Обзоры, Бизнес — 12 ноября 2020, 15:40

Как пандемия изменила e-commerce? Отвечают Ozon, «СберМаркет» и «ВкусВилл»

В этом году жизнь множества людей перекочевала домой: там мы работали, ели, занимались спортом, учились готовить, устраивали вечеринки в зуме и так далее. И, конечно, заказывали все что только можно в интернете — ведь выходить опасно. За этот период интернет-магазины и маркетплейсы, безусловно, расцвели. Подробнее о том времени, а также о том, что происходит сейчас, мы решили спросить у представителей «СберМаркета», «ВкусВилла» и Ozon.

OZON

Как выросли объемы с начала года? Предполагаем, что существенно.

Оборот от продаж товаров и услуг Ozon (GMV, без учета Ozon.Travel) по итогам января-сентября 2020 года составил 121,6 млрд рублей с НДС, что на 142% больше, чем годом ранее. При этом оборот компании за апрель-июнь оказался выше годового оборота 2018 года. Конечно, отчасти такой рост связан с пандемией и самоизоляцией, которые, по разным оценкам, привели в онлайн до 15 млн новых клиентов. В апреле-мае число новых покупателей Ozon выросло на 84% по сравнению с аналогичным показателем 2019 года. 

Выглядит логично. Но потом нас всех немного выпустили из заточения. Как тогда изменились цифры?

Мы видим, что каждый четвертый новый клиент, пришедший на Ozon в пандемию, продолжил делать заказы в июне-июле уже после открытия офлайн-точек. Более того, каждый второй заказ таких клиентов содержит товары повседневного спроса — это явно говорит о том, что люди переносят свои рутинные покупки из офлайна в онлайн, следуя новым привычкам.

За период самоизоляции у людей сложилась привычка делать покупки онлайн в самых разных категориях. Среди них — и свежие продукты, и товары повседневного спроса.
#INSERT_ARTICLE#

На Ozon делают мультикатегорийные заказы, объединяя по три-четыре категории в одной покупке, поэтому растут, по сути, все категории товаров. Количество заказов по итогам девяти месяцев выросло на 130% год к году и составило 44,3 млн.

Но ведь есть какие-то категории, которые растут быстрее остальных?

Конечно. По итогам второго квартала такими стали ювелирные изделия, мебель и одежда. Причина здесь также в росте ассортимента и количества продавцов маркетплейса. Например, на конец июня на площадке в категории «Одежда» было порядка 3,5 тысяч продавцов, почти в четыре раза больше, чем годом ранее. Сейчас количество селлеров одежды и обуви превышает 5 тысяч — очевидно, эта категория все активнее открывает для себя онлайн как эффективный канал продаж.

На конец сентября на Ozon было зарегистрировано 18,1 тыс. активных продавцов — это в четыре раза больше, чем годом ранее. По итогам девяти месяцев 2020 года селлеры маркетплейса обеспечили 45% GMV Ozon по сравнению 12,4% годом ранее.
#INSERT_ARTICLE#

Сейчас около 85% ассортимента товаров на Ozon формируют продавцы, на площадке продают свои товары более 18 тысяч селлеров со всей страны — развитие логистической инфраструктуры в регионах позволяет им масштабировать свои продажи на всю страну и даже за ее пределы.


Как справлялись с очевидно возросшим количеством заказов? Оптимизацией или наймом новых сотрудников? 

Развитие логистики — один из важнейших приоритетов как Ozon, так и всего рынка e-commerce. Чтобы быстро наращивать логистические мощности, Ozon активно привлекает малый и средний бизнес для развития сети пунктов выдачи заказов и постаматов в рамках логистического маркетплейса. В конце 2019 года компания объявила о переходе к работе по модели логистической платформы в последней миле, привлекая к работе в службе заказов партнеров, в том числе индивидуальных предпринимателей и самозанятых.


В марте и апреле, когда миллионы россиян, соблюдая режим самоизоляции, перевели все свои покупки в онлайн, сочетание собственной развитой инфраструктуры и возможность быстро увеличивать мощности службы доставки позволило Ozon сохранить качество сервиса в момент пикового спроса. Например, в апреле Ozon предоставил более тысячи рабочих мест в своих логистических центрах и службе доставки.

Можете рассказать еще о каких-то интересных наблюдениях?

Поскольку даже рутинные покупки перетекают в интернет, пользователи начинают искать выгоду на маркетплейсах — скажем, пользуются рассрочкой и другими финансовыми продуктами. Например, Ozon предлагает пользователям собственную карту с кешбэком Ozon.Card. Кешбэк начисляется в виде баллов Ozon, которыми можно оплатить до 99% стоимости заказа. В июне число активных пользователей Ozon.Card составило порядка 175 тысяч человек. 

Держатели Ozon.Card делают в среднем три заказа в месяц, что считается отличным показателем даже для западных стран, где проникновение e-commerce выше, чем в России.

Дала ли пандемия импульс к развитию подписочной модели?

Безусловно. Пользователи, понимая, что будут совершать все больше покупок в интернете, приобретают подписку Ozon.Premium. Она дает такие преимущества, как бесплатная доставка, доступ к эксклюзивным ценам и закрытым распродажам, более удобный возврат товаров. Популярность подписки также росла во время пандемии по мере того, как пользователи переводили покупки в онлайн. В сентябре 2020 года количество подписчиков Ozon.Premium превышало 200 тысяч.


«СберМаркет»

Если сравнивать начало пандемии и сейчас, то как обстоят дела в секторе e-grocery и конкретно у «СберМаркета»?

«СберМаркет» растет быстрее всех других игроков. Во втором квартале оборот сервиса увеличился более чем в пятнадцать раз по сравнению с прошлым годом, а если точнее, то в 15,6 раза.

Весной во время периода самоизоляции спрос на доставку продуктов вырос в разы, и, чтобы справиться с ним, мы увеличили команду курьеров и экспертов по закупкам 4-5 раз. Кроме того, в течение всего года мы увеличиваем в несколько раз количество разработчиков в нашей IT-лаборатории, чтобы ускорить развитие продукта и обеспечить стабильность системы в периоды повышенного спроса.

Какие изменения вы увидели с приходом лета?

Летом мы отмечали прогнозируемое сезонное снижение спроса на доставку продуктов, с сентября же, с началом «высокого сезона», спрос на доставку продуктов вновь растет. По прогнозу Infoline, оборот рынка e-grocery в 2020 году достигнет приблизительно 130 млрд рублей.

Модель работы «СберМаркета» называтся pick-and-delivery — это доставка продуктов и товаров с полок офлайн-магазинов.  

Эффективность нашей бизнес-модели позволяет начинать сотрудничество с новыми партнерами-ретейлерами быстро — за несколько недель с момента достижения договоренности.
#INSERT_ARTICLE#

Как результат, количество наших партнеров превышает уже 50 торговых сетей. Среди них — федеральные ретейлеры METRO, «АШАН», «Лента», «220 Вольт», Yves Rocher, «Дочки-Сыночки» и другие. Многие ищут новые каналы привлечения клиентов онлайн, а это как раз наш профиль.


«ВкусВилл»

Если сравнивать март и октябрь по количеству заказов, то каков рост?

В среднем мы сейчас доставляем более 60 тысяч заказов в день. В начале марта для сравнения было около одной тысячи. Получается, выросли в 40 раз. За октябрь мы выполнили 1,5 млн заказов.

Количество заказов на доставку, скорее всего, выросло лавиной с началом самоизоляции. Как вы с этим справились?

Мы начали активно работать на этом направлении в марте, прежде всего перебросив на доставку все внутренние ресурсы компании: все IT-направление, группу развития и горячую линию. С наймом сотрудников на обслуживание заказов (сборщиков, курьеров) в начале пандемии проблем не было. Тогда мы взяли около 2000 человек довольно быстро, а вот сейчас с этим непросто. Вакансии есть, а курьеров найти все сложнее.

Что касается технологических решений, то нам больше всего помогла интеграция нашей бесплатной доставки в основное приложение «ВкусВилл» и создание интернет-магазина на сайте vkusvill.ru. А также разработка внутреннего ПО, собственного геомодуля, системы отчетности и аналитики, своих алгоритмов доставки и сборки заказов, работы с обратной связью. Все процессы нашей цифровизации и IT-прорыва в проекте доставки курировал Андрей Кривенко.

Упал ли спрос после снятия ограничений из-за пандемии?

У нас нет, количество заказов, в том числе и повторных, только выросло. За сентябрь их было более 1 млн.

Если сравнить средний чек онлайна в январе, апреле, июле и октябре, то какая получится кривая?

Есть тренд на снижение среднего чека, но и увеличение частоты заказов. Если раньше покупатель заказывал раз в неделю в среднем на 2200 (в январе, например), то сейчас на 1300, но два-три раза в неделю. То есть изменилась модель поведения.

Назовите самый главный инсайт, который вы вынесли из еще не завершенного 2020-го?

Мы для себя поняли вот что: если идти от того, как удобно покупателю и комфортно команде, открыто и с минимумом барьеров, под покупателя подстраивать IT-решения, то можно быстро запустить механизм собственной доставки без космических бюджетов на маркетинг и рекламу. Конечно, быстрой интеграцией и готовностью сотрудничать нам еще очень помогли и наши партнеры (сервисы такси).

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Getty Images
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Музыка — 17:20, 18 июля 2025
Торжество фестивального духа. Гид по VK Fest 2025 в Москве
Новости, Новости — 18 июля, 17:20
Путешествие по нулевым в альбоме «2007 ч.2» uniqe, nkeeei и ARTEM SHILOVETS
Новости, Новости — 18 июля, 15:40
Райан Гослинг и Уилл Феррелл сыграют в комедии «Крутые парни»
Новости, Новости — 9 июля, 16:03
В России пройдет федеральный чемпионат по танцу FAME TO FLAME
Новости, Новости — 18 июля, 13:50
Новое место в Москве: израильское кафе Dizengof/99 на Белорусской
Кино — 18 июля, 13:49
Герои меча и магии: Иван Трушин и Алексей Лукин о сериале «Этерна»
Новости, Новости — 18 июля, 11:36
Дмитрий Ендальцев и Любовь Аксенова снимутся в сериале «Враги»
Новости, Новости — 17 июля, 19:00
Развязка истории в тизере 5-го сезона «Очень странных дел»
Новости, Новости — 17 июля, 17:30
Placebo выпустят делюкс-издание с документальным фильмом This Search For Meaning
Новости, Новости — 17 июля, 16:00
Джулия Робертс и Эндрю Гарфилд в трейлере фильма «После охоты» Луки Гуаданьино
Новости, Новости — 17 июля, 13:50
Объявлен каст фильма по игре The Legend of Zelda
Кино — 17 июля, 12:01
Коучи на экране: от духовных лидеров до секс-гуру
Новости, Новости — 16 июля, 17:50
Аарон Тейлор-Джонсон и Лили-Роуз Депп сыграют в следующем фильме Роберта Эггерса
Новости, Новости — 16 июля, 16:13
Кристина Асмус и Павел Прилучный снимутся в «Холопе 3»
Новости, Новости — 16 июля, 13:50
«Разделение», «Пингвин» и «Белый лотос»: объявлены номинанты премии «Эмми»
Новости, Новости — 16 июля, 11:33
Комик Илья Озолин в первом тизере байопика «Лермонтов»
Новости, Новости — 15 июля, 20:08
Второй сезон «Лихих» выйдет осенью
Новости, Новости — 15 июля, 13:50
Сидни Суини может стать новой девушкой Джеймса Бонда
Новости, Новости — 15 июля, 11:26
Объявлены победители фестиваля в Карловых Варах
Образ жизни — 15 июля, 10:34
Главный экспонат. Как редакция SRSLY провела день в Эрмитаже с Сергеем Минаевым, Клавой Кокой и Евгением Чебатковым
Новости, Новости — 14 июля, 15:50
Bad Bunny и adidas выпустили кроссовки, вдохновленные Пуэрто-Рико
Новости, Новости — 14 июля, 13:28
Следующим фильмом Райана Джонсона будет научная фантастика
Все звёзды и инфлюенсеры
Кино — 13 июля, 18:44
Ну, посмотрим: «Как приручить дракона», «Миссия невыполнима: Финальная расплата», «Громовержцы*», «Пункт назначения: Узы крови», «Горячее молоко»
Новости, Новости — 12 июля, 14:50
«Идиота» Достоевского вновь экранизируют
Новости, Новости — 12 июля, 12:40
iPhone 17e и новые MacBook Pro: стало известно, что Apple выпустит в 2026 году
Новости, Новости — 11 июля, 19:00
Официально анонсирован перезапуск «Клиники»
Новости, Новости — 11 июля, 17:30
У «Теории большого взрыва» появится новый спин-офф
Кино — 11 июля, 16:23
Настоящий комфортик. Интервью с актером Александром Сетейкиным о съемках в сене, гротескных ролях и фильтр-кофе
Новости, Новости — 11 июля, 15:57
20th Century готовит перезагрузку «Ночи в музее»
Новости, Новости — 11 июля, 13:55
Федук, Антоха МС и Лолита: Кассета дропнул альбом фитов «Ателье»
Новости, Новости — 11 июля, 11:33
Хаски выпустил «Колобок» — сингл с нового альбома
Не одна дома 2
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето