Интервью, Кино — 14 октября, 19:34

«Самое важное — довериться актерам и позволить им быть самими собой». Интервью с режиссером фильма «Ширли» Жозефин Декер

15 октября в рамках кинофестиваля «Амфест» пройдет показ новой картины Жозефин Декер «Ширли» с Элизабет Мосс в главной роли. А 19 ноября фильм выйдет в российский прокат. Михаил Захаров пообщался с Декер и расспросил о работе над лентой, творческом методе и грядущей картине «Небо повсюду».

Я посмотрел все ваши фильмы этой весной, находясь в самоизоляции, и отметил важность замкнутых пространств. Даже когда пространство не замкнуто, все равно есть некая теснота, как в вашей последней на сегодня работе, «Ширли», действие которой происходит в университетском городке внутри узкого академического сообщества. Откуда проистекает этот интерес к закрытым пространствам?

Мне в первую очередь было интересно показать жизнь Ширли. После публикации «Лотереи» (рассказ писательницы Ширли Джексон, о которой идет речь в фильме. — Прим. SRSLY) посыпались отзывы — как положительные, так и отрицательные. Внимание к ее персоне было ошеломляющим, поэтому Ширли заперлась, чтобы избежать давления со стороны публики. Для нее в принципе было достаточно характерно такое состояние. Можно его назвать агорафобией, но, думаю, имеет место и социальная тревожность. Так что я решила исследовать этот случай из ее жизни. Она совсем не выходила из дома — и действительно, как ни странно, мы все также прошли через долгий период затворничества в этом году. Быть запертой — по-своему интересно, но помимо прочего фильм пытается показать, что когда ты взаперти, разум начинает блуждать. В своем воображении Ширли по-прежнему безумствует и путешествует, даже находясь дома в полном одиночестве. 

Зачастую протагонисты ваших фильмов — женщины, не способные или не желающие совладать с собственным безумием. Например, Ширли Джексон, которая провозглашает себя ведьмой. То же определение применимо к некоторым вашим предыдущим героиням. Что привлекает вас в подобных персонажах?

Ширли — очевидно, уникальный случай. Она страдала из-за резких перепадов настроения, а доктора перекачивали ее лекарствами. Трудно сказать, применим ли к ней вообще какой-то конкретный психиатрический диагноз. Одно могу сказать точно: меня притягивают люди искусства. Многие художницы — особенно во времена Ширли — пытались быть самими собой в тот момент, когда то, чем они занимались, считалось по-настоящему революционным. Ширли стала знаменитой писательницей в 1940-х и являлась основной добытчицей в семье. Она зарабатывала все деньги сама и поддерживала своего мужа, что по тем временам было крайне необычно. Думаю, это обстоятельство могло привести к конфликту как в самой семье, так и в сообществе. Сара (Габбинс, сценаристка картины. — Прим. SRSLY) хорошо позаботилась о том, чтобы сделать Ширли непростой женщиной. Но в действительности она, наверное, была более приятной.

Кадр из фильма «Ширли»

Мне нравится работать над проектами со сложными женскими персонажами. На протяжении истории кино нас как бы лишали их — есть множество мадонн и блудниц, множество героинь, созданных сценаристами-мужчинами. Но сейчас кино дает нам возможность показать других женщин — не антагонисток, а сложных протагонисток. Теперь женщины могут быть такими же, какими уже долгое время были мужчины, — например, гневными, — но при этом по-прежнему оставаться протагонистками, а мы по-прежнему будем им сопереживать. Самое захватывающее, что Сара привнесла в фильм, — героиню, которая может постоять за себя и нагнать страху на тех, кто ее окружает. 

Вы всегда работаете с необычными актерами, и результатом этого сотрудничества становится скорее не типичная игра, а перформанс. Я знаю, что вы долго и тщательно занимались с актерами на подготовительном этапе «Мадлен Мадлен». В случае с «Ширли» как бы вы описали опыт работы с одними из лучших артистов современности, Элизабет Мосс и Майклом Стулбаргом?

