Цифровая реальность просочилась во все аспекты нашей жизни: искусство и технологии взаимно проникают друг в друга, а научные открытия служат вдохновением для художественных инсталляций.
SRSLY и «Лаборатория Касперского» расскажут, как ученые и технологи вместе с художниками стараются преобразить наш мир.
Выставка New Elements («Новые элементы». — Пер. SRSLY), организованная фондом Laboratoria Art&Science («Лаборатория науки и искусства». — Пер. SRSLY) в партнерстве с «Лабораторией Касперского», раскрывает тему взаимоотношений художников и современных технологий. Там можно увидеть, как водоросли пишут программный код, а жидкий металл рисует картины. New Elements проходит в Новой Третьяковке (возрастное ограничение 16+).
Рассказываем о трех инсталляциях выставки, в которых наука сочетается с искусством: черно-белой Printed Matter(s), состоящей из множества колбочек Poem и поразительной ooze.
Аргентинский художник Томас Сарасено выбрал в качестве материала для своей инсталляции Printed Matter(s) («Печатные материалы». — Пер. SRSLY) мелкодисперсные частицы черного углерода размером до 2,5 микрона, выделенные из воздуха Мумбаи — одного из самых густонаселенных и загрязненных городов мира. Томас использовал эти отравляющие атмосферу частицы, чтобы напечатать фотографии космической пыли из каталога NASA. Художник обращает внимание зрителя, что эта пыль, как и частицы углерода, касается каждого из нас и влияет на нашу жизнь, на все человечество, даже если мы не замечаем этого влияния. Сарасено грезит о новом времени, эпохе аэроцена, в которой не будет место загрязнению окружающей среды, а соперничество и капитализм не будут отравлять общество.
Томаса беспокоят 40 тонн космической пыли, каждый год оседающие на Землю, и он хочет рассказать об этом людям.
В центре выставочного пространства New Elements располагается биохимическая инсталляция Poem («Поэма». — Пер. SRSLY) австрийского медиахудожника Томаса Фойерштайна. Любой желающий может подойти к сложной конструкции из колб и трубок, напоминающей лабораторию Уолтера Уайта, и сказать несколько слов в ледяной микрофон. Выдыхаемый при этом воздух поступает в творение Фойерштайна и, проходя через несколько трансформаций, превращается в спирт. Тем самым художник показывает, как неорганические молекулы превращаются в органические, иллюстрируя одну из теорий появления жизни на Земле.
По замыслу художника, чем больше люди будут говорить об искусстве на выставке, тем больше спирта произведет машина. Наверное, у каждого из нас в жизни был момент, когда мы сболтнули лишнего и потом пожалели об этом. В эпоху социальных сетей реальную опасность стал представлять овершеринг. Рассказывая недавнему знакомому о том, как звали вашего первого питомца, на какой улице вы выросли и какова была девичья фамилия вашей матери, стоит задуматься, не является ли эта информация ответом на секретные вопросы для восстановления пароля к вашему профилю на каком-либо ресурсе. Мы порой любим похвастаться в соцсетях новым гаджетом или предстоящим отпуском, не осознавая, что тем самым фактически приглашаем домушников нанести визит.
Томас Фойерштайн своей работой хотел напомнить нам, что границы человеческого тела размыты, и посредством дыхания и излучаемого тепла они сливаются с окружающим пространством. «Лаборатория Касперского» напоминает, что границы нашего цифрового тела также могут быть значительно размыты, если мы не будем отдавать себе отчет в том, с кем и как мы делимся информацией о себе, и где эта информация может оседать.
Аудиовизуальная биотехнологическая инсталляция немецкой художницы Терезы Шуберт ooze («Тина». — Пер. SRSLY), созданная специально для выставки в сотрудничестве с «Лабораторией Касперского», существует не только на стыке между наукой и искусством, но и на границе мира живой природы и пространства созданных человеком технологий. При участии технологических экспертов Шуберт построила три стеклянные колбы-биореакторы, населенные водорослями. Живущие в этих биореакторах микроорганизмы служат своего рода генераторами случайных чисел. В зависимости от сгенерированного бактериями в режиме реального времени программного кода на стены проецируются изображения серверных комнат или леса. Более того: посетители выставки New Elements самим фактом своего присутствия влияют на работу биореакторов. Каждым своим выдохом они насыщают атмосферу углекислым газом, который поглощают водоросли. При желании любой гость выставки может посветить фонариком своего телефона на колбу и тем самым запустить более активные процессы фотосинтеза, а значит — повлиять на код.
— Технологии и природа неотделимы друг от друга и во многом они действуют по одним и тем же законам. Цифровые данные не являются чем-то абстрактным, природа записывает абсолютно все, даже если мы этого не видим сразу, — пояснил смысл инсталляции принимавший непосредственное участие в работе над ней Александр Гостев, главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского».
— Взаимодействуя с инсталляцией, посетитель выставки может непосредственно увидеть свой цифровой след — увидеть, как «природа» отразила данные, которые сгенерировал человек, хотя, на первый взгляд, он просто посветил фонариком. Глобальный прикладной вывод — информация и данные не абстрактны и имеют свое выражение в материальном мире. Значит, и относиться к ним нужно соответствующим образом — помнить, что они никуда не исчезают, их нужно оберегать, обращать внимание на то, какие цифровые следы мы оставляем.
Создание такой инсталляции, как ooze, — трудоемкий, ресурсоемкий и наукоемкий процесс. На ее примере хорошо видно, что современное технологическое искусство трансдисциплинарно — оно расширяет границы искусства, опираясь на научные концепции и методики, и при этом позволяет технологам под иным углом взглянуть на знакомые проблемы, увидеть новые способы применения известных технологий. Подобный поиск новых научно-художественных практик требует технологической экспертизы и технологической достоверности, поэтому самые яркие и масштабные проекты в этой области искусства возникают именно в результате коллаборации, сотворчества технологических компаний и художников с уникальным видением мира.
«Лаборатория Касперского» не первый год сотрудничает с талантливыми творцами фонда Laboratoria Art&Science, и это взаимодействие полезно всем сторонам. Художники получают новые инструменты и экспертные консультации, технологи — новые идеи для своей работы и возможность диалога с широкой аудиторией через искусство, обсуждения современных вызовов. А больше всех от этого сотрудничества выигрываем мы с вами — мы получаем новые впечатления, ценный чувственный и интеллектуальный опыт, а также напоминание о необходимости прокачивать свою цифровую грамотность и заботиться о собственной кибербезопасности.