В апреле прошлого года Y/Project выпустили джинсовые трусы, оценив сие творение в 300 долларов. В постах на тему встречались рвотные эмодзи, бесконечные теги друзей и комментарии, самые популярные из которых — это LOL и WTF. Но на это креативный директор бренда Гленн Мартенс и рассчитывал, ведь Y/Project уже не раз показывал нечто с абсурдным дизайном. Прозрачные брюки Topshop, мужской кроптоп Asos, многослойная куртка Balenciaga: все эти вещи также наводили шороху, о котором сегодня мечтает любой бренд. Индустрия моды в эпоху социальных сетей научилась у медиа «лучшему» приему — выдавать громкое заявление в ущерб смыслу. И этот маркетинговый прием, который The Guardian назвал «кликбейтной модой», работает как часы. Так в чем же суть?
Кликбейт — это громкое, заманивающее название статьи, которое нередко не отвечает заявленной в нем теме. Банальная приманка для уставшего мозга, жаждущего яркой, быстрой и понятной информации. По тому же принципу появился термин квирбейт — намеки на гомосексуальную ориентацию персонажа фильма или романа, которые привлекают ЛГБТ-аудиторию. При этом внятной артикуляции идентичности или сексуальности героя нет. Эдакое заигрывание без реальных действий.
Кликбейтная мода работает несколько иначе. Во-первых, можно создавать абсурдный дизайн — как, собственно, и поступили Y/Project. Схема проста до скрежета: дизайнер выпускает что-то, что точно не будет продаваться, зато стопроцентно соберет лайки, репосты и комментарии. Такая вещь привлечет новых подписчиков и обеспечит внимание к марке как минимум на месяц. При этом это что-то должно заметно отличаться от того, что обычно делает марка. Например, бренд Moschino, известный экстравагантным дизайном, вряд ли шокирует публику очередной модной прибауткой. Хотя и у них это тоже получается: рюкзак из коллекции Prefall 2020 тому доказательство.
Чемпион кликбейтной моды последних нескольких лет — это, конечно, Демна Гвасалия. До сентября прошлого года он вместе с братом Гурамом работал над собственным брендом Vetements, буквально построив его успех на абсурдной моде. Нестандартной внешности модели, непривычные локации для показов, странные лукбуки и вещи с бытовой символикой по запредельным ценам: все, что делал грузинский дизайнер, вызывало только одну реакцию — вау! Это уродливо, непривычно, но вау! Теперь Демна сосредоточился на своих обязанностях креативного директора Balenciaga, где он хоть и дает волю фантазии, но все-таки должен уважительно относится к модным кодам французского бренда с историей.
Есть ощущение, что даже кадровые изменения имеют под собой кликбейтную основу. Бренды стараются заполучить не просто дизайнера, а дизайнера-инфлюенсера, который сам себе может быть популярным даже без поддержки СМИ. Появление Рианны и ее бренда Fenty в конгломерате LVMH многие восприняли как желание нажиться на известности певицы, а не на ее таланте создавать красивые наряды. Что, конечно, последнего не отменяет.
Рианна на Met Gala в Нью-Йорке в 2015 году / Фото: GlobalLookPress
Новости — 8 июня 2025 09:09
«Без повода я вишу на проводе»: слушаем новый альбом ray! «Интернет людей»
Модный агрегатор Lyst регулярно анализирует запросы в интернете, которые касаются модных брендов и конкретных вещей. Вице-президент Кейт Любин уверена, что создание такого кликбейта идет брендам только на пользу: «Если по какой-то причине продукт становится виральным — без разницы, что думают об этом люди, — он моментально вызывает всплеск запросов — примерно на 1000 процентов больше». Однако кликбейт в коллекциях бренда — это довольно дорого, ведь придется продемонстрировать не просто эскиз, а настоящую вещь, которую можно купить в магазине. Кроме того, нет никаких гарантий, что он сработает: абсурда в моде много – попробуй выделиться. А еще вещь-кликбейт должна улучшать имидж марки, а не ухудшать — спорная реакция тут может навредить всем.
Второй принцип кликбейтной моды — это яркие наряды на звездах, которые моментально становятся мемами. Вспомните Рианну в платье-омлете на Met Gala, Кэти Перри в платье-бутерброде или Дженнифер Лопес в легендерном наряде Versace. Несмотря на разную тональность эмоций, все они создаются только с одной целью — стать инфоповодом для новостной заметки. Понятно, что никто из них не одевается так каждый день. Но зачем же упускать возможность попасть во все модные хроники сразу? К тому же, такие публикации могут стать хорошим подспорьем дизайнеру. Уже упомянутый «омлет» Рианны пришелся по вкусу всем — и артистке, о которой написали несколько сотен тысяч раз, и дизайнеру, у которого по итогу впервые международное издание взяло интервью, хотя она делает одежду уже 30 лет.
Впрочем, есть знаменитости, что каждый свой выход способны превратить в театрализованное представление. Например, Билли Портер, которого на последний Met Gala принесли на царском золотистом троне. Или Селин Дион, которой сотрудничество со стилистом Лоу Роучем обеспечило звание одной из самых модно одетых звезд последних двух лет. В этот список можно было бы включить и Леди Гагу с ее исследованием эпатажа, которое началось задолго до появления инстаграма**. Почему же наряды Билли Портера и Селин Дион можно назвать кликбейтными, а костюмы, скажем, Билли Айлиш — нет? Да потому что у последней есть свой, пусть и странный, но хорошо узнаваемый стиль, а Портер и Дион, кажется, одеваются так только для того, чтобы ни один фотограф не упустил их из виду.
Билли Портер на 62-й церемонии вручения премии «Грэмми» / Фото: GlobalLookPress
#INSERT_ARTICLE#
Все это стало возможным и нормальным благодаря инстаграмному мышлению. Наряд ради одного фото или сторис поменял индустрию полностью. Люди с сотнями тысяч подписчиков в инстаграме решили, что им нужен новый образ ежедневно. Это здорово противоречит тренду на устойчивое развитие, так что сегодня, если ты хвастаешься очередным приобретением в сторис, ты можешь нарваться на критику. Однако сейчас наряд для одного поста может быть виртуальным — и это тоже своего рода кликбейт. Например, недавно российский дизайнер Регина Турбина продала свой первый виртуальный лук за пять тысяч рублей, а медиаменеджер Даниил Трабун смог похвастаться модным шмотом без ущерба для экологии.
Однако в остальном инстаграм** по-прежнему диктует правила игры в индустрии. Подиумы во время недель мод выстроены так, чтобы ни один модный редактор или блогер не остался без контента. В стритстайл-хрониках от первоначального формата «случайного фото модно одетых людей» не осталось и следа: большинство героев уличных снимков готовятся основательно. Они даже вызывают своих собственных фотографов, которые знают их «рабочие» стороны. Даже приглашения стали своего рода контентом: оригинальную подачу отмечают в каждой соцсети.
Что в этом плохого?
Кликбейт — вне зависимости от того, о какой сфере идет речь, — это что-то крикливое без внятной основы, не несущее в себе никакой пользы для потребителя. Однако аудитория не жалуется: если судить по популярности инстаграма**, твиттера и тиктока, то можно понять, что современному читателю важно получать информацию быстро, кратко и понятно. Широкая публика не ищет глубоких смыслов в моде: для нее это способ одеться и, возможно, как-то развлечься. Однако те, кто работает в индустрии или просто знает о ней чуть больше, могут отличить, где бренды-звезды-компании закинули удочку и ждут легкой наживы, а где постарались немного больше. Кстати, те самые джинсовые трусы Y/Project были полностью распроданы на площадке Ssence аккурат к фестивальному сезону.
