Рецензии, Кино — 17 апреля, 10:01

В субботу аисты падали. Рецензия на фильм «Чернобыль» Данилы Козловского

На экранах кинотеатров «Чернобыль» Данилы Козловского. Новый, вслед за «В субботу» Александра Миндадзе, русскоязычный взгляд на катастрофу на атомной АЭС, спродюсированный Александром Роднянским. Фильм Козловского неминуемо будут сравнивать с одноименным сериалом HBO. Искать в нем соответствия и несоответствия реальности. Подходить к его просмотру с предубеждением. Бесконечно спорить. Обвинять в жанровости. Говорить об этичности любых обращений к трагедии. Полярность и острота реакций — хороший повод посмотреть «Чернобыль» бесстрастно. Для SRSLY о фильме рассказывает кинокритик Антон Фомочкин.

Пожарный Алексей (Данила Козловский) наизусть знает атомную АЭС в Припяти, но не останавливаться же на достигнутом. Родной город — прочитанная книга, пора переезжать. В Киеве и Пугачева выступает чаще, и возможностей больше. Алексей празднует увольнение и выслушивает от начальства едкое: «Завидую я тебе, по-мужски, делаешь что хочешь», но совесть подъедает, мучает. Незадолго до прощальной гулянки все меняет встреча с парикмахером Ольгой (Оксана Акиньшина). У женщины растет десятилетний сын Леша (Петр Терещенко), примерно столько же весн назад Алексей с ней встречался, а потом бесследно пропал, разбив сердце. Выводы напрашиваются сами. Надо бы держаться вместе и создать полноценную семью, но как-то сложно. Приближается 26 апреля 1986 года, когда взорвался четвертый энергоблок станции. Заспанных пожарных отправят тушить пламя. В автобусы набьются семьи, оставляя все хозяйство позади — за закрытой дверью пустой квартиры. Стационар переполнен, одежду поступивших на скорых немедленно сжигают. Леше придется особенно плохо, он застанет взрыв лично. Должное лечение получить можно только в Швейцарии. Отправить туда ребенка получится, если Алексей решится на опасную миссию: выкрутить вентиль в водопроводной системе под АЭС, остановить еще большую катастрофу и наверняка живым оттуда не выбраться. 


Разговоры советских людей — нарочито литературный текст без косноязычия. Предметно-вещевая среда проработана до узнаваемых и осязаемых мелочей. Первую треть «Чернобыля» деталей в кадре даже слишком много. Журналы в руках посетительниц салона красоты. Развешенные на стенах постеры со Сталлоне и Шварценеггером. Вырезки из журналов мод и афиши гастролей Пугачевой — все это микромир раздевалки пожарной станции. Импортные, а от того особенно желанные духи Opium от Yves Saint Laurent (выше только Chanel, но для таких даров нужно быть послом Чехословакии). После взрыва на АЭС частная история становится общечеловеческой трагедией. Классовые различия стираются, радиация не щадит ни взрослых, ни детей. Пространство хаоса и осязаемого безумия отторгает декоративность. Траектория творческого поиска режиссера Козловского привела к интонационному цитированию экранной традиции Алексея Германа-младшего. Из прочих параллелей — подбор аутентичных лиц, напоминающих советскую интеллигенцию. Любая сцена с артистом Бесчастным (играл в «Довлатове» Бродского), появляющимся во второстепенной роли человека-дела с вечно грустным и тягостным взглядом, связь только укрепляет. Эта именно режиссерская потребность усилить драматургию экранным миром, существующим в своей органике, лучшие моменты картины позволяет характеризовать через поэтическое «Когда падали аисты». Название, с которым проект изначально и запускался.

  

«Чернобыль» — комментарий к притягательной природе любого фильма-катастрофы. Происходящее оглушает, пугает, раздражает, завораживает (в зависимости от степени эмоциональной вовлеченности), но многие не могут оторваться от того, как самозабвенно рушится привычный мир. Вчерашний день, когда повседневные потребности ограничивались думами о том, как бы раздобыть магнитофон, начинает напоминать сказку, рассказанную на ночь во время эпидемии чумы. Так и в фильме Козловского сразу несколько персонажей не могут оторваться от манящих огней бездны. Что юный Леша, в отличие от своих друзей, остается смотреть на полыхающую АЭС. Что Борис (Николай Козак) — деятельный мужчина в форме, готовый сделать все для предотвращения глобального катаклизма, забравшись в самое сердце станции, смотрит на свечение, без сил сдвинуться с места. 

Метафизическое осмысление жанра. Мелодраматическая история любви на фоне катастрофы. Масштабное полотно о цене человеческих жизней. «Чернобыль» состоит сразу из нескольких противоречащих друг другу картин. Это его уязвимость: не получается цельной рефлексии по одной из центральных трагедий в истории СССР. Это его достоинство: беспорядочная манера менять тональность соответствует звучащей в кадре многоголосице судеб, настроений, стадий принятия.

