Интервью, Герои — 5 марта, 17:10

«Есть две вещи: любовь и смерть». Интервью с режиссером Николаем Хомерики

Николай Хомерики снимает пронзительные авторские драмы, винтажные хорроры, телевизионные детективы, а теперь выдал «невероятную историю лучшей лыжницы XX века» — спортивно-агитационную картину «Белый снег». Режиссер рассказал SRSLY о природе своей творческой всеядности.

Скажите, что присуще именно вашему режиссерскому методу в картине «Белый снег»?

Работа с актерами и камерой.

В чем была специфика работы с камерой?

Тут все зависит от проекта: у каждого оператора есть свой почерк, и ты должен понять, подходит ли он для данного материала. Дальше я доверяюсь самому оператору, и мы думаем, как снять этот фильм. В случае с «Белым снегом» хотели снять живой камерой и чтобы было много солнца. Большинство операторов любит пасмурную погоду, а вот Федор Лясс (оператор фильма «Белый снег». — Прим. SRSLY) любит солнце.

Мне показалось, что вы в этой картине усвоили не только тему, но и киноязык соцреализма.

Не то чтобы специально усвоил: оно уже сидит в тебе. Наверное, какому-нибудь молодому режиссеру, который еще не застал то время, было бы сложнее.

А у вас эти приемы уже на подкорке?

А у нас уже да, поэтому в книжки залезать не надо.

Вам потребовалось усилие, чтобы вовлечь себя эмоционально в эту историю?

Как только встретился с прототипом (Еленой Валерьевной Вяльбе — советской и российской лыжницей, про жизнь которой и снят «Белый снег». — Прим. SRSLY), мне сразу стало очень интересно. Она очень сильный человек, женщина с мужским характером, можно сказать.

В кульминационном моменте «Белого снега» Вяльбе извиняется перед мировым спортивным сообществом за допинг, обнаруженный у ее коллеги по команде. Это резонирует с массовыми отстранениями наших спортсменов в наши дни. У вас есть личная позиция на этот счет?

Сейчас допинг — это не как 20 лет назад. Список запрещенных веществ огромен, и спортсмен должен следить за тем, чтобы случайно не выпить какой-то не тот чай. Западные спортсмены, наверное, в процентном соотношении не меньше употребляют этих веществ, но сейчас почему-то отдуваются в основном наши. В этом есть какая-то несправедливость. Но если человек уже действительно употребляет, мне кажется, тут, как и показано в фильме «Белый снег», лучше всего пойти и сказать: «Извините, я больше не буду».


Мне кажется, это не очень популярная позиция. Она не в нашем национальном характере.

Ну я придерживаюсь этой позиции. И в фильме она такая же.

Потребовалась решимость, чтобы ее выразить?

Да, при том что это и позиция Елены Валерьевны, которая защищает спортсменов, ходит по судам. Но когда лабораторным исследованием убедительно доказано, что спортсмен употребляет, то нужно внимательнее следить, чтобы этого больше не происходило.

Некоторые критики отмечали, что уже в «Синдроме дракона» у вас чувствуется отсылка к советским детективам. Вам наиболее близка советская киношкола, несмотря на ваше европейское прошлое?

Ну вот в сценарии «Селфи» не было заложено ничего советского. В фильме его и нет.

В «Селфи» заложено то, что заложил туда Сергей Минаев: усталая пресыщенность успехом, модная в нулевых, плюс вневременная, вечная рефлексия на тему нарциссизма.

Без комментариев.

Вы говорили, что для вас творческим ориентиром является Финчер…

Он был творческим ориентиром для фильма «Селфи». Там такая стояла продюсерская задача: «Хочу как у Финчера».

А сейчас у вас есть универсальные ориентиры в режиссуре?

Мои ориентиры — это классики советского кино, и так вышло, что я еще не досмотрел все фильмы своих любимых режиссеров — например, картины Киры Муратовой. А дальше все классические персонажи: Бергман, Брессон…

А Вуди Аллен?

Вуди Аллен — не совсем мой персонаж, потому что снимает смешно.

Но у него же был бергмановский период, когда он снимал экзистенциальные драмы, густо приправленные тарковщиной.   

Да у него сам почерк другой. Грубо говоря, Вуди Аллен работает не со временем, а с текстами.

«Работает не со временем» означает, что у него нет мучительно долгих планов?

Да. Он экранизирует пьесы, которые сам пишет. Экранизирует в меру крупно, средне, обще, смешно, интересно.

Но в фильме «Белый снег» действие просто следует за сценарием. Там нет «работы со временем».

Да, но вы сейчас говорили про сугубо авторское кино. «Белый снег» — это зрительский фильм, где надо соблюдать каноны зрительского, там не до времени.

Припоминаю, однажды вы говорили, что в титрах ваших зрительских фильмов большими буквами указано «от продюсеров-создателей "ДухLess-2"» и внизу маленькими: «режиссер-постановщик Николай Хомерики».

Так и есть.

Так оформлена и афиша «Белого снега». А когда мы увидим ваше авторское кино, там будет написано: «Фильм Николая Хомерики»? Так можно будет его опознать?

Так можно будет опознать. Хотя вот вышел какой-то фильм, где продюсеры сунули «фильм Николая Хомерики». Я дальше буду следить за тем, чтобы это относилось только к моим фильмам.

В свое время вы сказали, что не видите возможности снимать авторское кино. Что вы тогда имели в виду: нет повода, который вас как художника увлекает, или возможностей?

Это, наверное, было связано и с тем и с другим. Я очень долго не знал, о чем снять, что меня тревожит в достаточной степени. А когда наконец понял — произошла картина «Любовь», которая сейчас находится в монтаже.

Какой там главный нерв?

Главный нерв в том, чтобы понять, что такое любовь, на примере одной пары. Весь фильм они пытаются разобраться, любят друг друга или нет.

Получается, ваш 10-летний творческий поиск увенчался темой распознавания любви?

До этого были фильмы про одиночество и потерянность человека в этом мире.

Экзистенциальное одиночество и заброшенность по Сартру?

Да. А дальше все необъяснимо совпало. 

Есть две вещи: любовь и смерть. Про смерть я уже поснимал достаточно, на этот раз решил про любовь.

А что такого необъяснимого вы находите в этих явлениях?

В древнегреческом языке существовало 12 разных слов для определения любви: любовь ребенка к родителю называлась одним словом, любовь, которая связана с половым влечением, — другим. И когда кто-то начинает говорить о любви, всегда хочется спросить: «Какое значение слова имеете в виду вы?» Я согласен с греками: нельзя все называть одинаково, иначе будет путаница.

Мне приходят на ум «эрос» (эротическая любовь) и «агапэ» (жертвенная любовь).

Вот как раз «агапэ» наиболее близко к той любви, о которой я говорю.

Вершиной античной философии стала эротософия Платона, то есть философия любовная. Корень «фило» в философии тоже означает любовь, влечение, стремление: платонизм установил связь между страстью и познанием в идее красоты. Иными словами, вселенское чувство любви тождественно стремлению к мудрости — это разные формы влечения, которые так или иначе исходят от Эроса, от Афродиты Урании. Вы разделяете эту концепцию?

Разделяю.

А в христианском сознании половая любовь имеет сомнительную репутацию: она вступает в противоречие с религиозным чувством. А внушаемая советскому человеку любовь к родине противоречит и тому и другому.

Да, но представьте, как было бы проще с более разнообразной терминологией — никто не конфликтовал бы. Говорили бы не «Я тебя люблю», а «Я тебя хочу в половом смысле». Меня, конечно, интересует любовь в высшем проявлении.


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 11:21, 11 апреля 2021
Зинаида Пронченко о фильме «Отец» с Энтони Хопкинсом
Герои — 11 апреля, 11:21
«Мортал Комбат», зумеры, фаталити. Интервью с режиссером Саймоном Маккуойдом
Новости, Новости — 11 апреля, 11:19
Фаррелл Уильямс и Дэвид Грутман провели экскурсию по своему отелю в Майами
Герои — 11 апреля, 00:28
Системный идеолог. Интервью с Евгением Машковым про шестилетие System108 и склад ума российских диджеев
Новости, Новости — 10 апреля, 19:19
Фиби Уоллер-Бридж исполнит главную женскую роль в пятом «Индиане Джонсе»
Новости, Новости — 10 апреля, 17:21
Новое место в Москве: городское кафе Bardot на Остоженке
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 10 апреля, 16:20
Юрий Дудь, Манижа и GONE.Fludd перерабатывают пластик в видео о кроссовках Stan Smith
Новости, Новости — 10 апреля, 12:37
Тайванец смог достать со дна озера телефон. Ему помогла засуха
Новости, Новости — 9 апреля, 21:53
Комик переделал заставку Pokémon с помощью стоковых видео
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Образ жизни — 29 марта, 17:50
Кажущиеся неправдоподобными факты о пыли, которые на самом деле абсолютно верны
Образ жизни — 23 марта, 15:00
Почему я выбираю растительное молоко
Новости, Новости — 9 апреля, 20:37
Умер рэпер DMX
Новости, Новости — 9 апреля, 17:44
Cream Soda сделала ремикс на песню «Вино» группы «Хлеб». Теперь под нее не хочется плакать
Образ жизни — 9 апреля, 15:23
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Жизневский, Лагерфельд и дубляж игр
Герои — 9 апреля, 13:37
Тапки-батоны, самые длинные кроссы в мире и MONEYSUTRA. Интервью с Томми Кэшем
Новости, Новости — 8 апреля, 22:35
Вышла короткометражка о жизни животных, на которых тестируют косметику. Главного героя озвучил Тайка Вайтити
Герои — 8 апреля, 22:16
Волна, доска, тикток. Интервью с чемпионом мира по серфингу Итало Феррейрой
Бизнес — 8 апреля, 20:14
Как устроена индустрия бизнес-коучинга. Интервью с Радиславом Гандапасом
Новости, Новости — 8 апреля, 17:11
Lil Nas X создал видеоигру Twerk Hero. Там нужно тверкать и получать очки
Новости, Новости — 8 апреля, 15:27
Дед из Словении повторил образы Джастина Бибера и Кайли Дженнер и стал звездой инстаграма
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 8 апреля, 13:49
Ксюша Хоффман запускает новое шоу «Стенка»
Новости, Новости — 8 апреля, 13:10
Рэпер Will.i.am сделал защитную маску с наушниками, микрофоном и подсветкой. Она стоит 299 долларов
Новости, Новости — 8 апреля, 12:36
«Это не треки, это слезы»: у Face новый альбом «Искренний»
Новости, Новости — 8 апреля, 12:27
Алена Долецкая пришла в ютьюб-шоу Галины Юзефович. Поговорили о конце эпохи глянца и книгах о высокой моде
Новости, Новости — 8 апреля, 08:52
Появился новый лидер среди самых молодых миллиардеров мира. Ему 18 лет
Новости, Новости — 7 апреля, 22:40
В Италии отменили цензуру кино. Она длилась с 1914 года
Новости, Новости — 7 апреля, 20:21
Twenty One Pilots анонсировали новый альбом и выпустили трек Shy Away
Герои — 7 апреля, 19:56
«Быть занятым для меня важно, но качество проекта важнее». Интервью с режиссером Вадимом Перельманом
Новости, Новости — 7 апреля, 19:02
Появился трейлер документального фильма об «Улице Сезам»
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)