Рецензии, Образ жизни — 2 марта 2021, 19:57

«Трибунала больше нет». Рецензия на спектакль Микиты Ильинчика «Благоволительницы»

Автор SRSLY Евгений Шаповалов побывал на премьере спектакля «Благоволительницы» Театра на Малой Бронной и обнаружил, что чем убедительнее его действие — тем неутешительнее выводы.
Спектакль Микиты Ильинчика «Благоволительницы» — вещь сложная во всех отношениях. Для начала на него сложно попасть: нужно одобрение анкеты на сайте Театра на Малой Бронной или приглашение. Сложна, при всей лаконичности, сама постановка скандального романа Джонатана Литтелла: время в ней нелинейно, жертвы после смерти оказываются за столом со своими палачами или являются как призраки-благоволительницы в жутких посмертных масках, на заднике мерцают отблески кинопроектора, а сцена-пивная то превращается в кабаре, то прирастает банкетным столом, за которым зрители словно бы становятся невольными собутыльниками нацистских офицеров. Наконец, премьера спектакля пришлась на всеобщий ажиотаж от манифеста Константина Богомолова о ликвидации «сложного человека» в современной, травмированной нацизмом Европе и установлении там «этического рейха».

#INSERT_ARTICLE#


Герой романа и пьесы Максимилиан Ауэ (Дмитрий Цурский) — тот самый «сложный человек». В исходном тексте Литтелла он игрой судьбы проходит увлекательную эволюцию от утонченного интеллектуала до офицера СС и хладнокровного убийцы, «белокурой бестии», а затем — до сытого равнодушного буржуа, лениво философствующего об относительности морали. Разумеется, всю эту тысячу с лишним страниц текста со структурой барочной сюиты, наполненную гиперсложной интертекстуальностью, литературными отсылками и мифологическими мотивами, поставить невозможно. Поэтому в спектакле этапы развития героя спрессованы в один мрачный эпилог, полный гулких эхо разговоров с мертвецами, и нет уверенности, что он сам жив, а эта пивная не аналог темной бани с тараканами, в виде которой мыслил вечность Свидригайлов Достоевского. В сущности, это не так и важно: тоталитаризм, лишая личность свободы, убивает в ней нечто, необходимое для полноценной жизни, а не бытия мыслящего тростника. Эта идея писателя режиссером донесена со зловещей убедительностью, с наглядностью, которая в буквальном смысле давит на зрителя средствами сценографии.

#INSERT_ARTICLE#

 
Микита Ильинчик — выпускник мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова и опытный участник творческих лабораторий в Театре на Малой Бронной, где его эксперименты уже не раз превращались в эффектные спектакли (которые он сам предпочитает именовать «проектами»). Таким «проектом» Ильинчика стали и «Благоволительницы», которые до включения в репертуар были представлены на одной из этих лабораторий.

#INSERT_ARTICLE#


Его постановки — это всегда трудоемкая работа с не самыми очевидными текстами, основанная, по его собственному выражению, на «партитуре болевых точек». Ильинчик вырос в белорусском местечке в тех краях, где в ходе войны располагалось зондер-гетто, и с момента поступления на режиссерский остро рефлексировал о судьбе белорусского народа, его исчезающего языка и культуры. Он нечасто высказывается публично, но очевидно, что лишен легкомысленности и берется за болезненные темы со всей ответственностью — которой, по мнению особо требовательных критиков, недоставало самому Литтеллу при вглядывании в бездну Катастрофы. Но если у Литтелла, изогнувшись со шкафа, еще можно усмотреть пресловутую беллетризацию Холокоста, то трагизм Ильинчика безусловен и убедителен, а «болевые точки» партитуры — это его собственная боль, передающаяся зрителю.

#INSERT_ARTICLE#


Сам Литтелл определял писательство как проникновение в темные истины, в ходе которого постигаются еще более темные. В спектакле Ильинчика благоволительницы рефреном повторяют такую истину: «Трибунала больше нет!» Трибунал — это универсальный этический закон, за исполнением которого, по словам Гераклита, безжалостно следят Эринии — блюстительницы судеб (все те же благоволительницы). А во вселенной мертвых богов, лишенной этого закона, наказывающие столь же бессильны, как и преступники. Справедливости не будет ни на том, ни на этом свете, хотя зло реально и тотально. 

