Интервью — 12 января 2021, 20:01

Как увлечь зумеров классикой и зачем нужна академическая музыка. Интервью с пианисткой Марией Черной

Текст:
Даша Скачкова,
редакторка, SMM

Среди повсеместного засилья рэпа и тиктокерских треков (ничего против не имеем, просто констатация факта) мы не всегда обращаем внимание на важные проекты и новых героев в сфере академической музыки. Хотелось бы исправить эту несправедливость и познакомить вас с Марией Черной. 

Мария — петербургская пианистка и лауреат международных конкурсов (ну чего еще ожидать от девушки, которой всего 22 года, и 18 лет из них она играет на фортепиано). Совсем недавно на лейбле fancy music вышел сингл «Русские тупики» композитора Настасьи Хрущевой в исполнении Марии. Оставшись в восторге от этого тандема, мы не смогли не сделать с пианисткой интервью. Читайте, как увлечь зумеров классикой, сколько часов в день нужно музицировать для экстаза и на каких площадках искать хорошую современную музыку.

Зачем сегодня исполнять академическую музыку? Кто ее основная аудитория?

Академическая музыка всегда была роскошью, для кого-то недосягаемой. Все потому, что это отдельная наука, и для того, чтобы хоть немного ее понимать, нужно в некоторой степени обладать знаниями в этой области. Академическая музыка — это специфическая среда, она даже визуально отличается от поп-музыки и среды ее обитания. Здесь другие правила, и я уж не говорю о разных назначениях этих противоположных направлений. Академизм взращивает душу и воспитывает ее, дает глубокое познание жизни. Такая музыка необходима, как и классическая литература — без нее человек не состоится. Без академической музыки (слушание без понимания тоже бессмысленно) он лишает себя мышления, важного и неосязаемого процесса, который происходит во время становления человека Человеком.  

Даже не могу сказать, кто основная аудитория. Я играю концерты, и мне сложно посчитать, каких людей пришло больше на одно выступление, а каких — на другое. Если же говорить о возрасте — от мала до велика. 

Как заинтересовать зумеров классикой?

В моем детстве даже вопроса не стояло, чтобы заинтересовывать книгами, музыкой, живописью.

Мне кажется, новое поколение сложно чему-то научить, а самое главное, что быть глупым теперь не стыдно и это не порицается.
#INSERT_ARTICLE#

Не представляю, как взаимодействовать с такими людьми. Это все равно, что вызвать к пустоте. Думаю, не стоит заинтересовывать никого, раз уже появился столь странный вопрос о заинтересованности. 

Назовите вашего самого любимого и ненавистного композитора.

Безусловного вечного фаворита у меня нет. Я люблю многих композиторов. Есть те, чьи ноты всегда лежат на пианино и играются постоянно: Лист, Бах, Рахманинов, Шопен, Прокофьев, Лигети, Скарлатти, Чайковский, Бетховен. В этом сезоне я отдаю предпочтение Прокофьеву. 

Ненавистных композиторов у меня вовсе нет. Есть те, кто мне не близок по духу: Дебюсси, Брамс, Мясковский (помню, как играла его сонату и так и не поняла эту музыку), Скрябин, Шуберт. Но это вовсе не значит, что я поставила крест на всей их музыке. Каждому свое время. Когда-то я совсем не понимала Гласса, считала его музыку формальной, однообразной, но потом изменила свое отношение к нему, когда начала слушать больше современной музыки, читать о ней, разбираться и играть. 

Музыку Настасьи Хрущевой еще года два назад я не понимала и не принимала. Но потом она создала «Русские тупики», и случилась безоговорочная любовь. Да и сам композиторский стиль Настасьи поменялся — здесь можно говорить открыто о «до» и «после». «После» — это определенно мое. Опять-таки только через знание можно углубляться в процесс. Думаю, мне очень помогает то, что я учусь музыке уже восемнадцатый год и сейчас в консерватории мы подробно разбираем музыкальный синтаксис с разных точек. Это не может не дать плодов. Я ощущаю, что с каждым годом все глубже вникаю в процесс, что крайне важно. 