Идрис Эльба и Джон Сина в трейлере фильма «Главы государств»
Новости, Новости —
5 июня, 11:45
Афиша фестивалей и подборки треков: «Яндекс Музыка» запустила проект «Леточелла»
Тесты —
26 мая, 14:12
Новости, Новости —
4 июня, 19:10
Роман Каграманов, Маха Все Круто, Карина Мурашкина, Саша Стоун и другие блогеры в новом шоу «Культура для всех»
Новости, Новости —
4 июня, 17:50
Колин Фаррелл и Марго Робби в трейлере фильма «Большое смелое прекрасное приключение»
Музыка —
4 июня, 16:04
Фестивали, собачки и Толя. 13 вопросов Mary Gu
Новости, Новости —
4 июня, 16:00
Редактирование голосовых и HD-изображения: вышло крупное обновление Telegram
Интервью — 5 мая, 16:51
«Мне ни разу не отказывали в свидании. Что такое отказ?» Интервью с актером Евгением Куликом
Обзоры — 21 апреля, 14:08
«Ничего путного сегодня не сделал, как и планировал» и другие цитаты Дмитрия Маликова, сделавшие его кумиром зумеров
Обзоры — 14 апреля, 13:06
Что бы посмотреть? «Одно безумное преступление», «ПРОМТЫ» и другие новые шоу
Интервью — 11 апреля, 12:05
«Берсерк», «Жемчуг дракона», «Евангелион» и «Акира». GONE.Fludd, Thomas Mraz, i61, КлоуКома рассказали SRSLY о своих любимых аниме
Интервью — 14 марта, 12:25
«Мы — как Big Baby Tape в мире музыки». «Минские» — об импровизации, еде и счастье
Интервью — 12 марта, 12:29
Достаточно забавно. Антон Шастун — о жуликах за столом, диджеинге и мемах с котами
Интервью — 4 марта, 18:41
На пару слов: Дима Масленников — о силушке богатырской, Мистере Бисте и любви к комедиям
Обзоры — 28 февраля, 13:41
Что бы посмотреть? «Круг», «ВКАТИТ» и другие новые шоу
Обзоры — 21 февраля, 15:50
«Улыбка — это как солнце, ее много не бывает» и другие цитаты Николая Василенко, сделавшие его кумиром зумеров
Обзоры — 5 февраля, 16:32
«Моя Луна бы подсвечивала твое Солнце» и другие цитаты из шоу «Натальная карта»
Обзоры — 12 января, 14:40
Все еще на новогоднем: «Натальная карта», «Кстати» и другие спецвыпуски любимых шоу, которые стоит посмотреть
Обзоры — 4 января, 14:27
Что бы посмотреть? «Меломан», «Есть версия» и другие главные шоу года
Обзоры — 30 декабря 2024, 16:51
Что бы посмотреть? «ДаМы», «Намасте» и другие новые шоу
Интервью — 18 декабря 2024, 18:26
«Когда ты слишком открыт, то становишься беззащитным». Интервью с Яной Чуриковой
Обзоры — 23 ноября 2024, 12:21
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Обзоры — 11 ноября 2024, 16:21
«Главное не уработаться в этой жизни» и другие цитаты Прохора Шаляпина, сделавшие его кумиром зумеров
Обзоры — 27 октября 2024, 12:15
Что бы посмотреть? «2 комнаты», «Мой первый рэп», «Выгул» и другие новые шоу
Интервью — 25 октября 2024, 13:40
В чем феномен Маш Милаш и «Натальной карты» и стоит ли идти в блогеры? Интервью с основателями DIDENOK TEAM Кириллом Диденок и Пейзуллой Магомедовым
Интервью — 16 октября 2024, 17:18
Чистый прикол, 100% pure шутки. Первое большое интервью блогера Игнатия Винтурова
Интервью — 27 сентября 2024, 14:47
«Если нет идей, нужно перезагружаться, и все». Блогер Тема Пименов — о дорогих костюмах, силе интонаций и очень много о стендапе
