Развернуть Свернуть
Обзоры, Бизнес — 6 октября 2021, 17:33

От Burbn до Цукерберга, или Как Кевин Систром шел к величию Instagram**

Как жить без инстаграма**? Представить тяжело. А ведь еще в нулевых никакой инсты не было… Жизнь разделилась на до и после, потому что именно это приложение внесло огромный вклад в дивный новый мир, в котором мы сейчас существуем, как бы высокопарно это ни звучало. История Instagram** — это про множество полезных знакомств, успешный питчинг идей, странные инвестиции, отсутствие веры и море удачи. 

Кое-кому не сиделось на месте

Началось все с того, что непоседливому студенту Стэнфорда Кевину Систрому очень захотелось создать свое приложение. Причем, что это будет за приложение, было совсем не важно, поэтому сначала он сосредоточился на разработке Burbn — протоинстаграма, который включал в себя некоторые функции соцсетей того времени, возможность фотографирования и геотаргетинга. Если очень коротко, то основная функция приложения заключалась в следующем: ты пошел тусить, нашел классное место, сфоткал, поделился фотками и локацией с друзьями, им понравилось, они пришли туда сами. Даже название было под стать: Burbn — это название бурбона. Целевая аудитория, как и цель приложения, была понятна.

Отчасти Burbn дублировал ранний Foursquare. И еще вагон и маленькую тележку других приложений с похожим функционалом. Поэтому было решено не убивать все силы на то, что вряд ли когда-то взлетит, и придумать что-нибудь другое. Основой нового приложения стали именно фотографии, а главным принципом — простота. Просто было все: и загружать фото, и обрабатывать их. Кстати, первая фотка, загруженная в инсту, выглядит вот так:


Релиз приложения в AppStore состоялся в ночи 6 октября 2010 года. И, как говорится, понеслась… Уже утром об этом написали издания, в том числе TechCrunch. За первые дни существования приложения его скачали 25 тысяч пользователей. Серверы еле вывозили, а команда работала в поте лица, чтобы всю эту красоту не стерла в пыль внезапная популярность. 

Если взглянуть на события 11-летней давности, то становится понятно, что не только в простоте дело: ранний инстаграм** брал, разумеется, фильтрами. Ведь любой хочет выставить себя в лучшем свете. Это сейчас много говорят о том, что фильтры становятся причиной проблем с ментальным здоровьем, тогда же Первые 16 фильтров имели колоссальный успех. 

Стоит отметить, что Instagram** запустился в идеальное время, как раз когда настала эпоха смартфонов с камерами. Кроме того, соблюдался принцип MAYA (most advanced, yet acceptable): чтобы понравиться массам, продукт должен быть новым, но содержать следы уже знакомого людям. Чистая новизна людям не нравится, наш мозг консервативен. 

Лишь спустя полтора года, в апреле 2012-го, Instagram** стал доступен пользователям Android. За сутки его скачали более миллиона раз. И это уже была заявочка, на которую обратил внимание основатель Facebook Марк Цукерберг.

Связи решают все

В этой истории много знакомых имен, одно мы уже упомянули. Причем Цукерберг и Систром были знакомы до начала переговоров о покупке Instagram**. В далеком 2005 году они уже встречались: первый предложил второму работу в TheFacebook.com, но тот отказался. Остался ли осадочек, судить вам, но Систром на данный момент никакого отношения к Instagram** не имеет. 


Среди прекрасных персон из мира бизнеса здесь также достоин упоминания Джек Дорси (сооснователь Twitter и сервиса Square). Юный Систром работал стажером под началом тогда еще инженера Дорси в маркетплейсе подкастов Odeo. Когда идея Систрома оформилась в нечто более конкретное, тот представил ее именно Дорси. Джек выслушал и дал ссуду в размере 25 тысяч долларов. 

Позже именно Дорси стал первым амбассадором Instagram**: он всячески продвигал соцсеть у себя в твиттере. Параллельно он же пытался продать Instagram** своему партнеру Эвану Уильямсу, потому что видел в приложении потенциал. Тогда отдел сделок оценил соцсеть в 20 миллионов долларов. Кстати, Дорси удалил инстаграм** со своего телефона в 2012 году после покупки соцсети Facebook.

И last but not least… Майк Кригер — еще один инвестор, давший 50 тысяч долларов. Он стал также вторым учредителем в Burbn. Именно с Кригером Систром провел тот самый судьбоносный брейншторм, который показал, куда надо развивать протоинстаграм. 


Так что Систром делал Instagram** все-таки не один: на разных этапах к нему присоединялись инвесторы и члены его будущей команды, которая на момент самого бурного роста Instagram** состояла из четырех человек: менеджер Джош Ридель, комьюнити-евангелист Джессика Золлман и инженер Шейн Суини

Кстати, именно Суини стал автором знаменитой подписи при обновлении приложения в AppStore: «Исправление ошибок и повышение производительности». Если верить легенде, придумано такое объяснение было, потому что Instagram** постоянно обновлялся, и все устали придумывать описание тому, что конкретно было сделано в очередном апдейте.

Тактика, которой все придерживаются

Копировать Instagram** бросились сразу все: на рынок было выпущено внушительное количество дублирующих приложений, и некоторые, надо сказать, получили инвестиции гораздо более внушительные, чем Instagram** на старте. Например, PicPlz (кто-то вообще помнит его?) уже в декабре 2010-го получил от Andreessen Horowitz 5 млн долларов. Instagram** получил от них же всего 250 тысяч долларов. Инвесторы явно промахнулись.

Есть такой нехитрый фреймворк для масштабирования чего бы то ни было на рынке. В случае Instagram** это всего четыре этапа, которые звучат так просто, что зубы сводит: 

  1. Приведите толпу пользователей (99% отваливаются на этом этапе);

  2. Заставьте бренды завести у вас аккаунты;

  3. Теперь приводим селебрити;

  4. Вы прекрасны!

Вторым прорывом Instagram** стал именно пункт номер 3: когда аккаунты в соцсети завели Снуп Догг и Джастин Бибер, не наблюдалось отбоя от желающих их зафолловить. Как и не наблюдалось отбоя от желающих инвестировать. Среди отличившихся были Эштон Катчер и Джаред Лето, например. Всем было отказано.

А вот и Facebook!

9 апреля 2012 года Систром объявил команде о продаже Instagram**. Покупателем стал Facebook, а цена сделки составила примерно 1 млрд долларов. К слову, тут все не так просто: Цукерберг предложил Систрому за Instagram** не фиксированную сумму, а 1% от акций FB. Сама сделка проходила в районе исторического минимума, так что в итоге сумма покупки составила около 715 млн долларов. Хотя миллиард, конечно, куда звучнее. 

Источник: NASDAQ
#INSERT_ARTICLE#

Понятно, зачем Цукербергу был нужен Instagram**. Он просто видел угрозу. Более того, Марку казалось, что он понимает Систрома, потому что сам однажды оказался в таком же положении. В 2006 году Yahoo предложила за Facebook 1 млрд долларов, и акционеры были за. Но только не Цукерберг. Не забыв об этом, он предложил Систрому независимость в рамках компании. 

Надо обратить особое внимание именно на этот прецедент. Facebook не поглотил Instagram** в полном смысле этого слова, а интегрировал в компанию. По той же схеме Цукерберг поступил в 2014 году с WhatsApp и Oculus VR. Так, кстати, Instagram** пополнил список компаний-единорогов — стартапов с оценкой в 1 млрд долларов. Сначала их было всего 37, потом 84, сейчас несколько сотен. 


Мы сваливаем

У Instagram** не было бизнес-модели. Но на момент покупки это никого не смущало. Сначала надо было нащупать твердую почву под ногами. Это случилось в 2014 году: Instagram** стал популярнее Twitter. Правда, первую тестовую рекламу запустили еще в 2013-м, обкатывая фичу на бренде Michael Kors. Сейчас же каждый четвертый пост и сторис у вас в ленте — рекламные. 

Кстати, о сторис. То, что мы с вами публикуем почти каждый день, нагло скопировано у Snapchat. Причем тень приложения так сильно напрягала Цукерберга, что в ходе переговоров о покупке Snapchat он не стал использовать метод кнута и пряника, а начал сразу с угроз. Как вы видите, не сработало.

Систром был против сторис. Но его мнение уже не волновало Цукерберга. В августе 2016 года фича была раскатана сразу на все 500 млн пользователей по принципу YOLO (you only live once). Для сравнения — Facebook обычно тестирует нововведения на 1-2% юзеров. Но тут они явно не прогадали, потому что пользователи моментально оценили штуку. 

Чуть позже идиллию в мире розовых пони Цукерберга нарушил инсайт — Instagram** стал каннибализировать трафик с Facebook. Это было проблемой. Сначала он заставил Систрома поставить в приложение прямую ссылку на FB. Потом убрал рекламу Instagram** со своей платформы. В 2018 году Систром ушел в отпуск по уходу за ребенком, а по возвращении объявил о своем уходе и прихватил с собой Майка Кригера. В том же году Instagram** преодолел отметку в 1 млрд пользователей. 

Мир после Instagram**

Очень не хочется связывать уход основателей с замедлением роста Instagram**, но, кажется, что без этого не обойтись. Теперь социальная сеть представляет собой удивительный микс инструментов для самовыражения и маркетинга, который буквально проникает в твою личную жизнь. 

Instagram** не просто изменил мир, он изменил его под себя. Появились инфлюенсеры, нездоровая тяга показывать только идеальную сторону своей жизни, случился бум на разработку софта для автоматического продвижения аккаунтов. Да что там говорить — даже интернет-маркетинг расцвел буйным цветом. Это только то, что находится на верхушке айсберга под названием «Мир после Instagram**». 

Лучше всего о состоянии социальной сети расскажут цифры:

  • По последним данным, MAU (monthly active users) инстаграма** составляет 1 млрд пользователей.

  • DAU (daily active users) — 500 млн пользователей по всему миру. 

  • До 9,5% аккаунтов в инстаграме могут быть ботами; по данным Ghost Data Report, в 2015-м их количество оценивалось в 7,9%.

  • 28,57% всех владельцев смартфонов в мире установили приложение Instagram**.

  • По прогнозу eMarketer, к 2023-му число активных пользователей Instagram** составит 1,2 млрд.

  • Больше всего пользователей Instagram** живет в Индии (180 млн), на втором месте оказались юзеры из США (170 млн), далее идут Бразилия (110 млн), Индонезия (93 млн) и Россия (61 млн). 

  • Больше всего подписчиков в инстаграме все еще у Криштиану Роналду (>350 млн).

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Getty Images
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Новости — 18:20, 2 декабря 2025
Кое-что о Бене Стиллере. За что мы любим режиссера «Образцового самца»
Новости, Новости — 2 декабря, 18:20
«Снова нелюбовь»: GLAZAMI представила сингл «Клуб разбитых сердец»
Новости, Новости — 2 декабря, 17:10
Анонсирована дата выхода аниме-сериала «Дневник разных стран»
Новости, Новости — 2 декабря, 16:05
Prada Group купила Versace за 1,25 млрд евро
Новости, Новости — 2 декабря, 11:25
ASICS выпустит кроссовки таби в коллаборации с Kiko Kostadinov
Новости, Новости — 2 декабря, 10:40
Известна дата выхода документального фильма «Брат навсегда»
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континенту от ведьмака Геральта
Новости, Новости — 2 декабря, 09:45
Автор романа «Злая» напишет книгу о Глинде
Новости — 1 декабря, 19:45
Ла-Ла Лэйвэй. Зумерка, которая джазует
Новости, Новости — 1 декабря, 19:30
Элли на маковом поле записала финальный релиз года — трек «Обнимай»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 1 декабря, 19:20
В Гонконге прошла кей-поп-премия MAMA AWARDS 2025
Новости, Новости — 1 декабря, 18:30
MAPPA спустя три года представит продолжение аниме «Адский рай»
Новости, Новости — 1 декабря, 17:10
Ник Джонас анонсировал новый альбом
Новости, Новости — 1 декабря, 16:00
Режиссер «Паразитов» выпустит мультфильм в 2027 году
Новости, Новости — 1 декабря, 15:10
Maison Margiela представил The 12 Days of Margiela — адвент о своих архивах
Новости, Новости — 1 декабря, 14:00
A$AP Rocky стал амбассадором Chanel
Новости, Новости — 1 декабря, 13:11
Группа «Диктофон» выпустила одноименный альбом
Новости, Новости — 29 ноября, 10:09
BORIS REDWALL представил альбом электронной музыки MONSTER TRUCK MUSIC
Образ жизни — 28 ноября, 19:55
Варвара Нагорнова, Александр Мортаев, Анастасия Нестеренко: новые имена ярмарки современного искусства |catalog|
Новости, Новости — 28 ноября, 17:20
Третий сезон «Магической битвы» впервые расскажет историю Мастера Тенген
Новости, Новости — 28 ноября, 16:10
«Чтобы не обманывать людей, нужно не обманывать себя». Слушаем подкаст «Можно иначе»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 28 ноября, 15:00
Хидэо Кодзиму назвали творцом года
Новости, Новости — 28 ноября, 14:00
Alibaba выпустила умные очки с ИИ-ассистентом
Новости, Новости — 28 ноября, 12:15
«Кто помнит своих предков, никогда не будет один». «Дзен» представил документальный проект «Мамины сказки»
Новости, Новости — 28 ноября, 11:26
Вышел сериал «Жар» с Марком Эйдельштейном
Новости, Новости — 27 ноября, 19:15
IKEA показала колонки в форме зеркал и ламп
Новости, Новости — 27 ноября, 17:10
В Москве появилась виртуальная примерочная на базе ИИ
Новости, Новости — 27 ноября, 16:40
В ChatGPT появились бесплатные групповые чаты
Новости, Новости — 27 ноября, 15:30
Фанаты обрушили Netflix в день выхода новых серий «Очень странных дел»
Новости, Новости — 27 ноября, 14:15
Драма Kokuho стала самым кассовым японским фильмом в истории
7.3
Метод
(3 сезон)
7.2
Киноклуб
(1 сезон)
6.5
Сущность
6.7
Камбэк
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)