Развернуть Свернуть
Интервью — 30 апреля 2020, 12:33

«Фильтры, излишняя техничность, эстетство — все это вызывает у меня внутренний протест». Интервью с Тиной Кузнецовой из Zventa Sventana

Zventa Sventana — современный российский коллектив, состоящий из Тины Кузнецовой (солистка, аранжировщица) и экс-участника группы «Гости из будущего», продюсера Юрия Усачева. В своей музыке они сочетают традицию русской народной песни и танцевальную электронику. Мы поговорили с Тиной Кузнецовой о том, как делать качественную музыку вопреки трендам, отсутствию интереса к фолку и каково это — быть «гостем из будущего» в индустрии.

Начну с того, что я ваш фанат и мне лично кажется, что эта музыка заслуживает аудиторию гораздо большую, нежели любители условной «фолк-музыки». 

Я тоже так считаю. Мы вообще не из слоя фолк-музыки. К тому же я не люблю причисления к какому-либо жанру. 

Ваше детство прошло в Казани. Это как-то повлияло на формирование ваших музыкальных вкусов? 

Мое детство и учеба пришлись на мою малую родину, Казань. Первую, крепкую базу я получила именно там. В Татарстане очень хорошее классическое музыкальное образование. Но все, что касается современного музыкального образования, конечно, проседает — мне кажется, это большая проблема всей России. Так что пока есть крепкое классическое, нужно его «хапать». Что касается старинной музыки — в этом Казань не сильна. 

Жаль, ведь казалось бы — тюркская культура, такая самобытная музыкальная традиция. 

Когда я бываю в других странах, я очень люблю поискать что-нибудь аутентичное. Смотрю местные каналы, в том числе документальные, музыкальные. Всегда прочесываю локальные радиостанции.

 

#INSERT_ARTICLE#

А где были самые яркие открытия? 

Азия. Ближний Восток. Там всегда что-то интересное попадается. Недавно мне пришлось переслушать много албанского фольклора, для меня это было большое открытие. Сумасшедшая традиция, музыкальные лады, просто потрясающе! Где-то это крепко сидит и осталось — это замечательно, а где-то, как говорится, «что имеем, не храним»… 

Потерявши, плачем. 

Да. А может, и нет. Мне кажется, Россия вот вообще не плачет. 

Ну вы вот хотя бы частично восстанавливаете эту историческую несправедливость. 

Я очень переживаю за то, что Россия, как и многие другие страны, стала безликой, вторичной. Это большая проблема российского шоу-бизнеса. 

А то, как Украина с этим справляется, вам нравится? 

У Украины есть очень хорошая негласная установка. 

На свое. 

Да, как она была пятьдесят, сто лет назад, так и осталась. Установка на самоидентификацию. Они тщательно оберегают все, что у них есть, — все эти косоворотки, сало и так далее. 

Ну, я про музыку говорю. 

В музыке то же самое. В видеоряде клипов, в частности. Есть негласная установка — давайте подтягивать все прогрессивное, креативное, все национальное и будем это делать с большим вкусом. Нашей стране этого не хватает. 

Наверное, у нас все ждут директивы сверху. А в Украине есть, например, Алина Паш, которая решила сделать родное Закарпатье great again. 

Это и есть настоящий фольклор, ведь фольклор должен обязательно жить. Это прямое настоящее. Если это что-то музейное, покрытое пылью, никому неинтересно. Традиция должна быть живой. Я считаю, что это трагедия, когда у нас садятся и начинают по капле выжимать из себя трек. «Про что сделать трек? Для какой аудитории?» — это точно не про музыку. Главное понятие в сонграйтинге — референс: как у кого, примерно как у кого. Музыка идет не от сердца, а как будто под копирку. 

Но зато «редко, но метко» появляются такие проекты, как ваш. 

Наш проект давно уже есть, просто когда-то он прекращал существовать. Сейчас мы — как и тогда, десять лет назад, — опережаем время. Первый альбом до сих пор актуален в своей нише world music. Он не был записан на острие какой-то моды или тенденции. Так и сейчас мы опережаем потребности, хотя не делаем чего-то сверхъестественного. У нас простая задача — сделать максимально хорошо. 

А как вы обычно работаете над треком? 

У нас (с Юрием Усачевым) разделен процесс. Обычно я отбираю музыку, переслушиваю колоссальное количество материала. Я работаю первично с формой и с рамками. Короче говоря, приношу ему слова, музыку, настроение. Дальше мы можем по форме как-то двигать ее, а Юра уже доводит это до конечного результата. В этом смысле я, может быть, иногда даже слишком расслаблена, потому что привыкла, что Юра на острие саунда, знаний, что он плохо не сделает. Я вот, например, ленюсь осваивать Ableton. 

 

#INSERT_ARTICLE#

Я видела, что он работает в трех интерфейсах сразу. Waveforum снимал про него сюжет. 

Да, я вообще создаю музыку в Logic, он потом переносит все это в Ableton, а сводит в Pro Tools, потому что Ableton сжирает звук. Там хорошо креативить, но сводить лучше в других программах. 

А расскажите, пожалуйста, про новый альбом, который скоро выйдет. Он отличается от предыдущего в плане саунда? 

Он опять же идет вперед. Я не могу сказать, как он именно концептуально отличается от предыдущего — там очень разные песни. Вообще, мы не ориентируемся на тренды, а просто делаем, что хотим. Понимаете, произошел колоссальный разрыв, за последние 100 лет народная песня была предана забвению. Люди считают, что это асексуально, немодно, что это что-то такое анахроничное. 

Да, просто официальный патриотизм, спонсируемый государством, у нас слабо связан с настоящей традицией. 

Для меня вообще патриотизм — это любовь к деятелям искусства своей страны. Интересно, что настоящее понимание этого приходит с возрастом. То есть не когда ты видишь все эти березки на вклейке школьного учебника, а сейчас. Когда я смотрю на «Грачи прилетели» Саврасова, для меня это такая любовь! Удивительно, что он рисовал эту раннюю отвратительную слякоть и видел в этом зарождающееся пробуждение. Это гениальное предчувствие, но школьник в этом, конечно, ничего, кроме отвращения, не увидит. Я недавно узнала, что Саврасов написал эту картину после того, как он потерял новорожденного ребенка. То есть для него это была еще и личная надежда на что-то новое. 

В общем, патриотизм — это любовь к искусству, к нашей потрясающей культуре, к тем людям, которые, несмотря на внешние проблемы, проецировали безумный креатив, создавший колоссальный резонанс во всем мире. Я безумно горда, что мы дали миру русский авангард. Или вспомнить короткую, но ярчайшую эпоху в виде Дягилевских сезонов и того мощного театрального тренда, который пришел из нашей страны. 

А вот когда вы совершали поездки по деревням, вы почувствовали там этот «русский дух»? 

В носителях деревенской культуры этот дух есть, особенно в пожилых женщинах, старых крестьянках. Мы уже, конечно, не те и той жизни, которую они прожили и продолжают жить, не сдюжим. Это все чувствуется и через музыку: старинная обрядовая песня — мощная по энергии, по своему заряду, она над бытом, над физическим комфортом. А еще люди там не врут. Говорят все как на духу. Это удивительно, конечно. 

#INSERT_ARTICLE#

А какие-то европейские фестивали вас приглашали в этом году? Sziget, например. 

Вы знаете, с этим все сложнее. Пока мы не можем прорвать эту платину. 

В каком плане сложнее? Промоутеры не заинтересованы? 

Я не знаю, в чем причина, потому что Tallinn Fest, например, на нашу заявку ответил отказом. 

Что-то подсказывает, что дело не в качестве вашего материала, а в каких-то других причинах. 

Вот это однозначно. Мне безумно хочется исполнять новые песни, но я никогда не форсирую творческий процесс. Работа с музыкальным материалом — это тонкое дело. Лучше мы будем работать медленнее, но качественнее, а не сделать тяп-ляп и скрепить яичком. Я считаю, что наш проект уникален. На самом деле, я, когда слушаю и смотрю ролики каких-то отечественных андеграундных проектов, понимаю, какая это была великая эпоха. Для меня это совершенно очевидно, но для всего мира пока в новинку. Я имею в виду то, что делали «Звуки Му», что делал Владимир Чекасин, что делали музыканты 1970-1980-х. 

А вы росли на этой музыке?

Нет, я ее уже не застала. 

Но и угар конца 1980-1990-х, слава богу, прошел мимо вас. 

Меня это не коснулось. Когда я была на каких-то школьных елках, для меня это все было каким-то сюром. 

В смысле сам ритуал? 

Ну да, все эти дискотеки. Я много раз рассказывала, что у нас дома не было культа телевизора. Мои родители люто ненавидели совок, поэтому это автоматически не заливалось в наши уши. 

… и сердца.

Да-да. Но при этом мне никто ничего никогда не запрещал. Я не обижена на них за то, что мне запрещали слушать популярную музыку. 

Вы признаны главным музыкантом 2019 года по версии MTV Россия. Эти награды как-то вам помогают, кстати? 

Это было очень приятно! Для меня это, конечно, была неожиданность. А в чем они могут помочь? Я не очень понимаю. 

Ну, это паблисити. 

Я не хочу показаться пессимистичной, но, когда я прочла рецензии о нашем первом альбоме, они меня удивили. Я поняла, что люди настолько не утруждают себя каким-то осведомлением и усилием для адекватного понимания музыки… Везде я видела сравнения в духе «славянский рейв», «славянский хаус».  

#INSERT_ARTICLE#

Вас сложно и не нужно категоризировать, но журналист фактически вынужден упрощать, чтобы выполнить свою просветительскую функцию. 

Да, и все-таки я против клише. 

Скажите, а есть у российских музыкантов возможность привлечь к себе столько же внимания, сколько, например, есть у украинских? У ONUKA, Джамалы, Dakha Brakha. 

Как сказала в одном из интервью дизайнер Мария Джанкой, которая живет в Нью-Йорке, — она сделала очень интересную коллекцию A la russe, коллаборацию с Puma — в Америке принято смотреть в себя, а мы смотрим на них. Пока это не изменится, никто не будет нами интересоваться. 

Но я говорю не за весь цех, а конкретно про вас. Вы же не смотрите «на них» — ONUKA, Dakha Brakha?

Я бы себя отделила от вышеперечисленных артистов. Потому что для меня народная песня — не средство, а суть. А у нее очень дозированные, очень аккуратные вкрапления. То есть вот буквально пару секунд прозвучит сопилка в треке, и уже достаточно. 

То есть для них это часть саунд-дизайна, а для вас — суть. 

Я не слышала у нее ни одной народной песни от начала до конца. Для меня это слишком холодно. А народная песня — это, наоборот, сама жизнь, что-то кипящее, бурлящее. Мне нравится, когда все по-трушному. А какие-то фильтры, излишняя техничность, эстетство — это вызывает у меня внутренний протест. 

А будете снимать клипы на треки из нового альбома? 

Конечно. Но конкретных идей пока нет. Мы даже еще не решили, на какую песню будем снимать клип, хотя я считаю, что каждая песня Zventa Sventana заслуживает картинки, потому что это всегда буйство образов. 

А вы любите делать новые аранжировки на старые песни? 

Да, и это приходит всегда органически, с переосмыслением песни. А еще мы решили, что все-таки будем делать студийные записи концертных песен, которые давно поем, но пока не записали. Они этого заслуживают. 

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: из личного архива Zventa Sventana
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Музыкант, Певец
Тина
Кузнецова
Читайте также
Музыка — 12:00, 13 сентября 2025
Магия кухонной раковины и укулеле скримо. Библия группы Twenty One Pilots
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Интервью — 11 сентября, 19:30
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Новости, Новости — 11 сентября, 19:20
Big Baby Tape, «Бонд с кнопкой» и «Казускома»: New Star Weekend анонсировал артистов
Новости, Новости — 11 сентября, 19:00
Николай Костер-Вальдау сыграет с Дженнифер Лопес в «Последней миссис Пэрриш» Роберта Земекиса
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 11 сентября, 18:30
На Netflix выйдет документалка о Виктории Бекхэм
Новости, Кино — 11 сентября, 18:15
Объявлено жюри кинофестиваля «Маяк». В него вошли Евгения Громова и Наталья Кудряшова.
Новости, Новости — 11 сентября, 18:00
Новое граффити Бэнкси на здании Королевского суда закрасили
Новости, Новости — 11 сентября, 17:00
Керуак и де Бовуар: созданы духи по мотивам книг
Новости, Новости — 11 сентября, 16:10
Мэтт Дэймон и Бен Аффлек в тизере триллера «Лакомый кусок»
Новости, Новости — 11 сентября, 14:50
О Джорджио Армани снимут биографический фильм
Новости, Новости — 10 сентября, 19:30
Новые цвета, ультратонкий корпус Air и синхронный перевод в наушниках: что показали на презентации Apple
Новости, Новости — 10 сентября, 19:25
У Mamma Mia! будет третья часть. Это подтвердила Аманда Сайфред
Новости, Новости — 10 сентября, 18:10
Гильермо дель Торо снимет фильм «Ярость» с Оскаром Айзеком
Новости, Новости — 10 сентября, 17:05
Стартовали съемки сериала «Игра на вылет» с Данилой Козловским
Новости, Новости — 10 сентября, 16:00
В разработке мультсериал о Шерлоке Холмсе
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 10 сентября, 13:40
Отсылки к культовому фильму в клипе THE DAWLESS и Кассета на трек «Ненависть»
Новости, Новости — 10 сентября, 12:50
Страницы друзей и лента оценок: «Кинопоиск» обновил профили пользователей
Новости, Новости — 9 сентября, 12:10
Новое дело Бенуа Бланка в тизере фильма «Достать ножи 3»
Новости, Новости — 8 сентября, 20:32
Warner Bros. Discovery подала в суд на Midjourney
Новости, Новости — 8 сентября, 19:00
Lego представила самый дорогой набор в истории
Новости, Новости — 8 сентября, 17:10
Нейросети «Яндекс Музыки» научились сводить треки в DJ-сеты
Кино — 8 сентября, 16:45
Радикальная честность Лины Данэм. Как творит автор сериалов «Девочки» и «Чересчур»
Новости, Новости — 8 сентября, 16:05
Объявлены победители Венецианского кинофестиваля
Новости, Новости — 8 сентября, 15:00
Начались съемки фильма «Холоп 3»
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы