Развернуть Свернуть
Интервью — 12 января 2021, 20:01

Как увлечь зумеров классикой и зачем нужна академическая музыка. Интервью с пианисткой Марией Черной

Среди повсеместного засилья рэпа и тиктокерских треков (ничего против не имеем, просто констатация факта) мы не всегда обращаем внимание на важные проекты и новых героев в сфере академической музыки. Хотелось бы исправить эту несправедливость и познакомить вас с Марией Черной. 

Мария — петербургская пианистка и лауреат международных конкурсов (ну чего еще ожидать от девушки, которой всего 22 года, и 18 лет из них она играет на фортепиано). Совсем недавно на лейбле fancy music вышел сингл «Русские тупики» композитора Настасьи Хрущевой в исполнении Марии. Оставшись в восторге от этого тандема, мы не смогли не сделать с пианисткой интервью. Читайте, как увлечь зумеров классикой, сколько часов в день нужно музицировать для экстаза и на каких площадках искать хорошую современную музыку.

Зачем сегодня исполнять академическую музыку? Кто ее основная аудитория?

Академическая музыка всегда была роскошью, для кого-то недосягаемой. Все потому, что это отдельная наука, и для того, чтобы хоть немного ее понимать, нужно в некоторой степени обладать знаниями в этой области. Академическая музыка — это специфическая среда, она даже визуально отличается от поп-музыки и среды ее обитания. Здесь другие правила, и я уж не говорю о разных назначениях этих противоположных направлений. Академизм взращивает душу и воспитывает ее, дает глубокое познание жизни. Такая музыка необходима, как и классическая литература — без нее человек не состоится. Без академической музыки (слушание без понимания тоже бессмысленно) он лишает себя мышления, важного и неосязаемого процесса, который происходит во время становления человека Человеком.  

Даже не могу сказать, кто основная аудитория. Я играю концерты, и мне сложно посчитать, каких людей пришло больше на одно выступление, а каких — на другое. Если же говорить о возрасте — от мала до велика. 

Как заинтересовать зумеров классикой?

В моем детстве даже вопроса не стояло, чтобы заинтересовывать книгами, музыкой, живописью.

Мне кажется, новое поколение сложно чему-то научить, а самое главное, что быть глупым теперь не стыдно и это не порицается.
#INSERT_ARTICLE#

Не представляю, как взаимодействовать с такими людьми. Это все равно, что вызвать к пустоте. Думаю, не стоит заинтересовывать никого, раз уже появился столь странный вопрос о заинтересованности. 

Назовите вашего самого любимого и ненавистного композитора.

Безусловного вечного фаворита у меня нет. Я люблю многих композиторов. Есть те, чьи ноты всегда лежат на пианино и играются постоянно: Лист, Бах, Рахманинов, Шопен, Прокофьев, Лигети, Скарлатти, Чайковский, Бетховен. В этом сезоне я отдаю предпочтение Прокофьеву. 

Ненавистных композиторов у меня вовсе нет. Есть те, кто мне не близок по духу: Дебюсси, Брамс, Мясковский (помню, как играла его сонату и так и не поняла эту музыку), Скрябин, Шуберт. Но это вовсе не значит, что я поставила крест на всей их музыке. Каждому свое время. Когда-то я совсем не понимала Гласса, считала его музыку формальной, однообразной, но потом изменила свое отношение к нему, когда начала слушать больше современной музыки, читать о ней, разбираться и играть. 

Музыку Настасьи Хрущевой еще года два назад я не понимала и не принимала. Но потом она создала «Русские тупики», и случилась безоговорочная любовь. Да и сам композиторский стиль Настасьи поменялся — здесь можно говорить открыто о «до» и «после». «После» — это определенно мое. Опять-таки только через знание можно углубляться в процесс. Думаю, мне очень помогает то, что я учусь музыке уже восемнадцатый год и сейчас в консерватории мы подробно разбираем музыкальный синтаксис с разных точек. Это не может не дать плодов. Я ощущаю, что с каждым годом все глубже вникаю в процесс, что крайне важно. 

Какие современные российские проекты, связанные с музыкой, заслуживают особого внимания?

Прежде всего я могу подробно рассуждать о своем родном Петербурге, так как это почва, мной изучаемая. Если говорить о самом исполнении современной музыки, то она звучит везде: в филармониях, в Мариинском театре (также достаточно часто ставятся постановки современных хореографов с новой музыкой), на сцене Александринки. Полным ходом идут спектакли с новой музыкой на больших сценах и на малых. Существуют различные практикумы, лаборатории новой музыки, академия МАСМ в Чайковском, проекты МолОт-ансамбля. Есть Дягилевский фестиваль, фестиваль reMusik, «Территория», на котором в этом году состоялся концерт «Русская музыка 2.0». В «Зарядье» играется современная музыка в рамках фестивалей, цикла концертов «Я — композитор». В Музее Звука как раз на днях я играла пьесы Филановского в рамках фестиваля EPICENTROOM. Композитор Настасья Хрущева ведет программу «Начало времени композиторов», где интервьюирует композиторов нашего времени. В Доме Радио тоже часто звучат современные пьесы. Я скорее ориентируюсь не на проекты, а на исполнителей и сами площадки. 

#INSERT_ARTICLE#

У вас (с вашим-то образованием) получается слушать современную музыку (рэп, например) или нет? Что обычно играет в наушниках?

Я слушаю очень разные вещи в зависимости от того, какое состояние мне требуется. Для разминки, растяжки беру поп-музыку — ту, для которой не включаются мозги, она нужна мне, чтобы как следует размять мышцы. Рэп не слушаю совсем и джаз тоже не люблю. Конечно, в наушниках всегда звучит то, что я сейчас играю. Прокофьев, например. Я всегда слушаю записи текущей программы. Если гуляю по улице, то могу включить Mujuice, Joy Division, Генделя, Вивальди, Малера, Цоя, «Черниковскую Хату». Очень люблю для души переслушивать одни и те же вечные вещи. Например, «Патетическую» симфонию Чайковского или 11-ю симфонию Шостаковича — меня пробирает до дрожи каждый раз. 

Бах — это то, чего требует моя душа, когда находится в волнении. Я называю слушание Баха для себя некой светской формой молитвы.
#INSERT_ARTICLE#

Лично мне очень важно слушать музыку, находясь одной в комнате. Иначе ты не испытаешь всех ощущений. Это очень личный процесс, тет-а-тет. 

Иногда я зависаю на одной и той же песне и слушаю ее месяцами (варьирую с другой музыкой, конечно, но день ото дня она появляется в плейлисте). Ничего не могу с собой поделать. Так недавно случилось с треком «Юность» Mujuice или, например, со всеми альбомами группы Joy Division — я заслушала их до дыр. В классической музыке тоже есть такие вещи: третий концерт Рахманинова, второй и третий концерты Прокофьева, концерты Баха, симфонии Бетховена. Этими вещами можно наслаждаться вечно. 

Концерты Баха слушаю в наушниках и играю как бы в сопровождении оркестра, читаю с листа. Люблю так учить все произведения, которые подразумевают наличие оркестра. Слушание музыки и слушание с игрой — это ежедневные процессы, они плавно перетекают из слушания в занятия, музицирование и обратно.

Вообще, музыки настолько много, что каждый день можешь внезапно услышать новую вещь. Благодаря консерваторским лекциям все глубже проникаешь в музыкальный синтез уже знакомых произведений или же знакомишься с новой музыкой. Недавно я первый раз послушала увертюру на темы трех русских песен Балакирева, и мне она безумно полюбилась. Впрочем, и его «Богатырскую» симфонию я заслушиваю до дыр, очень уж во мне эта русскость пляшет. 

Вам сейчас хватает музыки, чтобы обеспечить себя полностью?

Ощущения полного достатка нет, но и работать нет необходимости. Мне важно сейчас играть музыку, какую хочется, реализовать себя в проектах, повышать уровень профессионализма в игре и расти. 

#INSERT_ARTICLE#

Что не так с музыкальным образованием в России?

Музыкальное образование в России было и остается одним из лучших в мире, так же как и русский спорт, балет и прочее. Великие пианисты зарождаются в консерваториях, Вагановка же выпускает своих прим, которыми мы восхищаемся десятилетиями. Главное, что консерватория и другие классические заведения помогают сформироваться талантам, которых потом мы видим на мировой сцене. Русская музыкальная школа родила великих музыкантов и не перестает их создавать. Что касается моего собственного опыта, я не могу представить свое становление без всех этапов образовательного процесса, что у меня были и продолжаются: музыкальная школа, училище, консерватория. Я черпаю из процесса максимум пользы, знания, так как мой исполнительский вид деятельности не подразумевает дилетантского отношения к предмету. 

Другое дело, есть люди, не способные учиться, и свою обиду они чаще обращают на других, а не на самих себя. Раскрытие знания требует усилий, при их отсутствии истина так и не открывается.  

А какого уровня вы достигли в своих мечтах? 

Я не мечтаю, а тружусь и реализую. Для меня мечты — это такой остаток инфантилизма. Они, возможно, были когда-то в детстве, но так там и остались. 


Сколько часов в день вы посвящаете занятиям?

Если рассматривать день, когда мне не нужно выезжать на встречу, концерт, репетицию, то я занимаюсь от пяти до шести-семи часов с перерывами. То есть это и занимает практически весь день. В 11-12 я просыпаюсь и дальше неспешно с перерывами на еду музицирую. Если же приходится выезжать из дома по делам, то, соответственно, количество часов занятий в этот день снижается. 

Музыка — это абсолютно вся моя жизнь. Я постоянно думаю о пьесах, которые играю, они звучат в голове даже тогда, когда я не хочу их слышать. Музыка — это одновременно и ежедневная работа (ты, как балерина, либо идешь к станку, либо завтра уже не танцуешь в спектакле), и неизмеримый экстаз. Его не передать. Это буквально взрывает изнутри, когда ты играешь и чувствуешь себя передаточным звеном между этими клавишами и огромным неописуемым чувством. Наверное, высшее удовольствие, получаемое от музыки (это как потаенный ларец, который открывается не каждый день, до него нужно дотянуться, через многое пройти, чтобы его достичь) сравнимо лишь с чувством любви, неподдельного восторга. Точными словами это не опишешь, можно лишь прочувствовать, и потом тебя это будет греть. 

С чего начать, если вдруг очень захотелось разобраться в академической музыке?

С самого начала. Пойти в библиотеку, прочесть много литературы. При этом даже если вы не музыкант, обязательно обращаться к теории музыки, иначе нотные произведения так и будут звучать как инородные вещи. Вполне можно быть вольнослушателем в любых консерваториях/музыкальных школах, так как формат лекции будет еще более понятным. 

И, конечно, нужно ходить на концерты и слушать, слушать, слушать. Даже если не понимаешь. Поймешь, когда прочтешь книгу совершенно о другом, кругозор начнет расширяться, образуются тысячи новых связей в мозгу и процесс пойдет. 

Что должно случиться, чтобы вы навсегда ушли из музыки?

Только если я закончусь физически, тогда и уйду из музыки. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: личный архив
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 17:00, 17 сентября 2025
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Франкенштейн», «Отец, мать, сестра, брат», «100 ночей героя», «Провод мертвеца»
Новости, Новости — 17 сентября, 17:00
Премьера третьего сезона «Эйфории» состоится в 2026 году
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 17 сентября, 15:36
Pop Mart дропнет коллекцию игрушек по сериалу «Телепузики»
Новости, Новости — 17 сентября, 14:48
Известна дата выхода третьего сезона «Дома Дракона»
Новости, Новости — 16 сентября, 21:06
Xiaomi анонсировали новое поколение смартфонов
Новости, Новости — 16 сентября, 20:02
Стример Nix побил рекорд русскоязычного Twitch
Новости, Новости — 16 сентября, 15:20
У «Бургер Кинга» коллаборация с «Атакой Титанов»
Новости, Новости — 16 сентября, 13:50
Песни из «Кей-поп-охотниц на демонов» возглавили Billboard 200
Новости, Новости — 16 сентября, 12:40
Чарли Ханнэм в трейлере 3-го сезона «Монстра»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 16 сентября, 11:30
Кайл Маклоклен будет брать интервью у молодых актеров и художников
Новости, Новости — 16 сентября, 10:00
Смотрим трейлер байопика «Спрингстин: Избавь меня от небытия» с Джереми Аллен Уайтом
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Интервью — 11 сентября, 19:30
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Новости, Новости — 11 сентября, 19:20
Big Baby Tape, «Бонд с кнопкой» и «Казускома»: New Star Weekend анонсировал артистов
Новости, Новости — 11 сентября, 19:00
Николай Костер-Вальдау сыграет с Дженнифер Лопес в «Последней миссис Пэрриш» Роберта Земекиса
Новости, Новости — 11 сентября, 18:30
На Netflix выйдет документалка о Виктории Бекхэм
Новости, Кино — 11 сентября, 18:15
Объявлено жюри кинофестиваля «Маяк». В него вошли Евгения Громова и Наталья Кудряшова.
Новости, Новости — 11 сентября, 18:00
Новое граффити Бэнкси на здании Королевского суда закрасили
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы