В начале декабря Леонид Парфенов поделился новостями своего исторического проекта, объявив в инстаграме* , что выпуску «НМДНИ» о 2021-м быть, причем уже в этом году. Предположительно, эпизод появится на ютьюб-канале Parfenon 27 числа. Пока же в самом разгаре находится сезон о 1920-х годах. Так, сегодня состоялась премьера серии, освещающей события 1926 года.
Людям, покинувшим родину и уехавшим за границу, покой по-прежнему только снился. Выходцы из России, закончившие гражданскую войну в СССР, продолжили баталии друг с другом за рубежом. В 1926 году в Париже бывший красный анархист Самуил Шварцбурд застрелил бывшего правителя Украины Симона Петлюру. Скрываться он не стал и сразу после преступления сдался полиции, сказав, что казнил убийцу. В суде за обвиняемого заступились Альберт Эйнштейн, Ромен Роллан, Анри Барбюс, Максим Горький и Марк Шагал. Шварцбурда в итоге оправдали, так как в процессе разбирательств выяснилось, что при правлении Петлюры в Украине гибли евреи.
В СССР в это время большое внимание уделялось культурному развитию общества: была снята первая экранизация знаменитого романа Максима Горького «Мать». Эту книгу, написанную после первой русской революции, прозвали основоположницей социалистического реализма. Фильм же заложил основу особого жанра в советском кинематографе — киноромана. Главные роли в картине сыграли Вера Барановская (Пелагея Ниловна) и Николай Баталов (Павел Власов). Сценаристом выступил Натан Зархи, а срежиссировал фильм Всеволод Пудовкин.
После публикации Михаилом Булгаковым первых глав «Белой гвардии» «Московский художественный театр» заказ автору пьесу по роману. Так как такое антисоветское название на афиши ставить было нельзя, постановку озаглавили более нейтрально — «Дни Турбиных». Турбины — семья царского полковника, живущая в дни гражданской войны, когда Киев занимают сначала белые, потом Петлюра, а после — красные. Постановка получилась успешной и стала самым знаменитым спектаклем своего времени.
В 1926 году в печать начинает выходить журнал «Советское фото», целевую аудиторию которого составляют профессионалы и продвинутые любители. Фотодело оказывается в Советском Союзе на подъеме именно в 1920-х: эта эпоха считается его самым интересных периодом. Главными стилями, в котором тогда работали фотографы, были сочетание репортажа с агиткой, контраст света и тени, игра с ракурсом и плакатность.
В 1926-м также случилась первая в истории СССР всесоюзная перепись населения. В Советском Союзе такой учет граждан проводили семь раз. В этом же году в Ленинграде основали самый узнаваемый памятник Ленину. Важнейшим событием середины 1920-х стал приезд в страну голливудских звезд — Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса.