Новости, Образ жизни — 1 августа, 11:00

Как SRSLY сходил на паблик-ток про столичную архитектуру в Музей Москвы. Обсудили киноцентр «Соловей» и много другого важного

17 июля в Музее Москвы открылась выставка «Москва. Великая пустота» российского фотографа Сергея Пономарева, который на протяжении нескольких месяцев самоизоляции снимал опустевшую столицу. Получились абсолютно беспрецедентные снимки — когда такое было возможно? Вот, что написано про выставку в официальном инстаграм-аккаунте музея: «Фотопроект Пономарева даст уникальную возможность увидеть Москву без людей и машин, город, в котором главные герои — здания, памятники и статуи. Каждый из них – свидетель, памятник своего времени. Барокко, ампир, конструктивизм соседствуют с постмодернизмом и современными высотками — все это история города. “Москва. Великая Пустота” показывает архитектуру столицы в чистом виде».


В рамках выставки организаторы провели паблик-ток «Архитектура. Все уйдут, а я останусь», в котором поучаствовало много интересных людей: во-первых, Анна Трапкова (гендиректор «Музея Москвы») и сам Сергей Пономарев, модератор беседы Ксения Чудинова (главред «Сноба»), главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, Елизавета Лихачева (директор музея архитектуры им. Щусева), архитекторы Николай Переслегин, Александр Цимайло, Николай Ляшенко, Евгений Семенов («ИНТЕКО») и москвовед Денис Ромодин. Разговаривали об архитектуре Москвы, ее прошлом и будущем, о профессии архитектора, ее сложностях и многом другом.

Мы внимательно все послушали и теперь делимся с вами некоторыми хайлайтами. Если интересуетесь архитектурой — велкам!


О смысле и роли архитектуры

Николай Переслегин считает: «Видя здания в городе, на самом деле мы видим людей, которые их создавали», а архитектура — это «послание, остающееся после нас», по ней можно понять многие вещи об эпохах, которые мы не застали — от уровня экономического и технического развития до жизненных укладов, пропагандируемых ценностей и состояния культуры.


О личности архитектора

Интересный факт от Сергея Кузнецова: никто не знает, кто построил Храм Василия Блаженного — авторство точно не установлено.

Развивая тему, главный архитектор Москвы вспомнил о том, что к «сталинскому стилю» Сталин, не имел никакого отношения, а имен людей, которые на самом деле его создавали с учетом идеологических установок, тоже никто не знает. Несправедливо? Да, но, к сожалению, очень мало кого интересует личность, которая стоит за тем или иным зданием — этот вопрос тоже затронули.


Об архитектуре, определяющей сознание, ответственности архитекторов, безразличии жителей городов, и о том, почему это плохо

Директор музея архитектуры им. Щусева Елизавета Лихачева рассказала, что во времена СССР типовые дома строились теми, кто в них никогда не жил, по заказу людей, которые не собирались в них жить. По ее мнению, груз ответственности лежит не только на архитекторах (которые только сейчас начали его осознавать — речь идет о России) и заказчиках, но и на населении: наше участие в формировании городского ландшафта крайне важно, так как мы сами лучше всех понимаем наши практические и эстетические потребности. Лихачева считает, что необходимо «воспитывать потребителя», чтобы мы могли выбирать архитектуру города, в котором живем, потому что это важная часть нашего бытия, а «бытие определяет сознание». Более того, заказчики сейчас намного больше считаются с запросами населения. Однако, опять же по мнению Лихачевой, среди москвичей все еще присутствует доля безразличия к городскому пространству, хоть за последнее время и стали происходить положительные сдвиги. Александр Кузнецов тоже уверен, что необходимо популяризировать знания об архитектуре и стимулировать участие общественности. На этой почве у SRSLY назрел вопрос, о котором чуть ниже.

Еще одна насущная проблема: заказчики крайне редко — практически никогда не понимают архитекторов и наоборот. В качестве примера идеального «сотрудничества» привели Константина Мельникова, который сам себе был и заказчиком и архитектором. Никаких столкновений интересов и вкусов.


О том, что такое хорошая архитектура, о моде и паблик-арте

Обсуждалась проблема недостаточной осведомленности в теме людей, к ней не относящихся, но Елизавета Лихачева, например, уверена, что для того, чтобы определить хорошую архитектуру, не нужно какой-то подготовки, специальных знаний и насмотренности, это видно сразу.

Мода же в архитектуре невозможна, поскольку мода — быстротечна, в отличие от архитектуры. Можно ли назвать Колизей или египетские пирамиды модными, актуальными? Или устаревшими? Такой риторический вопрос тоже прозвучал.

Николай Переслегин считает, что архитектура — «самый публичный вид искусства», доступный всем. Для того, чтобы его воспринимать, не нужно прилагать особых усилий, достаточно просто выйти на улицу. Он отметил изменение «коллективного вкуса» в лучшую сторону: «Мы стали более разборчивыми, более утонченными». Николай думает, что месседж, заложенный в то или иное строение, должен быть понятен сразу — тогда это хорошая архитектура. Например, паблик-арт — искусство в городской среде — ориентирован на широкого неподготовленного зрителя, и в Москве его всячески начинают продвигать, хотя зачастую он считается «самостроем» — по словам Кузнецова.


О будущем профессии

Кузнецов уверен, что в ближайшее десятилетие все процессы, в том числе связанные с проектированием зданий и дизайном станут автоматизироваными и будут управляться искусственным интеллектом, поэтому востребованность людей в профессии упадет (но не исчезнет), и «архитекторы уже сегодня должны будут задуматься, что они могут делать, чтобы быть нужными в этом процессе», чтобы их не вытеснил ИИ. Также отметил, что объекты будут проектироваться в мобильных приложениях, вот так просто, и что в современной архитектуре нужно учитывать прогрессирующее сейчас клиповое мышление — делать акцент на все яркое, бросающееся в глаза.


А теперь о болезненном вопросе, который задал спикерам SRSLY

На фоне обсуждений безучастности москвичей к судьбе архитектуры города, SRSLY задал Елизавете Лихачевой и Сергею Кузнецову вопрос: а как же прецедент с киноцентром «Соловей»? И судя по тому, что началась оживленная дискуссия не только между спикерами — зал тоже подключился, эта тема для многих до сих пор остается болезненной. Напомним, что, когда стало известно о том, что киноцентр собираются сровнять с землей, петиция против сноса на change.org собрала почти 110 тысяч подписей. 


Елизавета Лихачева призналась, что «Соловей» — ее «личная боль», и, к сожалению, спасти его было нельзя. Снос здания могут предотвратить только два решения — музеефикация, то есть, в случае «Соловья», превращение здания в музей и прекращение его деятельности как кинотеатра, и рекультивация. Ни то, ни другое не было возможным. По этому поводу она общалась даже с сыном Владимира Гинзбурга (одного из архитекторов киноцентра) Алексеем, и тот лишь подтвердил, что ничего сделать нельзя. Лихачева добавила, что в последние годы киноцентр не приносил необходимого дохода и был полупустым — здесь слушатели с ней не согласились. Действительно — спорно.

Кузнецов же поделился хорошими новостями: удалось отказаться от того ужасного проекта, который утвердили много лет назад, и сойтись на новом и «симпатичном», который уже скоро собираются обнародовать. Будем ждать!


В целом Кузнецов считает, что сейчас происходит расцвет демократии в том, что касается градостроения, и дискуссия с населением ведется так активно, как никогда раньше.

Фото: Unsplash
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 21:51, 19 октября 2020
Можно ли найти пару в приложениях для знакомств? Исследование SRSLY. Часть первая: Tinder
Новости, Новости — 19 октября, 21:51
Вышел первый в мире хоррор для кошек. Главный злодей — огурец
Новости, Новости — 19 октября, 20:40
iPhone 12 в два раза обогнал iPhone 11 по количеству предзаказов. Кажется, новый смартфон и правда ждали
Новости, Новости — 19 октября, 18:27
Аня Покров в «Биг Ди шоу»: о комплексах, конкуренции и достоинствах Артура Бабича
Новости, Новости — 19 октября, 17:59
В «Делимобиле» новые правила. Теперь у водителей есть рейтинг
Новости, Новости — 19 октября, 16:24
Кровь, змеи и куча локаций: посмотрите клип «Мальбека» и Сюзанны на трек «Шазам»
Популярная темаПопулярно
Музыка — 19 октября, 15:38
Рейв, на котором никто не танцует. SRSLY сходил на «Экранизацию» в «Гараж»
Герои — 19 октября, 14:28
О шоу «Утренняя звезда», Японии и остроумных комиках. Интервью с Константином Анисимовым
Новости, Новости — 19 октября, 14:06
Nokia запустит 4G на Луне. Компания заключила контракт с NASA на 14,1 млн долларов
Новости, Новости — 9 октября, 14:36
«Большая мечта — уже полпути»: минутка мотивации от Саши Петрова и glo
Новости, Новости — 19 октября, 08:55
У Арины Даниловой новое шоу на ютьюбе. В первом выпуске — сестры Аракелян
Новости, Новости — 18 октября, 16:29
Посмотрите на новое граффити Бэнкси. Там девочка крутит обруч из велосипедной шины
Музыка — 18 октября, 10:11
Новое в музыке за неделю: Feduk, NiNO, Noize MC и James Blake
Кино — 18 октября, 01:35
Сериалы недели: «История хоррора с Элаем Ротом», «Территория», «Призраки усадьбы Блай», «Беспринципные», «Руммейт»
Новости, Новости — 17 октября, 16:15
Посмотрите клип Ани Покров на песню «Парень из села». Там Артур Бабич на коне
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 17 октября, 12:59
Дебютная песня Дины Саевой не выйдет. Об этом сообщила сама блогерша
Новости, Новости — 17 октября, 11:46
В тиктоке все снова танцуют. На этот раз — с героями из мультфильмов и сериалов
Новости, Новости — 17 октября, 10:35
У «Сестры Рэтчед» лучший старт среди сериалов Netflix этого года. Проект посмотрели с 48 млн аккаунтов
Образ жизни — 16 октября, 22:32
О демократии. Колонка Татьяны Толстой
Герои — 16 октября, 18:30
«Я 10 лет притворялся модным диджеем». Интервью с Дмитрием Устиновым
Новости, Новости — 16 октября, 18:20
Ева Миллер и Иса из XO Team снялись в новом клипе Крида и Тимати «Звездопад»
Образ жизни — 16 октября, 17:41
«Я дико извиняюсь» и другие цитаты Алексея Жидковского
Все звёзды и инфлюенсеры
Образ жизни — 16 октября, 17:10
Чем закончился второй сезон «Внутри Лапенко»: песни ДДТ, кольцо для Особы и «Игра престолов»
Новости, Новости — 16 октября, 15:20
Иван Дорн и Монеточка записали каверы на песни группы «Мумий Тролль». Они вошли в трибьют-альбом группы
Новости, Новости — 16 октября, 14:47
Катя Адушкина и Ева Тимуш выпустили трек «Не переживай»
Новости, Новости — 16 октября, 12:47
Новое приложение Latitude: оно поможет одеться модно и по погоде
Новости, Новости — 16 октября, 11:48
Тиктокеры придумывают новых персонажей фильмов о Гарри Поттере. Они состоят из стереотипов
Новости, Новости — 16 октября, 10:52
«Ванильный тречок с легеньким вайбом»: у Артура Бабича новая песня «Мармеладка»
Кино — 16 октября, 07:30
Кино недели: «Гипноз», «Лето’85», «Все оттенки Токио»
Новости, Новости — 15 октября, 22:23
У Васи Шакулина из Smetana TV свое шоу на ютьюбе. Первый гость — Эльдар Джарахов
Кино — 15 октября, 19:37
Что показывают на 15-м Amfest: запретная любовь, икона феминизма и техасское чувство юмора
Скользкий путь
(1 сезон)
4
Мандалорец
(3 сезон)
Земля монстров
(1 сезон)
Отыграть назад
(1 сезон)
Настя, соберись!
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
257 причин, чтобы жить
(2 сезон)
Видеть
(2 сезон)