Какие современные российские проекты, связанные с музыкой, заслуживают особого внимания?

Прежде всего я могу подробно рассуждать о своем родном Петербурге, так как это почва, мной изучаемая. Если говорить о самом исполнении современной музыки, то она звучит везде: в филармониях, в Мариинском театре (также достаточно часто ставятся постановки современных хореографов с новой музыкой), на сцене Александринки. Полным ходом идут спектакли с новой музыкой на больших сценах и на малых. Существуют различные практикумы, лаборатории новой музыки, академия МАСМ в Чайковском, проекты МолОт-ансамбля. Есть Дягилевский фестиваль, фестиваль reMusik, «Территория», на котором в этом году состоялся концерт «Русская музыка 2.0». В «Зарядье» играется современная музыка в рамках фестивалей, цикла концертов «Я — композитор». В Музее Звука как раз на днях я играла пьесы Филановского в рамках фестиваля EPICENTROOM. Композитор Настасья Хрущева ведет программу «Начало времени композиторов», где интервьюирует композиторов нашего времени. В Доме Радио тоже часто звучат современные пьесы. Я скорее ориентируюсь не на проекты, а на исполнителей и сами площадки. 

#INSERT_ARTICLE#

У вас (с вашим-то образованием) получается слушать современную музыку (рэп, например) или нет? Что обычно играет в наушниках?

Я слушаю очень разные вещи в зависимости от того, какое состояние мне требуется. Для разминки, растяжки беру поп-музыку — ту, для которой не включаются мозги, она нужна мне, чтобы как следует размять мышцы. Рэп не слушаю совсем и джаз тоже не люблю. Конечно, в наушниках всегда звучит то, что я сейчас играю. Прокофьев, например. Я всегда слушаю записи текущей программы. Если гуляю по улице, то могу включить Mujuice, Joy Division, Генделя, Вивальди, Малера, Цоя, «Черниковскую Хату». Очень люблю для души переслушивать одни и те же вечные вещи. Например, «Патетическую» симфонию Чайковского или 11-ю симфонию Шостаковича — меня пробирает до дрожи каждый раз. 

Бах — это то, чего требует моя душа, когда находится в волнении. Я называю слушание Баха для себя некой светской формой молитвы.
#INSERT_ARTICLE#

Лично мне очень важно слушать музыку, находясь одной в комнате. Иначе ты не испытаешь всех ощущений. Это очень личный процесс, тет-а-тет. 

Иногда я зависаю на одной и той же песне и слушаю ее месяцами (варьирую с другой музыкой, конечно, но день ото дня она появляется в плейлисте). Ничего не могу с собой поделать. Так недавно случилось с треком «Юность» Mujuice или, например, со всеми альбомами группы Joy Division — я заслушала их до дыр. В классической музыке тоже есть такие вещи: третий концерт Рахманинова, второй и третий концерты Прокофьева, концерты Баха, симфонии Бетховена. Этими вещами можно наслаждаться вечно. 

Концерты Баха слушаю в наушниках и играю как бы в сопровождении оркестра, читаю с листа. Люблю так учить все произведения, которые подразумевают наличие оркестра. Слушание музыки и слушание с игрой — это ежедневные процессы, они плавно перетекают из слушания в занятия, музицирование и обратно.

Вообще, музыки настолько много, что каждый день можешь внезапно услышать новую вещь. Благодаря консерваторским лекциям все глубже проникаешь в музыкальный синтез уже знакомых произведений или же знакомишься с новой музыкой. Недавно я первый раз послушала увертюру на темы трех русских песен Балакирева, и мне она безумно полюбилась. Впрочем, и его «Богатырскую» симфонию я заслушиваю до дыр, очень уж во мне эта русскость пляшет. 

Вам сейчас хватает музыки, чтобы обеспечить себя полностью?

Ощущения полного достатка нет, но и работать нет необходимости. Мне важно сейчас играть музыку, какую хочется, реализовать себя в проектах, повышать уровень профессионализма в игре и расти. 


Что не так с музыкальным образованием в России?

Музыкальное образование в России было и остается одним из лучших в мире, так же как и русский спорт, балет и прочее. Великие пианисты зарождаются в консерваториях, Вагановка же выпускает своих прим, которыми мы восхищаемся десятилетиями. Главное, что консерватория и другие классические заведения помогают сформироваться талантам, которых потом мы видим на мировой сцене. Русская музыкальная школа родила великих музыкантов и не перестает их создавать. Что касается моего собственного опыта, я не могу представить свое становление без всех этапов образовательного процесса, что у меня были и продолжаются: музыкальная школа, училище, консерватория. Я черпаю из процесса максимум пользы, знания, так как мой исполнительский вид деятельности не подразумевает дилетантского отношения к предмету. 

Другое дело, есть люди, не способные учиться, и свою обиду они чаще обращают на других, а не на самих себя. Раскрытие знания требует усилий, при их отсутствии истина так и не открывается.  

А какого уровня вы достигли в своих мечтах? 

Я не мечтаю, а тружусь и реализую. Для меня мечты — это такой остаток инфантилизма. Они, возможно, были когда-то в детстве, но так там и остались. 


Сколько часов в день вы посвящаете занятиям?

Если рассматривать день, когда мне не нужно выезжать на встречу, концерт, репетицию, то я занимаюсь от пяти до шести-семи часов с перерывами. То есть это и занимает практически весь день. В 11-12 я просыпаюсь и дальше неспешно с перерывами на еду музицирую. Если же приходится выезжать из дома по делам, то, соответственно, количество часов занятий в этот день снижается. 

Музыка — это абсолютно вся моя жизнь. Я постоянно думаю о пьесах, которые играю, они звучат в голове даже тогда, когда я не хочу их слышать. Музыка — это одновременно и ежедневная работа (ты, как балерина, либо идешь к станку, либо завтра уже не танцуешь в спектакле), и неизмеримый экстаз. Его не передать. Это буквально взрывает изнутри, когда ты играешь и чувствуешь себя передаточным звеном между этими клавишами и огромным неописуемым чувством. Наверное, высшее удовольствие, получаемое от музыки (это как потаенный ларец, который открывается не каждый день, до него нужно дотянуться, через многое пройти, чтобы его достичь) сравнимо лишь с чувством любви, неподдельного восторга. Точными словами это не опишешь, можно лишь прочувствовать, и потом тебя это будет греть. 

С чего начать, если вдруг очень захотелось разобраться в академической музыке?

С самого начала. Пойти в библиотеку, прочесть много литературы. При этом даже если вы не музыкант, обязательно обращаться к теории музыки, иначе нотные произведения так и будут звучать как инородные вещи. Вполне можно быть вольнослушателем в любых консерваториях/музыкальных школах, так как формат лекции будет еще более понятным. 

И, конечно, нужно ходить на концерты и слушать, слушать, слушать. Даже если не понимаешь. Поймешь, когда прочтешь книгу совершенно о другом, кругозор начнет расширяться, образуются тысячи новых связей в мозгу и процесс пойдет. 

Что должно случиться, чтобы вы навсегда ушли из музыки?

Только если я закончусь физически, тогда и уйду из музыки. 

#INSERT_ARTICLE#
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: личный архив
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Даша Скачкова
редакторка, SMM

Даже боюсь представить, что привело вас на эту страницу, но раз уж вы здесь...

Я Даша, мне 23. В SRSLY я редакторка и ещё отвечаю за смм.

У меня нет отдельной рубрики, я вольный художник, которому милее всего литература, искусство и секс.

Но превыше всего стоит личная история: сообщите мне на почту (d.skachkova@srsly.ru), если хотите поделиться своей, вместе придумаем материал.

Если заметили ошибку в тексте — дайте мне знать и напишите, если вы сноб и ханжа — не пишите.

Читайте также
Образ жизни — 16:05, 22 ноября 2024
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 22 ноября, 16:05
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 22 ноября, 13:40
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 22 ноября, 13:10
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости, Новости — 22 ноября, 11:31
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More
Новости, Новости — 21 ноября, 19:43
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Кино — 18 ноября, 16:50
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих