Колонка, Музыка — 2 июля, 22:40

Mumford & Sons на острие атаки. Борис Барабанов о скандале в самой популярной фолк-группе мира

Текст:
Борис Барабанов
Борис Барабанов
Журналист, продюсер

Один из самых громких сюжетов последних недель в музыкальной индустрии — уход из британской группы Mumford & Sons ее сооснователя Уинстона Маршалла, игравшего в коллективе на гитаре и банджо. Mumford & Sons — двукратные лауреаты Brit Awards и «Грэмми», а их альбом Babel (2012) дебютировал одновременно на первом месте чарта Billboard и британского альбомного чарта. Группа существует с 2007 года, и ее состав никогда не менялся. Если конфликты были, они всегда решались внутри коллектива. До той поры, пока в дело не вмешалась cancel culture.

В марте нынешнего года Уинстон Маршалл имел неосторожность похвалить в твиттере книгу «Разоблаченные: Внутри радикального плана антифа по уничтожению демократии» («Unmasked: Inside Antifa’s Radical Plan to Destroy Democracy»).

Ее автор Энди Нго — писатель и блогер правого толка, который прославился своими комментариями относительно радикального характера группировок, относящих себя к антифа и Black Lives Matter. Нго — один из немногих публицистов, кто позволяет себе сомневаться в законности бунтов и грабежей во имя расовой справедливости. Согласно нынешней мейнстримовой повестке, этих самых «бунтов и грабежей» в 2020 году в США вовсе не было, а было нечто вроде «лета любви». Марши протеста, прошедшие более чем в 200 городах, вошли в историю, благодаря усилиям главных СМИ, как «в целом мирные». Даже безоценочное упоминание эпизодов насилия и мародерства влечет за собой мгновенную атаку на автора в соцсетях. Энди Нго не понаслышке знаком не только с буллингом в медиа, но и с физическим насилием. В 2019 году, по словам Нго, он получил черепно-мозговую травму во время видеосъемки левых протестов в Портленде.


Энди Нго — противоречивая фигура, комментаторы на каждом шагу уличают его в передергиваниях, а угрозу со стороны антифа (на этом движении Нго не на шутку зациклен), газета Los Angeles Times, отреагировав на книгу, назвала «воображаемой». Однако «Разоблаченные…» все же были замечены многими, это факт. Отмахнуться от книги сложно. Ее автор — не фрик-маргинал, он пишет тексты в Wall Street Journal и New York Post, а его труд попал в топы бестселлеров нон-фикшн New York Times и Amazon. Расследования Нго, которые касаются происхождения, структуры и действий групп левых боевиков, изложенные на страницах книги, представляют собой как минимум захватывающее повествование.

«Поздравляю, наконец-то нашлось время прочитать столь важную книгу. Ты храбрый человек», — такой комментарий оставил в твиттере 6 марта Уинстон Маршалл (сейчас твит уже удален. — Прим. SRSLY). С этого все и началось.

Его коммент ретвитнули десятки тысяч раз. В комментариях его обвинили во всех смертных грехах, включая симпатии к Гитлеру. Уинстон Маршалл не писал, что он разделяет воззрения Нго или верит его расследованиям. Он просто отметил, что выпустить такую книгу в наше время — это поступок. И этого оказалось достаточно.

Общественная реакция срикошетила на всю группу Mumford & Sons. Интернет-ястребы обещали перестать их слушать. Просто сотрясали воздух, не более. Однако всем памятен недавний случай с кантри-певцом Морганом Уолленом — самым успешным исполнителем кантри последних лет. Его феноменальная карьера оказалась на грани краха, когда в дружеской перепалке с друзьями он произнес слово «нигер». Факт был задокументирован добрыми соседями с включенными телефонами и передан сайту TMZ. Через несколько дней Уоллену пришлось извиняться, да не перед приятелями, а перед всей нацией. И тем не менее Apple Music и Spotify немедленно изъяли его песни из кантри-плейлистов, а 1400 радиостанций убрали их из эфира.

Уинстон Маршалл тоже оперативно извинился и пообещал более тщательно изучить темы, поднятые Нго. А также объявил, что понимает: своим необдуманным комментарием нанес вред группе и поэтому временно отходит от ее дел. Однако пожар не утих, и хейтеры продолжали критиковать и Маршалла, и всю группу, обвиняя гитариста в лицемерии, а его соратников — в отсутствии реакции на выходку коллеги.

Прожив несколько месяцев в аду, Маршалл свои извинения отозвал. И вот это уже поступок настоящего храбреца. В конце концов, Энди Нго писал книгу, отдавая себе отчет, каких демонов будит и какой может быть реакция аудитории. Это его работа. А музыкант Уинстон Маршалл высказал свое мнение. Ведь для этого и существуют социальные сети.


24 июня Маршалл объявил об окончательном уходе из группы, несмотря на то что другие члены Mumford & Sons просили его этого не делать. Вот, что он пишет в своем эссе «Почему я ушел из Mumford & Sons»: «На протяжении всей пандемии я что-то публиковал про книги и посчитал этот твит таким же безобидным, как и другие. Как я оказался неправ! В течение 24 часов он был в тренде с десятками тысяч гневных ретвитов и комментариев. Я не мог предвидеть, что мои комментарии к книге с критикой крайне левых могут быть истолкованы как одобрение столь же отвратительных крайне правых. 

Нет ничего более далекого от правды. 13 членов моей семьи были убиты в концентрационных лагерях во время холокоста. Моя бабушка, в отличие от своих двоюродных братьев, теток и дядей, выжила. Мы с ней были близки. Моя семья очень хорошо знает, что за зло — фашизм. Называть меня "фашистом" было невероятно нелепо. И моим друзьям, моим товарищам по группе тоже досталось. Мы — четыре самостоятельных личности, которые в глазах общественности были единым целым. Кроме того, в названии группы есть имя нашего вокалиста. В результате моего твита в его адрес выдвигались довольно уродливые обвинения. Я непреднамеренно втянул в спорную и резонансную проблему своих коллег и их семьи. И несмотря на все давление, которое на меня оказывалось, они предложили мне остаться в группе. Для этого требовалось мужество, особенно в эпоху так называемой «культуры отмены». Я извинился и согласился на время отступить. Как и ожидалось, последовала еще одна волна хейта, на этот раз за грех извинения. Последовали клеветнические статьи, в которых меня называли "правым" и так далее. Хотя в том, чтобы быть консервативным, нет ничего плохого. Когда меня заставляют навешивать на себя политический ярлык, я колеблюсь между "центристом", "либералом" или более честным "немного тот, немного этот". Нынешние оценки показывают, насколько черно-белым стал политический дискурс. Я критиковал "левых", значит, я должен быть "правым". По крайней мере, такова их логика». 

Далее в своем тексте Уинстон Маршалл цитирует «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына: «Протрите глаза, омойте сердце и выше всего оцените тех, кто любит вас и кто к вам расположен».  

«В безумии момента я отчаянно пытался защитить своих товарищей по группе, — пишет Маршалл. — Осиное гнездо, в которое я случайно угодил, обрушило на них и их семьи целый рой. Я не хотел, чтобы вся группа страдала из-за моих действий».

Объясняя свое решение покинуть группу, Маршалл снова приводит слова Солженицына, на этот раз из эссе «Жить не по лжи!» которое музыкант, по его собственным словам, не раз перечитывал после мартовских событий: «И тот, у кого недостанет смелости даже на защиту своей души, — пусть не гордится своими передовыми взглядами, не кичится, что он академик или народный артист, заслуженный деятель или генерал, — так пусть и скажет себе: я — быдло и трус, мне лишь бы сытно и тепло».

«Я мог бы остаться и жить в режиме самоцензуры, — пишет в финале своего эссе Маршалл, — но это подорвет мое чувство целостности. Я уже почувствовал себя не в ладах со своей совестью. Надеюсь, что, дистанцируясь от группы, смогу высказывать свое мнение, а они не будут страдать от последствий. Я ухожу с любовью в сердце и желаю этим трем парням только самого лучшего. Не сомневаюсь, их звезды будут сиять еще долго».

Музыкант — хитмейкер, миллионер, лауреат «Грэмми» — решил уйти из группы, которая была смыслом всей его жизни, потому что его нормальное желание быть честным с самим собой могло нанести ей урон. И теперь вопрос: может ли такая группа существовать дальше? Смогут ли любимые по всему миру «мамфорды», когда-то совершившие революцию в поп-музыке, обойдя со своим фолк-роком вездесущий R’n’B, смириться с уходом товарища, брата по оружию, и работать дальше?

Пока их реакция ограничивается постом в фейсбуке: «Желаем успеха. Любим тебя, парень».


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Getty Images
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 22:07, 27 июля 2021
Карманный революционер. Борис Барабанов поговорил с Николаем Комягиным из Shortparis
Новости, Новости — 27 июля, 22:07
Instagram сделает аккаунты пользователей до 16 лет приватными
Образ жизни — 27 июля, 20:44
Департамент правды и кролик-самурай. Обзор лучших комиксов San Diego Comic-Con
Музыка — 27 июля, 15:43
Новое в музыке за неделю: Монатик, James Blake, Сюзанна, Lil Nas X и Глеб Калюжный
Новости, Новости — 27 июля, 14:25
Джиган выпустил трек «На чиле» по мотивам одноименного мема. На фитах Крид, OG Buda и Soda Luv
Новости, Новости — 27 июля, 13:48
Влад Бумага рассказал о переезде в Москву и съемках в кино в новом выпуске «А4 на детекторе лжи»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 27 июля, 13:11
Зомби-телепузики и кровожадный Микки Маус: тиктокер создает 3D-хорроры с известными персонажами
Герои — 27 июля, 12:18
Глянец и онлайн, шоу «Узнать за 10 секунд» и злобные комментаторы. Интервью с главным редактором «Афиши Daily» Трифоном Бебутовым
Новости, Новости — 27 июля, 11:32
В Санкт-Петербурге откроются фуд-корты
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 27 июля, 10:51
Появился сайт, похожий на страничку «Википедии». Он меняется, когда читатель моргает
Кино — 26 июля, 23:28
Парадоксы любви. Рецензия на фильм «Кто-то кого-то полюбит»
Новости, Новости — 26 июля, 21:27
В «Кухне на районе» теперь можно заказать маффин с кожурой банана и сумку для многоразовых бутылок
Новости, Новости — 26 июля, 19:03
Новое место в Москве: французская кондитерская NIQA на Тверском бульваре
Новости, Новости — 26 июля, 17:49
Полина Ланс ушла из Sweet House
Новости, Новости — 26 июля, 15:37
Даня Милохин завел еще один аккаунт в тиктоке. Там он публикует контент со съемок «Блогеров и дорог»
Герои — 26 июля, 14:40
На пару слов: интервью с Самарой Уивинг
Новости, Новости — 26 июля, 13:21
Первую серию 33-го сезона «Симпсонов» снимут в стиле мюзикла
Новости, Новости — 26 июля, 11:24
Full House покинули еще двое участников. Теперь в команде осталось шесть человек
Кино — 26 июля, 00:48
Who run the world. Рецензия на мультсериал «Властелины вселенной: Откровение»
Новости, Новости — 25 июля, 18:12
Вышел трейлер 7-го сезона XO Life. Он будет посвящен участницам хауса
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 25 июля, 16:41
Дима Масленников закрыл свой ресторан «Здесь кто-нибудь ест?» на Новослободской
Герои — 25 июля, 11:18
Кино, выросшее из страха. Интервью с актером фильма «Время» Алексом Вулфом
Новости, Новости — 25 июля, 09:45
Тикток-хаус Fenix Team закрылся. Он просуществовал чуть больше месяца
Герои — 24 июля, 18:35
Как устроено «Архстояние». Интервью с продюсером фестиваля Юлией Бычковой
Новости, Новости — 24 июля, 18:02
Блогерское объединение Chill Zone распалось
Новости, Новости — 24 июля, 10:15
У Coldplay вышел трек Coloratura. Он войдет в их новый альбом
Кино — 24 июля, 09:16
ЖатропеР: премьера влога Насти Ивлеевой «Блогеры и дороги»
Новости, Новости — 23 июля, 21:11
Саша Спилберг запускает платформу FireStarter для продвижения и запуска новых криптопроектов
Новости, Новости — 23 июля, 21:08
Валерий Карпин стал главным тренером сборной России по футболу
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)