Знаете, я многому научилась. Я обожаю актеров и влюблена в процесс работы с ними. С помощью правильных разминок и занятий можно извлечь нечто невероятно честное и настоящее. У Элизабет Мосс и Майкла Стулбарга были наработаны свои приемы. Я делала с ними несколько собственных упражнений, но кроме того, поверила им и многому у них научилась. Они правда знают, что делают. Когда доходило до репетиций, они говорили: «Окей, попробуем так-то и так-то». А я давала указания по блокингу сцены и чувствовала, как комната наполняется жизнью. Самое важное — довериться актерам и позволить им быть самими собой, дать возможность принять опасное решение — например, стать уязвимыми или неприятными. Думаю, такое было главное приглашение во время съемок.

В своих фильмах вы уделяете большое внимание музыке: действие «Масла на защелке» разворачивается в ретрите, где собираются поклонники болгарского фолка, а саундтрек для «Мадлен Мадлен» написала Кэролайн Шоу (лауреатка Пулитцеровской премии. — Прим. SRSLY). Можете немного рассказать о сотрудничестве с композиторкой Тамар-кали?

Для меня музыка чрезвычайно важна, она помогает мне определить интонацию картины, ее тональность. Сначала мы с Тамар собрали временный саундтрек. Там и Кэролайн Шоу тоже была — много эксцентричных, безумных мелодий… Так что Тамар было откуда черпать вдохновение. Мы вместе экспериментировали. Тамар погрузилась в удивительный и странный контекст. Но как и в случае с любым другим соавтором, я дала ей возможность следовать за собственным чутьем, принимать важнейшие и наиболее дерзкие решения. У нее невероятный талант и отличное чутье, так что нужно было просто помочь ей разблокировать собственный потенциал и извлечь необходимую жесткость.

Кадр из фильма «Мадлен Мадлен»

«Ширли» — экранизация одноименного романа Сьюзан Скарф Меррелл. Вы подключились к проекту, когда сценарий Сары Габбинс уже был написан. Скажите, каково было впервые работать над проектом, сценарий к которому написан не вами? Сказалось ли это как-нибудь на вашем художественном видении?

Разумеется, это нечто совершенно новое — экранизировать чужой сценарий. Когда пишешь сценарий к собственному фильму, слова свободно цепляются за необходимые образы. Если его написал кто-то другой, требуется больше времени, чтобы найти нужный образ. Очень здорово, когда работаешь с такими замечательными актерами — вы можете вместе погрузиться в процесс изысканий. Какие-то фрагменты «Ширли» очень образные, в них главное — картинка. Но диалоговых сцен тоже порядочно. А обычно в моих фильмах их почти нет. Так что захватывающе было учиться снимать диалоги и делать их интересными. У нас были лучшие актеры, и вместе с ними мы отправились в безумное путешествие. Во время съемок кипела жизнь и ощущалось возбуждение. 


Ваш следующий проект — экранизация подросткового романа Дженди Нельсон «Небо повсюду». Вы уже закончили работу над ним? 

Мы занимаемся им прямо сейчас! И это сумасшедшее время для съемок — бушует COVID, а мы к тому же снимаем в Лос-Анджелесе, где горят пожары. Но я невероятно счастлива. Мне очень нравится работать над этим фильмом.

Как бы вы описали его настроение? 

Он гораздо более открытый и радостный, чем что-либо, что я делала прежде. Я бы описала его настроение как шаловливое и дурашливое. Очень интересно, что из этого всего выйдет.


Фото: Getty Images
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 22:04, 20 октября 2020
О шоу «Утренняя звезда», Японии и остроумных комиках. Интервью с Константином Анисимовым
Герои — 20 октября, 22:04
Интервью с моушен-дизайнером Brickspacer — тем, кто в клипе Tacos превратил Ильича из Little Big в кукурузу
Новости, Новости — 20 октября, 15:00
У людей обнаружили новый орган — еще одну пару слюнных желез
Новости, Новости — 20 октября, 14:17
Скотт М. Гимпл думает снять мультсериал по мотивам «Ходячих мертвецов»
Герои — 20 октября, 14:00
6 российских тревел-блогеров: о заработке, рекламе и экстремальных путешествиях
Новости, Новости — 20 октября, 13:48
Ученые назвали самый страшный фильм ужасов. Им оказался «Синистер»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 20 октября, 11:19
«Эйфория» возвращается: первый бонусный эпизод выйдет уже 7 декабря
Новости, Новости — 20 октября, 10:28
Несчастная любовь и дискотечные биты: послушайте новый трек Gavrilina «Только ты»
Новости, Новости — 20 октября, 09:07
В Дубае откроются американские горки по мотивам «Джона Уика» и «Иллюзии обмана»
Новости, Новости — 9 октября, 14:36
«Большая мечта — уже полпути»: минутка мотивации от Саши Петрова и glo
Новости, Новости — 19 октября, 21:51
Вышел первый в мире хоррор для кошек. Главный злодей — огурец
Новости, Новости — 19 октября, 20:40
iPhone 12 в два раза обогнал iPhone 11 по количеству предзаказов. Кажется, новый смартфон и правда ждали
Новости, Новости — 19 октября, 18:27
Аня Покров в «Биг Ди шоу»: о комплексах, конкуренции и достоинствах Артура Бабича
Новости, Новости — 19 октября, 17:59
В «Делимобиле» новые правила. Теперь у водителей есть рейтинг
Новости, Новости — 19 октября, 16:24
Кровь, змеи и куча локаций: посмотрите клип «Мальбека» и Сюзанны на трек «Шазам»
Популярная темаПопулярно
Музыка — 19 октября, 15:38
Рейв, на котором никто не танцует. SRSLY сходил на «Экранизацию» в «Гараж»
Новости, Новости — 19 октября, 14:06
Nokia запустит 4G на Луне. Компания заключила контракт с NASA на 14,1 млн долларов
Новости, Новости — 19 октября, 08:55
У Арины Даниловой новое шоу на ютьюбе. В первом выпуске — сестры Аракелян
Новости, Новости — 18 октября, 16:29
Посмотрите на новое граффити Бэнкси. Там девочка крутит обруч из велосипедной шины
Музыка — 18 октября, 10:11
Новое в музыке за неделю: Feduk, NiNO, Noize MC и James Blake
Кино — 18 октября, 01:35
Сериалы недели: «История хоррора с Элаем Ротом», «Территория», «Призраки усадьбы Блай», «Беспринципные», «Руммейт»
Новости, Новости — 17 октября, 16:15
Посмотрите клип Ани Покров на песню «Парень из села». Там Артур Бабич на коне
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 17 октября, 12:59
Дебютная песня Дины Саевой не выйдет. Об этом сообщила сама блогерша
Новости, Новости — 17 октября, 11:46
В тиктоке все снова танцуют. На этот раз — с героями из мультфильмов и сериалов
Новости, Новости — 17 октября, 10:35
У «Сестры Рэтчед» лучший старт среди сериалов Netflix этого года. Проект посмотрели с 48 млн аккаунтов
Образ жизни — 16 октября, 22:32
О демократии. Колонка Татьяны Толстой
Образ жизни — 16 октября, 20:46
Можно ли найти пару в приложениях для знакомств? Исследование SRSLY. Часть первая: Tinder
Герои — 16 октября, 18:30
«Я 10 лет притворялся модным диджеем». Интервью с Дмитрием Устиновым
Новости, Новости — 16 октября, 18:20
Ева Миллер и Иса из XO Team снялись в новом клипе Крида и Тимати «Звездопад»
Образ жизни — 16 октября, 17:41
«Я дико извиняюсь» и другие цитаты Алексея Жидковского
Образ жизни — 16 октября, 17:10
Чем закончился второй сезон «Внутри Лапенко»: песни ДДТ, кольцо для Особы и «Игра престолов»
Скользкий путь
(1 сезон)
4
Мандалорец
(3 сезон)
Земля монстров
(1 сезон)
Отыграть назад
(1 сезон)
Настя, соберись!
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
257 причин, чтобы жить
(2 сезон)
Видеть
(2 сезон)