Интервью — 30 апреля 2020, 12:33

«Фильтры, излишняя техничность, эстетство — все это вызывает у меня внутренний протест». Интервью с Тиной Кузнецовой из Zventa Sventana

Zventa Sventana — современный российский коллектив, состоящий из Тины Кузнецовой (солистка, аранжировщица) и экс-участника группы «Гости из будущего», продюсера Юрия Усачева. В своей музыке они сочетают традицию русской народной песни и танцевальную электронику. Мы поговорили с Тиной Кузнецовой о том, как делать качественную музыку вопреки трендам, отсутствию интереса к фолку и каково это — быть «гостем из будущего» в индустрии.

Начну с того, что я ваш фанат и мне лично кажется, что эта музыка заслуживает аудиторию гораздо большую, нежели любители условной «фолк-музыки». 

Я тоже так считаю. Мы вообще не из слоя фолк-музыки. К тому же я не люблю причисления к какому-либо жанру. 

Ваше детство прошло в Казани. Это как-то повлияло на формирование ваших музыкальных вкусов? 

Мое детство и учеба пришлись на мою малую родину, Казань. Первую, крепкую базу я получила именно там. В Татарстане очень хорошее классическое музыкальное образование. Но все, что касается современного музыкального образования, конечно, проседает — мне кажется, это большая проблема всей России. Так что пока есть крепкое классическое, нужно его «хапать». Что касается старинной музыки — в этом Казань не сильна. 

Жаль, ведь казалось бы — тюркская культура, такая самобытная музыкальная традиция. 

Когда я бываю в других странах, я очень люблю поискать что-нибудь аутентичное. Смотрю местные каналы, в том числе документальные, музыкальные. Всегда прочесываю локальные радиостанции.

 

#INSERT_ARTICLE#

А где были самые яркие открытия? 

Азия. Ближний Восток. Там всегда что-то интересное попадается. Недавно мне пришлось переслушать много албанского фольклора, для меня это было большое открытие. Сумасшедшая традиция, музыкальные лады, просто потрясающе! Где-то это крепко сидит и осталось — это замечательно, а где-то, как говорится, «что имеем, не храним»… 

Потерявши, плачем. 

Да. А может, и нет. Мне кажется, Россия вот вообще не плачет. 

Ну вы вот хотя бы частично восстанавливаете эту историческую несправедливость. 

Я очень переживаю за то, что Россия, как и многие другие страны, стала безликой, вторичной. Это большая проблема российского шоу-бизнеса. 

А то, как Украина с этим справляется, вам нравится? 

У Украины есть очень хорошая негласная установка. 

На свое. 

Да, как она была пятьдесят, сто лет назад, так и осталась. Установка на самоидентификацию. Они тщательно оберегают все, что у них есть, — все эти косоворотки, сало и так далее. 

Ну, я про музыку говорю. 

В музыке то же самое. В видеоряде клипов, в частности. Есть негласная установка — давайте подтягивать все прогрессивное, креативное, все национальное и будем это делать с большим вкусом. Нашей стране этого не хватает. 

Наверное, у нас все ждут директивы сверху. А в Украине есть, например, Алина Паш, которая решила сделать родное Закарпатье great again. 

Это и есть настоящий фольклор, ведь фольклор должен обязательно жить. Это прямое настоящее. Если это что-то музейное, покрытое пылью, никому неинтересно. Традиция должна быть живой. Я считаю, что это трагедия, когда у нас садятся и начинают по капле выжимать из себя трек. «Про что сделать трек? Для какой аудитории?» — это точно не про музыку. Главное понятие в сонграйтинге — референс: как у кого, примерно как у кого. Музыка идет не от сердца, а как будто под копирку. 

Но зато «редко, но метко» появляются такие проекты, как ваш. 

