Интервью, Герои — 10 июня, 19:54

«Верните мне мою толпу!» Борис Барабанов поговорил с Лораном Гарнье

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
На фестивале Beat Film Festival показывают фильм «Лоран Гарнье: Электрошок», герой которого — французский диджей и пропагандист электронной музыки Лоран Гарнье. Борис Барабанов поговорил с героем ленты об андеграунде, EDM, онлайн-выступлениях и о том, как рассказывать школьникам о техно.

В 2003 году вы выпустили книгу «Электрошок» с подробным описанием вашей карьеры, а потом вышло еще и дополненное издание этой книги. Зачем вам понадобился фильм?

Когда книга впервые вышла во Франции, я получил предложение сделать по ней игровой фильм. У нас было несколько вариантов сценария, но даже спустя 18 лет мы не приблизились к воплощению этой идеи. Параллельно с работой над сценарием я общался с Габеном Ривуаром — человеком, снимавшим музыкальный фестиваль на юге Франции, который я делаю на протяжении восьми лет. Мне нравится его поэтичный подход к съемкам музыки, но при этом к музыкальной индустрии он отношения не имеет. Может быть, поэтому у него так хорошо получается. Из всех, кто обращался ко мне по поводу возможности снять документальный фильм, с ним мне комфортнее всего. Мы решили не делать фильм об истории техно: чтобы ее рассказать, нам понадобилось бы часов сорок экранного времени. В фильме, который в итоге получился, не так много внимания уделено Детройту, он заслуживает большего. Например, вообще нет Underground Resistance. Многое осталось за кадром. Но главное — мы взяли на борт правильного человека с собственным взглядом. Он следовал за мной из клуба в клуб, из страны в страну. И в итоге даже мои близкие друзья узнали из этого фильма много нового.

А что в итоге с игровым фильмом?

Года три или четыре назад я понял, что компания, с которой мы разрабатывали этот проект, — не те люди, которые мне нужны. Я отвез сценарий в английскую компанию Featuristic Films и заодно рассказал им об идее документального фильма. И они говорят: «Кинематографический мир очень неповоротливый. На твоем месте мы бы сначала занялись документалкой. И тогда было бы легче дальше разрабатывать игровой фильм». Пока все идет по этому сценарию. Но даже если дело так и не дойдет до игрового кино, я не расстроюсь.

Фильм, который в России показывают под названием «Лоран Гарнье: Электрошок», все же не очень похож на вашу биографию. И хоть и не является историей техно, многое про него объясняет.

Книга «Электрошок» в большей степени была рассчитана на фанатов техно. В фильме мы от такого подхода отказались, потому что о техно уже сняли сотни фильмов. Мы решили подойти к проекту с просветительских позиций. Есть люди, которые не знают о техно ничего. А это полноценный жанр, как рок или джаз, просто он по-прежнему остается в зоне дискуссии. Мы попытались объяснить какие-то основные, важные аспекты техно. Я снимал этот фильм и держал в голове мысль о том, что мой сын должен понять наконец, чем я занимаюсь. И моим родителям пора. Сын понял. И мой отец, которому 85 лет, тоже. Фильм снимался до пандемии COVID-19. А во время нее произошло много разных вещей, о которых мы завели речь, еще когда снимали наше кино. Например, коснулись расизма на родине техно, в Детройте. Ведь все лучшие диджеи там были темнокожими, это надо понимать. Но в целом настроение нашего фильма позитивное.

В фильме есть сцена, где вы идете через толпу зрителей на фестивале Sonar в Барселоне, и вас никто не узнает, не просит сделать селфи или дать автограф. Все же природа популярности в мире техно имеет свои особенности.

Поверьте, Карл Кокс не смог бы так спокойно пройти через толпу. Его невозможно не заметить. И Дэвида Гетту все знают в лицо. Но вы правы, известность в мире электронной музыки — полная противоположность рок-среде. Мы (уж я точно) не делаем ничего специально для того, чтобы быть звездами. У нас принято по окончании своего сета спуститься в толпу и танцевать вместе со всеми.

Вы упомянули Дэвида Гетту, и я понял, что в фильме вообще ничего не сказано об эпохе коммерческого EDM, когда из диджеев стали делать поп-звезд.

Я не чувствую в себе ничего общего с этой обоймой артистов. Их музыка ничего не говорит мне. То, как ее продвигают, мне не близко. Их вечеринки меня не трогают. В моей карьере было несколько случаев, когда промоутеры ставили меня в один лайнап с EDM-диджеями. 

Однажды в Бельгии подряд играли Джефф Миллз, я и Мартин Гаррикс. Это было кошмарно. Тысячи молодых людей слушали меня и Джеффа вообще без эмоций. Мы им были до лампочки.