   

Проект Козловского неуютен и нескладен, но впечатляет. Лучше всего его описывает сцена падения аистов, врезающихся в асфальт, землю, капот несущегося по дороге автомобиля. Роль героя, что выпадает волею случая на плечи Алексея, обнуляет прошлое своего носителя, будь тот даже не самым приятным, самонадеянным пьяницей, рвущимся куда подальше от прошлой жизни, где слишком много обязательств и тягостных проблем. Абсурдизм микросюжетов внутри «Чернобыля» — отблеск правды, которая давно стала мифом, таким большим, что за контекстом велик риск не заметить самого фильма. 


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 14:15, 15 мая 2021
Мотоклубы и крытые мотошколы. Где и как в Москве учат ездить на мотоциклах
Новости, Новости — 15 мая, 14:15
У «Бриджертонов» будет спин-офф о королеве Шарлотте
Новости, Новости — 15 мая, 12:54
Джейден Смит откроет ресторан I LOVE YOU. Там смогут получить помощь бездомные
Новости, Новости — 14 мая, 22:51
Ютьюб-канал для скучающих по путешествиям: американец снимает пешие прогулки по городам мира
Образ жизни — 14 мая, 20:34
Дай почитать: обзор «Теней тевтонов», «Трансметрополитена» и других книг
Новости, Новости — 14 мая, 18:37
У Дикси Дамелио новый клип. Там снялась Чарли Дамелио
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 14 мая, 15:45
У Boulevard Depo и Jeembo вышел ЕР «Омофор». Он должен помочь избавиться от хронической усталости
Новости, Новости — 14 мая, 15:14
Опубликован утерянный альбом Коби Брайанта. Баскетболист записал его 21 год назад
Образ жизни — 14 мая, 14:27
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Glass Animals, Depeche Mode и Kasabian
Новости, Новости — 14 мая, 11:19
Бывшие аккаунты Swag Team переименовали в Fenix Team
Новости, Новости — 14 мая, 10:21
У Артура Бабич вышел трек «Бабки»
Новости, Новости — 14 мая, 09:10
Белла Порч выпустила дебютный трек, а еще клип. В видео снялись Рахим и Дина Саева
Кино — 14 мая, 06:28
Верни мне музыку, без музыки тоска. Рецензия на фильм «Легенда о пианисте»
Новости, Новости — 14 мая, 00:14
Костюмы в стиле Марии-Антуанетты и сиреневая пудра: Ashnikko выпустила клип на трек Slumber Party
Музыка — 13 мая, 18:48
О новом альбоме, взломе радиоформата и «Страдающем Средневековье». Интервью с группой «СЛОТ»
Новости, Новости — 13 мая, 15:36
Дина Саева сняла мини-фильм, где рассказала о смерти отца и причинах своего состояния
Новости, Новости — 13 мая, 15:04
У Wylsacom коллаб с Nike. Блогер сделал лимитированные кроссовки со встроенными Apple Watch и AirTags
Новости, Новости — 13 мая, 13:21
У Егора Шипа вышел трек «Кис-кис». Блогер говорит, что посвятил песню Насте Ивлеевой
Новости, Новости — 13 мая, 11:48
Чарли Дамелио снялась в шоу The Early Late Night Show Дикси Дамелио. Поговорили о хейте в тиктоке
Герои — 12 мая, 18:15
Это просто фанфик какой-то. Интервью с Темой Пименовым
Новости, Новости — 12 мая, 18:13
BTS представят второй англоязычный сингл Butter 21 мая, а спустя два дня исполнят его вживую
Новости, Новости — 12 мая, 15:41
София Коппола сняла короткометражный фильм про нью-йоркскую балетную труппу
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 мая, 11:07
Billboard назвал главных артистов десятилетия. В топе Дрейк, Эд Ширан, Бруно Марс и Джастин Бибер
Герои — 12 мая, 10:14
«Диктофон» с русским текстом. Борис Барабанов разговорил Антона Макарова
Кино — 12 мая, 06:17
Сериалы недели: «Наследие Юпитера», «Интергалактик», «Девушка по вызову» и другие
Новости, Новости — 12 мая, 00:15
У Beembi из XO Team вышел дебютный трек «Можешь плакать»
Новости, Новости — 11 мая, 22:44
Lego выпускает конструктор с героями сериала «Друзья». Там тот самый диван, каноэ и Моника с индейкой на голове
Музыка — 11 мая, 21:07
Новое в музыке за неделю: Coldplay, Sir Sly, Qurt & Didar, Эрика Лундмоен и Amy Winehouse
Герои — 11 мая, 18:24
Полнометражная Америка: как русский актер массовки Влад Козлов стал режиссером в США
Новости, Новости — 11 мая, 18:18
Филипп Миронов стал шеф-редактором «Кинопоиска»
Новости, Новости — 11 мая, 15:03
Леонардо ДиКаприо показал первый кадр из «Убийц цветочной Луны» Скорсезе
18+
(1 сезон)
Карнивал Роу
(2 сезон)
Кобра
(2 сезон)
Ты
(3 сезон)
7
Достать коротышку
(1 сезон)
Барри
(3 сезон)
Дунканвилль
(2 сезон)
8.3
Любовь, смерть и роботы
(1 сезон)