Прежде чем вы прочтете этот материал, мы бы хотели сказать, что это не является осуждением: воспринимайте это как основанное на наблюдениях безразличное эссе о нашем времени. И, кстати, эти новые грехи никак не отменяют старые библейские — просто суммируются.
Фраза «я подумаю об этом завтра», произнесенная героиней фильма «Унесенные ветром», смело может стать лозунгом нашего поколения. Когда мы знаем, что дедлайн через месяц, мы не сядем за дело, пока до сдачи не останется пару часов (или пару недель, если это касается диссертации или диплома). Возможно, всему виной излишняя самоуверенность (я же ловкий и быстрый, все могу) или же отсутствие возмездия за срыв срока (ну ничего, пришлю завтра, никто не умрет). Действительно, никто не умрет — но дисциплинированность явно не наш конек. И мы этого не скрываем.
Первая мысль — «ого, как красиво». Следом за ней — «надо сфоткать». По такой же логике и знакомимся с людьми. Нас друг другу представили? Можем смело фолловить друг друга в инстаграме* , добавлять в фейсбуке* и отвечать «огоньками» на истории. Хотите сказать, что не жиза? Жиза. Все, что мы делаем, должно быть задокументировано в сетях — иначе мы этого не делали. Что-то умеешь? Покажи. Не показал? Значит, не умеешь.
Сколько подписчиков нужно, чтобы бренды присылали тебе продукцию по бартеру, а менее популярные люди покупали рекламу в сторис? Сколько брать за один пост? А раз я уже немного блогер, то, может быть, стоит начать свой бизнес — маникюрный салон, магазин одежды (которую буду заказывать с AliExpress, но продавать втридорога). Нам сложно осознавать, что такое популярное и приносящее огромное количество денег приложение Instagram* было убыточным около трех лет, и только потом его основатели начали получать прибыль. Все, что у нас есть, должно давать прибыль здесь и сейчас. И мы забываем: чтобы что-то получить, нужно что-то отдать.
Мои подписчики должны знать, где я. Они должны знать, каков был рецепт бананового хлеба в моих сторис. Скорее всего, им стоит знать, по какой системе я качаю свои ягодицы. Постим рандомную картинку в сторис и подписываем: «Такое могло произойти только со мной, больше ни с кем!».
Нет, мы не пытаемся умалить значимость собственного «Я», но мы в 2020 году наш мир только и крутится вокруг него. С другой стороны, сложно постоянно не думать о себе (и ни с кем себя не сравнивать), когда в 21 год Кайли Дженнер становится миллиардершей, а мы идем в «Пятерочку» за молоком по акции.
О, старые и новые боги, мы элементарно не можем сосредоточиться ни на чем. Мы садимся за текст — тут подружка присылает нам в инстаграме* мем, и мы берем в руки телефон, смотрим его, отвечаем бесконечным «ахахах». Потом мы заходим в тикток, скидываем в дружеский чат еще несколько видео. Пытаемся включить «ВКонтакте» музыку, а затем видим в ленте классную фотку и отвлекаемся еще. Когда мы возвращаемся к тексту, с удивлением смотрим на часы: «В смысле 12? Я же села за текст еще в 9». Мы не можем даже прослушать лекцию в универе, не взяв хоть раз в руки телефон. Наше поколение слишком многозадачно — оттого каждый хорош во всем понемногу, но не восхитителен в чем-то одном.
Ты знаешь ее?
Лично — нет, но подписан на нее в инсте.
Классический диалог. Мы можем прекрасно знать, как зовут собак этого человека, какие хлопья он предпочитает на завтрак, с кем переспал бывший нашей подруги сразу после того, как закончились их отношения, но обо всем этом мы просто узнали из социальных сетей. Мы следим за тем, на кого подписывается наш краш даже спустя три года после того, как разлюбили его. Это дает нам некую власть, некий контроль: даже не общаясь с человеком, мы знаем, что происходит в его жизни. Но это только имитация.
Слово «перебор» звучит последнее время все чаще и чаще. Лучше всего здесь подойдет кейс бренда Victoria’s Secret: сначала их маркетинговый директор Эд Разек заявил, что бренд никогда будет сотрудничать с трансгендерными моделями и девушками plus-size — но затем они пригласили к сотрудничеству 22-летнюю Валентину Сампайо, трансгендерную модель, и первого «ангела» плюс-сайз Али Тейт Катлер, пытаясь как-то спасти свою репутацию. Это никак их не спасло: ежегодное шоу отменили, продажи упали.
Еще сюда подойдет недавний пример с новым супергероем Marvel по имени Сноуфлейк. По задумке авторов, это небинарная персона, которая использует для своего обозначения словосочетание «они». Их способность — создавать острые ледяные снежинки. По словам многих фанатов, это выглядит просто как «галочка» — да, в нашем новом комиксе/фильме представлена эта социальная группа, что вы еще от нас хотите? Не надо так.