Развернуть Свернуть
Обзоры, Бизнес — 12 ноября 2020, 15:40

Как пандемия изменила e-commerce? Отвечают Ozon, «СберМаркет» и «ВкусВилл»

В этом году жизнь множества людей перекочевала домой: там мы работали, ели, занимались спортом, учились готовить, устраивали вечеринки в зуме и так далее. И, конечно, заказывали все что только можно в интернете — ведь выходить опасно. За этот период интернет-магазины и маркетплейсы, безусловно, расцвели. Подробнее о том времени, а также о том, что происходит сейчас, мы решили спросить у представителей «СберМаркета», «ВкусВилла» и Ozon.

OZON

Как выросли объемы с начала года? Предполагаем, что существенно.

Оборот от продаж товаров и услуг Ozon (GMV, без учета Ozon.Travel) по итогам января-сентября 2020 года составил 121,6 млрд рублей с НДС, что на 142% больше, чем годом ранее. При этом оборот компании за апрель-июнь оказался выше годового оборота 2018 года. Конечно, отчасти такой рост связан с пандемией и самоизоляцией, которые, по разным оценкам, привели в онлайн до 15 млн новых клиентов. В апреле-мае число новых покупателей Ozon выросло на 84% по сравнению с аналогичным показателем 2019 года. 

Выглядит логично. Но потом нас всех немного выпустили из заточения. Как тогда изменились цифры?

Мы видим, что каждый четвертый новый клиент, пришедший на Ozon в пандемию, продолжил делать заказы в июне-июле уже после открытия офлайн-точек. Более того, каждый второй заказ таких клиентов содержит товары повседневного спроса — это явно говорит о том, что люди переносят свои рутинные покупки из офлайна в онлайн, следуя новым привычкам.

За период самоизоляции у людей сложилась привычка делать покупки онлайн в самых разных категориях. Среди них — и свежие продукты, и товары повседневного спроса.
#INSERT_ARTICLE#

На Ozon делают мультикатегорийные заказы, объединяя по три-четыре категории в одной покупке, поэтому растут, по сути, все категории товаров. Количество заказов по итогам девяти месяцев выросло на 130% год к году и составило 44,3 млн.

Но ведь есть какие-то категории, которые растут быстрее остальных?

Конечно. По итогам второго квартала такими стали ювелирные изделия, мебель и одежда. Причина здесь также в росте ассортимента и количества продавцов маркетплейса. Например, на конец июня на площадке в категории «Одежда» было порядка 3,5 тысяч продавцов, почти в четыре раза больше, чем годом ранее. Сейчас количество селлеров одежды и обуви превышает 5 тысяч — очевидно, эта категория все активнее открывает для себя онлайн как эффективный канал продаж.

На конец сентября на Ozon было зарегистрировано 18,1 тыс. активных продавцов — это в четыре раза больше, чем годом ранее. По итогам девяти месяцев 2020 года селлеры маркетплейса обеспечили 45% GMV Ozon по сравнению 12,4% годом ранее.
#INSERT_ARTICLE#

Сейчас около 85% ассортимента товаров на Ozon формируют продавцы, на площадке продают свои товары более 18 тысяч селлеров со всей страны — развитие логистической инфраструктуры в регионах позволяет им масштабировать свои продажи на всю страну и даже за ее пределы.


Как справлялись с очевидно возросшим количеством заказов? Оптимизацией или наймом новых сотрудников? 

Развитие логистики — один из важнейших приоритетов как Ozon, так и всего рынка e-commerce. Чтобы быстро наращивать логистические мощности, Ozon активно привлекает малый и средний бизнес для развития сети пунктов выдачи заказов и постаматов в рамках логистического маркетплейса. В конце 2019 года компания объявила о переходе к работе по модели логистической платформы в последней миле, привлекая к работе в службе заказов партнеров, в том числе индивидуальных предпринимателей и самозанятых.


