Обзоры, Бизнес — 28 апреля, 05:40

Рынок киберспорта: игры, аудитория, деньги. Обзор SRSLY

По данным аналитиков PwC, глобальная аудитория геймеров на всех платформах сегодня превышает 2 млрд человек. Сюда относятся и те, кто смотрят летсплеи на ютьюбе, и зрители стримов на Twitch, и фанаты более серьезных киберспортивных дисциплин. Из этих двух млрд 500 млн — аудитория именно киберспорта. 

Таковы данные за 2020 год агентства NewZoo, опубликованные в докладе Global Esports Market Report. Для сравнения: в 2018 году аудитория составляла 394,6 млн человек. Из них на Россию приходилось около 22 млн. Цифры, согласитесь, впечатляющие. Мы решили разобраться, какая страна лидирует на рынке киберспорта, как в эту индустрию попасть и из чего складывается заработок киберспортсмена.


В марте 2020-го, когда исследование было опубликовано, аналитики NewZoo говорили о 15% росте по итогам этого года, а общий объем киберспортивного рынка по прогнозу может вырасти до 1,1 млрд долларов. При этом по самым скромным подсчетам такими темпами к 2023 году объем рынка превысит 1,5 млрд долларов. В октябре произошел пересчет с поправкой на пандемию, и теперь согласно новому прогнозу по итогам 2020-го рынок чуть-чуть не дотянет до миллиарда.

Что мы имеем в реальности? По данным портала Statista рынок киберспорта не то, что не вырос, а даже слегка ужался: с 957,5 млн долларов объема до 947,1. Но рано делать неутешительные выводы, потому что, по данным аналитиков PwC, у этого сегмента индустрии развлечении один из самых высоких среднегодовых темпов роста: 18,3% в среднем по миру и 19,8% в России (рассматривается период с 2018 по 2023 гг.).

По структуре в этом сегменте все просто: ¾ денег генерируют спонсорские контракты и продажа медиаправ, все остальное идет за счет реализации атрибутики и билетов. Можно предположить, что такой перекос сохранится и даже усилится из-за наших пандемичных реалий. 

Вслед за объемом рынка, по которому точных данных за 2020-й пока, увы, нет, уже выросло количество часов просмотра. Как рассказал SRSLY директор по развитию киберспортивной компании E TERRA MEDIA Юрий Марков, в октябре прошлого года на основной площадке для киберспортивных трансляций Twitch зафиксировали новый рекорд по часам просмотра — 1,6 млрд! И это почти вдвое больше, чем годом ранее. 

«В целом пандемия, отмена LAN-соревнований и перевод турниров в онлайн оказали позитивное влияние на динамику роста: по данным Esports Charts, часы просмотра топ-15 киберспортивных турниров выросли на 114%», — такими цифрами поделился с SRSLY Марков.

По данным (на начало 2020-го) того же агентства NewZoo, главным киберспортивным рынком является Китай, за ним идут Северная Америка и Западная Европа. Все вместе они составляют львиную долю от общемирового объема рынка, а именно 839 млн долларов: 385,1 млн, 252,8 млн и 201,2 млн долларов соответственно.

И еще немного статистики. В 2019 году первое место по популярности среди киберспортивных дисциплин заняла League of Legends, стримы с турниров которой собрали в общей сложности почти 350 млн часов просмотра. И это неудивительно, потому что чемпионат мира по League of Legends также возглавил топ самых популярных киберспортивных событий: его смотрели совокупно 105,5 млн часов на ютьюбе и твиче.

На втором месте по популярности Counter-Strike: Global Offensive (215 млн часов), третью строчку заняла классическая Dota 2 (198,8 млн часов), далее идут Overwatch (109, 9 млн часов) и Hearthstone (37 млн часов). Что интересно, в 2019 году в топ-25 неожиданно ворвались мобильные дисциплины, например, PUBG Mobile, Garena Free Fire и Mobile Legends Bang Bang.

К слову о мобильных дисциплинах. По словам Юрия Маркова, на азиатском рынке еще с 2018 года наблюдался взрывной рост интереса к мобильному геймингу и киберспорту. Эта тенденция постепенно добралась и до СНГ. Ее развитию способствует ряд факторов, обеспечивающих низкий порог входа: любовь поколения Z к смартфонам, широкое распространение смартфонов с большой диагональю, условная бесплатность мобилок.

Уже в начале 2020 года самым популярным соревнованием стал турнир по Mobile Legends: Bang Bang. В пике аудитория составила 1,163 млн человек. Если говорить о компании E TERRA MEDIA, то запрос на проведение трансляций и организацию турниров по мобильным дисциплинам вырос процентов на восемьдесят в сравнении с 2019 годом.



Нам стало интересно, какие дисциплины лидируют по популярности именно в E TERRA, и ответ был крайне логичным. Это CS:GO и Dota 2. Юрий Марков объяснил это так: «Все просто: обе дисциплины имеют многолетнюю историю, в них сформировались культовые команды и игроки, да и объем призовых пока не позволяет другим дисциплинам забрать у них пальму первенства».

В августе 2019 объем призовых на международном турнире The International по Dota 2 достигли отметки в 34 млн долларов. Месяцем ранее за тридцатку перевалил другой турнир — по Fortnite.

Как стать киберспортсменом

На этот вопрос отвечает главный тренер Академии CTRL PLAY по CS:GO, тренер сборной России по CS, начавший свою карьеру со времен Counter-Strike 1.6 Виктор «vidoq» Манаенков. Он обратил особое внимание на то, что чаще всего новички ждут каких-то лайфхаков, но ответ прост: чтобы стать киберспортсменом, нужно действительно много работать, с упорством развивать свои навыки, разбирать ошибки и в целом делать все то, чем занимаются спортсмены из классических видов спорта. Помимо личных тренировок, в России начали появляться различные курсы, которые развивают молодых игроков. 

Чтобы стать лучшим из лучших, безусловно, требуется талант, но таких людей — единицы. Киберспорт как раз хорош тем, что тут есть место для всех.

Если говорить о командных дисциплинах, то поиски тиммейтов начинаются с игры на различных платформах. Сейчас для этого созданы все условия: разнообразные платформы, хабы, турниры. Также обрести команду можно и в академии, ведь это ребята со схожими интересами.

Кроме того, растет интерес к смежным специальностям: индустрии нужны тренеры, менеджеры, профессионалы, занятые на эфирах, комментаторы. По модели развития киберспорт лично мне напоминает развитие мирового футбола.

А вот как, по словам тренера сборной России по CS, проходит типичная тренировка киберспортсмена: подъем, завтрак, посещение спортивного зала, индивидуальная тренировка (тактика, разминка), а дальше начинается командная тренировка, которая длится около 6-7 часов с перерывом на обед. Потом у киберспортсмена есть немного времени на отдых, дальше – вечерняя индивидуальная тренировка. В общей сложности профессиональный игрок тратит на тренировки не менее 8-10 часов в день 5 дней в неделю. Нагрузка сравнима с рабочим днем, но более интенсивна. 

В связи с этим возник вопрос: как киберспортсмены борются с профессиональным выгоранием? По словам Манаенкова, профессионалы, как правило, чувствуют свой организм: при определенных сигналах спортсмен берет время на отдых. Это разрешено и абсолютно нормально. Киберспортсмены могут не играть несколько дней подряд для восстановления, могут сократить тренировочные часы.

Кроме того, с игроками работают спортивные психологи и опытные тренеры, которые помогают вернуть мотивацию, преодолеть спад, нервные расстройства, усталость.

И еще один вопрос: если киберспортсмены работают не меньше, чем юристы, экономисты и иже с ними, то достойно ли это вознаграждается? Отвечает директор по развитию E TERRA MEDIA Юрий Марков:

Максимальная ежемесячная зарплата в киберспорте находится на уровне 35 тысяч долларов, в СНГ-регионе топы зарабатывают около 10 тысяч долларов, а начинающие игроки могут получать около 500 долларов в месяц.

