Интервью, Кино — 14 октября 2020, 19:34

«Самое важное — довериться актерам и позволить им быть самими собой». Интервью с режиссером фильма «Ширли» Жозефин Декер

15 октября в рамках кинофестиваля «Амфест» пройдет показ новой картины Жозефин Декер «Ширли» с Элизабет Мосс в главной роли. А 19 ноября фильм выйдет в российский прокат. Михаил Захаров пообщался с Декер и расспросил о работе над лентой, творческом методе и грядущей картине «Небо повсюду».

Я посмотрел все ваши фильмы этой весной, находясь в самоизоляции, и отметил важность замкнутых пространств. Даже когда пространство не замкнуто, все равно есть некая теснота, как в вашей последней на сегодня работе, «Ширли», действие которой происходит в университетском городке внутри узкого академического сообщества. Откуда проистекает этот интерес к закрытым пространствам?

Мне в первую очередь было интересно показать жизнь Ширли. После публикации «Лотереи» (рассказ писательницы Ширли Джексон, о которой идет речь в фильме. — Прим. SRSLY) посыпались отзывы — как положительные, так и отрицательные. Внимание к ее персоне было ошеломляющим, поэтому Ширли заперлась, чтобы избежать давления со стороны публики. Для нее в принципе было достаточно характерно такое состояние. Можно его назвать агорафобией, но, думаю, имеет место и социальная тревожность. Так что я решила исследовать этот случай из ее жизни. Она совсем не выходила из дома — и действительно, как ни странно, мы все также прошли через долгий период затворничества в этом году. Быть запертой — по-своему интересно, но помимо прочего фильм пытается показать, что когда ты взаперти, разум начинает блуждать. В своем воображении Ширли по-прежнему безумствует и путешествует, даже находясь дома в полном одиночестве. 

Зачастую протагонисты ваших фильмов — женщины, не способные или не желающие совладать с собственным безумием. Например, Ширли Джексон, которая провозглашает себя ведьмой. То же определение применимо к некоторым вашим предыдущим героиням. Что привлекает вас в подобных персонажах?

Ширли — очевидно, уникальный случай. Она страдала из-за резких перепадов настроения, а доктора перекачивали ее лекарствами. Трудно сказать, применим ли к ней вообще какой-то конкретный психиатрический диагноз. Одно могу сказать точно: меня притягивают люди искусства. Многие художницы — особенно во времена Ширли — пытались быть самими собой в тот момент, когда то, чем они занимались, считалось по-настоящему революционным. Ширли стала знаменитой писательницей в 1940-х и являлась основной добытчицей в семье. Она зарабатывала все деньги сама и поддерживала своего мужа, что по тем временам было крайне необычно. Думаю, это обстоятельство могло привести к конфликту как в самой семье, так и в сообществе. Сара (Габбинс, сценаристка картины. — Прим. SRSLY) хорошо позаботилась о том, чтобы сделать Ширли непростой женщиной. Но в действительности она, наверное, была более приятной.

Кадр из фильма «Ширли»

Мне нравится работать над проектами со сложными женскими персонажами. На протяжении истории кино нас как бы лишали их — есть множество мадонн и блудниц, множество героинь, созданных сценаристами-мужчинами. Но сейчас кино дает нам возможность показать других женщин — не антагонисток, а сложных протагонисток. Теперь женщины могут быть такими же, какими уже долгое время были мужчины, — например, гневными, — но при этом по-прежнему оставаться протагонистками, а мы по-прежнему будем им сопереживать. Самое захватывающее, что Сара привнесла в фильм, — героиню, которая может постоять за себя и нагнать страху на тех, кто ее окружает. 

Вы всегда работаете с необычными актерами, и результатом этого сотрудничества становится скорее не типичная игра, а перформанс. Я знаю, что вы долго и тщательно занимались с актерами на подготовительном этапе «Мадлен Мадлен». В случае с «Ширли» как бы вы описали опыт работы с одними из лучших артистов современности, Элизабет Мосс и Майклом Стулбаргом?

Знаете, я многому научилась. Я обожаю актеров и влюблена в процесс работы с ними. С помощью правильных разминок и занятий можно извлечь нечто невероятно честное и настоящее. У Элизабет Мосс и Майкла Стулбарга были наработаны свои приемы. Я делала с ними несколько собственных упражнений, но кроме того, поверила им и многому у них научилась. Они правда знают, что делают. Когда доходило до репетиций, они говорили: «Окей, попробуем так-то и так-то». А я давала указания по блокингу сцены и чувствовала, как комната наполняется жизнью. Самое важное — довериться актерам и позволить им быть самими собой, дать возможность принять опасное решение — например, стать уязвимыми или неприятными. Думаю, такое было главное приглашение во время съемок.

В своих фильмах вы уделяете большое внимание музыке: действие «Масла на защелке» разворачивается в ретрите, где собираются поклонники болгарского фолка, а саундтрек для «Мадлен Мадлен» написала Кэролайн Шоу (лауреатка Пулитцеровской премии. — Прим. SRSLY). Можете немного рассказать о сотрудничестве с композиторкой Тамар-кали?

Для меня музыка чрезвычайно важна, она помогает мне определить интонацию картины, ее тональность. Сначала мы с Тамар собрали временный саундтрек. Там и Кэролайн Шоу тоже была — много эксцентричных, безумных мелодий… Так что Тамар было откуда черпать вдохновение. Мы вместе экспериментировали. Тамар погрузилась в удивительный и странный контекст. Но как и в случае с любым другим соавтором, я дала ей возможность следовать за собственным чутьем, принимать важнейшие и наиболее дерзкие решения. У нее невероятный талант и отличное чутье, так что нужно было просто помочь ей разблокировать собственный потенциал и извлечь необходимую жесткость.

