К третьему полноценному дню фестиваля организм окончательно перестроился на синефильский лад. Сегодняшний распорядок выглядит так:
9:00 — подъем
9:30 – 10:00 — завтрак
11:30 – 12:30 — бегу смотреть последние короткометражки. Уже вечером жюри назовет победителей, тогда о них и поговорим.В 15:00 — первый конкурсный фильм. Это «Молоко птицы» aka «Амаркорд» начинающего режиссера Евгения Марьяна. Герой картины — 16-летний Андриан — планирует сбежать в Италию из своей родной и выдуманной «страны третьего мира» (впрочем, она списана с Румынии). Вышло очень странно. Эдипов комплекс тут миксуется с лобовыми христианскими и языческими метафорами. Есть социальная повестка (Андриан торгует наркотиками и постоянно конфликтует с другими барыгами) и элементы триллера (один из эпизодов по настроению списан с «Кладбища домашних животных»). Но, как и в случае с «Оторви и выбрось», нагромождение слоев не делает фильм ни умным, ни интересным. А то, как автор, надув щеки, пытается старательно напугать зрителей умным словом «постколониализм», вызывает лишь снисходительную улыбку. Как итог: «Молоко птицы» вторичен и невнятен. В прокате с 21 октября.
В 17:00 состоялась премьера драмы Григория Добрыгина «На близком расстоянии» (два года назад на «Кинотавре» его дебютная Sheena667 чуть не получила главный приз). Если вновь мыслить категориями, то это «Паразиты» в самоизолированной Москве. Известная актриса Инга (Ксения Раппопорт) живет одна в шикарной квартире. Заказав доставку продуктов, женщина с удивлением обнаруживает, что курьер, который должен был привезти еду, без сознания валяется у двери с подозрением на одну очень заразную болезнь (видимо, называть коронавирус своим именем людям еще непривычно). На свой страх Инга решает оставить мужчину (мигранта из средней Азии, который почти не говорит по-русски) у себя дома и начинает его лечить. Но не ради благой цели. Так актриса пытается хайпить на острой теме в инстаграме* . Зритель, в свою очередь, быстро узнает, что мигрант изо всех сил симулирует недомогание.
То, что все люди — самовлюбленные @#$аки, никогда не было новостью. К чести Добрыгина, ему куда интереснее исследовать экзистенциальную часть этого вопроса. С другой стороны, ответ на вопрос «почему мы такие» у режиссера прост: «Потому что». Но если не брать во внимание итоговую банальность высказывания и чрезмерно пошлый финал, получилось симпатично.
В 19:30 миру предстала «Медея». Режиссер Александр Зельдович снимает редко. Каждый его фильм — очень дорогое в производстве размышление о тщете и напрасности всего сущего. Как понятно из названия, «Медея» — экранизация древнегреческого мифа про чересчур любящую женщину, которая уличила мужа в измене, убила их общих детей и скрылась на крылатой колеснице. В фильме действо разворачивается в наши дни, Эллада переместилась в Израиль, а современная Медея стала девушкой бетонного олигарха (Евгений Цыганов). Первую половину фильма персонажи смотрят друг на друга и чувственно занимаются сексом. Но во второй бал правят лишь похоть и злоба с хоррор-вставками а-ля «Антихрист» Триера. По крайней мере, мысль о том, что женщина равно дьявол, точно взята оттуда. Но в отличие от датского провокатора, Зельдович, кажется, совсем не понимает женский образ мыслей. Поэтому «Медея» — двухчасовая сексистская белиберда с оркестром Теодора Курентзиса в саундтреке и монументальной операторской работой.
В завершение вечера случилось вышеупомянутое награждение короткометражек. Жюри под предводительством сверхулыбчивой Ингеборги Дапкунайте сделало сразу три парадоксальных выбора. Дипломы получили фильмы «Герой» (там усатый Добрыгин пытается не обделаться перед дуэлью, и это якобы высмеивает маскулинность) и «Почти весна» (про учительницу, которая фальсифицирует выборы). Главный же приз получила черная комедия «Хорошая девочка Лида». Сюжет прост: девушка возвращается с тусовки с засосом и пытается объяснить своему парню, что с ней произошло. Очень странно, что многие, казалось, очевидные и куда более достойные фавориты конкурса (субъективно) не удостоились даже упоминания. Например, фильм про женское обрезание («Собирайся, поедем на праздник») или трогательная история из жизни мужчины с синдромом Дауна («Уличное освещение»).
Светскими развлечениями Сочи в этом году не радует. Около часа ночи на пляжную сцену, где несколько лет назад выступала еще никому не известная Монеточка** , вышла Ирина Горбачева и спела свой еще неизданный первый EP. Ира очень голосистая, но представить ее в роли профессиональной и востребованной певицы лично мне пока сложно. Потом пошел дождь, и ожидающая веселья толпа разбежалась по своим номерам.
Режиссер драмы — известный в Голливуде оператор Роман Васьянов («Патруль», «Ярость», «Стиляги»). «Общага» — его дебют. И, возможно, это главный зрительский фильм фестиваля (в цифровой прокат выходит уже 26 сентября). Сюжет интересный, артисты прекрасные. Особенно выделяется Никита Ефремов, который по злой иронии судьбы играет поэта и запойного алкоголика. Для тех, кто ищет в кинематографе мысли, «Общага» предлагает Россию в миниатюре, где все мы живем с животным страхом выселения. При этом особой хтони и плакатных обвинений здесь нет. Как сказал генеральный продюсер KION Игорь Мишин на выходе из зала: «Это жизнь!»
Ночью поехал на вечеринку, которую устроил онлайн-кинотеатр KION. Закрытый ресторанный комплекс, около 300 гостей, безлимитное шампанское, черная икра, устрицы и бургеры с олениной. Наевшись, люди — в основном богемного вида девушки — рванули на танцпол, чтобы в ритуальном танце кружиться вокруг инвесторов, продюсеров, актеров и прочих звезд цеха. За музыку отвечал Игорь Мишин, который без устали два часа подряд рубил мощнейший диджей-сет. После гости разбрелись по своим компаниям. Разъехались под утро.