустили «Важно» — новый сингл, посвященный женщинам
Новости, Новости — 25 марта, 13:55
Денис Шведов в трейлере спортивной драмы «Финал»
Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки
5.1
Капитан Америка: Дивный новый мир
5.1
Обезьяна
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
5
Пророк. История Александра Пушкина
9
Приключения Паддингтона 3
8
Претенденты