Свое сочинение «Как я провела лето» сдаем раньше сентября: 14–15 июня в Нижнем Новгороде впервые прошел фестиваль «Это лето», куда редакция SRSLY приехала ради музыкальной части и ради еще одного свидания с любимым городом.
В этом репортаже рассказываем, чем нам запомнился дебют «Этого лета».
14 июня
Я смотрю в окно отеля и вспоминаю мем, который разошелся по сети: на фото — скрин прогноза погоды на месяц, где одни холода и дожди, и подпись «Ну че промоутеры и фестивали лета 2025. Мне нас жаль…». За окном идет дождь, а небо переливается свинцом.
Из-за непогоды я добираюсь до фестиваля только к 19 часам — к тому моменту hidden gem этого года, Рушана, уже отыграла свое выступление. В сторис фестиваля вижу, как люди под зонтиками ютятся у сцены, а инди-артистка под козырьком сцены-ракушки поет — местами шепчуще, местами нежно — свои чарующие песни. Совсем как на вирусном зимнем рилсе с балкона.
В музыкальной тусовке Рушану причислили к феномену «Новых добрых» (описал его Дмитрий Горшенин, тгк «Рембодлер», а название дал музыкальный журналист Коля Редькин). Это музыканты, которые транслируют честность, уязвимость и создают музыку, после которой хочется обнять друга. И весь лайнап фестиваля «Это лето» — это итерации доброты и разной степени танцевальности. Среди хедлайнеров здесь человечный «Сироткин» соседствует с дикими, искренними и разгульными The Hatters, а цепляюще лиричные «Обстоятельства» — с абсолютным рокерским Zoloto.
Вот-вот начнется выступление «Сироткина», и к сцене подтягивается все больше людей с блестками на щеках, а погода становится такой, какой и должен быть свежий летний вечер — с персиковыми отливами заходящего солнца, с белыми облаками, с тянущейся от влажной почвы и реки прохладой. Концерт начинается, и треки «Сироткина» «Бейся сердце, время биться», «Август», «Лучший город на земле», «К водопадам» будто уносят каждого в безопасное место.
Эта музыка очень аккуратно находит что-то общее в оголенном нутре людей и успокаивает, когда от тебя ничего не осталось — только «глупый сон и усталость», а еще почти по-детски подначивает пуститься в приключение к тем же водопадам и ловить каждый момент, каждый вздох и каждый луч солнца. Мне нравится, как незаметно люди переходят от одиночного меланхоличного покачивания в такт музыке — к тому, чтобы выйти из томной дремы и сплотиться в радости. Группа ничего от тебя не требует — никаких зазывов к слушателям нет, все только по желанию и только по любви.
Солнце село, в городе загораются огни. Через несколько минут на сцену влетят «русские уличные народные» The Hatters во главе с Юрием Музыченко — полная противоположность «Сироткина».
Здесь не концерт, а бесшабашное шоу, где артисты бесятся и носятся по сцене, раздеваются, отдаются полностью, спускаются в толпу слушателей — и даже совершают что-то наподобие жертвенного ритуала с аккордеонистом (Павлом Личадеевым. — Прим. SRSLY). Такой же отдачи ждут от толпы, призывая ее включиться в этот праздник свободы и музыки. Выступление The Hatters чувствуется как воплощение фразы «танцуй так, будто никто не видит» — но я их вижу, мне безумно нравится, и я хочу быть частью этого движа.
Личадаев играет на аккордеоне буквально на разрыв, а Музыченко лихо меняет инструменты, переходя от акустической гитары к скрипке и клавишным, не забывая отплясывать в своих вансах. Переходы между треками Музыченко забавно обыгрывает: перед подбадривающей «Важно» обращается к девчонкам и преподносит трек как подарок на 8 марта, на которое он не успел приехать в Нижний, следующий трек — парням на 23 февраля, а потом мирит всех на песне «Друг», призывает взяться всех за руки и совершить «прыжок дружбы». Выступление продолжается на приколе: после трогательных слов о том, как все сердце занимают фанаты, Музыченко протягивает «Просто проваливай». Но толпа не уйдет, пока «город поет в унисон», чтобы потом счастливыми идти домой.
15 июня
Сегодня я решаю пройтись до фестиваля пешком, чтобы снова почувствовать вайб города. Это мой второй визит в Нижний. В прошлый раз я приезжала в апреле — вскоре после выхода «Вписки» с Марком Эйдельштейном, но не из-за нее. На видео еще идет снег, а я тогда приехала в залитый солнцем городом, обошла все знаковые точки: стрелку с Пакгаузами, попыхтев на лестнице, прогулялась по величественному кремлю, заглянула в тихие улочки заповедных кварталов, где время будто остановилось, на шумную Покровку и тусовочную Рождественскую улицу. А закат встретила в амфитеатре парка 800-летия города — это было совсем как перенестись в «Маленького принца» Экзюпери: я тоже люблю смотреть, как заходит солнце.
