Рецензии, Кино — 17 апреля, 10:01

В субботу аисты падали. Рецензия на фильм «Чернобыль» Данилы Козловского

На экранах кинотеатров «Чернобыль» Данилы Козловского. Новый, вслед за «В субботу» Александра Миндадзе, русскоязычный взгляд на катастрофу на атомной АЭС, спродюсированный Александром Роднянским. Фильм Козловского неминуемо будут сравнивать с одноименным сериалом HBO. Искать в нем соответствия и несоответствия реальности. Подходить к его просмотру с предубеждением. Бесконечно спорить. Обвинять в жанровости. Говорить об этичности любых обращений к трагедии. Полярность и острота реакций — хороший повод посмотреть «Чернобыль» бесстрастно. Для SRSLY о фильме рассказывает кинокритик Антон Фомочкин.

Пожарный Алексей (Данила Козловский) наизусть знает атомную АЭС в Припяти, но не останавливаться же на достигнутом. Родной город — прочитанная книга, пора переезжать. В Киеве и Пугачева выступает чаще, и возможностей больше. Алексей празднует увольнение и выслушивает от начальства едкое: «Завидую я тебе, по-мужски, делаешь что хочешь», но совесть подъедает, мучает. Незадолго до прощальной гулянки все меняет встреча с парикмахером Ольгой (Оксана Акиньшина). У женщины растет десятилетний сын Леша (Петр Терещенко), примерно столько же весн назад Алексей с ней встречался, а потом бесследно пропал, разбив сердце. Выводы напрашиваются сами. Надо бы держаться вместе и создать полноценную семью, но как-то сложно. Приближается 26 апреля 1986 года, когда взорвался четвертый энергоблок станции. Заспанных пожарных отправят тушить пламя. В автобусы набьются семьи, оставляя все хозяйство позади — за закрытой дверью пустой квартиры. Стационар переполнен, одежду поступивших на скорых немедленно сжигают. Леше придется особенно плохо, он застанет взрыв лично. Должное лечение получить можно только в Швейцарии. Отправить туда ребенка получится, если Алексей решится на опасную миссию: выкрутить вентиль в водопроводной системе под АЭС, остановить еще большую катастрофу и наверняка живым оттуда не выбраться. 


Разговоры советских людей — нарочито литературный текст без косноязычия. Предметно-вещевая среда проработана до узнаваемых и осязаемых мелочей. Первую треть «Чернобыля» деталей в кадре даже слишком много. Журналы в руках посетительниц салона красоты. Развешенные на стенах постеры со Сталлоне и Шварценеггером. Вырезки из журналов мод и афиши гастролей Пугачевой — все это микромир раздевалки пожарной станции. Импортные, а от того особенно желанные духи Opium от Yves Saint Laurent (выше только Chanel, но для таких даров нужно быть послом Чехословакии). После взрыва на АЭС частная история становится общечеловеческой трагедией. Классовые различия стираются, радиация не щадит ни взрослых, ни детей. Пространство хаоса и осязаемого безумия отторгает декоративность. Траектория творческого поиска режиссера Козловского привела к интонационному цитированию экранной традиции Алексея Германа-младшего. Из прочих параллелей — подбор аутентичных лиц, напоминающих советскую интеллигенцию. Любая сцена с артистом Бесчастным (играл в «Довлатове» Бродского), появляющимся во второстепенной роли человека-дела с вечно грустным и тягостным взглядом, связь только укрепляет. Эта именно режиссерская потребность усилить драматургию экранным миром, существующим в своей органике, лучшие моменты картины позволяет характеризовать через поэтическое «Когда падали аисты». Название, с которым проект изначально и запускался.

  

«Чернобыль» — комментарий к притягательной природе любого фильма-катастрофы. Происходящее оглушает, пугает, раздражает, завораживает (в зависимости от степени эмоциональной вовлеченности), но многие не могут оторваться от того, как самозабвенно рушится привычный мир. Вчерашний день, когда повседневные потребности ограничивались думами о том, как бы раздобыть магнитофон, начинает напоминать сказку, рассказанную на ночь во время эпидемии чумы. Так и в фильме Козловского сразу несколько персонажей не могут оторваться от манящих огней бездны. Что юный Леша, в отличие от своих друзей, остается смотреть на полыхающую АЭС. Что Борис (Николай Козак) — деятельный мужчина в форме, готовый сделать все для предотвращения глобального катаклизма, забравшись в самое сердце станции, смотрит на свечение, без сил сдвинуться с места. 

Метафизическое осмысление жанра. Мелодраматическая история любви на фоне катастрофы. Масштабное полотно о цене человеческих жизней. «Чернобыль» состоит сразу из нескольких противоречащих друг другу картин. Это его уязвимость: не получается цельной рефлексии по одной из центральных трагедий в истории СССР. Это его достоинство: беспорядочная манера менять тональность соответствует звучащей в кадре многоголосице судеб, настроений, стадий принятия.

   

Проект Козловского неуютен и нескладен, но впечатляет. Лучше всего его описывает сцена падения аистов, врезающихся в асфальт, землю, капот несущегося по дороге автомобиля. Роль героя, что выпадает волею случая на плечи Алексея, обнуляет прошлое своего носителя, будь тот даже не самым приятным, самонадеянным пьяницей, рвущимся куда подальше от прошлой жизни, где слишком много обязательств и тягостных проблем. Абсурдизм микросюжетов внутри «Чернобыля» — отблеск правды, которая давно стала мифом, таким большим, что за контекстом велик риск не заметить самого фильма. 


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 23:16, 3 августа 2021
Сериалы недели: «Миллионер из Балашихи», «Не пытайтесь это повторить», «Чип и Дейл», «Мир кентавров», «Я и все остальные»
Образ жизни — 3 августа, 23:16
Вечера на хуторе близ Припяти. Обзор игры Chernobylite
Музыка — 3 августа, 19:46
Новое в музыке за неделю: TVETH & LIL SMOOKY, Билли Айлиш, Skepta, Silk Sonic и Lollapalooza
Новости, Новости — 3 августа, 19:40
Элтон Джон напишет музыку для мюзикла по фильму «Дьявол носит Prada»
Новости, Новости — 3 августа, 18:11
Джиган рассказал о работе поваром в новом ютьюб-шоу «Это про меня!»
Новости, Новости — 3 августа, 16:47
Фанаты карточной игры Yu-Gi-Oh! требуют признать ее олимпийским видом спорта
Новости, Новости — 3 августа, 15:13
Аня Покров стала ведущей шоу «Удиви меня!» на ютьюб-канале Bubblegun
Новости, Новости — 3 августа, 13:47
Актеры сериала «Друзья» выпустили мерч. Вырученные средства пойдут на благотворительность
Новости, Новости — 3 августа, 13:05
Бывший участник Daft Punk Тома Бангальтер напишет музыку для балета Национальной оперы Бордо
Новости, Новости — 30 июля, 17:11
GeekBrains запускает коллаборацию со Skillbox и VK Работа
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 3 августа, 10:19
У XO Team появился второй ютьюб-канал
Новости, Новости — 3 августа, 09:10
Трэвис Скотт займется созданием фильмов для киностудии А24
Кино — 2 августа, 21:40
Байопик под спагетти. Борис Барабанов об Италии Лучо Далла в новом фильме Пьетро Марчелло
Бизнес — 2 августа, 16:50
Увольнение из Tinder и харассмент: как основательница Bumble шла к успеху
Новости, Новости — 2 августа, 13:42
Дима Евтушенко пришел в шоу «Пушка» и рассказал о фокусах, заработке и ютьюбе
Новости, Новости — 2 августа, 13:00
Премьера mood-видео Джарахова и Markul на «Я в моменте». В нем снялись Усачев, Ивлеева, Галич и Пязок
Новости, Новости — 2 августа, 11:49
Дуа Липа снялась в посмертном клипе Pop Smoke на трек Demeanor
Новости, Новости — 2 августа, 09:10
У Арианы Гранде пройдут концерты в Fortnite
Кино — 2 августа, 00:44
Мамочка и вихрь. Рецензия на самый личный и (не)провокационный фильм Гаспара Ноэ
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 1 августа, 15:00
Slava Marlow выпустит три трека за месяц, если его видео в тиктоке наберет миллион лайков
Новости, Новости — 31 июля, 18:18
У Карины Кросс и группы «Мумий Тролль» вышел трек «Время утекай»
Кино — 31 июля, 16:20
Человек-анекдот, мисс Портки и леопард. Рецензия на фильм «Круиз по джунглям»
Новости, Новости — 31 июля, 13:31
Новый тренд в тиктоке: пользователи снимают ремейки старых реклам Skittles, Snickers и Old Spice
Образ жизни — 31 июля, 00:06
Алтай глазами путешественников и блогеров, которые там живут
Новости, Новости — 30 июля, 22:39
Бейонсе представила кроссовки на тракторной подошве в коллаборации с adidas
Образ жизни — 30 июля, 18:25
Дай почитать: обзор «Смерти.net», «Жизни на продажу» и других книг
Кино — 30 июля, 18:15
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Свинья», «Улица страха. Часть 2: 1978», «Классическая история ужасов» и другие)
Новости, Новости — 30 июля, 15:29
Братишкин, Бустер и Kyivstoner снялись в сериале об истории российского стриминга
Новый вишневый вкус
(1 сезон)
Новенький
(2 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Политик
(3 сезон)
Отряд самоубийц: Миссия навылет
Чужестранка
(6 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)