Кадр из фильма «Мадлен Мадлен»

«Ширли» — экранизация одноименного романа Сьюзан Скарф Меррелл. Вы подключились к проекту, когда сценарий Сары Габбинс уже был написан. Скажите, каково было впервые работать над проектом, сценарий к которому написан не вами? Сказалось ли это как-нибудь на вашем художественном видении?

Разумеется, это нечто совершенно новое — экранизировать чужой сценарий. Когда пишешь сценарий к собственному фильму, слова свободно цепляются за необходимые образы. Если его написал кто-то другой, требуется больше времени, чтобы найти нужный образ. Очень здорово, когда работаешь с такими замечательными актерами — вы можете вместе погрузиться в процесс изысканий. Какие-то фрагменты «Ширли» очень образные, в них главное — картинка. Но диалоговых сцен тоже порядочно. А обычно в моих фильмах их почти нет. Так что захватывающе было учиться снимать диалоги и делать их интересными. У нас были лучшие актеры, и вместе с ними мы отправились в безумное путешествие. Во время съемок кипела жизнь и ощущалось возбуждение. 


Ваш следующий проект — экранизация подросткового романа Дженди Нельсон «Небо повсюду». Вы уже закончили работу над ним? 

Мы занимаемся им прямо сейчас! И это сумасшедшее время для съемок — бушует COVID, а мы к тому же снимаем в Лос-Анджелесе, где горят пожары. Но я невероятно счастлива. Мне очень нравится работать над этим фильмом.

Как бы вы описали его настроение? 

Он гораздо более открытый и радостный, чем что-либо, что я делала прежде. Я бы описала его настроение как шаловливое и дурашливое. Очень интересно, что из этого всего выйдет.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Getty Images
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 11:18, 25 июля 2021
Как устроено «Архстояние». Интервью с продюсером фестиваля Юлией Бычковой
Герои — 25 июля, 11:18
Кино, выросшее из страха. Интервью с актером фильма «Время» Алексом Вулфом
Новости, Новости — 25 июля, 09:45
Тикток-хаус Fenix Team закрылся. Он просуществовал чуть больше месяца
Новости, Новости — 24 июля, 18:02
Блогерское объединение Chill Zone распалось
Новости, Новости — 24 июля, 10:15
У Coldplay вышел трек Coloratura. Он войдет в их новый альбом
Кино — 24 июля, 09:16
ЖатропеР: премьера влога Насти Ивлеевой «Блогеры и дороги»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 23 июля, 21:11
Саша Спилберг запускает платформу FireStarter для продвижения и запуска новых криптопроектов
Новости, Новости — 23 июля, 21:08
Валерий Карпин стал главным тренером сборной России по футболу
Новости, Новости — 23 июля, 19:01
Дикси Дамелио выпустила трек Psycho. Это фит с Руби Роуз
Образ жизни — 23 июля, 18:29
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Родригез, раёк и крипто-арт
Кино — 23 июля, 17:57
Что там в кино: «Время» и «Тайна Сен-Тропе»
Новости, Новости — 23 июля, 16:43
Валя Карнавал первая в СНГ набрала миллиард лайков в тиктоке
Новости, Новости — 23 июля, 16:06
Леброн Джеймс стал первым игроком NBA, заработавшим миллиард долларов
Новости, Новости — 23 июля, 15:27
Создатели Vetements представили новый бренд VTMNTS
Новости, Новости — 23 июля, 14:51
Шесть картин Децла представили в виде NFT-токенов
Новости, Новости — 23 июля, 14:08
Джейден Смит и New Balance выпустили капсульную коллекцию одежды и аксессуаров
Новости, Новости — 23 июля, 12:15
Вечеринка навсегда. Премьера песни «Конфетти» группы «Обе Две»
Новости, Новости — 23 июля, 11:31
The Limba выпустил альбом Anima. Там фиты с Rakhim, GONE.Fludd и Big Baby Tape
Образ жизни — 23 июля, 00:12
С айфоном на грифона. Обзор новой AR-игры по «Ведьмаку»
Новости, Новости — 22 июля, 20:18
Появился тизер 7-го сезона реалити-шоу XO Life
Новости, Новости — 22 июля, 18:55
Участники Roast Battle «прожарили» Илью Макарова в новом выпуске шоу
Новости, Новости — 22 июля, 17:31
Стало известно, кто сыграет Воланда в новой экранизации «Мастера и Маргариты»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 22 июля, 16:01
Дебютный трек Беллы Порч набрал 400 млн прослушиваний
Новости, Новости — 22 июля, 14:36
У бренда Vereja появился официальный интернет-магазин
Кино — 22 июля, 13:57
Фестиваль «Новая женственность». Разбираем фильмы Селин Сьяммы, Ниньи Тюберг и Эйтен Амин
Новости, Новости — 22 июля, 11:04
Дима Ларионов, Аня Ищук и Паша Дворецкий ушли из Hype House
Новости, Новости — 21 июля, 23:16
Голосовые сообщения Дани Милохина, The Limba и 104 превратили в музыкальный трек
Новости, Новости — 21 июля, 22:19
Dose и ЛСП выпустили клип «Солнце золотое». Главным героем стал инопланетянин в золотом костюме
Музыка — 21 июля, 21:59
Дыхательные упражнения. Борис Барабанов о том, почему успех группы Inhaler вызывает столько вопросов
Музыка — 21 июля, 18:48
Girls of Summer '21: исполнительницы, которых надо успеть послушать до конца лета
Новости, Новости — 21 июля, 17:48
Вышел тизер аниме «Ведьмак: Кошмар волка»
Новенький
(2 сезон)
8 свидетелей
(1 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)