В 2015 году польская студия The Farm 51 занималась 3D-сканированием Чернобыльской зоны отчуждения для создания приложения Chernobyl VR Project, позволяющего совершить виртуальную прогулку по окрестностям Припяти. Эти наработки позднее были использованы при создании видеоигры Chernobylite, в которой гулять возле ЧАЭС предлагается с револьвером в одной руке и потрескивающим счетчиком Гейгера в другой.
С осени 2019 года проект Chernobylite находился в «раннем доступе» в Steam. 28 июля 2021 года состоялся долгожданный релиз, однако, судя по состоянию игры, разработчики поторопились и выдали полусырой продукт.
Завязка сюжета Chernobylite отчасти напоминает Silent Hill 2: измученный мужчина приезжает в «нехороший» город искать давно покинувшую его жену, которая является ему в снах и видениях. В польской игре протагониста зовут Игорь Хименюк, и он — профессор, принимавший участие в эксперименте на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Его супруга Татьяна исчезла незадолго до катастрофы, и 30 лет спустя Хименюк вернулся в Припять, чтобы ее найти.
Учитывая изложенное, Игорю примерно за полтинник. Он вполне неплохо бегает, прыгает и палит во все, что движется. Эти навыки необходимы для выживания, ведь во вселенной игры Зона отчуждения кишит наемниками из частной военной компании НАР, готовыми пристрелить любого нарушителя. Не меньшую опасность представляют порождения самой Зоны: жуткие твари, обладающие способностью телепортироваться.
К счастью, профессор Хименюк, как и его коллега-физик Гордон Фримен, обращается с оружием не хуже подготовленного спецназовца. Правда, в отличие от Фримена, Игорь обладает тонкой душевной организацией. Застрелить врага из револьвера он может почти без проблем, а вот подкравшись к солдатику со спины и тихо его зарезав, профессор начинает испытывать муки совести, которые приводят к ухудшению показателя психического здоровья. Вместе с тем почти в самом начале игры Игорь может научиться обезвреживать противников, не убивая их. А до той поры пошатнувшуюся психику можно поправить при помощи склянки со спиртом. Возможно, поляки изначально задумывали игру как симулятор алкоголика, словившего «белочку»?
Вступать в перестрелки с противником в Chernobylite доведется не так часто. 80% игрового времени тратится на перемещение по просторным, но полупустым локациям (созданным, напомним, при помощи 3D-сканирования реальных чернобыльских ландшафтов) и на сбор ништяков. В этом смысле Chernobylite дает себя почувствовать сталкером даже больше, чем украинский S.T.A.L.K.E.R., ведь охота за лутом является здесь ключевым элементом геймплея, а встречи с солдатами НАР — не более чем редкие и досадные инциденты, отвлекающие Игоря от набивания рюкзака грибочками и металлоломом. Тащить набранные ништяки на базу на своем горбу не обязательно, ведь профессор Хименюк, словно Рик Санчез, собрал себе портальную пушку, способную открыть зеленоватую червоточину и в мгновение ока перенести его домой.
Обустройство базы напоминает аналогичный процесс в Fallout 4. Из фекалий и палок (вернее, из грибов, механических деталей и химикатов) Игорь может собрать все, что угодно — от цветного телевизора до высокоточного лазерного резака. Спустя пару вылазок в Зону все пространство склада, переоборудованного предприимчивым профессором в оперштаб, окажется заставлено разного рода верстаками, электрогенераторами и очистителями воздуха. Специально для фанатов серии The Sims предусмотрена также возможность сделать базу чуть уютнее, натыкав повсюду мягких кресел и горшочков с цветами.
У Игоря есть своя комната, в которой мы не можем ничего менять, зато можем отправиться в путешествие по волнам памяти с помощью экспериментального девайса «Ариадна». По укромным уголкам разных локаций запрятаны улики, проанализировав которые «Ариадна» воссоздает события давно минувших дней в психоделической виртуальной реальности, внешний вид которой вызывает ассоциации с фильмом «Кома». Через такие экскурсы в прошлое мы с Игорем узнаем, что случилось с его женой (спойлер: не обошлось без кровавой гэбни).
Как и в Mass Effect 2, вся игра по сути представляет собой долгую подготовку к финальному акту: самоубийственному рейду в логово противника. Для того, чтобы дерзкая операция имела хотя бы призрачные шансы на успех, профессор Хименюк должен собрать команду, добыть информацию и разработать план. Напарники, которые присоединяются к Игорю по ходу игры, имеют собственное мнение о происходящих в Зоне событиях. Они могут не согласиться с решением главного героя и, если отношение к нему упало достаточно низко, даже покинуть отряд. А еще сокомандников нужно кормить и обеспечивать спальными местами. Микроменеджмент тут отчасти напоминает другой польский «выживач», игру This War of Mine.
Каждый из напарников может научить Игоря чему-то новому: например, оглушать врага, подкравшись со спины, или более эффективно складывать вещи в рюкзак. Кроме того, ежедневно членов команды можно отправить за ништяками в Зону, правда пользы от этого немного, так как они сачкуют и приносят на базу лишь горстку ресурсов — раз в десять меньше, чем приносит с успешной вылазки сам Хименюк. Напарники, в свою очередь, дают задания главному герою.
Увы, проработка квестов оставляет желать лучшего. Многие из них нарочно затянуты при помощи дополнительных этапов, без которых вполне можно было бы обойтись. Нередко Игорь, притопав в условленную точку, обнаруживает, что человек, с которым он должен был встретиться, теперь ждет его на другом конце карты. Первое время долгие брождения по Зоне не вызывают раздражения, ведь локации хорошо проработаны. Интересно заходить в заброшенные квартиры, где на полу валяются пустоглазые розовощекие куклы, а опустевшие улицы с ржавеющими автомобилями здорово передают атмосферу запустения.
Проблема в том, что всю игру мы раз за разом возвращаемся в одни и те же пять локаций, так что после третьей миссии в порту Припяти вы уже будете кивать памятникам как старым знакомым. Более того: невидимые благодетели каждую ночь заново раскидывают по карте необходимые для обустройства базы ресурсы, так что Игорь, позевывая от скуки, будет в третий (четвертый, пятый) раз обшаривать многоквартирный дом, который уже знает как свои пять пальцев.
В ходе исследования локаций Chernobylite достаточно неумело пытается пугать игрока. В домах Игорю порой мерещится детский смех, а у всюду разбросанных кукол иногда вспыхивают зеленым пламенем глаза. На открытой местности можно наткнуться на трупы бойцов НАР, которые страшными голосами хрипят угрозы. Только вот в русской озвучке актеры настолько переигрывают в попытках нагнать страх, что вызывают скорее «испанский стыд». Не менее кринжово озвучены и NPC-торговцы с карикатурными характерами, среди которых особо выделяется Евгений, самозваный пахан «Припятской братвы», питающий слабость к хардбассу.
Chernobylite выглядит так, словно разработчики до самого конца не могли договориться, что за игру они делают, а потому выпустили проект, который пытается быть всем и сразу, но страдает от заметной недоработанности по многим направлениям. Проект Chernobylite мог бы стать неплохим «выживачем», если довести в нем до ума менеджмент ресурсов и наполнить «песочницу» жизнью. Эта игра могла бы увлечь сюжетом, если бы между оазисами интересной истории не зияли пустоши однообразного геймплея. Основным козырем могла бы стать атмосфера, но ее заметно подкосили озвучкой, сделанной «на отшибись», и неуместными шутками категории «за 300».
В текущем виде Chernobylite — это скорее Chernobyl Lite, своего рода пробник, демонстрирующий нераскрытый потенциал проекта.