В тот вечер на закате я бесповоротно влюбилась в Нижний: здесь все течет так же размеренно как воды большой реки. Гуляя по улицам, не хочется нестись на привычной московской скорости, а с людьми хочется переброситься чем-то большим, чем дежурными «Здравствуйте — до свидания». Город совсем не идеальный, но его шероховатости цепляют, как морщинки от улыбок на чьем-то лице. В его покосившихся деревянных домиках и старинных особняках живет история, а в модных ресторанах находит место современность. Вместе они создают для меня гармонию города, где ты чувствуешь себя не песчинкой среди высоток. Неудивительно, что сюда сбегают из Москвы — от требовательного ритма, от спешки, от попыток доказать, что ты важен, нужен и тебя вообще стоит любить.
С этими мыслями я топаю мимо деревянного домика, который расписал золотой вязью букв Покрас Лампас, и подхожу к Чкаловской лестнице, чтобы спуститься к Александровскому саду. До начала музыкальной программы у меня есть время прогуляться по фесту.
Ироничная фотобудка подписью «Фото на резюме» с кипой папок с ксероксом собрала толпу подростков. Парочка играет в бадминтон и смеются, когда их воланчик застревает в листве, а рядышком идет негласный турнир по пинг-понгу.
Взгляд сразу цепляет инсталляция, которая вытаскивает детские воспоминания, — зеркальные цветы будто из мультика «Тайна третьей планеты». Помню, как ребенком хотела побывать на поле таких цветов, как Алиса Селезнева. Ловлю ностальгические вайбы и щелкаю в отражение цветка, чтобы скинуть всем фото без объяснений.
Дальше — еще цветы, но уже живые. Подхожу к стенду, подношу к ним руку и слышу звук: цветы создают электрическое поле, как и люди, поэтому когда мое поле вторгается в их поле — получается мягкий саунд. Сет такого эмбиента я бы послушала!
А музыкальная сцена тем временем начинает оживляться. Сегодня день открывает маленькая Вера — исполнительница из Нижнего, которая в своих треках осмысляет жизнь современных девчонок в большом городе, — совсем как героиня фильма конца 80-х, у которого исполнительница возможно позаимствовала псевдоним.
Следом за ней выходит группа Dream Shadows, чтобы раздать электро-свинга. «Как-то мне сказали, что это [электро-свинг] невозможно сделать на русском, но вот мы, дамы и мсье», — рассказывает на сцены фронтвумен группы Наташа Пугачева.
В грудь сразу бьет басс, который разбавляют воздушные духовые, а атмосферы 20-х добавляет настоящий контрабас. Артисты кайфуют от себя на сцене так же, как The Hatters днем ранее. Пантомим отплясывает на сцене, чтобы потом спуститься в толпу и, вместо слэма, устроить танцевальный кружок — словно мы на безудержном джазовом квартирнике.
За Dream Shadows случаются «Обстоятельства» — группа на стыке рока и инди, которая живет в плейлистах по соседству с Сироткиным и Zoloto. Не даром ребята описывали в интервью SRSLY своих слушателей как «открытых людей, осознанных и думающих, анализирующих, имеющих искренние, неподдельные переживания».
Рокерский перформанс группы очень заряжает — даже их самих: музыкант электрогитаре просто заливается. И толпа это подхватывает: на треках «Электричество», «Нокаут» слышен только хор зала. Солист даже предложит всем послэмится, но эта затея не найдет большого отклика — все хотят наслаждаться музыкой иначе: слушать и проживать это внутри себя, слегка покачиваясь.
Уже разогретая толпа встречает Zoloto с предвкушением. Фронтмен, будто зная это, появляется эффектно: когда все музыканты вышли, сцена остается пустой и затемненной, звучит почти ритуальная музыка с маршевыми барабанами. Владимир Золотухин выходит на сцену в совершенно rock star аутфите: прямые широкие брюки, кожанная футболка без рукавов и, конечно, солнцезащитные очки — и поет «сколько уже дней давно так не моросило». Все смеются — потому что да, моросило.
Публика подпевает без просьб и заливается танцами, особенно на хитах «Капалавада» и «Грустно на афтепати». Эта песня звучит одной из последних — и все немного оглушенные от музыки, немного влюбленные уходят на свою афтепати — с кусочком «этого лета» в сердце.
Я топаю по набережной, в наушниках продолжают играть песни из лайнапа. Смотрю на мерцающий огнями берег Стрелки и замечаю на камне парапета маленькую корявую надпись «<3 НН». Да, я чувствую также.