Обзоры, Кино — 4 сентября 2021, 14:15

Венеция, день второй: «Пропавшая дочь» и «Спенсер»

Двое страдают: Оливия Колман — на греческом пляже от воспоминаний, а Кристен Стюарт — от 5 o'clock tea в роли принцессы Дианы. Денис Виленкин о фильмах, которые показали во второй день Венецианского кинофестиваля.

«Пропавшая дочь» (Lost Daughter)

Греческий в меру потрепанный пляж. Леда (Оливия Колман) с писательской внимательностью вглядывается в людей через солнцезащитные очки. В песке с куклой возится малышка, а ее мать, брюнетка в вульгарных татухах (Дакота Джонсон), ненароком подглядывает за Ледой. Кто эта женщина? Что она тут делает? Должно быть, не местная. Действительно не местная. Выросла в Лидсе, живет в Бостоне, заселилась близ тревожного маяка в белоснежном доме-каюте у вежливого любителя осьминогов (Эд Харрис). Приехала побыть наедине с собой, но жизнь обязательно разворошит улей из воспоминаний и обнажит травмы. Она найдет потерявшуюся дочь татуированной брюнетки, а затем украдет ее куклу. Потому что Леда сама — непутевая, пропащая lost daughter.

Оливия Колман — понятное и выигрышное альтер эго прекрасной артистки Мэгги Джилленхол, решившейся на режиссерский дебют. Героиня правдоподобно мучается от невротических расстройств, вспоминая свою бурную молодость (Леду того периода играет эмоциональная лавина, восходящая звезда британского кино — Джесси Бакли), когда она приняла судьбоносное и пугающее решение: променяла жизнь с нежным мужем и милыми детьми на страстный роман с педагогом по философии (Питер Сарсгаард). 

#INSERT_ARTICLE#

Джилленхол будто бы нравится противиться мелодраматическим канонам. Дети милые, но маму заочно не любят, старшая и вовсе беспричинно ее поколачивает. Cемейное счастье — это хорошо, но не для всех, люди слишком сложные для обобщений существа. «Но» должны взывать к правде, а взывают к вопросам о происходящем на экране. Сентиментальное начало, пробирающее нежностью летних ночей и беззащитностью влажных глаз Колман, трогает. Позже выясняется, что фильм не про горечь утраты счастья как величины общечеловеческой, утраты безвозвратной, а оттого режущей ножом детских улыбок и кружевных нарядов для кукол. Кино про другое. Каждая семья несчастлива по-своему, потому что мы — отражение того, что ненавидим в других. Не можем признать ошибок и скрываемся за философией, в которой всегда можно найти пару оправданий любым трагическим оплошностям.

Так и Леда, потратившая в итоге на изучение философии лучшие годы, в 46 лет морально разбивается о неожиданность, глупую шутку жизни. Крадет куклу у маленькой девочки, но не саму девочку. Кукла как неодушевленный предмет искупления своей вины перед брошенными детьми. Предмет безмолвный и безучастный. Его можно любить, а можно забыть, можно выбросить в мусорку, можно запачкать и отмыть. Некоторым лучше заводить не детей, а кукол. Мартин Хайдеггер считал: о том, что такое плавание, скажет нам только прыжок в реку. Джилленхол лучше бы снимать и дальше. Это не безупречно, но решительно интересно. 



«Спенсер» (Spencer)

Начало 90-х. Рождество в поместье Сандрингем в Норфолке. Принцесса Диана страдает от уставной королевской жизни, брака с принцем Чарльзом и откровенно мучается от почасового расписания трапез. «Мэм, время примерить платье к ужину». — «Но ужин в восемь, а на часах пять». — «Мэм. Так надо». Диане же нужны только ее любимые сыновья и маленький автомобиль, чтобы уехать из поместья куда-то к линии неоккупированного горизонта.

Любимцу Венеции Пабло Ларраину стоит отдать честь. Каким бы плохим фильмом ни был «Спенсер» — он все же чертовски красив. Рождественский замок, идеальная обувь на ногах Тимоти Сполла, идеальный выговор Шона Харриса, идеальная цветокоррекция, но совершенно не идеальная Кристен Стюарт в роли принцессы Дианы. В сущности, Ларраин и не старается добиться вопиющего внешнего сходства (как, например, Эндрю Доминик в грядущем байопике «Блондинка» про Мэрилин Монро с Аной де Армас), он оставляет Стюарт ее врожденную сутулость, невротичные покачивания, приоткрытый рот — в общем, разворачивает задачу иначе. Кристен Стюарт — не принцесса Диана, а представление Ларраина и Стюарт о принцессе Диане, небрежный набросок, условность, выступающая точкой отсчета психоза главной героини. И это круто


Ларраин укутывает опасность поместья в джазовый аккомпанемент, выразительные лица прячет за еще более выразительными и статными спинами королевы Елизаветы и подданных. Сходит с ума по «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене (хотя это было понятно еще с фильма «Джеки»), отчаянно фанатеет от «Фанни и Александра». Понимает, что любое хорошее кино лучше смотрится с пленочным зерном, дарит сложную роль Дианы мастерице амбивалентных состояний Стюарт, но с треском проваливается.

Чилиец одновременно пытается играть в ненарративное кино состояния и в довольно конкретный триллер, постоянно тасуя аллегории и метафоры скорой кончины Дианы. То есть арт-мейнстримовый фильм о символической смерти не может быть столь осязаем и конкретен (см. «Анна Каренина» Джо Райта). Ларраин пользуется сразу всей образной палитрой. Черное платье — не миновать беды. Дорогие полицейские, вы должны отчитаться, что видели кого-то у забора королевской семьи, даже несмотря на то, что это была принцесса Диана ("Say you saw a ghost", — говорит Кристен Стюарт). Дело кончается откровенно тяжелой артиллерией. Принцесса Диана перед сном читает биографию Анны Болейн, а для пущей традиции британского призрачного детектива ее начинает преследовать Болейн в видениях и наяву. 

Режиссерская беда Ларраина в том, что он не просто показывает, а показывает и проговаривает. Сам же зачем-то обесценивает собственный труд, у которого, бесспорно, нашлись бы поклонники. «Спенсер» — ни в коем случае не история из жизни принцессы Дианы, а фантазия на заданную тему. Смелая, потому что бесстыдная. Хитрая, потому что без фигуры Дианы фильм не обладал бы и толикой своей таинственности. И, к сожалению, неудачная. Бедность замысла не выдерживает реальной трагедии личности. Разогнать всех, перемонтировать кино, сократить на треть и сделать его настоящим экспериментом в духе фильмов Марка Раппапорта, тоже, кстати, переосмыслившего Рене в картине «В прошлом году в Дахау». Ну или просто подарить Пабло подписку на MUBI. Тоже полезно.



#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 12:04, 7 июня 2025
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «История звука», «Вдохновитель», «Частная жизнь», «На посошок»
Новости, Новости — 7 июня, 12:04
«Без повода я вишу на проводе»: слушаем новый альбом ray! «Интернет людей»
Образ жизни — 28 мая, 14:30
Тест: Какой ты жанр литературы?
Новости, Новости — 6 июня, 18:00
Юрий Колокольников в первом трейлере «Левши»
Новости, Новости — 6 июня, 16:00
Том Фелтон вернется к роли Драко Малфоя на Бродвее
Новости, Новости — 6 июня, 13:50
Прошлое и настоящее в новом альбоме хмырова «Нотки-строки»
Новости, Новости — 6 июня, 11:34
Мини-альбом и линейка одежды: Balenciaga выпустила коллаборацию с Бритни Спирс
Новости, Новости — 5 июня, 19:05
Slava Marlow запускает музыкальное телеграм-медиа «Гараж»
Новости, Новости — 5 июня, 14:34
Идрис Эльба и Джон Сина в трейлере фильма «Главы государств» 
Новости, Новости — 5 июня, 11:45
Афиша фестивалей и подборки треков: «Яндекс Музыка» запустила проект «Леточелла»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 4 июня, 19:10
Роман Каграманов, Маха Все Круто, Карина Мурашкина, Саша Стоун и другие блогеры в новом шоу «Культура для всех»
Новости, Новости — 4 июня, 17:50
Колин Фаррелл и Марго Робби в трейлере фильма «Большое смелое прекрасное приключение»
Музыка — 4 июня, 16:04
Фестивали, собачки и Толя. 13 вопросов Mary Gu
Новости, Новости — 4 июня, 16:00
Редактирование голосовых и HD-изображения: вышло крупное обновление Telegram
Новости, Новости — 4 июня, 13:50
Объявлен каст сериала «Кэрри» по роману Стивен Кинга
Новости, Новости — 4 июня, 11:37
Сериал «Папины дочки. Новые» получит фильм-сиквел
Новости, Новости — 3 июня, 19:03
EIGHTEEN выпустил трек «НЕТ ПРАВИЛ»
Новости, Новости — 3 июня, 17:40
«Любить не перелюбить»: Mirèle и «Бонд с кнопкой» выпустили совместную песню «Цветы»
Новости, Новости — 3 июня, 16:00
Приключения сироты и кулачного бойца в трейлере фильма «Волчок»
Новости, Новости — 3 июня, 13:50
Новый главный герой в тизере 2-го сезона сериала «Постучись в мою дверь в Москве»
Кино — 3 июня, 12:25
На пару слов: Дженна Ортега — о «Последнем завтра» и работе с The Weeknd
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 3 июня, 11:22
Хиты в акустической аранжировке: Ваня Дмитриенко выпустил новый альбом
Новости, Новости — 2 июня, 16:50
Финальные испытания в трейлере 3-го сезона «Игры в кальмара»
Новости, Новости — 2 июня, 14:40
Бенуа Бланк и новое дело: вышел тизер триквела «Достать ножи»
Кино — 1 июня, 16:15
Все бывает в первый раз. 5 российских сериалов о подростках
Образ жизни — 1 июня, 13:12
Дачакор, воительница любви и вдохновение космической экипировкой: новые дропы от WARRO, Le Papa et Les Trois Fils и других брендов
Новости, Новости — 30 мая, 17:04
Катя Милтей выпустила сингл All Night
Новости, Новости — 30 мая, 16:01
Поколение мечты: на «Снобе» вышел документальный фильм о зумерах
Музыка — 30 мая, 15:30
Только джампстайл. МС Улыбочка — о продвижении в индустрии, разнице поколений и о том, как быть клевой
Новости, Новости — 30 мая, 15:00
Антоха МС, Geju и «ЛАУД»: «Архстояние» объявило музыкальную программу
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы