Да кто такой этот ваш Clubhouse?
Clubhouse — новое приложение, где все общаются голосом, а попасть сюда можно только по инвайтам. Его (работает пока только на iOS) основали бывшие сотрудники Google Пол Дэвисон и Роган Сэт в марте прошлого года. За их плечами несколько не самых удачных, но ярких стартапов: в 2012 году Дэвисон выпустил дейтинговое приложение Highlight, которое продержалось на плаву три года. После этого Пол разработал Shorts — социальную сеть по типу инстаграма* , только вот делиться там можно не отдельными снимками, а сразу всей фотопленкой. В скором времени проект тоже закрылся, поскольку ставка на предельную искренность не сыграла. Роган Сэт, в свою очередь, основал студию разработки приложений Memry Labs, которую вскоре приобрела компания OpenDoor.
Еще весной Clubhouse находился на стадии бета-тестирования с аудиторией всего несколько тысяч пользователей. Постепенно приложение расширялось и привлекало новых инвесторов, а к концу января 2021-го в Clubhouse было зарегистрировано уже более 3,6 млн человек. Из них 1,1 млн скачали Clubhouse только за последние шесть дней.
Вместо текстовых чатов здесь голосовые комнаты, подобные тем, что есть в Discord. Начальный экран — бесконечный хаб, где можно выбрать любую понравившуюся беседу и вступить в нее. Внутри комнат своя иерархия: выше располагаются спикеры, ниже — слушатели. Общаться между собой могут лишь первые, в то время как остальные сидят без возможности включить микрофон. Любой желающий может «поднять руку» — нажать на кнопку с ладошкой, которая маякнет модераторам, что вы хотите о чем-то высказаться. Те могут «поднять» вас к спикерам (а могут и не), после чего появится возможность включить микрофон.
Кроме ладошки, есть еще две кнопки: пригласить в комнату друга или тихо покинуть разговор. Тихо значит тихо: другие участники не получат звуковые уведомления. Три кнопки — вот и весь функционал. Записывать разговоры (например, через съемку экрана) здесь нельзя — Clubhouse выдаст предупреждение, что ваш аккаунт могут заблокировать. Впрочем, есть некоторые обходные пути вроде записи речи спикеров на диктофон или с использованием сторонних приложений.
Помимо комнат в Clubhouse также есть клубы (создать их можно, только отправив заявку модераторам) — своего рода кружки по интересам, куда можно вступить. Говоря простым языком — паблики, периодически организовывающие комнаты с обсуждением тех или иных близких к вашим вкусам топиков. Во время настройки профиля вы можете отметить интересующие вас темы, после чего Clubhouse будет предлагать комнаты с теми же хэштегами. В общем, каждый найдет свое: будь то обсуждение спорта и политики, поиск работы и новых знакомств или разговоры о медитации и правильном питании.
Свою комнату может создать кто угодно: как публичную, так и «только для друзей», «только для членов клуба» или приватную. Сразу после этого всем вашим подписчикам (а если вы создали комнату с кем-то — то и их подписчикам тоже) отправится уведомление. Итого: вы создали публичную комнату с парой друзей, а уже через несколько минут в ней может сидеть около сотни человек. Вы можете запланировать встречу в своей комнате, а у подписчиков есть возможность поделиться ивентом в соцсетях или поставить напоминалку. Максимальная вместимость комнаты — пять тысяч человек.
Профили пользователей в Clubhouse минималистичные: счетчик подписчиков, подписок, поле с описанием, а также две активные ссылки на твиттер и инстаграм* . В настройках можно только отредактировать список интересующих топиков и подогнать под себя частоту получения уведомлений. Все.
Сразу после получения инвайта я попал в комнату, где генеральный директор «Яндекса» Тигран Худавердян отвечал на вопросы слушателей. В середине дня в Clubhouse на полчаса заглянул Даня Милохин, а ближе к вечеру я слушал интервью с Канье Уэстом. На следующее утро приложение лежало и выдавало красное уведомление «Проблемы с подключением к серверу». Когда Clubhouse все же прогрузился, я сразу понял, в чем могла быть проблема: в комнате на пять тысяч человек (максимальное количество пользователей) сидел Джаред Лето. В приложение ринулись тысячи людей, Clubhouse банально не выдержал.
Система инвайтов дала свои плоды: сейчас в Clubhouse сидит в основном «тусовка» и крупные звезды и инфлюенсеры, которым создатели приложения лично выслали приглашения. В Clubhouse уже выступали Марк Цукерберг, Илон Маск, Опра Уинфри, Дрейк и другие звезды мирового уровня, которые не забывают упоминать приложение на своих страницах в соцсетях с миллионами подписчиков.
Отсюда и ажиотаж: все хотят получить возможность вживую послушать или вообще пару минут поболтать с кумиром. Российских инфлюенсеров тоже достаточно: в Clubhouse уже заглядывала блогерша Настя Ивлеева, художник Покрас Лампас, актер Михаил Галустян, режиссер Кантемир Балагов, тиктокеры из Dream Team House и десятки других звезд, с которыми можно было поговорить вживую.
Но даже без инфлюенсеров в Clubhouse есть кого послушать. В основном инвайтами люди делятся со своими коллегами, концентрируя в приложении «людей в теме». По этой же причине в русскоязычном сегменте Clubhouse самые популярные комнаты — встречи маркетологов, разработчиков, сотрудников IT-компаний, пиарщиков, журналистов и людей, которые так или иначе связаны с медиа, поп-культурой и технологиями. Американская сторона Clubhouse не сильно отличается: каждая вторая комната — это TED talk, обсуждение стартапов и выступления предпринимателей, которые дают советы по питчингу своих бизнесов. Эдакая Кремниевая долина в онлайн-формате.
Вопрос вытекает из предыдущего — слишком много интересных людей. Вдобавок ко всему Clubhouse работает в фоновом режиме: вы можете выйти из приложения, заблокировать экран и даже включить музыку или видео и все равно будете слышать разговоры участников комнаты. Люди заходят и выходят, активность поддерживается 24/7. Причем общение практически всегда ненавязчивое, никто вас тут не держит. Не зря же кнопка покидания комнаты называется «Уйти тихо» (Leave quietly).
Помимо выступлений звезд, топовых инфлюенсеров и глав крупных компаний, в Clubhouse полно и чил-комнат. В одной, например, проходит полноценный лоу-фай-стрим: один спикер играет на пианино, другой задает ненавязчивые биты, третий играет на еще каком-нибудь инструменте. В другой несколько десятков людей медитируют, слушая наставления единственного спикера-ментора. В третьей парни и девушки рассказывают забавные истории из тиндера, в четвертой люди играют в «Что? Где? Когда?», в пятой профессиональный психолог консультирует слушателей, в шестой кто-то в прямом эфире записывает подкаст, в седьмой диджей deadmau5 оценивает треки начинающих музыкантов, которые те исполняют вживую перед микрофоном. От Clubhouse можно отдыхать прямо в Clubhouse. Послушал выступление гендиректора «Яндекса», поработал с коллегами (говорят, сотрудники Сбербанка создали в Clubhouse приватную комнату для коворкинга), во время перерыва поболтал с Ксюшей Дукалис и известным блогером из твиттера Анатолием Капустиным.
Попасть в Clubhouse можно только по инвайту или через человека, у которого уже есть доступ к приложению. То есть сразу после регистрации (читай: резервирования никнейма) пользоваться Clubhouse не получится. Вы вводите свой номер телефона, после чего попадаете в лист ожидания. Дальше все зависит от связей. Если у вас есть друг или коллега, который уже пользуется Clubhouse, то он может «пропихнуть» внутрь при условии, что ваш номер есть в списке его контактов. Для этого тратить приглашение не нужно.
После регистрации всем дается один-два инвайта, которые можно отправить случайным людям — то есть тем, чьих номеров у вас нет. В этом случае приглашения уже тратятся, а новые капают при активном использовании приложения: участии в дискуссиях в качестве спикера и создании своих комнат. В онлайн-маркетах люди уже вовсю продают инвайты, но тратиться на них точно не стоит — попасть в Clubhouse можно без связей, друзей из «тусовки» и не прибегая к покупке приглашения. В телеграме уже полно чатов, в которых люди записываются в очередь в онлайн-таблицы и по цепочке кидают друг другу инвайты. Все просто и чуть ли не автоматизировано.
Сказать наверняка сложно, поскольку еще пару месяцев назад формат Clubhouse казался кому-то чуть ли не абсурдным (соцсеть, где можно общаться только голосом? Это вообще как взлетело?). В каждой дискуссии на тему будущего Clubhouse (то есть в каждой второй комнате) можно услышать не самые радужные прогнозы, но все сводится к одному: как только «клубная» система схлопнется и в приложение сможет войти любой желающий без инвайта, соцсеть начнет умирать. Ну или, по крайней мере, перестанет существовать в том хайповом формате, в котором работает сейчас. Ряды предпринимателей разбавят дети и сотни тысяч новых людей, не имеющих никакого отношения к текущей аудитории приложения. «Тусовка» расформируется, а Clubhouse превратится в очередную социальную сеть.
Тем не менее создатели планируют развивать свой проект и прежде всего делать ставку на инфлюенсеров. В ближайшем будущем Clubhouse запустит программу грантов для криэйторов, а известные личности смогут прикрепить к своему профилю кнопку доната или платной подписки. В общем, остается лишь пристально наблюдать за действиями разработчиков. Им, кстати, нужно поторопиться с принятием глобальных решений: на пятки наступает Facebook* , который спустя несколько дней после выступления Марка Цукерберга в Clubhouse объявил о создании аналогичного сервиса.