На минувших выходных, с 23 по 25 июля, прошел фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». В этом году тематика фестиваля была обозначена как «Личное». На три дня арт-парк Никола-Ленивец стал центром притяжения всех неравнодушных к миру архитектуры. В рамках фестиваля были представлены новые арт-объекты, прошел ряд тематических мероприятий, а еще впервые «Архстояние» дополнила обширная музыкальная программа. Рассказываем, как это было.
Организация
«Архстояние-2021» прошло на уже привычной для фестиваля локации — в Никола-Ленивце в Калужской области. Это место уникально тем, что хранит память о предыдущих участниках фестиваля: каждый год приглашенный архитектор создает в арт-парке новый объект, который становится частью Никола-Ленивца.
Участникам этого праздника искусства предлагался широкий спектр активностей: от перфоманса «Рисуем лично», во время которого художники Ирина Корина, Елена Ковылина и Георгий Острецов создавали персональные портреты, до аудиопроменада.
Особенное внимание уделили принципу инклюзивности. Вся команда фестиваля, от кураторов до волонтеров, прошла специальную подготовку.
«Русское идеальное»
Больше всего внимания на «Архстоянии» досталось новому арт-объекту, который создал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, — «Русское идеальное». Это произведение представляет собой блестящую трубу, частично повисшую среди леса, внутри которой располагаются все составляющие обычной квартиры. Фактически это и есть полноценное жилое пространство, где посетители могут прилечь на кровать, воспользоваться душем или приготовить что-нибудь на небольшой кухне.
«Пьяный забор»
Существует расхожая фраза, что Россия — страна заборов. Владимир Наседкин представил свою интерпретацию этой идеи, воплотив в заборе всю страну, которая устремлена не то на запад, не то на восток. Забор относится к тому типу предметов, которые мы не привыкли рассматривать в обычной жизни, поэтому его образ стал чистым холстом, на котором автор смог отразить собственное «я». Это произведение Наседкина на «Архстоянии» было представлен при поддержке Музея AZ.
«Непроходимая чаща»
Третьей новинкой фестиваля стал проект Василисы Прокопчук и Евгения Брагина, которые одержали победу в открытом конкурсе. Они создали арт-объект, который могут увидеть те, кто не может видеть, услышать те, кто не слышит, потрогать те, кто не имеет такой физической возможности. Конечно, в этом есть литературное преувеличение, однако именно в инклюзивности заключен большой смысл «Непроходимой чащи». Создатели арт-объекта предложили гостям вспомнить о том, что помимо пяти органов чувств у каждого человека есть внутреннее чувство ориентации в пространстве. Именно к этому «шестому чувству» и обращается «Непроходимая чаща».
На фестивале «Личное» музыки было как никогда много: в арт-парке расположилось четыре сцены, для каждой из которой была подготовлена уникальная программа: «В тени версальского леса», «Над пропастью в пшенице», «100 костров» и «Навстречу рассвету». В рамках «Архстояния» прошли выступления Mujuice, Миши Мищенко, Дмитрия Баталова, Ксении Федоровой, а также Kymatic Ensemble и Leveldvа.
Что еще было на «Архстоянии»?
Гости фестиваля могли посетить еще один перфоманс — «Глубокие связи» от Владимира Ермаченкова, Николая Голикова и Алены Цишевской, где каждому участнику давалось 15 минут на то, чтобы прочувствовать происходящее на визуальном, аудиальном, ольфакторном и инфразвуковом уровне.
Аудиопроменад «Здесь Сейчас Всегда», представленный группировкой «Арт-Артель», позволил посетителям отправиться в виртуальную прогулку, во время которой можно пересмотреть свои отношения с самим собой.
На авторской экспозиции «Персонально» десять архитекторов и художников наполняли четырехметровую капеллу персональными переживаниями. Это могло выражаться в различных предметах, произведениях, символы пережитого опыта, которые участники готовы были раскрыть посетителям капеллы.