И когда все закончилось, я сказал промоутерам: «Никогда больше!» Дэвида Гетту я встретил много лет назад, когда он только начинал делать вечеринки в Париже. Он тогда был хип-хоп-диджеем. В этом бизнесе Дэвид дольше, чем прочие звезды EDM. Он забивал клубы публикой задолго до того, как пошла мода на коммерческий танцевальный звук, и всегда играл для людей с деньгами, еще с 1998 года. Дэвид изменил звук urban-радио в Америке еще до подъема EDM. Он отличный парень. но о музыке мы с ним никогда не разговариваем.

Мне кажется, техно до сих пор остается в большей степени в андеграунде. В центре внимания «богатый» поп-звук и вечеринки, которые спонсируют алкогольные бренды.

Техно  для тех, кто влюблен в музыку. Это не фонтаны шампанского. Это не вечеринки на Ибице, где резерв стола стоит 60 тыс евро. Мы не завидуем этому «миру в стразах». У нас свой мир. Я люблю играть в маленьких клубах несколько часов подряд. В клубах, где люди сфокусированы на музыке. Техно — это возможность делиться эмоциями.

В период локдауна многие диджеи стали играть онлайн, из своих квартир. А ютьюб-канал Cercle транслировал выступления диджеев посреди озера, на воздушном шаре или на вершине крепостной башни. Как вам эти новые формы?

Ко мне обращались люди из Cercle, и я отказался. Не вижу смысла в том, чтобы играть перед пустотой. Моя миссия — это коммуникация. Я играю без аудитории, только когда мне нужно что-то записать в своей студии. Я сделал пару эфиров на радио, но и с этим быстро завязал. Моя работа питается реакцией людей. Она происходит здесь и сейчас. Мне некомфортно без публики. Верните мне мою толпу!

Лоран Гарнье/Фото: Global Look Press

В начале и в конце фильма есть кадры вашей работы с детьми в школе. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.

Эти ребята учатся в школе недалеко от моего дома. Их учитель однажды обратился ко мне: «Лоран, можешь встретиться с моими учениками? Нужно просто поговорить о музыке. Не только о техно, а вообще о музыке». Я спросил: «Что нужно делать?» Он ответил: «Не знаю, посмотрим». Мы встретились, и я провел три года, посещая их раз в неделю. Первым, что мы сделали, — устроили сессию вопросов и ответов о музыке и фестивалях. Я не фокусировался на техно: эти ребята слушают хип-хоп. Они спрашивали меня о моей работе, путешествиях, встречах с людьми. Такие беседы — хороший способ поселить в их умах мысли о том, что путешествовать хорошо, общаться с людьми — хорошо, а расизм — это плохо. В разговорах с музыкантами можно выйти на очень серьезные темы. 

В другой раз учитель поставил им мой трек The Man With The Red Face и попросил написать рассказ о человеке с красным лицом. Потом он дал им послушать четыре трека: классическое произведение, рок, техно-трек и что-то еще. Каждая вещь длилась четыре минуты. И за это время предлагалось нарисовать все, что придет в голову. Потом мы долго обсуждали получившиеся рисунки. А однажды учитель дал такое задание: ученики должны были взять в родительской фонотеке виниловый диск с обложкой, которая могла бы продолжить их собственное тело. Ну, условно, нарисованная голова вместо настоящей. Они фотографировались с этими конвертами, использовали музыку, чтобы делать нечто художественное. Или вот еще задание: смастерить из картона новый клавишный инструмент. И ученики строили безумные штуки! Или делали маски, когда мы говорили о Daft Punk. 

Мы много работали с материалом лейбла Ed Banger, в первую очередь с Mr. Oizo. Предлагали учащимся изобразить Mr. Oizo в самом минималистичном ключе, пытались заставить их высказываться кратко и емко. Показывали им Bauhaus или русское искусство XX века. Вот лист бумаги — попытайтесь рассказать о себе очень просто. А в результате они сделали дизайн футболок для Ed Banger. В конце года мы устраивали выставку их работ, которая прошла с большим успехом. 

Но это еще не все! Была еще одна школа, тоже недалеко от меня. Там была похожая ситуация. Учитель ставил детям разные песни разных жанров, и одной из них был мой трек. Он просил их писать стихи на музыку. Между делом сказал, что автор этой музыки живет рядом. И один из учеников прислал мне настоящее бумажное письмо, в котором пригласил меня в эту школу. Дело кончилось тем, что я рассказал им о нескольких своих треках, а через полгода они сделали выставку, где были представлены стихи и рисунки, для которых моя музыка послужила источником вдохновения.

Насколько все это вписывается в систему французского образования?

Знаете, в этих школах все в порядке, там отличное руководство. Но главный герой всегда — конкретный учитель. Человек, который говорит: «Сделаем все то же, но немного по-другому». Только тогда все заработает. Как художники, мы обязаны общаться с людьми, расширять их кругозор. И с детьми важно разговаривать. Это то, чего не было в моем детстве. Не было учителя, который привел бы в школу музыканта и объяснил бы вместе с ним какие-то базовые вещи. Знаете, если в таком духе общаться с ними с самого раннего возраста, то их восприятие изменится. Даже если они не слушают техно, завтра к этой музыке они будут относиться уже по-другому. И скажут своим родителям: «Техно — это не про наркотики, это когда люди думают и заботятся друг о друге». Для этого нужен всего один человек. Учитель, который наполнил бы уроки радостью.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Getty Images
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 17:41, 13 июня 2021
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Джеки Чан, Тиг Нотаро и тенге-режиссер
Новости, Новости — 13 июня, 17:41
Fenix Team набирает новых участников. Предложить свою кандидатуру может каждый
Новости, Новости — 13 июня, 16:19
Олег Романенко заявил, что точно не вернется в Dream Team House
Новости, Новости — 13 июня, 11:15
Группа Lovanda выпустила клип на песню «Изи» из ЕР «Тепло»
Новости, Новости — 12 июня, 20:14
Милена Чижова, Ира Ваймер, Арина Тарчуткина и Халберы рассказали стыдные истории в шоу «Стенка»
Новости, Новости — 12 июня, 15:32
Шипы, цепи и «медведь Ильича»: как выглядит коллаб Crocs и Little Big
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 12 июня, 10:01
К Musica36 присоединился рэпер Smoke Bush. Вместе с qurt он выпустил трек «Не братан»
Новости, Новости — 11 июня, 22:26
Оля Шелби присоединилась к селебрити-агентству Didenok Team
Новости, Новости — 11 июня, 19:36
Аня Hahadetka объявила о возвращении на ютьюб
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Герои — 11 июня, 19:25
Из кофейни в Саратове на A State of Trance. Интервью с диджеем ARTY
Новости, Новости — 11 июня, 17:22
По вселенной «Властелина колец» снимут аниме
Новости, Новости — 11 июня, 15:09
Apple объявила 12 лучших игр и приложений года
Новости, Новости — 11 июня, 13:53
Фит с Ладой Дэнс и аквариум с пираньями: Артур Бабич и Dava пришли в Comment Out
Новости, Новости — 11 июня, 12:59
У Tenderlybae вышел трек «Не надо»
Новости, Новости — 11 июня, 12:31
На саб-ивенте Popoff Kitchen для Signal выступят Vale Budino и Rakans
Новости, Новости — 11 июня, 12:09
Элджей выпустил трек «Крестики-нолики»
Новости, Новости — 11 июня, 00:01
Скриптонит и The Limba выпустили трек «Ронин». Это первый сингл с грядущего альбома Anima
Новости, Новости — 10 июня, 17:14
Wylsacom объяснил, что не так с роликами BadComedian, в ютьюб-шоу Софико Шеварднадзе
Все звёзды и инфлюенсеры
Кино — 10 июня, 16:07
Сериалы недели: «История Лизи», «Sweet Tooth: Мальчик с оленьими рогами», «Почему женщины убивают 2», «Душегубы»
Новости, Новости — 10 июня, 16:00
На ютьюб-канале «КиноТВ» новое шоу «Бэд Комментс». Гостьей первого выпуска стала Варвара Шмыкова
Новости, Новости — 10 июня, 11:58
Покрас Лампас выставит 10 NFT-произведений на аукционе маркетплейса Binance
Новости, Новости — 10 июня, 11:05
Новое место в Москве: авторский ресторан «Жирок» на Усачевском рынке
Новости, Новости — 10 июня, 09:34
Евгений Чебатков пришел в шоу «Контакты» Антона Шастуна
Герои — 9 июня, 20:25
Как дела, молодежь? Фреш-поколение об ушедшей весне, постхипстерах и важных словах
Новости, Новости — 9 июня, 19:47
Менеджер Канье Уэста намекнул, что у рэпера скоро выйдет альбом
Кино — 9 июня, 16:08
Спасибо, что еле живой. Борис Барабанов об Ирландии в фильме «Еще по одной с Шейном Макгоуэном»
Новости, Новости — 9 июня, 15:48
Тимур Сорокин обвинил менеджмент XO Music в сливе его нового трека. Ему ответил Герман Черных
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Анна К
(1 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)