Заработок киберспортсмена складывается из нескольких параметров. Первое — это ежемесячная зарплата от организации/команды; второе — бонусы, которые получают игроки за успешные выступления от организации/команды; третье — процент от призового фонда, если игрок/команда занимают призовое место. Дополнительные доходы приносят рекламные контракты, а также процент от суммы трансфера при переходе в другую команду/организацию.

Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Getty Images
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 17:20, 16 июня 2021
Как снимается филиппинское кино и что его ждет. Интервью с режиссером Брийанте Мендосой
Новости, Новости — 16 июня, 17:20
У Wolf Alice вышел клип на трек Lipstick On The Glass
Новости, Новости — 16 июня, 17:04
Российские художники покажут полный цикл работы над произведениями искусства в проекте Made For: The Frontier Experience
Новости, Новости — 16 июня, 16:51
На Deezer появился первый подкаст в России «Плейлист моей жизни»
Новости, Новости — 16 июня, 15:30
Алина Пязок рассказала об отношении к славе и ссорах в Little Big в интервью Катерине Гордеевой
Новости, Новости — 16 июня, 12:18
Первое свидание с Марьяной Ро и ютьюб-канал отца: Face дал интервью Дмитрию Гордону
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 16 июня, 11:58
Зои Кравиц дебютирует как режиссер. Она снимет фильм Pussy Island с Ченнингом Татумом в главной роли
Кино — 16 июня, 07:30
Сериалы недели: «Локи», «Содержанки 3», «Бетти», «Срок»
Музыка — 15 июня, 18:42
Новое в музыке за неделю: Doja Cat, Peggy Gou, Lorde и Zivert
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 15 июня, 18:41
Кроссовки Adidas Superstar можно будет собрать из нового набора Lego
Новости, Новости — 15 июня, 16:52
Ариана Гранде анонсировала выход своего нового аромата God is a woman
Новости, Новости — 15 июня, 15:29
GONE.Fludd выпустит авторский NFT-токен вместе с виртуальной блогершей Сашей Вайнер
Новости, Новости — 15 июня, 12:41
Появились первые фото со съемок ремейка «Русалочки»
Новости, Новости — 15 июня, 12:02
Автопортрет Курта Кобейна продали на аукционе за 281 тысячу долларов
Кино — 15 июня, 09:51
Истории для своих. Борис Барабанов о том, кто есть кто в фильме «Культовые тусовщики» Ника Морана
Новости, Новости — 15 июня, 09:04
Ида Галич придумала идею для сериала. Он выйдет в следующем году и, кажется, на ТВ
Новости, Новости — 14 июня, 20:51
Артур Бабич выпустил видео в формате немого кино. Блогер примерил образ Чарли Чаплина
Новости, Новости — 14 июня, 19:16
Появился трейлер второго сезона сериала «Утреннее шоу»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 14 июня, 16:58
Фаррелл Уильямс и Chanel запустили программу наставничества для предпринимателей
Новости, Новости — 14 июня, 16:41
С 13 по 20 июня в Москве будут штрафовать за использование скамеек и беседок
Новости, Новости — 14 июня, 14:32
Гоша Карцев запустил новое ютьюб-шоу «Если друг — подбери мне лук». В первом выпуске снялся Женя Калинкин
Новости, Новости — 14 июня, 13:18
Оля Шелби рассказала о третьей операции и отношениях с Димой Евтушенко в шоу «Вечерний лайк»
Новости, Новости — 14 июня, 11:56
Одноголосый дубляж и ракушки-побегушки: Алексей Щербаков запустил ютьюб-шоу «Диалоги о животных»
Новости, Новости — 14 июня, 10:32
У Ани Покров и Асии вышел трек «Любовь с картинки»
Новости, Новости — 14 июня, 08:50
Мем Doge продали за 4 млн долларов. Это новый рекорд
Новости, Новости — 13 июня, 17:41
Fenix Team набирает новых участников. Предложить свою кандидатуру может каждый
Новости, Новости — 13 июня, 16:19
Олег Романенко заявил, что точно не вернется в Dream Team House
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)