Рецензии, Образ жизни — 2 марта 2021, 19:57

«Трибунала больше нет». Рецензия на спектакль Микиты Ильинчика «Благоволительницы»

Автор SRSLY Евгений Шаповалов побывал на премьере спектакля «Благоволительницы» Театра на Малой Бронной и обнаружил, что чем убедительнее его действие — тем неутешительнее выводы.
Спектакль Микиты Ильинчика «Благоволительницы» — вещь сложная во всех отношениях. Для начала на него сложно попасть: нужно одобрение анкеты на сайте Театра на Малой Бронной или приглашение. Сложна, при всей лаконичности, сама постановка скандального романа Джонатана Литтелла: время в ней нелинейно, жертвы после смерти оказываются за столом со своими палачами или являются как призраки-благоволительницы в жутких посмертных масках, на заднике мерцают отблески кинопроектора, а сцена-пивная то превращается в кабаре, то прирастает банкетным столом, за которым зрители словно бы становятся невольными собутыльниками нацистских офицеров. Наконец, премьера спектакля пришлась на всеобщий ажиотаж от манифеста Константина Богомолова о ликвидации «сложного человека» в современной, травмированной нацизмом Европе и установлении там «этического рейха».

#INSERT_ARTICLE#


Герой романа и пьесы Максимилиан Ауэ (Дмитрий Цурский) — тот самый «сложный человек». В исходном тексте Литтелла он игрой судьбы проходит увлекательную эволюцию от утонченного интеллектуала до офицера СС и хладнокровного убийцы, «белокурой бестии», а затем — до сытого равнодушного буржуа, лениво философствующего об относительности морали. Разумеется, всю эту тысячу с лишним страниц текста со структурой барочной сюиты, наполненную гиперсложной интертекстуальностью, литературными отсылками и мифологическими мотивами, поставить невозможно. Поэтому в спектакле этапы развития героя спрессованы в один мрачный эпилог, полный гулких эхо разговоров с мертвецами, и нет уверенности, что он сам жив, а эта пивная не аналог темной бани с тараканами, в виде которой мыслил вечность Свидригайлов Достоевского. В сущности, это не так и важно: тоталитаризм, лишая личность свободы, убивает в ней нечто, необходимое для полноценной жизни, а не бытия мыслящего тростника. Эта идея писателя режиссером донесена со зловещей убедительностью, с наглядностью, которая в буквальном смысле давит на зрителя средствами сценографии.

#INSERT_ARTICLE#

 
Микита Ильинчик — выпускник мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова и опытный участник творческих лабораторий в Театре на Малой Бронной, где его эксперименты уже не раз превращались в эффектные спектакли (которые он сам предпочитает именовать «проектами»). Таким «проектом» Ильинчика стали и «Благоволительницы», которые до включения в репертуар были представлены на одной из этих лабораторий.

#INSERT_ARTICLE#


Его постановки — это всегда трудоемкая работа с не самыми очевидными текстами, основанная, по его собственному выражению, на «партитуре болевых точек». Ильинчик вырос в белорусском местечке в тех краях, где в ходе войны располагалось зондер-гетто, и с момента поступления на режиссерский остро рефлексировал о судьбе белорусского народа, его исчезающего языка и культуры. Он нечасто высказывается публично, но очевидно, что лишен легкомысленности и берется за болезненные темы со всей ответственностью — которой, по мнению особо требовательных критиков, недоставало самому Литтеллу при вглядывании в бездну Катастрофы. Но если у Литтелла, изогнувшись со шкафа, еще можно усмотреть пресловутую беллетризацию Холокоста, то трагизм Ильинчика безусловен и убедителен, а «болевые точки» партитуры — это его собственная боль, передающаяся зрителю.

#INSERT_ARTICLE#


Сам Литтелл определял писательство как проникновение в темные истины, в ходе которого постигаются еще более темные. В спектакле Ильинчика благоволительницы рефреном повторяют такую истину: «Трибунала больше нет!» Трибунал — это универсальный этический закон, за исполнением которого, по словам Гераклита, безжалостно следят Эринии — блюстительницы судеб (все те же благоволительницы). А во вселенной мертвых богов, лишенной этого закона, наказывающие столь же бессильны, как и преступники. Справедливости не будет ни на том, ни на этом свете, хотя зло реально и тотально. 