Даже внерелигиозная этика послевоенного экзистенциализма была деконструирована и отброшена постмодерном вместе с универсальными критериями истинности — в этой культурной ситуации и были написаны «Благоволительницы». Впрочем, и «Новая этика» рождена в ней же и потому дает мало поводов для оптимизма. 
 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 14:01, 14 декабря 2025
Она написала ромком. За что мы любим Нору Эфрон
Новости — 14 декабря, 14:01
Где и зачем играть в шахматы? Интервью с создателями комьюнити Rep Chess
Новости, Новости — 13 декабря, 12:30
Опубликован трейлер фильма «Дни Сакамото» по одноименному аниме
Новости, Новости — 13 декабря, 10:10
Снуп Догг стал почетным тренером сборной США на зимней Олимпиаде-2026
Образ жизни — 12 декабря, 19:10
Zielinski & Rozen, рашн герл и манго: 5 бьюти-новинок месяца
Новости, Новости — 12 декабря, 19:00
В Лос-Анджелесе прошла The Game Awards 2025
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континенту от ведьмака Геральта
Новости, Новости — 12 декабря, 18:10
Thomas Mraz выпустил альбом «Семь пятниц»
Новости, Новости — 12 декабря, 17:17
Анонсирована игра Star Wars: Fate of the Old Republic — крупная RPG от студии Кейси Хадсона
Новости — 12 декабря, 15:20
Кадры решают. «Метод исключения», «Прилипала» и еще три фильма о кровожадных карьеристах
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 12 декабря, 13:30
Началась работа над экранизацией «Сказки о рыбаке и рыбке»
Новости, Новости — 12 декабря, 12:00
Чонгук из BTS стал амбассадором Chanel
Новости, Новости — 12 декабря, 11:15
Miu Miu выпустил коллекционный набор UNO
Новости, Новости — 12 декабря, 10:09
Pebble выпустит кольцо-диктофон Index 1
Интервью — 11 декабря, 19:30
О Владе Череватом, шоу-бизнесе и жизни. Большое интервью с экстрасенсом Юлием Котовым
Новости, Новости — 11 декабря, 18:55
Режиссер The End of the F***ing World снимет фильм по «Ночной тьме» Агаты Кристи
Новости, Новости — 11 декабря, 17:40
Вышел первый тизер фильма «Драма» с Робертом Паттинсоном и Зендеей
Новости, Новости — 11 декабря, 16:20
Джонни Депп сыграет главную роль в экранизации «Мастера и Маргариты»
Новости, Новости — 11 декабря, 15:30
Фильм-мокьюментари «Момент» с Charli XCX покажут на фестивале «Сандэнс»
Новости, Новости — 11 декабря, 12:45
Смотрим трейлер документалки об Элвисе Пресли
Новости, Новости — 11 декабря, 11:05
EGGSELLENT, «Коробка винила» и Doing Great Agency выпустили розовую пластинку
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 11 декабря, 10:00
Появились первые детали Outline 2026
Новости, Новости — 10 декабря, 15:30
Стилист «Очень странных дел» запускает бренд ухода за волосами Hindsgaul Hair
Новости, Новости — 10 декабря, 13:55
Канадская студия Mainframe показала тизер новой вселенной в духе K-Pop и «Аркейна»
Новости, Новости — 10 декабря, 11:45
F1, «Уэнсдэй» и «Битва за битвой»: портал IMDb подвел итоги 2025
Новости, Новости — 10 декабря, 10:20
Издание Pollstar составило топ-25 гастролирующих артистов тысячелетия
Новости, Новости — 10 декабря, 09:30
По вселенной сериала «Пацаны» выйдет VR-игра
Новости, Новости — 9 декабря, 18:15
Появился трейлер фильма «Елки 12»
Новости, Новости — 9 декабря, 17:08
Леонардо Ди Каприо стал артистом года по версии TIME
Новости — 9 декабря, 16:05
Что бы посмотреть? «Бар "Фантазия"», «Кому на Руси» и другие новые шоу
Эмили в Париже
(5 сезон)
Прощай, Джун
Человек против малыша
(2 сезон)
Покинутые
(1 сезон)
7.2
Добро пожаловать в Дерри
(1 сезон)
7.1
Очень странные дела
(5 сезон)