Обзоры, Кино — 3 сентября 2021, 15:42

Венеция, день первый: «Параллельные матери», «Обещания», «Власть пса» и «Холодный расчет»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
Альмодовар в очередной раз восхищается Пенелопой Крус, Бенедикт Камбербэтч играет квир-реднека, а Изабель Юппер воюет с ЖКХ. Кинокритик Денис Виленкин вещает с Венецианского кинофестиваля.

«Параллельные матери» (Madres Paralelas)

Дженис (Пенелопа Крус) — фотограф, которая растит ребенка от бросившего ее Артуро. Параллельно своего ребенка растит Ана (Милена Смит) — своенравная короткостриженая блондинка, у которой тоже беременность не то чтобы ожидаемая. Детей в роддоме подменили — правда, в фильме обнаружится это примерно через час, но все понятно уже на первых минутах, если не на минуте (и вообще, посмотрите на название). Впрочем, в действительности это не столь важно. Главное в «Параллельных матерях» происходит, когда на экране Пенелопа Крус. Она передвигается в красивых брюках-клеш, носит прическу так, будто вышла из парижской мелодрамы, таскает футболку с надписью We all should be feminists и с мудрым видом перебирает генетические тесты. 

#INSERT_ARTICLE#

До финала, когда внезапно всплывают политические мотивы (Альмодовар выступает против режима Франко в непривычной для себя манере), не покидает ощущение, что «Параллельных матерей» снял Франсуа Озон. Даром что актриса Смит чересчур похожа на Марину Вакт. Тем не менее Озон, кажется, может держать себя в руках, когда снимает эротические триллеры («Двуличный любовник»). Педро же то ли отвык (а ведь точно умел: см. «Кожа, в которой я живу»), то ли потерял внутри себя этот невидимый камертон, то ли не определился с жанром. Однако если делить фильмографию испанца на симпатичное мыло и искусное кино, то «Параллельные матери» — все же фильм из первого лагеря. Бессмысленно сексуальная (хотя сцена секса под тягучие напевы Дженис Джоплин — лучшая в картине), несмело феминистская натальная карта позднего Альмодовара, среди обложек «Вога» в которой нашлась еще и обложка «Шоа» Клода Ланцманна. Мы хоть и в Венеции, но про этот фильм можно сказать одно: приплыли.




«Обещания» (Les promesses)

Клеманс (Изабель Юппер) — мэр городка под Парижем, в котором она трудилась не покладая рук долгие годы, пока не капнуло предложение стать министром. Теперь Клеманс два часа будет решать, стоит ли игра свеч.

#INSERT_ARTICLE#

В программе «Горизонты» подобные фильмы появляться не должны вообще, поскольку этот блок выполняет функцию второго по значимости конкурса и восполняет его пробелы по социальным высказываниям, новым именам, новому языку (совсем редко) и так далее. У «Обещаний» как раз яркая социально-политическая задача. Действительно, Макрон довел, у одних нет воды, у других — потоп. А у нас в квартире газ, а у вас? А у нас Юппер, на автопилоте делающая скорбные мины за судьбы родины, прекрасный артист Реда Катеб (французский Адам Драйвер), который, начав еще в «Пророке» Одиара фирменным прищуром выжигать экраны, тут бьется с ЖКХ не на жизнь, а на смерть. Вообще, фильмы типа «Обещаний» — что-то вроде счетов за коммунальные услуги: всех бесят, но появляются постоянно. Из самых заметных за последние годы — «Алиса и мэр» и «Чудеса в Монфермее», но они были все же пободрее и не оставалось впечатления, будто звонишь в ЖЭК и постоянно попадаешь на переадресацию. 


«Власть пса» (The Power of the Dog) 

США, штат Монтана. 20-е годы прошлого века. Крепкий хозяйственник Фил Бербэнк (Бенедикт Камбербэтч) бренчит на банджо и тяжело переживает утрату любимого мужчины (вероятно, тоже крепкого, но мы об этом не узнаем). Тяжело настолько, что многие вещи подписывает его именем. Когда дело доходит до специальной повязки (аналог трусов), хозяйственник начинает ее нюхать и неистово дрочить. Тут-то на запах жареного прибегает Питер, сын брата Фила (Коди Смит-Макфи), который всегда хотел «стать мужиком», но обыкновенно откликался на faggot.