Даже внерелигиозная этика послевоенного экзистенциализма была деконструирована и отброшена постмодерном вместе с универсальными критериями истинности — в этой культурной ситуации и были написаны «Благоволительницы». Впрочем, и «Новая этика» рождена в ней же и потому дает мало поводов для оптимизма. 
 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Новости — 13:01, 3 декабря 2025
Ла-Ла Лэйвэй. Зумерка, которая джазует
Новости, Новости — 3 декабря, 13:01
Тейлор Свифт представила трейлер предстоящего концертного фильма
Новости, Новости — 3 декабря, 12:00
В Нью-Йорке прошла 35-я церемония Gotham Awards
Новости, Новости — 3 декабря, 11:40
Rostic’s выпустил специальное меню со «Смешариками»
Новости — 3 декабря, 11:30
Данила Багров, доктор Асмус и документалка о пожарах. Что онлайн-кинотеатр PREMIER покажет в декабре
Новости, Новости — 3 декабря, 10:30
Кристен Стюарт готовится к съемкам второго фильма
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континенту от ведьмака Геральта
Новости, Новости — 3 декабря, 09:30
Rolling Stone назвал 20 лучших фильмов 2025 года
Новости, Новости — 2 декабря, 18:20
«Снова нелюбовь»: GLAZAMI представила сингл «Клуб разбитых сердец»
Новости, Новости — 2 декабря, 17:10
Анонсирована дата выхода аниме-сериала «Дневник разных стран»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 2 декабря, 16:05
Prada Group купила Versace за 1,25 млрд евро
Новости, Новости — 2 декабря, 11:25
ASICS выпустит кроссовки таби в коллаборации с Kiko Kostadinov
Новости, Новости — 2 декабря, 10:40
Известна дата выхода документального фильма «Брат навсегда»
Новости, Новости — 2 декабря, 09:45
Автор романа «Злая» напишет книгу о Глинде
Новости, Новости — 1 декабря, 19:30
Элли на маковом поле записала финальный релиз года — трек «Обнимай»
Новости, Новости — 1 декабря, 19:20
В Гонконге прошла кей-поп-премия MAMA AWARDS 2025
Новости, Новости — 1 декабря, 18:30
MAPPA спустя три года представит продолжение аниме «Адский рай»
Новости, Новости — 1 декабря, 17:10
Ник Джонас анонсировал новый альбом
Новости, Новости — 1 декабря, 16:00
Режиссер «Паразитов» выпустит мультфильм в 2027 году
Новости, Новости — 1 декабря, 15:10
Maison Margiela представил The 12 Days of Margiela — адвент о своих архивах
Новости, Новости — 1 декабря, 14:00
A$AP Rocky стал амбассадором Chanel
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 1 декабря, 13:11
Группа «Диктофон» выпустила одноименный альбом
Новости — 30 ноября, 17:30
Кое-что о Бене Стиллере. За что мы любим режиссера «Образцового самца»
Новости, Новости — 29 ноября, 10:09
BORIS REDWALL представил альбом электронной музыки MONSTER TRUCK MUSIC
Образ жизни — 28 ноября, 19:55
Варвара Нагорнова, Александр Мортаев, Анастасия Нестеренко: новые имена ярмарки современного искусства |catalog|
Новости, Новости — 28 ноября, 17:20
Третий сезон «Магической битвы» впервые расскажет историю Мастера Тенген
Новости, Новости — 28 ноября, 16:10
«Чтобы не обманывать людей, нужно не обманывать себя». Слушаем подкаст «Можно иначе»
Новости, Новости — 28 ноября, 15:00
Хидэо Кодзиму назвали творцом года
Новости, Новости — 28 ноября, 14:00
Alibaba выпустила умные очки с ИИ-ассистентом
Новости, Новости — 28 ноября, 12:15
«Кто помнит своих предков, никогда не будет один». «Дзен» представил документальный проект «Мамины сказки»
7.3
Метод
(3 сезон)
7.2
Киноклуб
(1 сезон)
6.5
Сущность
6.7
Камбэк
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)