В марте и апреле, когда миллионы россиян, соблюдая режим самоизоляции, перевели все свои покупки в онлайн, сочетание собственной развитой инфраструктуры и возможность быстро увеличивать мощности службы доставки позволило Ozon сохранить качество сервиса в момент пикового спроса. Например, в апреле Ozon предоставил более тысячи рабочих мест в своих логистических центрах и службе доставки.

Можете рассказать еще о каких-то интересных наблюдениях?

Поскольку даже рутинные покупки перетекают в интернет, пользователи начинают искать выгоду на маркетплейсах — скажем, пользуются рассрочкой и другими финансовыми продуктами. Например, Ozon предлагает пользователям собственную карту с кешбэком Ozon.Card. Кешбэк начисляется в виде баллов Ozon, которыми можно оплатить до 99% стоимости заказа. В июне число активных пользователей Ozon.Card составило порядка 175 тысяч человек. 

Держатели Ozon.Card делают в среднем три заказа в месяц, что считается отличным показателем даже для западных стран, где проникновение e-commerce выше, чем в России.
#INSERT_ARTICLE#

Дала ли пандемия импульс к развитию подписочной модели?

Безусловно. Пользователи, понимая, что будут совершать все больше покупок в интернете, приобретают подписку Ozon.Premium. Она дает такие преимущества, как бесплатная доставка, доступ к эксклюзивным ценам и закрытым распродажам, более удобный возврат товаров. Популярность подписки также росла во время пандемии по мере того, как пользователи переводили покупки в онлайн. В сентябре 2020 года количество подписчиков Ozon.Premium превышало 200 тысяч.


«СберМаркет»

Если сравнивать начало пандемии и сейчас, то как обстоят дела в секторе e-grocery и конкретно у «СберМаркета»?

«СберМаркет» растет быстрее всех других игроков. Во втором квартале оборот сервиса увеличился более чем в пятнадцать раз по сравнению с прошлым годом, а если точнее, то в 15,6 раза.

Весной во время периода самоизоляции спрос на доставку продуктов вырос в разы, и, чтобы справиться с ним, мы увеличили команду курьеров и экспертов по закупкам 4-5 раз. Кроме того, в течение всего года мы увеличиваем в несколько раз количество разработчиков в нашей IT-лаборатории, чтобы ускорить развитие продукта и обеспечить стабильность системы в периоды повышенного спроса.

Какие изменения вы увидели с приходом лета?

Летом мы отмечали прогнозируемое сезонное снижение спроса на доставку продуктов, с сентября же, с началом «высокого сезона», спрос на доставку продуктов вновь растет. По прогнозу Infoline, оборот рынка e-grocery в 2020 году достигнет приблизительно 130 млрд рублей.

Модель работы «СберМаркета» называтся pick-and-delivery — это доставка продуктов и товаров с полок офлайн-магазинов.  

Эффективность нашей бизнес-модели позволяет начинать сотрудничество с новыми партнерами-ретейлерами быстро — за несколько недель с момента достижения договоренности.
#INSERT_ARTICLE#

Как результат, количество наших партнеров превышает уже 50 торговых сетей. Среди них — федеральные ретейлеры METRO, «АШАН», «Лента», «220 Вольт», Yves Rocher, «Дочки-Сыночки» и другие. Многие ищут новые каналы привлечения клиентов онлайн, а это как раз наш профиль.


«ВкусВилл»

Если сравнивать март и октябрь по количеству заказов, то каков рост?

В среднем мы сейчас доставляем более 60 тысяч заказов в день. В начале марта для сравнения было около одной тысячи. Получается, выросли в 40 раз. За октябрь мы выполнили 1,5 млн заказов.

Количество заказов на доставку, скорее всего, выросло лавиной с началом самоизоляции. Как вы с этим справились?

Мы начали активно работать на этом направлении в марте, прежде всего перебросив на доставку все внутренние ресурсы компании: все IT-направление, группу развития и горячую линию. С наймом сотрудников на обслуживание заказов (сборщиков, курьеров) в начале пандемии проблем не было. Тогда мы взяли около 2000 человек довольно быстро, а вот сейчас с этим непросто. Вакансии есть, а курьеров найти все сложнее.

Что касается технологических решений, то нам больше всего помогла интеграция нашей бесплатной доставки в основное приложение «ВкусВилл» и создание интернет-магазина на сайте vkusvill.ru. А также разработка внутреннего ПО, собственного геомодуля, системы отчетности и аналитики, своих алгоритмов доставки и сборки заказов, работы с обратной связью. Все процессы нашей цифровизации и IT-прорыва в проекте доставки курировал Андрей Кривенко.

Упал ли спрос после снятия ограничений из-за пандемии?

У нас нет, количество заказов, в том числе и повторных, только выросло. За сентябрь их было более 1 млн.

Если сравнить средний чек онлайна в январе, апреле, июле и октябре, то какая получится кривая?

Есть тренд на снижение среднего чека, но и увеличение частоты заказов. Если раньше покупатель заказывал раз в неделю в среднем на 2200 (в январе, например), то сейчас на 1300, но два-три раза в неделю. То есть изменилась модель поведения.

Назовите самый главный инсайт, который вы вынесли из еще не завершенного 2020-го?

Мы для себя поняли вот что: если идти от того, как удобно покупателю и комфортно команде, открыто и с минимумом барьеров, под покупателя подстраивать IT-решения, то можно быстро запустить механизм собственной доставки без космических бюджетов на маркетинг и рекламу. Конечно, быстрой интеграцией и готовностью сотрудничать нам еще очень помогли и наши партнеры (сервисы такси).

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Getty Images
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 13:30, 18 сентября 2025
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Франкенштейн», «Отец, мать, сестра, брат», «100 ночей героя», «Провод мертвеца»
Новости, Новости — 18 сентября, 13:30
Адель заключила многомиллионный контракт на издание мемуаров
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 18 сентября, 12:10
Аврил Лавин выпустила вино, вдохновленное треком Complicated
Новости, Новости — 17 сентября, 17:00
Премьера третьего сезона «Эйфории» состоится в 2026 году
Новости, Новости — 17 сентября, 15:36
Pop Mart дропнет коллекцию игрушек по сериалу «Телепузики»
Новости, Новости — 17 сентября, 14:48
Известна дата выхода третьего сезона «Дома Дракона»
Новости, Новости — 17 сентября, 13:45
Вышел трейлер фильма «Горничная» с Сидни Суини
Новости, Новости — 16 сентября, 21:06
Xiaomi анонсировали новое поколение смартфонов
Новости, Новости — 16 сентября, 20:02
Стример Nix побил рекорд русскоязычного Twitch
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 16 сентября, 15:20
У «Бургер Кинга» коллаборация с «Атакой Титанов»
Новости, Новости — 16 сентября, 13:50
Песни из «Кей-поп-охотниц на демонов» возглавили Billboard 200
Новости, Новости — 16 сентября, 12:40
Чарли Ханнэм в трейлере 3-го сезона «Монстра»
Новости, Новости — 16 сентября, 11:30
Кайл Маклоклен будет брать интервью у молодых актеров и художников
Новости, Новости — 16 сентября, 10:00
Смотрим трейлер байопика «Спрингстин: Избавь меня от небытия» с Джереми Аллен Уайтом
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Интервью — 11 сентября, 19:30
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Новости, Новости — 11 сентября, 19:20
Big Baby Tape, «Бонд с кнопкой» и «Казускома»: New Star Weekend анонсировал артистов
Новости, Новости — 11 сентября, 19:00
Николай Костер-Вальдау сыграет с Дженнифер Лопес в «Последней миссис Пэрриш» Роберта Земекиса
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы