Развернуть Свернуть
Новости — 25 октября 2020, 23:54

Изумрудный цвет и листья из сада «Рихтера». У Саввы Савельева откроется персональная выставка

Пандемия заставила многих пересмотреть свои привычки и переосмыслить ценности, что в отдельных случаях послужило вдохновением для творческих проектов. Художник и режиссер Савва Савельев не стал исключением: оказавшись в самоизоляции, он создал серию работ, которые теперь будут представлены на его персональной выставке «Кажется это всё и даже больше» в «Мастерских Рихтера» с 29 октября по 11 ноября.

По словам Саввы, 2020 год подарил ему абсолютно новый и уникальный опыт, который глобально повлиял на его переосмысление и переизобретение себя. Раньше художник никогда не проводил наедине с собой так много времени, а простые вещи вроде утренней прогулки по Москве-реке, поездок на дачу, кофе на скамейке или звонков знакомым без особой на то причины прежде не приносили такого удовольствия. Однако все изменилось, и он стал смотреть на многие вещи иначе: свои новые взгляды на вдруг ставший герметичным огромный мир он отразил в творчестве.



В июле дизайн-отель «Рихтер», также являющийся садом, рестораном и культурной площадкой, решил отвести часть своего пространства для современных художников, музыкантов и дизайнеров. Он дал им место для экспериментов и реализации идей, которые не всегда возможно воплотить в рамках традиционных институций. В саду «Рихтера» Савва Савельев проводил много времени в тот период, когда не мог уехать из Москвы, и собранные им там листья легли в основу нескольких больших работ. 


В преддверии выставки мы поговорили с Саввой о том, почему он выбрал именно такое название для выставки, как на него повлиял коронавирусный 2020-й и откуда в его работах взялся лавандовый цвет.

Савва, почему ты назвал выставку «Кажется это всё и даже больше»?

Пожалуй, это был единственный вариант названия. Все, что есть на выставке, про 2020 год, а слово «кажется», с которого фраза начинается, определяет ту хрупкость реальности, в которой мы сейчас находимся. Она как хрустальный шар, который может легко разбиться, но вроде бы еще сохраняет равновесие и не падает. 

В этом году, как бы это странно ни звучало, мы стали довольствоваться малым — сужу по себе. Когда был введен режим самоизоляции, я стал по утрам ходить за кофе. Когда начались солнечные дни, я подумал: как хорошо, что появилось солнце; что вон там течет река; что, наконец, можно брать кофе на вынос.

Столько времени дома я не проводил никогда. Заметил, что стал фокусироваться на тех вещах, которые раньше мог не замечать. Ты начинаешь наблюдать за фрагментами собственной квартиры, улицы, где ходишь каждый день, и в какой-то момент осознаешь, что реальный мир состоит из всего, что тебя окружает. Выясняется, что все, что нам надо, у нас и так есть. Мы начинаем копать глубже, и оказывается, там внутри есть что-то еще. Например, в самоизоляции мы общались с друзьями, родственниками — поскольку круг общения был крайне ограничен — и в них, в людях, которые находились рядом с нами, начали открывать что-то большее. Это же касается и мест, улиц, районов, сквериков — во всем мы точно так же открывали что-то большее.

Мы будто начали присматриваться к деталям.

Да. Стали исследовать мир, который, с одной стороны, нам привычен, а с другой — оказалось, в нем огромное количество слоев и микрогоризонтов. Моя выставка как раз об этом. Она про герметичный мир, который мы открываем для себя каждый раз с новых сторон. 


В майском интервью ты говорил, что 2020-й — исторический год и что тебе хотелось его зафиксировать все. Твоя выставка — это и есть та самая фиксация? 

Совершенно верно. Фактически она и стала формой фиксации этого времени. Интересно, что за этот год природа прошла свойственные ей циклы — те, которые она проходит каждый год: закончилась зима, наступила весна, потом теплое лето, затем осень — для природы явление под названием «коронавирус» не изменило ничего. 

В своих больших работах я использовал листья, опавшие в саду «Рихтера». Сад стал для меня маленьким, скажем так, социальным островком, куда я приходил летом и осенью — он находится недалеко от моего дома, идти минут семь. Когда листья опали, я решил, что материя, вобравшая в себя этот год, слова и чувства людей, должна стать частью этих работ. Таким образом, получилось, что природа 2020-го переродилась в зафиксированную в искусстве историю всего года. Работы выставки можно назвать художественными колыбелями и для листвы из сада «Рихтера», и для 2020-го. Листья 2021-го будут вбирать в себя уже другие чувства, слова и события. А листья 2020-го стали фиксацией времени, которое мы до сих пор продолжаем проживать. 

К изумрудному у тебя добавился еще и лавандовый. Почему? 

Это продолжение темы «Кажется это всё и дальше больше». Этот цвет я не использовал никогда и последние несколько лет был заложником только изумрудного. Но так получилось, что в мою живопись ворвался лавандовый. На то есть две причины. Первая — чувственного характера. Мне хотелось спокойствия в живописи. Вторая причина носит бытовой характер. На самом первом этапе жесткой московской самоизоляции закрылись практически все магазины, в том числе и те, что продавали художественные товары. Я же не люблю заказывать краски, мне важно прийти в магазин, потрогать их, посмотреть. В то время в моей мастерской обнаружилась нехватка красок, и мне на глаза попался огромный лавандовый тюбик, пролежавший у меня закрытым где-то года четыре. Я его вскрыл — так и началась лавандовая история. Этот цвет стал доминирующим в последующих работах, которые я продолжил писать летом и осенью. Это опять к вопросу о том, что рядом с нами многое, что мы не замечаем.

#INSERT_ARTICLE#

На выставке будет представлен автопортрет. Ты изобразил себя там обнаженным. Почему?

Эта работа, кстати, возможно, одна из самых главных на выставке, хотя и маленького размера. У нее будет отдельное место, и она — секретное орудие, которое зритель не ожидает увидеть. На большинстве картин изображены пейзажи — улицы, Финский залив, сад «Рихтера», Москва. Этот автопортрет — единственная, если можно так выразиться, интерьерная работа. Она вступает в диалог с другими, «экстерьерными». 

На ней изображен человек, который не может покинуть дом, выйти из этих стен. Из-за этого он становится сам по себе природой, естественным первобытным существом. Фактически — животным, свободным от социальных норм. Ведь все мы во время 2020 года перезагрузились: местами стали честнее, добрее, отзывчивее, переоценили какие-то вещи  — пандемия изменила в том числе и нашу поведенческую природу. Вот этот автопортрет как раз про отпускание ненужного, лишнего и про удивительную способность человека приспосабливаться к новым реалиям и оставаться в них собой.

Твоя первая персональная выставка прошла ровно 10 лет назад. Есть ли разница между тем, каким ты был 10 лет назад, и тем, каким стал сейчас? 

Наверно, за это время я прошел путь принятия себя и успокоения. Для меня всегда была важна работа, я очень ее люблю. Когда занят, то забываю, что такое отдыхать (за это меня часто бьют по башке друзья). 10 лет назад я открыл свою первую выставку, параллельно работал главным редактором журнала «Собака» в Москве, а потом издателем московского Time Out. Сейчас же занимаюсь только искусством. Для меня эти 10 лет стали гигантским шагом к тому, чтобы не заниматься им факультативно, а вывести его на первый и единственный план.

С точки зрения профессиональной деятельности главным событием за эти 10 лет уход с «Вечернего Урганта» в 2017-м, где я был креативным продюсером и режиссером на протяжении пяти лет с момента запуска шоу. Тогда я вышел из офисной культуры — назовем это так, и уже три с половиной года в офисе не работаю. С тех пор у меня появилось много возможностей — например, могу встать утром и потом пойти плавать (каждый день по километру, а сейчас увеличил дистанцию до полутора километров) — раньше я себе такого позволить не мог. За эти десять лет произошла этакая расстановка приоритетов. Люди — в том числе и я — перестали быть белочками в колесе. Они научились соотносить свои запросы с тем временем и силами, которые готовы тратить на зарабатывание денег. Стали задаваться вопросом: «Может, мне не надо это? Зачем мне эти деньги, если у меня нет времени их потратить?» После ухода с «Вечернего Урганта» я перестал ежемесячно получать заработную плату, хотя привык к этому с 19 лет. Вначале думал: «Как без этого?» А оказалось, вполне себе комфортно. Это просто дело привычки и каких-то внутренних установок. А так — паровозик продолжает пыхтеть, идти вперед. (Смеется.)

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: инстаграм** @savva_saveliev; Игорь Клепнев
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр, Журналист, Режиссёр, Художник
Савва
Савельев
Читайте также
Интервью — 15:20, 16 сентября 2025
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Новости, Новости — 16 сентября, 15:20
У «Бургер Кинга» коллаборация с «Атакой Титанов»
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 16 сентября, 13:50
Песни из «Кей-поп-охотниц на демонов» возглавили Billboard 200
Новости, Новости — 16 сентября, 12:40
Чарли Ханнэм в трейлере 3-го сезона «Монстра»
Новости, Новости — 16 сентября, 11:30
Кайл Маклоклен будет брать интервью у молодых актеров и художников
Новости, Новости — 16 сентября, 10:00
Смотрим трейлер байопика «Спрингстин: Избавь меня от небытия» с Джереми Аллен Уайтом
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Новости, Новости — 11 сентября, 19:20
Big Baby Tape, «Бонд с кнопкой» и «Казускома»: New Star Weekend анонсировал артистов
Новости, Новости — 11 сентября, 19:00
Николай Костер-Вальдау сыграет с Дженнифер Лопес в «Последней миссис Пэрриш» Роберта Земекиса
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 11 сентября, 18:30
На Netflix выйдет документалка о Виктории Бекхэм
Новости, Кино — 11 сентября, 18:15
Объявлено жюри кинофестиваля «Маяк». В него вошли Евгения Громова и Наталья Кудряшова.
Новости, Новости — 11 сентября, 18:00
Новое граффити Бэнкси на здании Королевского суда закрасили
Новости, Новости — 11 сентября, 17:00
Керуак и де Бовуар: созданы духи по мотивам книг
Новости, Новости — 11 сентября, 16:10
Мэтт Дэймон и Бен Аффлек в тизере триллера «Лакомый кусок»
Новости, Новости — 11 сентября, 14:50
О Джорджио Армани снимут биографический фильм
Музыка — 10 сентября, 20:01
Магия кухонной раковины и укулеле скримо. Библия группы Twenty One Pilots
Новости, Новости — 10 сентября, 19:30
Новые цвета, ультратонкий корпус Air и синхронный перевод в наушниках: что показали на презентации Apple
Новости, Новости — 10 сентября, 19:25
У Mamma Mia! будет третья часть. Это подтвердила Аманда Сайфред
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы