Одной из сенсаций 2023 года в тиктоке стал неожиданный взлет песни Джона Купера Кларка I Wanna Be Yours в исполнении группы Arctic Monkeys. Песня набрала более миллиарда прослушиваний на Spotify.
Джон Купер Кларк — поэт из особой породы стихотворцев, чьи рифмы лучше всего работают, когда стихи сам автор читает со сцены. Творения Кларка неразрывно связаны с его панковским имиджем. К тому же он прекрасно кладет их на музыку, так что уже непонятно, где заканчивается поэт и начинается музыкант. В общем, все дело здесь в перформансе.
Arctic Monkeys выпустили песню I Wanna Be Yours на альбоме 2013 года «AM». Текст, на который написан этот трек, создан поэтом Джоном Купером Кларком в 1982 году. Считается, что это чуть ли не самое популярное английское стихотворение XX века. И точно — самый популярный текст на английских свадьбах: «Я хочу быть твоим пылесосом и вдыхать твою пыль // Я хочу быть твоим Ford Cortina, я никогда не заржавею». В 1990 году стихотворение попало в программу средней школы, что поспособствовало еще большей его популярности и узнаваемости. Это любовные стихи, обещающие вечную преданность и при этом полные обыденных деталей. В школе их прочитал и будущий лидер Arctic Monkeys Алекс Тернер. К этому времени текст давно существовал в виде песни. В 2013 году Arctic Monkeys сделали из песни среднего темпа балладу, на первый взгляд, она после этого сильно потеряла в хитовости. Честно говоря, теперь она больше подходит для похорон, чем для свадеб.
Что в ней зацепило тиктокеров? Это вообще всегда загадка — что-то работает, что-то — нет. Песня наиболее популярна в Spotify в США, Индонезии, Мексике и Бразилии; на лейбле Domino, издающем Arctic Monkeys, говорят, что рост наблюдается в Турции, Индии и на Филиппинах. Есть версия, что популярности песни поспособствовала популярность свадеб в стиле музыкальных фестивалей. Так себе объяснение. Но просто представьте: проходит сорок лет — и вдруг ваши стихи прослушали миллиард раз. В газете The Guardian пишут, что когда 74-летнему поэту об этом рассказали , он спросил: «Миллиард — это много?» Видимо, на банковском счете миллиард прослушиваний не отразился. Но это только пока. Эксперты по тикток-монетизации говорят, что отчисления за диджитал в среднем приходят через 1,5−2 года, и в зависимости от содержания контракта с издателем поэт получит примерно $1,2−1,5 млн до вычета налогов.
Вот еще пять рок-хитов прошлого, ставших снова популярными, благодаря TikTok.
В 2020 году после поломки грузовика житель штата Айдахо Натан Аподака снял, как он едет на скейте на работу с бутылкой клюквенно-малинового сока Ocean Spray и напевает песню группы Fleetwood Mac «Dreams», выпущенную в 1977 году. Видео стало вирусным и собрало более 50 млн просмотров по всему миру.
В результате популярность песни Dreams, которую можно было слышать только на ретро-радиостанциях, резко выросла, песня вновь появилась во многих музыкальных чартах. Участники Fleetwood Mac Мик Флитвуд, Линдси Бакингем и Стиви Никс сняли ответные тиктоки, причем Стиви Никс во время исполнения песни надела роликовые коньки. А компания Ocean Spray подарила Натану новый пикап.
Песня Фила Коллинза In The Air Tonight вышла в 1981 году и стала символом «музыки 1980-х». Без нее не обходится ни один кинорежиссер, желающий обозначить в саундтреке фильма эту эпоху или принадлежность героя к соответствующему поколению. Достаточно вспомнить ключевую сцену перестрелки из недавнего сериала с Сильвестром Сталлоне «Король Талсы» (Tulsa King, 2022 – ...). У песни было несколько «возвращений», и каждое поколение, отдавая должное мелодии и продакшену, больше всего эмоций испытывало по поводу классической партии ударных. Момент, когда вступают барабаны, неизменно взрывает мозг слушателям.
Последний взрыв случился в 2020-м. Одуревшие от сидения взаперти в период пандемии COVID-19 подписчики TikTok стали изображать классическую «сбивку» при помощи кухонной мебели. Если Фил Коллинз и его друг — саундпродюсер Хью Пэдэм — использовали для уникального звука недавно изобретенную консоль SSL и драм-машину CR7, то пользователи популярной соцсети обходились дверцами шкафчиков и стиральных машин. Вместе с видеороликом, где YouTube-блогеры Тим и Фред Уильямсы слушают In The Air Tonight, кухонный тикток-челлендж вывел песню на третье место в чарте цифровых продаж Billboard. Это произошло спустя 39 лет после ее релиза.
Песня группы Simple Plan «I’m Just A Kid» вышла в 2002 году. В 2020 году она пережила новое рождение, благодаря TikTok. После начала пандемии COVID-19 семьи, впервые оказавшиеся дома вместе без возможности куда-либо уехать или улететь, стали создавать видеоролики из сентиментальных детских фото.
За 18 лет из поп-панк-хита песня превратилась в гимн беззаботного детства, отсюда и ассоциативный ряд. Simple Plan по такому случаю запустили собственный канал в тиктоке и приняли участие в челлендже с детскими фото.
На фоне распространенного мнения о том, что TikTok «портит» детей и делает все шире пропасть между ними и их родителями, истории о второй, третьей и прочих жизнях рок-хитов прошлого свидетельствуют об обратном. Челленджи, снятые с использованием старых песен, способствуют укреплению взаимопонимания в семьях. Хит 2004 года британской группы Keane «Somewhere Only We Know» вспоминается, как неотъемлемая драматургическая составляющая фильма «Обещать — не значит жениться» (He's Just Not That Into You, 2009), а также сериалов «Анатомия страсти» (Grey's Anatomy, 2005 – ...) и «Хор» (Glee, 2009 – 2015).
Причем, главной темой челленджа была мечта и ее исполнение. Эта тема была непосредственно связана с тем, что песня хорошо знакома нескольким поколениям одной и той же семьи. Фактически, получив дополнительный толчок популярности в период пандемии, тикток еще и укрепил отношения в семьях. В роликах на Somewhere Only We Know использовалась ускоренная версия песни, однако вокалист Keane Том Чаплин в последовавшем интервью NME не высказал на эту тему никакого недовольства, напротив, с его точки зрения, песня «продолжает обретать новые жизни».
Для Blink-182 популярность старого хита в TikTok стала стимулом к воссоединению. Причем песня 2004 года I Miss You пережила даже несколько волн популярности в соцсети. Весной 2021 года многие юзеры выкладывали кавер-версии этой песни, комично утрируя «пение по слогам» или «эмо-акцент» Blink-182. А на следующем витке пользователи тиктока синхронизировали второй куплет, начинающийся со слов Where are you?, с трагикомичными кадрами из своей повседневной жизни.
Для поколения, которое расцвет Blink-182 застало в раннем детстве, музыкант ассоциируется в первую очередь именно с этим мемом. Группе ничего не оставалось, кроме как запустить свой аккаунт в тиктоке и объявить о воссоединении в 2023 году и о новом альбоме.