Наш проект давно уже есть, просто когда-то он прекращал существовать. Сейчас мы — как и тогда, десять лет назад, — опережаем время. Первый альбом до сих пор актуален в своей нише world music. Он не был записан на острие какой-то моды или тенденции. Так и сейчас мы опережаем потребности, хотя не делаем чего-то сверхъестественного. У нас простая задача — сделать максимально хорошо. 

А как вы обычно работаете над треком? 

У нас (с Юрием Усачевым) разделен процесс. Обычно я отбираю музыку, переслушиваю колоссальное количество материала. Я работаю первично с формой и с рамками. Короче говоря, приношу ему слова, музыку, настроение. Дальше мы можем по форме как-то двигать ее, а Юра уже доводит это до конечного результата. В этом смысле я, может быть, иногда даже слишком расслаблена, потому что привыкла, что Юра на острие саунда, знаний, что он плохо не сделает. Я вот, например, ленюсь осваивать Ableton. 

 

#INSERT_ARTICLE#

Я видела, что он работает в трех интерфейсах сразу. Waveforum снимал про него сюжет. 

Да, я вообще создаю музыку в Logic, он потом переносит все это в Ableton, а сводит в Pro Tools, потому что Ableton сжирает звук. Там хорошо креативить, но сводить лучше в других программах. 

А расскажите, пожалуйста, про новый альбом, который скоро выйдет. Он отличается от предыдущего в плане саунда? 

Он опять же идет вперед. Я не могу сказать, как он именно концептуально отличается от предыдущего — там очень разные песни. Вообще, мы не ориентируемся на тренды, а просто делаем, что хотим. Понимаете, произошел колоссальный разрыв, за последние 100 лет народная песня была предана забвению. Люди считают, что это асексуально, немодно, что это что-то такое анахроничное. 

Да, просто официальный патриотизм, спонсируемый государством, у нас слабо связан с настоящей традицией. 

Для меня вообще патриотизм — это любовь к деятелям искусства своей страны. Интересно, что настоящее понимание этого приходит с возрастом. То есть не когда ты видишь все эти березки на вклейке школьного учебника, а сейчас. Когда я смотрю на «Грачи прилетели» Саврасова, для меня это такая любовь! Удивительно, что он рисовал эту раннюю отвратительную слякоть и видел в этом зарождающееся пробуждение. Это гениальное предчувствие, но школьник в этом, конечно, ничего, кроме отвращения, не увидит. Я недавно узнала, что Саврасов написал эту картину после того, как он потерял новорожденного ребенка. То есть для него это была еще и личная надежда на что-то новое. 

В общем, патриотизм — это любовь к искусству, к нашей потрясающей культуре, к тем людям, которые, несмотря на внешние проблемы, проецировали безумный креатив, создавший колоссальный резонанс во всем мире. Я безумно горда, что мы дали миру русский авангард. Или вспомнить короткую, но ярчайшую эпоху в виде Дягилевских сезонов и того мощного театрального тренда, который пришел из нашей страны. 

А вот когда вы совершали поездки по деревням, вы почувствовали там этот «русский дух»? 

В носителях деревенской культуры этот дух есть, особенно в пожилых женщинах, старых крестьянках. Мы уже, конечно, не те и той жизни, которую они прожили и продолжают жить, не сдюжим. Это все чувствуется и через музыку: старинная обрядовая песня — мощная по энергии, по своему заряду, она над бытом, над физическим комфортом. А еще люди там не врут. Говорят все как на духу. Это удивительно, конечно. 

#INSERT_ARTICLE#

А какие-то европейские фестивали вас приглашали в этом году? Sziget, например. 

Вы знаете, с этим все сложнее. Пока мы не можем прорвать эту платину. 

В каком плане сложнее? Промоутеры не заинтересованы? 

Я не знаю, в чем причина, потому что Tallinn Fest, например, на нашу заявку ответил отказом. 

Что-то подсказывает, что дело не в качестве вашего материала, а в каких-то других причинах. 

