Интервью — 19 декабря 2021, 08:47

«Мне хотелось, чтобы это видео раздражало». Интервью с Александром Цоем о концерте группы «Кино»

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
19 декабря в Music Media Dome пройдет фестиваль «Вершина рока». В один вечер на сцену поднимутся две легендарные петербургские группы — «Кино» и «ДДТ». Первая покажет свою мультимедийную программу, в которой отреставрированный голос Виктора Цоя сосуществует с живой игрой музыкантов, феноменальными видеорядами и световыми эффектами. Не в последнюю очередь благодаря работе специалистов по концертному видео и художников по свету программа группы «Кино» стала одним из самых ярких явлений 2021 года в отечественной музыкальной индустрии. Программа, изначально именовавшаяся «Кино 2020» и в этом году добравшаяся наконец до сцены, — шоу мирового уровня. О том, как создавалась его визуальная часть, Борис Барабанов поговорил с продюсером проекта — Александром Цоем, сыном Виктора Цоя.

Саша, с чего началась работа над визуальной составляющей шоу «Кино 2020»? Помню, вы сразу говорили, что не хотите использовать голограмму из-за несовершенности этой технологии. Но за последние годы появились неплохие примеры — в частности, Kizaru и Big Baby Tape. Вы не жалеете о том, что голограмма в итоге все же не была использована? 

Все началось с написания множества концепций, сценариев, презентаций, поиска референсов, обсуждения, правок, тестовых визуализаций — короче говоря, это была совершенно обычная современная работа над видео. Потом еще был огромный процесс сбора и оцифровки архивов, картин, видео, фото. Я совершенно не жалею о голограмме. Не использовать ее было творческим решением. Во-первых, даже вот этот удачный пример, который вы привели, выглядит довольно кисло, на мой личный вкус. Во-вторых, голограмма сразу как будто превращает все происходящее в какой-то цирковой трюк, магический фокус, спецэффект. Мы же все-таки за художественные высказывания.

Из каких составных частей в итоге были собраны видеоряды для песен «Кино»? Как я понимаю, это советская кинохроника, фото- и видеоматериалы из архивов группы, графические работы Виктора Цоя, а что еще?

Много внимания было уделено обработке этих материалов: анимации, реставрации, оживлению фотографий. Ну и кучу всего мы просто нарисовали с нуля: современную компьютерную графику и анимацию в разных стилистиках, причем хронометраж там идет на часы.

Музыканты группы «Кино»
#INSERT_ARTICLE#

Видеосопровождение песни «Ночь» напоминает «Начало» Кристофера Нолана. Это случайность?

Вы имеете в виду песню «Спокойная ночь»? Да, фильм Inception был одним из наших референсов, но не единственным. Похожий эффект был, например, в «Докторе Стрэндже» и еще много где. Это моя идея, что прогулка персонажа по городу должна была закончиться каким-то метафизическим катарсисом.

Какой из визуалов оказался самым сложным в производстве? 

Трудно выделить что-то одно. В плане чистого объема работы — наверное, как раз «Спокойная ночь» и еще «Перемен». «Спокойная ночь» — это буквально мультик, и производственный цикл был как у мультика. Первую версию анимации персонажа пришлось полностью отвергнуть и переделать с нуля. Для «Перемен» мы сразу придумали смелое и очень сложное решение — там и 3D-графика, и анимированная текстура из текста песни, и performance capture. Потом тонкая настройка всяких нюансов анимации, света и рендера. Была долгая и трудная работа, но я очень доволен результатом. И мне нравится, что он не вызывает у всех однозначно позитивные чувства. Мне хотелось, чтобы это видео людей немного раздражало, задевало за живое.

Назовите, пожалуйста, художников, создававших образы специально для этой программы. Кто и что рисовал?

Я, к сожалению или к счастью, не знаю их имен — между мной и художниками были Даня Сальхов и Кирилл Фролов из Firecat Films, они отвечали за всю коммуникацию с производством. И справились блестяще. Я им очень благодарен, потому что у меня хватает забот.


Как и кто занимался синхронизацией видеоизображения и света? Ощущение «видео, продолжающегося за пределами экрана» — чья это была разработка, чья задумка? 

Весь свет — заслуга нашего художника по свету Марины Лариковой. У нас с ней состоялась буквально одна встреча, мы нашли точки соприкосновения, согласовали концепцию, а дальше она самостоятельно отталкивалась от видео и придумывала световую постановку. Марина — мастер своего дела, и у нее все сразу получилось круто.

Группа «Кино» выпустила несколько видео с репетиций программы, и в них очевиден акцент на музыку. А мне хотелось бы отдельно поговорить о том, как музыканты репетировали номера, в которых их живое присутствие синхронизируется с видео. Много ли репетиций потребовалось для того, чтобы в некоторых моментах на экране Виктор Цой был одного роста и в одном световом решении с коллегами по группе?

Честно говоря, конкретно этот эффект — практически случайность. Цветопередача камер, через которые идет трансляция видео на экран, свет в каждый конкретный момент, физический размер экрана в каждом зале — сочетание этих факторов на дистанции в годы, которые занимает разработка такого шоу, предсказать практически невозможно. Видимо, нам помогли заведомо верная концепция шоу, профессионализм всех участников и магия музыки группы «Кино».

#INSERT_ARTICLE#

Планируется ли какая-то отдельная работа с видеорядами и графикой из этой концертной программы? Может быть, они выложены в соцсетях? Или выйдут отдельным «бумажным» альбомом?

Съемку концерта можно посмотреть на платформе Okko, а контент для просмотра отдельно от концерта просто не предназначен.

Можно ли сказать несколько слов о выставке «Виктор Цой. Путь героя», которая открывается в январе в «Манеже»? Относится ли она к той же вселенной, что и концерты «Кино»? Или это отдельный проект?

Выставкой все-таки занимаются другие люди. Это компания Planet 9: Александр Кармаев и Агния Стерлигова — они очень крутые. Группа поделилась своими архивами и вовлечена в ту часть выставки, которая, собственно, посвящена «Кино» и личному окружению. Я тоже участвую в этом проекте и придумал для него пару интересных решений. Так что выставка и концертная программа в основном связаны через меня и через мое желание делать самые крутые проекты про отца только с самыми лучшими людьми.    

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Музыка — 17:30, 19 мая 2025
Flo Rida, Лагутенко, The Rasmus: большие артисты на «Евровидении»
Новости, Новости — 19 мая, 17:30
Майкл Джей Фокс сыграет в 3-м сезоне «Терапии»
Новости, Новости — 5 мая, 13:46
Петля времени, мечты о Москве и путь к себе: на PREMIER вышла фантастическая комедия «Один хороший день»
Кино — 19 мая, 17:20
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «Эддингтон», «Амрум», «Левша», «Звук падения»
Новости, Новости — 19 мая, 15:16
Фильм «Злая» превратят в музыкальное телешоу с Арианой Гранде и Синтией Эриво 
Новости, Новости — 19 мая, 12:01
Asenssia представила «Метеор» — свой первый сольный альбом
Новости, Новости — 16 мая, 15:40
Saint City Lovers, DJ Stonik1917 и i61: фестиваль «Планета K-30» анонсировал вторую волну исполнителей и локацию ивента
Новости, Новости — 16 мая, 14:08
«Снова на одной волне»: «Питер FM» выйдет в повторный прокат
Музыка — 16 мая, 11:40
Вся музыка важна. Гид по «BandLink ШоуКейс фестивалю»
Новости, Новости — 15 мая, 17:30
Apple разрабатывает технологию для управления iPhone силой мысли
Новости, Новости — 15 мая, 15:30
Фанни Ардан и Луи Гаррель сыграют в новом фильме Кирилла Серебренникова
Новости, Новости — 15 мая, 13:55
Новые персонажи и сказочный Питер в трейлере 2-го сезона «Волшебного участка»
Кино — 15 мая, 13:37
По следам 47-го Московского кинофестиваля: «Туда», «Эвакуация», «Старуха с ножом»
Новости, Новости — 15 мая, 11:40
Okko выпустит документалку о Паше Технике
Новости, Новости — 14 мая, 17:30
Онлайн-кинотеатр PREMIER запускает киноклуб
Новости, Новости — 14 мая, 16:00
Feduk, Дора и ICEGERGERT: «Пари Фест» в Нижнем Новгороде объявил первых артистов
Интервью — 14 мая, 15:06
На пару слов: интервью с Amirchik о любви и не только
Новости, Новости — 14 мая, 13:27
MONA написала саундтрек к аудиосериалу «Ониксовый шторм»
Музыка — 13 мая, 20:28
Волна нереального свэга. 13 вопросов Мэйби Бэйби
Новости, Новости — 13 мая, 17:30
Александр Хант поставит сериал «Фурия» по комиксам Bubble Comics
Новости, Новости — 13 мая, 16:00
Kid Cudi снимет свой первый фильм и исполнит в нем главную роль
Новости, Новости — 13 мая, 13:24
Новый маньяк и новые жертвы в трейлере 2-го сезона «Фишера»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 13 мая, 11:03
У фильма «Красный шелк» будет сиквел
Новости, Новости — 12 мая, 16:50
Майки Мэдисон сыграет в «Рептилии» — новом триллере с Кирстен Данст
Новости, Новости — 12 мая, 14:39
Стало известно, когда начнутся съемки перезапуска «Горца» с Генри Кавиллом
Образ жизни — 12 мая, 14:04
Что бы послушать? «Суперсилы», «Человек уязвимый», «Мужик, соберись!» и другие новые подкасты
Интервью — 10 мая, 13:05
«Я не мог объяснить людям просто через музыку, кто я такой». Большое интервью SRSLY с Федей BOOKER. Часть 1
Новости, Новости — 10 мая, 12:00
Алекс Гарленд станет режиссером фильма по игре Elden Ring
Новости, Новости — 9 мая, 16:00
Мэтт Ривз ушел с поста режиссера «Бэтмена 2»
Новости, Новости — 9 мая, 14:14
На «Золотом глобусе» начнут награждать лучшие подкасты
Новости, Новости — 9 мая, 12:00
Baidu разрабатывает ИИ-переводчик с языка животных на человеческий
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы