Новый фильм братьев Цюрхеров — продолжение их трилогии о человеческом единстве, начатой в 2013 году картиной «Странный маленький кот». Цюрхеры снимают о том, как быть вместе, чувствуя себя порознь, и как расставаться с любимыми, освобождая место для новых чувств. Героиня фильма Лиза (Лилиана Амуат) переезжает в новую квартиру. В прошлом она оставляет старых друзей, с которыми делила предыдущее жилье, — Мару (Генриетта Конфуриус) и Маркуса (Иван Георгиев). То ли друзья, то ли что-то большее — отношения между героями открыты для интерпретации, и это одно из самых замечательных свойств этого фильма.
Друзья, родственники, рабочие помогают Лизе привести в порядок новое жилье. Все снуют из комнаты в комнату, из угла в угол, занимаются новым диваном и плесенью в ванной, и только Мара стоит у всех на пути. Отпускать — непросто, и кто знает об этом, как не Мара, для которой глава жизни с Лизой точно значит многое. Герпес на губе — символ израненности ее внутреннего мира, который в середине фильма появится и на губе у Лизы. Случайность? Такая же, как и все в нашей жизни. Сюжет для Цюрхеров снова не так важен, как то, что скрывается за ним — взгляды, жесты, весь спектр человеческих чувств, переплетающихся в диковинных узорах.
Дени Коте снял идеальный карантинный фильм — великую комедию в мольеровских нарядах и экстерьерах чиста поля — в эпоху, когда прикосновения друг к другу не сулят ничего хорошего. По крайней мере, так считает режиссер фильма, разделивший вместе с «Девушкой и пауком» уже упомянутых братьев Цюрхеров главный приз новой, но уже невероятно многообещающей секции Encounters Берлинского кинофестиваля-2021. Пандемия пандемией, но сценарий Коте написал еще в 2015 году, когда никто даже не подозревал, что ждет нас через несколько лет. Герои его нового фильма держатся друг с другом на почтительной дистанции и все реплики выкрикивают яростно или нежно в надежде, что их донесет до собеседника ветер.
Главный герой комедии — мошенник Антонен (Максим Годетт), которого в фильме окружают пять очаровательных женщин, пытающихся свести с ним счеты. Антонен — шалопай и мизогин, который хочет от жизни всего и сразу, вот только жизнь не всегда к нему благосклонна. Театральность тут доведена до предела, а 75 минут экранного времени (всегдашнее уважение Коте к своему зрителю) пролетают незаметно. В «Социальной гигиене», и за это спасибо Коте, нет никаких признаков времени или социальных классов. Только чистая эссенция разговоров. Хотя нет-нет и проскользнет упоминание фейсбука* , этой самой большой социальной заразы сегодняшнего дня.
Лео — модная стилистка, ее мать Мария — домашняя ведьма, которая наводит порчу на неугодных. Они живут в захудалом испанском городке Хихон, где кроме них, кажется, нет ничего, кроме фланирующих пенсионеров да объявлений об аренде. Пока после смерти отца, который содержал семью, долги по коммунальным услугам безбожно копятся, Лео и мать продолжают делать вид, что ничего страшного не случилось. Они ходят по дорогим бутикам, а домой ездят неизменно на такси. Костюм Moschino, роскошная шуба, туфли на шпильках — и никакого электричества дома, а на завтрак, обед и ужин — булочки, которые прислали в подарок. Однако ни одна из них не собирается искать работу или хоть какое-то ее подобие. Роскошь, как говорится, это состояние души.
В игровом дебюте аргентинской художницы Амалии Ульман, которая исполнила в этом фильме главную роль вместе со своей настоящей матерью Але, нашло отражение плачевное состояние дел 21 века: показное важнее протекающего холодильника, а очередную пару фешенебельных лодочек в кредит можно вернуть в течение 30 дней. Работать — скучно, немодно и неинтересно. Интереснее соглашаться на съемку для Кристины Агилеры и оплачивать бешеную сумму на перелет в Нью-Йорк, которой у тебя нет и не будет. В этом все мы, на этом держится наш мир. Фильм Ульман снят в строгом ч/б, не дающем ни намека на излишества, и лишь забавные монтажные решения да слезы героинь сквозь смех дают повод думать, что перед нами комедия.