Интервью — 21 августа 2024, 14:00
«Держать спину ровно и идти напролом!» 18 вопросов блогеру Кириллу Малышеву
Интервью — 25 июля 2024, 10:31
Perpetuum mobile. Креатор Кристина Вазовски — о веб-сериале «Никаких @#$нных птиц», шоу с американскими блогерами и о том, как не бояться пробовать новое
Интервью — 19 июля 2024, 16:45
«Нужно лезть на рожон, рисковать, иначе останешься в луже». Интервью с блогером Андреем Савочкиным
Обзоры — 12 июля 2024, 09:22
И капибару обнять, и Билана послушать. Твой лучший гид по VK Fest 2024 в Москве
Сториз — 3 июля 2024, 22:24
Мы посмотрели новое интеллектуальное шоу от VK «Грязные мысли» и разобрали его на мемы. Смотрите, что получилось
Репортаж — 24 июня 2024, 16:00
Бесится морская гладь. Как прошел VK Fest-2024 в Сириусе
Репортаж — 15 июня 2024, 21:40
Лобушкин и Жаркова, Pinterest как соцсеть и синдром самозванца. Как редакция SRSLY в Нижний Новгород на ЦИПР Tech Week ездила
Обзоры — 19 мая 2024, 13:24
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Käärijä, гимн шаурмы и ностальжи by Сыендук
Обзоры — 15 мая 2024, 23:44
Нечаянная радость. «Сердце Клавы», «В поисках НЛО», «Битва пикников» и другие шоу, которые мы втайне любим
Интервью — 23 апреля 2024, 17:58
Кураж из Кукисвумчорра. 13 быстрых вопросов Илье Куручу
Новости, Новости —
4 июня, 13:50
Объявлен каст сериала «Кэрри» по роману Стивен Кинга
Новости, Новости —
4 июня, 11:37
Сериал «Папины дочки. Новые» получит фильм-сиквел
Новости, Новости —
3 июня, 19:03
EIGHTEEN выпустил трек «НЕТ ПРАВИЛ»
Новости, Новости —
3 июня, 17:40
«Любить не перелюбить»: Mirèle и «Бонд с кнопкой» выпустили совместную песню «Цветы»
Новости, Новости —
3 июня, 16:00
Приключения сироты и кулачного бойца в трейлере фильма «Волчок»
Новости, Новости —
3 июня, 13:50
Новый главный герой в тизере 2-го сезона сериала «Постучись в мою дверь в Москве»
Кино —
3 июня, 12:25
На пару слов: Дженна Ортега — о «Последнем завтра» и работе с The Weeknd
Все звёзды и инфлюенсеры
Актёр, Певец, Сонграйтер
Леди Гага
Бизнесмен, Модель
Кайли Дженнер
Актёр, Продюсер
Педро Паскаль
Актёр, Продюсер, Режиссёр
Крис Эванс
Новости, Новости —
3 июня, 11:22
Хиты в акустической аранжировке: Ваня Дмитриенко выпустил новый альбом
Новости, Новости —
2 июня, 16:50
Финальные испытания в трейлере 3-го сезона «Игры в кальмара»
Новости, Новости —
2 июня, 14:40
Бенуа Бланк и новое дело: вышел тизер триквела «Достать ножи»
Кино —
1 июня, 16:15
Все бывает в первый раз. 5 российских сериалов о подростках
Образ жизни —
1 июня, 13:12
Дачакор, воительница любви и вдохновение космической экипировкой: новые дропы от WARRO, Le Papa et Les Trois Fils и других брендов
Новости, Новости —
30 мая, 17:04
Катя Милтей выпустила сингл All Night
Новости, Новости —
30 мая, 16:01
Поколение мечты: на «Снобе» вышел документальный фильм о зумерах
Музыка —
30 мая, 15:30
Только джампстайл. МС Улыбочка — о продвижении в индустрии, разнице поколений и о том, как быть клевой
Новости, Новости —
30 мая, 15:00
Антоха МС, Geju и «ЛАУД»: «Архстояние» объявило музыкальную программу