Также в фильме появляются брат Фила со своей женой: Джесси Племонс и опухшая и несчастная Кирстен Данст. Главный вопрос, который хочется задать Джейн Кэмпион: видела ли она свой фильм? Выглядит он смехотворно чудовищно. Это такое «Холодное танго» Павла Чухрая, где вместо СССР абстрактный Дикий Запад, а вместо образов — успехи пастижерской мастерской гримерного цеха «Мосфильма». «Сила пса» не идет ни в какое сравнение с другими вестернами, показанными в Венеции годами раннее. А стоит заметить, что Венецианский кинофестиваль этот жанр любит и постоянно ищет ревизионистские картины, переосмысляющие жанр в классическом понимании («Баллада Бастера Скраггса», «Соловей»), так и в современном прочтении («Закатать в асфальт», «Земля кочевников»). 

Режиссура Кэмпион трафаретна, скучна и асимволична, а драматургия не дает развернуться актерам на полную катушку. Хотя Камбербэтч и голым в грязи валяется, и двигается словно с костылем в спине — всячески, в общем, выбирается из образа мага-гея-шпиона-сыщика, но в итоге обстоятельно проваливается под весом амбиций Кэмпион. Остальные актеры используются непозволительно плохо. Кирстен Данст (возможно, самая недоснятая американская актриса современности) пускает сопли на пару со своим мужем из реальной жизни — артистом Племонсом. На внешность последнего (а выглядит он как герой из картин Говарда Хоукса) клюнули уже довольно многие, в том числе Скорсезе, но не все поняли, как с ней обращаться. Коди Смит-Макфи снова играет себя из «Медленного Запада» — пожалуй, пора запретить актеру исполнять роли соплежуев. От этого укачивает, как и от напускного ретроцентризма Кэмпион, на который она получила деньги от Netflix. То есть получился опять неаккуратно сбитый стриминговый period movie на два с гаком, где Камбербэтч эффектно, но не эффективно ненавидит себя и, хочется верить, все постановочные цеха.




«Холодный расчет» (The Card Counter)

Вильгельм Телль (Оскар Айзек) выходит из тюрьмы, где ему пришлось несладко. Несладко ему уже довольно давно. До того служба привела его на работу военным следователем в тюрьму особо строгого назначения, где жестокий начальник (Уиллем Дефо) раскрыл в нем любовь к насилию. Сказал: «Это в тебе». Вильгельм подумал: «Это во мне». Теперь он хочет искупить свои грехи, но, как говорится, есть нюанс. Телль до дрожи в коленках зависим от игры в покер.

#INSERT_ARTICLE#

Пол Шредер — великий режиссер, драматург и гражданин планеты Земля. «Холодный расчет» — предательски умное и хитро вздрюченное кино о любви. Шредер, как всегда, водружает на плечи зрителя немыслимую святость. Герои-изгои (Трэвис Бикл из «Таксиста» и Толлер из «Дневника пастыря» — побочные эффекты общества) в мире сентиментального на самом деле Шредера только и делают, что ищут любви. И получают ее, но словно не в объективной реальности, а в какой-то личной реальности каждого из героев, в летаргическом сне. В этом смысле Шредер — это Малик, но воспевающий не святых в человеческой плоти, а подонков и психов, которые хотели бы лично извиниться перед Богом за свое поведение. 

Пожурить «Холодный расчет» можно лишь за некоторую вневременность высказывания. Военная тюрьма и покерные шулеры — едва ли то, что лупит по нам из заголовков, в отличие от поствьетнамских болей в «Таксисте» и экологических и религиозных нравственных выборов из «Дневника пастыря». Но в контексте постоянного поиска повестки в кино миры Шредера неподступны. По структуре «Холодный расчет» — очевидный оммаж «Таксисту», даже, вернее сказать, вольный ремейк с оглядкой на время. В нем звучит такой же закадровый монолог героя, полный знаменитого шредеровского авторского брюзжания, иногда будто бы слышна музыка Бернарда Херрмана (но это все же иллюзия), а в паре кадров схожесть мизансцен не оставляет никаких сомнений. Шредер, как в случае с «Таксистом» и «Пастырем», и тут на голову зрителя обрушивает немыслимо крутой и простой финал, выбивающий из колеи фестивального просмотра. Так может только классик, остальные завистливо кусают локти или критикуют. 




Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Кино — 19:43, 21 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 21 ноября, 19:43
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих