Рецензии, Кино — 2 августа 2021, 00:44

Мамочка и вихрь. Рецензия на самый личный и (не)провокационный фильм Гаспара Ноэ

На прошедшем Каннском фестивале состоялась премьера нового фильма Гаспара Ноэ «Вихрь», а до этого режиссер опубликовал пост о том, что лежит в больнице с кровоизлиянием в мозг. Что получилось из этого безумия — рассказывает Анна Стрельчук.

В тот же день, когда Гаспар Ноэ презентовал в Каннах свой новый фильм «Вихрь», он запостил в инстаграм пугающее фото из больницы с надписью «Кровоизлияние в мозг — день 11». Оно перепугало поклонников режиссера, но, как выяснилось, было ошибкой или провокацией, так как имело отношение к событиям, произошедшим более года назад: незадолго до пандемии Ноэ действительно пережил кровоизлияние и чудесным образом выжил, не получив, к счастью, никакого повреждения мозга. После этого режиссер перестал употреблять наркотики, курить, даже есть соленое, и, кроме того, случившееся подтолкнуло Ноэ на создание нового фильма, в котором близость смерти к человеческой экзистенции ощущается как никогда прежде.


Ноэ известен своим мастерством создавать кино быстро и шероховато, но безупречно: «Любовь» была снята за пять недель, «Необратимость» — за пять с половиной, «Экстаз» — за 15 дней, «Вечный свет» — за пять, «Вихрь» — за 25. Последний фильм Ноэ хоть и снят в узнаваемой манере, все же намного более деликатно и нежно обходится со зрителем, чем предыдущие работы режиссера. В главных ролях здесь символ итальянского джалло Дарио Ардженто и исполнительница роли секс-работницы из «Мамочек и шлюх» Франсуаза Лебрун. Они играют престарелую богемную пару на закате жизни, обитающую в квартире неподалеку от станции метро «Сталинград», которая расположена между 10 и 19 округами Парижа (сегодня — самыми эмигрантскими районами города). Героиня Лебрун — в прошлом психиатр, постепенно теряющая рассудок, а ее муж (парижский кинокритик, прототипом которого выступает Жан-Клод Ромер) мучается от сердечных приступов и травм и пишет книгу о снах и кино. 

Принять участие в фильме Ноэ Дарио Ардженто уговорила его дочь Азия, а он в качестве единственного добавления к своему персонажу предпочел иметь любовницу. Вместо законченного сценария — несколько эскизных диалоговых веток, вместо четкой вертикали при работе с актерами — соавторство (Дарио Ардженто, Франсуаза Лебрун и Алекс Лютц сами направляли своих персонажей по ходу развития фильма). 

Франсуаза Лебрун — неслучайный выбор на главную роль. Героиня, которую Лебрун играла у Жана Эсташа, — противоположность тому, что пытается сконструировать в «Вихре» Ноэ. У Эсташа диалоги выверены и крайне важны, персонажи их воспроизводят, в то время как у Ноэ героиня Лебрун практически безмолвна, в диалоги важно не вслушиваться, но вживаться, а персонажи их производят. 


Герой Ардженто убежден, что люди ужасны, а не милы, и что мир полнится безумцами. Героиня Лебрун же верит, что это не так. Их отношения синхронны, идеально слаженны, но супруги все равно существуют раздельно. В этом смысл основного художественного жеста «Вихря», снятого, по сути, полностью в режиме сплитскрина (что не было изначальной задумкой, но получилось в процессе): две жизни, которые не превращаются в одну, но сосуществуют, накладываются друг на друга. Порой они это делают буквально: появляются в кадрах друг друга, представляя как бы разные перцепции того же самого. Формальный жест, который работает с искусственным киноязыком, устанавливая определенную призму восприятия двух параллельных, лишь иногда пересекающихся   одиночеств. Пересматривая, можно увидеть бесчисленное количество разных фильмов в зависимости от того, насколько много внимания обращается на каждый из экранов.

Это личная история для Ноэ, но лишь отчасти: его отцу 88 лет, и он в добром здравии, однако мать режиссера обезумела и умерла восемь лет назад — так же, как и до этого ее мать. От ментальных проблем никто не защищен, а потому так логично посвящение перед картиной: «Тем, чей мозг разложится быстрее, чем сердце». Это относится не только к бессознательным и неподконтрольным причинам распада, но и к осознанному саморазрушению, потому в «Вихрь» очень гармонично вписывается излюбленная Ноэ еще со «Входа в пустоту» тема наркотиков — как инструмента, уничтожающего не только физически, но и интеллектуально. Наркотики — это акселерация старения и умирания, свойственная герою Алекса Лютца, любящего сына, желающего помочь родителям, но не имеющего ни малейшего понятия, как поступать правильно. Со всем умирающим остро резонирует лишь формирующаяся жизнь — внук главных героев, который на похоронах удивится: «У бабушки и дедушки новый дом?» На что отец цинично возразит: «Нет. Это у живых есть дома». 

Не во всем маленький ребенок противостоит умирающим старикам. Он, как и героиня Франсуазы Лебрун, представляет собой недоязыковую сущность. Только она существует уже по ту сторону социального и символического, а он еще до конца не вписался туда. Она теряет язык, а он пока его не обрел. 

Из возможных референсов к фильму, безусловно, приходит «Любовь» Ханеке. Однако Ноэ настаивает на их методологическом и концептуальном различии. В то же время режиссер называет неочевидных, но любимых японцев: Кэндзи Мидзогути и Кэйсукэ Киноситу. Кроме того, фильм Ноэ перекликается с совсем недавними картинами (но скорее из-за ограниченного количества работ, посвященных, казалось бы, универсальному сюжету старости и бытия-к-смерти, чем из-за художественной близости): «Все прошло хорошо» Франсуа Озона, показанного в конкурсе того же Каннского фестиваля, и оскароносным «Отцом» Флориана Зеллера. 

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Образ жизни — 19:00, 2 апреля 2025
«Не попробуешь — не попробуешь» и другие цитаты Арсения Попова
Новости, Новости — 2 апреля, 19:00
«Пикник "Афиши"» пройдет в Москве и Санкт-Петербурге
Новости, Новости — 1 марта, 11:00
Вышел новый исторический сериал про императора Павла I
Новости, Новости — 2 апреля, 17:30
Верните мой 2007-й: ARUSTAMOV снял ситком в качестве промо к релизу «Кроме тебя»
Новости, Новости — 2 апреля, 16:00
Объявлен каст фильмов Сэма Мендеса о группе The Beatles
Новости, Новости — 2 апреля, 14:00
Сиквел «Короля и Шута» выйдет в начале 2026 года
Новости, Новости — 2 апреля, 12:00
Мэрил Стрип может озвучить льва Аслана в новых «Хрониках Нарнии»
Новости, Новости — 1 апреля, 15:50
Майки Мэдисон сыграет в экранизации Resident Evil. Но это не точно
Новости, Новости — 1 апреля, 13:42
Apple разрабатывает «виртуального врача» для iOS 19
Новости — 1 апреля, 11:59
No sleep, bus, club, another club: 5 легендарных клубов 90-х глазами участников. Отрывок из книги «Made in Dance 1991–1999» Олега Цодикова
Новости, Новости — 1 апреля, 11:15
марбл играет в «было или не было?» в новом сингле
Новости, Новости — 31 марта, 19:00
«Кинопоиск» и Николай Редькин выпустили видеоэссе о Микаэле Таривердиеве
Новости, Новости — 31 марта, 17:30
Новые герои на кадрах из 4-го сезона «Бриджертонов»
Новости, Новости — 31 марта, 14:40
Брэд Питт снимется в новом фильме Дэвида Финчера
Новости, Новости — 31 марта, 12:25
Comic Con & «ИгроМир» вернутся в 2025 году
Новости — 29 марта, 10:41
Этой планете я ставлю ноль. Аньес Варда и ее «Счастье»
Новости, Новости — 28 марта, 19:15
«А что, нельзя быть нормальным человеком?»: Юра Борисов и Даниил Воробьев в новом тизере «Урока»
Новости, Новости — 28 марта, 18:00
Леонардо ДиКаприо в трейлере «Битвы за битвой» — нового фильма Пола Томаса Андерсона
Новости, Новости — 28 марта, 16:00
Любовь и страсть: «СТОУНД» и «Базар» выпустили фит «Анжела»
Новости, Новости — 28 марта, 14:00
Новые локации и арт-программа: анонсирован фестиваль Outline 2025
Новости, Новости — 28 марта, 10:34
Марк Эйдельштейн подписал контракт с крупным американским агентством
Образ жизни — 27 марта, 19:57
Миногарова в кроше, Дина Саева в розах и офискор всех мастей. Итоги IV Московской недели моды
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 27 марта, 17:04
ICEGERGERT решает вопросы в клипе на трек «Зайти выйти»
Новости, Новости — 27 марта, 15:12
Группа «Второй Ка» врывается в брейкбит на новом шортплее PO GUBE
Новости, Новости — 27 марта, 11:27
Поп-опера и необычный визуал: Майли Сайрус выпустила трейлер к альбому Something Beautiful
Новости, Новости — 26 марта, 19:00
Новые герои и старое проклятие: вышел трейлер нового «Пункта назначения»
Новости, Новости — 26 марта, 17:45
«Ты меня никогда не поймешь»: Beautiful Boys записали сингл «Сломанная игрушка» вместе с Лолитой
Новости, Новости — 26 марта, 16:32
Apple анонсировала WWDC. Конференция пройдет в июне
Новости, Новости — 26 марта, 14:03
Новые приключения ушастого зверька в трейлере «Чебурашки 2»
Новости, Новости — 25 марта, 16:00
The Hatters выпустили «Важно» — новый сингл, посвященный женщинам
Новости, Новости — 25 марта, 13:55
Денис Шведов в трейлере спортивной драмы «Финал»
Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки
5.1
Капитан Америка: Дивный новый мир
5.1
Обезьяна
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
5
Пророк. История Александра Пушкина
9
Приключения Паддингтона 3
8
Претенденты