Алиса: Начать, наверное, надо с того, что в этом году людей было овермного. Кто-то говорит, 10 тысяч, кто-то — 15. Точными цифрами мы не обладаем, но по ощущениям — значительно больше, чем в прошлом году.
Амбиции по расширению фестиваля заключались не только в возросшем количестве гостей, но и в новых, дополнительных сценах, помимо уже всем знакомых Prizma, Signal, Meadow и Möbius — инфраструктура феста все больше становится похожей на городскую. В этом году появились еще три сцены: Rodnya, WIP и «Ротонда». Rodnya — та легендарная и уже не существующая «Родня», из которой, можно сказать, и вырос сам «Сигнал». На WIP (появление этой сцены неудивительно, потому что двое из троих чуваков, основавших пространство, — Кирилл Чехарин и Ринат Мустафин — занимаются и организацией «Сигнала») было все, что сочетает в себе арт-особняк WIP на Яузском бульваре: танцы, просмотры кино, галерея и бар/кафе. «Ротонда» же стояла в том поле за много лет до зарождения «Сигнала», а в этому году послужила одной из сцен — правда, всего на один день.
Еще было много маленьких спотов с разной движухой: например, уголок винтажного магазина coop05.4, где готовили хоум-мейд еду, плели из бисера, били татуировки, медитировали, делали фестивальный мейк и так далее. Или «Шатeр заботы», где одной из дежурных была моя знакомая Лена Карма. Если вкратце, в «Шатер заботы» можно было прийти, если тебе грустно, тревожно или страшно, и просто поговорить об этом с людьми, которые внимательно выслушают. Кстати, у себя в телеграм-канале (@ravemeorhateme) Лена удивлялась, что такому количеству людей, казалось бы, приехавших на фестиваль веселиться, оказалась нужна моральная поддержка.
Алиса: По поводу людей, которые работают на «Сигнале», испытываю похожие ощущения: особенно поражают охранники (как в этом году, так и в прошлом), которые зачастую… не церемонятся с людьми, если выражаться мягко и культурно. Здесь же — не знаю даже, как описать. Охранники тут — очень приятные, ровные ребята.
Вообще, хочется признаться в любви публике «Сигнала» — свободным, открытым, дружелюбным, неравнодушным (а значит — прогрессивным) людям. Amen.
Даша: В свой первый полноценный вечер на «Сигнале» мы познакомились с каким-то парнем, чья мысль лично меня заставила призадуматься. Он сказал, что в этом фестивале есть что-то языческое: как будто люди, так же как и сотни лет назад, собираются толпой, чтобы дать свежему воздуху и музыке ввести себя в транс и соединиться с природой. Кажется, он абсолютно прав.
Даша: Расписание у нас с Алисой не совпадало, а потому часто бывало такое, что я спала, а она танцевала. Так получилось и утром в воскресенье, когда я внезапно для себя проснулась в девять утра и больше ни в какую не хотела засыпать. Прогулялась за кофе и столкнулась, пожалуй, с самой большой проблемой последнего дня фестиваля: на фудкортах кончилось пиво. Но кофе еще был, поэтому я выпила свой бодрящий американо, позволила чарующим звукам привести меня на сцену Rodnya и провела там полтора часа, которые пролетели как миг.
Даша: Мы с Алисой вообще не отличались от других гостей феста: так же бегали, как сумасшедшие, от сцены к сцене, так же обмазывались блестками с ног до головы и танцевали до посинения. Единственное наше отличие от других было в том, что в определенные моменты мы хватались за телефоны и принимались остервенело строчить что-то в заметках, чтобы, не дай бог, не упустить светлую мысль, которой так хочется поделиться. Одна из таких заметок вылилась в следующее: «На “Призме”, где мы оказались в разгар дня, танцпол начало застилать густым сизым дымом. Стало казаться, что все происходит в какой-то сказке, ощущение реальности покинуло мое тело. В итоге дым рассеялся, а сказка осталась».
На фестивале, куда приезжает несколько тысяч человек, как вы понимаете, очень легко потеряться. Вот и я потеряла Алису на главной сцене. Десять минут активных поисков не принесли результата, зато лично меня унес лютый бас от Nur Jaber и Roma Zuckerman. Вернулась в реальность только через два часа, которые я провела, танцуя так, как будто завтра никогда не наступит. А Алису потом нашла случайно вообще на другой сцене.
Так что прожить этот офигенный момент to the fullest не получилось, к сожалению. Расстроилась и вернулась на Горбачева (перед этим минут 10 снова продиралась через половину танцпола). Протаранила всех, как, собственно, сам Горбачев. Только в менее переносном смысле.
• спать в машине — не такая плохая идея, как кажется на первый взгляд;
• вымыть блестки сразу не получится ни при каких обстоятельствах;
• падать в крапиву больно, надо все-таки смотреть, куда несешься;
• три дня без связи и интернета — это не самое страшное, что с тобой может произойти в жизни.
Сентиментальное заключение от Алисы
Уже скучаю, честное слово. Спасибо всем за все.