Вот это однозначно. Мне безумно хочется исполнять новые песни, но я никогда не форсирую творческий процесс. Работа с музыкальным материалом — это тонкое дело. Лучше мы будем работать медленнее, но качественнее, а не сделать тяп-ляп и скрепить яичком. Я считаю, что наш проект уникален. На самом деле, я, когда слушаю и смотрю ролики каких-то отечественных андеграундных проектов, понимаю, какая это была великая эпоха. Для меня это совершенно очевидно, но для всего мира пока в новинку. Я имею в виду то, что делали «Звуки Му», что делал Владимир Чекасин, что делали музыканты 1970-1980-х. 

А вы росли на этой музыке?

Нет, я ее уже не застала. 

Но и угар конца 1980-1990-х, слава богу, прошел мимо вас. 

Меня это не коснулось. Когда я была на каких-то школьных елках, для меня это все было каким-то сюром. 

В смысле сам ритуал? 

Ну да, все эти дискотеки. Я много раз рассказывала, что у нас дома не было культа телевизора. Мои родители люто ненавидели совок, поэтому это автоматически не заливалось в наши уши. 

… и сердца.

Да-да. Но при этом мне никто ничего никогда не запрещал. Я не обижена на них за то, что мне запрещали слушать популярную музыку. 

Вы признаны главным музыкантом 2019 года по версии MTV Россия. Эти награды как-то вам помогают, кстати? 

Это было очень приятно! Для меня это, конечно, была неожиданность. А в чем они могут помочь? Я не очень понимаю. 

Ну, это паблисити. 

Я не хочу показаться пессимистичной, но, когда я прочла рецензии о нашем первом альбоме, они меня удивили. Я поняла, что люди настолько не утруждают себя каким-то осведомлением и усилием для адекватного понимания музыки… Везде я видела сравнения в духе «славянский рейв», «славянский хаус».  


Вас сложно и не нужно категоризировать, но журналист фактически вынужден упрощать, чтобы выполнить свою просветительскую функцию. 

Да, и все-таки я против клише. 

Скажите, а есть у российских музыкантов возможность привлечь к себе столько же внимания, сколько, например, есть у украинских? У ONUKA, Джамалы, Dakha Brakha. 

Как сказала в одном из интервью дизайнер Мария Джанкой, которая живет в Нью-Йорке, — она сделала очень интересную коллекцию A la russe, коллаборацию с Puma — в Америке принято смотреть в себя, а мы смотрим на них. Пока это не изменится, никто не будет нами интересоваться. 

Но я говорю не за весь цех, а конкретно про вас. Вы же не смотрите «на них» — ONUKA, Dakha Brakha?

Я бы себя отделила от вышеперечисленных артистов. Потому что для меня народная песня — не средство, а суть. А у нее очень дозированные, очень аккуратные вкрапления. То есть вот буквально пару секунд прозвучит сопилка в треке, и уже достаточно. 

То есть для них это часть саунд-дизайна, а для вас — суть. 

Я не слышала у нее ни одной народной песни от начала до конца. Для меня это слишком холодно. А народная песня — это, наоборот, сама жизнь, что-то кипящее, бурлящее. Мне нравится, когда все по-трушному. А какие-то фильтры, излишняя техничность, эстетство — это вызывает у меня внутренний протест. 

А будете снимать клипы на треки из нового альбома? 

Конечно. Но конкретных идей пока нет. Мы даже еще не решили, на какую песню будем снимать клип, хотя я считаю, что каждая песня Zventa Sventana заслуживает картинки, потому что это всегда буйство образов. 

А вы любите делать новые аранжировки на старые песни? 

Да, и это приходит всегда органически, с переосмыслением песни. А еще мы решили, что все-таки будем делать студийные записи концертных песен, которые давно поем, но пока не записали. Они этого заслуживают. 

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: из личного архива Zventa Sventana
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Музыкант, Певец
Тина
Кузнецова
Читайте также
Кино — 12:04, 7 июня 2025
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «История звука», «Вдохновитель», «Частная жизнь», «На посошок»
Новости, Новости — 7 июня, 12:04
«Без повода я вишу на проводе»: слушаем новый альбом ray! «Интернет людей»
Образ жизни — 28 мая, 14:30
Тест: Какой ты жанр литературы?
Новости, Новости — 6 июня, 18:00
Юрий Колокольников в первом трейлере «Левши»
Новости, Новости — 6 июня, 16:00
Том Фелтон вернется к роли Драко Малфоя на Бродвее
Новости, Новости — 6 июня, 13:50
Прошлое и настоящее в новом альбоме хмырова «Нотки-строки»
Новости, Новости — 6 июня, 11:34
Мини-альбом и линейка одежды: Balenciaga выпустила коллаборацию с Бритни Спирс
Новости, Новости — 5 июня, 19:05
Slava Marlow запускает музыкальное телеграм-медиа «Гараж»
Новости, Новости — 5 июня, 14:34
Идрис Эльба и Джон Сина в трейлере фильма «Главы государств» 
Новости, Новости — 5 июня, 11:45
Афиша фестивалей и подборки треков: «Яндекс Музыка» запустила проект «Леточелла»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 4 июня, 19:10
Роман Каграманов, Маха Все Круто, Карина Мурашкина, Саша Стоун и другие блогеры в новом шоу «Культура для всех»
Новости, Новости — 4 июня, 17:50
Колин Фаррелл и Марго Робби в трейлере фильма «Большое смелое прекрасное приключение»
Музыка — 4 июня, 16:04
Фестивали, собачки и Толя. 13 вопросов Mary Gu
Новости, Новости — 4 июня, 16:00
Редактирование голосовых и HD-изображения: вышло крупное обновление Telegram
Новости, Новости — 4 июня, 13:50
Объявлен каст сериала «Кэрри» по роману Стивен Кинга
Новости, Новости — 4 июня, 11:37
Сериал «Папины дочки. Новые» получит фильм-сиквел
Новости, Новости — 3 июня, 19:03
EIGHTEEN выпустил трек «НЕТ ПРАВИЛ»
Новости, Новости — 3 июня, 17:40
«Любить не перелюбить»: Mirèle и «Бонд с кнопкой» выпустили совместную песню «Цветы»
Новости, Новости — 3 июня, 16:00
Приключения сироты и кулачного бойца в трейлере фильма «Волчок»
Новости, Новости — 3 июня, 13:50
Новый главный герой в тизере 2-го сезона сериала «Постучись в мою дверь в Москве»
Кино — 3 июня, 12:25
На пару слов: Дженна Ортега — о «Последнем завтра» и работе с The Weeknd
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 3 июня, 11:22
Хиты в акустической аранжировке: Ваня Дмитриенко выпустил новый альбом
Новости, Новости — 2 июня, 16:50
Финальные испытания в трейлере 3-го сезона «Игры в кальмара»
Новости, Новости — 2 июня, 14:40
Бенуа Бланк и новое дело: вышел тизер триквела «Достать ножи»
Кино — 1 июня, 16:15
Все бывает в первый раз. 5 российских сериалов о подростках
Образ жизни — 1 июня, 13:12
Дачакор, воительница любви и вдохновение космической экипировкой: новые дропы от WARRO, Le Papa et Les Trois Fils и других брендов
Новости, Новости — 30 мая, 17:04
Катя Милтей выпустила сингл All Night
Новости, Новости — 30 мая, 16:01
Поколение мечты: на «Снобе» вышел документальный фильм о зумерах
Музыка — 30 мая, 15:30
Только джампстайл. МС Улыбочка — о продвижении в индустрии, разнице поколений и о том, как быть клевой
Новости, Новости — 30 мая, 15:00
Антоха МС, Geju и «ЛАУД»: «Архстояние» объявило музыкальную программу
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы