После Москвы и Санкт-Петербурга регионом, в котором снимают больше всего фильмов, является Якутия, и недавно она вышла на новый уровень. Работы сразу двух местных режиссеров участвовали в крупных международных фестивалях, а также были отмечены престижными наградами на родине: «Пугало» Дмитрия Давыдова** получило главный приз «Кинотавра», а «Черный снег» Степана Бурнашева — главный приз фестиваля «Окно в Европу». Исследовать феномен якутского кино решила Ксения Собчак — журналистка посвятила ему новый документальный фильм, который вышел сегодня на ее ютьюб-канале.
В качестве эксперта Собчак пригласила в проект кинокритика Антона Долина**, а вместе с тем отправилась в Якутию, чтобы встретиться с местными режиссерами, продюсерами, актерами и другими деятелями киноиндустрии. Главными героями стали те самые Дмитрий Давыдов** и Степан Бурнашев, сумевшие добиться признания за пределами родной республики.
Ксения побывала на съемочной площадке у Бурнашева, где тот рассказал ей, что никогда не учился киноискусству, но это совсем не мешает ему снимать фильмы. Бытует мнение, что профильное образование может загнать режиссера в рамки, и Степан с этим отчасти согласен. Пообщалась Собчак и с другими членами съемочной команды: со вторым режиссером Ириной Бугаевой, продюсером Сарданой Саввиной, а также основательницей кинокомпании «Арт Дойду» и продюсером фильмов «Мой убийца» и «Иччи» Марианной Сиэгэн она обсудила гендерную расстановку сил в якутском кино, развитость феминизма в регионе и роль женщины в народной культуре и мифологии.
Дмитрий Давыдов** в свою очередь рассказал о том, как прошел путь от школьного учителя до призера «Кинотавра», объяснил, как снять хорошее кино при небольшом бюджете, а также поделился мыслями о северном темпераменте и том, как он влияет на творческий процесс. И Бурнашев, и Давыдов заявили, что, несмотря на открывшиеся возможности, уезжать из Якутии они не хотят: здесь все для них более родное, простое и понятное. По словам Дмитрия, место жизни очень влияет и на работу: новый фильм он снимает с московской командой, и с ней «очень много разговоров» — земляки понимают режиссера с полуслова, а с оператором Иваном Семеновым Давыдов уже и вовсе работает молча. «Мы живем в хорошем месте, где хорошая природная экология и хорошая экология души — люди чистые сами по себе. В деревне все друг друга знают, все друг друга понимают и могут друг другу помочь. А в городе, в моем понимании, человек одинок, он сам по себе», — объяснил режиссер.
Многие герои документального проекта сошлись во мнении, что среди жителей Якутии очень много творческих людей ввиду народных традиций. Издревле люди проводили долгие зимние вечера возле огня, где рассказывали истории о богах и героях, что развивало детскую фантазию с ранних лет.