Вскоре после выхода первого за 15 лет альбома американской группы Extreme ее лидер Нуно Беттанкур высказался в интервью относительно своей многолетней, еще с 2009 года, сессионной работы с Рианной. Гитарист заявил, что, несмотря на ироничное отношение к такого рода заработкам в рок-среде, с туром Рианны не справились бы даже самые титулованные гитаристы хард-рока уровня Слэша («и он первый это подтвердит»). Сложность работы в туре с Рианной состоит в том, что каждая следующая песня в сете исполняется в другом стиле, за фанком следует R’n’B, потом поп и так далее, и только работа в Extreme дает гитаристу опыт, позволяющий быть настолько многогранным и разноплановым. Формально оставаясь в рядах хард-рокеров с конца 1980-х, Extreme действительно позволяли себе варьировать стили в самом широком диапазоне — от акустического блюза Hole Hearted (Pornograffiti, 1991) до оркестровок в стиле The Beatles в Rest In Peace (III Sides to Every Story, 1992) и от гранжа в Cynical (1995) до романтичного мейнстрима в Ghost (Saudades de Rock, 2008). Не говоря уже о том, что большинство землян полагают, что Extreme — это соул-дуэт.
Альбом Six начинается с бронебойного хард-рокового номера Rise, и все четыре песни, вышедшие до релиза альбома, были призваны напомнить о группе именно в контексте тяжелого и по-хорошему старомодного гитарного звука. Разбору гитарных партий Нуно Беттанкура в Rise посвящены десятки роликов на YouTube.
3,5 млн просмотров клипа Rise на YouTube — гораздо более убедительный результат, нежели у клипов к свежему альбому Foo Fighters, и это при том, что лидер Foo Fighters Дэйв Грол по сравнению с Нуно Беттанкуром — в каждой бочке затычка.
Нуно Беттанкур показал, что мастерство и изобретательность по-прежнему могут работать не хуже, чем бесконечные коллаборации и сайд-проекты. Результат — попадание альбома в Top-10 в Великобритании, Германии и Японии, причем, не в специализированных роковых, а в общих чартах. Вокалист Гэри Чероне тоже получил место для маневра, его голос в Small Town Beautiful и в X Out обезоруживает и завораживает. Но самый удивительный сюжетный поворот ждет слушателя в конце альбома. Песня Beautiful Girls — это ска-поп, где все исполнительские таланты музыкантов оказываются в тени беззаботного летнего вайба. А финальная Here’s To The Losers напоминает о песенной форме, которая практически забыта в наши дни. Это откровенная, скроенная бесстыдно предсказуемым образом и располагающая к хоровому пению рок-баллада.
Восьмой в дискографии и первый за шесть лет альбом Queens Of The Stone Age — тот случай, когда смело можно рекомендовать начинать знакомство с группой именно с него, хотя лучшими пластинками в дискографии QOTSA наверняка останутся Rated R (2000) и Songs For The Deaf (2002).
За последние шесть лет лидер QOTSA Джош Хомми пережил расставание с женой Броди Даль (участницы групп The Distillers и Spinnerette. — ) и борьбу за опеку над их сыновьями, смерть близких друзей Марка Ланегана (фронтмен Screaming Trees, экс-вокалист Soulsavers, ex-co-lead и экс-бэк-вокалист Queens of the Stone Age. — Прим. SRSLY) и Тейлора Хокинса (барабанщик рок-группы Foo Fighters. — Прим. SRSLY), а также онкологический диагноз и успешное хирургическое вмешательство. Сделали ли его альбом настолько монументально выдающимся именно эти события? Или вдохновение взялось из других источников? В интервью журналу Revolver Хомми подтверждает, что альбом стал результатом осмысления событий последних лет. Но вряд ли все эти песни, словно проступающие из мрака времен, производили бы настолько обезоруживающее впечатление, если бы за плечами музыканта не было предыдущих семи альбомов и еще множества коллабораций, родившихся по соседству с QOTSA, вроде импровизационного проекта Desert Sessions, супергруппы Them Crooked Vultures (Хомми, Дэйв Грол и Джон Пол Джонс) или дружеского участия в Eagles Of Death Metal.
Словно селекционер, Джош Хомми отобрал лучшее из найденного за 20 лет и отбросил не оправдавшие себя решения вроде дискотечных ритмов с предыдущего альбома Villains (2017). В названии In Times New Roman…, с одной стороны, читается повседневная простота и прямолинейность всем знакомого шрифта, и сам альбом — это настоящий стоунер-роковый канон, железнодорожный состав, сцепленный из чистых, беспроигрышных гитарных и басовых риффов. Но те, кто видит в In Times New Roman… нечто, связанное с новыми римлянами — тоже правы.
А внешне Джош Хомми сегодня похож на голландского художника-классика или на капитана королевских мушкетеров. Одной песни Sicily уже достаточно, чтобы оценить рыцарскую поступь группы и суровую харизму ее лидера.
Супергруппа 3rd Sесrеt, состоящая из Криста Новоселича (Nirvana), Кима Тайила (Soundgarden) и Мэтта Кэмерона (Temple Of The Dog, Pearl Jam), достаточно оперативно выпустила второй альбом. Состав появился на горизонте в начале 2022 года, и его первая пластинка казалась приятным подарком меломанам, у которого вряд ли будет продолжение, — люди все занятые.
Если альбом 3rd Sесrеt (2022) стал результатом концертной паузы, взятой во время пандемии коронавируса, то The 2nd 3rd Secret — это сознательное развитие удачных находок. Причем, музыканты выпуск второго диска не анонсировали. Предисловием к нему стал сингл Ditch, из которого было ясно, что у микрофона по-прежнему остаются Джиллиан Рэй и Дженнифер Джонсон (вокалистки ранее выступали с Новоселичем в составе группы Giants In The Trees. — Прим. SRSLY), к инструменталистам добавился Бабба Дюпри из Void, а звучание группы осталось на том же удалении от гранжа, что и на первом альбоме. Этот ход достоин повторения: песни на равном расстоянии от гранжа, к созданию которого имели отношение трое основателей группы, классического хард-рока и пляжного рок-мейнстрима.
В 2020 году британский певец Том Мейган со скандалом ушел из Kasabian — одной из самых успешных групп поколения. Уход сопровождался громким скандалом. Музыканта официально обвинили в нападении на его невесту Викки Агер, а из заявления, которое он вскоре сделал, следовало, что Том долго и безуспешно борется с алкоголизмом и СДВГ, и пребывание в реабилитационной клинике на ситуации никак не сказалось. На карьере Мейгана можно было ставить крест, к тому же его коллеги продолжали работать как ни в чем не бывало под руководством постоянного автора песен — гитариста Серджио Пиццорно. Тем не менее, к концу 2020 года публике стали доступны первые наброски сольного материала Мейгана, затем вышло несколько синглов (Would You Mind, EP Movin' On).
Первый сольный альбом Тома Мейгана получил название The Reckoning — «Расплата». Пластинка вышла ровно-убедительной, на ней слышно, что в первую очередь Мейган стремится использовать лучшие наработки Kasabian и даже дает ссылки на конкретные хиты группы. Например, открывающий альбом трек Rise — это неприкрытый намек на хит Kasabian «Club Foot». Ясно также, что Мейгана устроила бы роль «второго брата», если кто-либо из братьев Галлахеров решился бы выступать под именем Oasis. Том Мейган просто создан для этого саунда.
В общем, вместо одной хорошей группы теперь есть две: активно работающие Kasabian под предводительством экспериментатора Серджио Пиццорно и сольный проект харизматика Мейгана, который, похоже, стал хорошим мальчиком и даже женился на Викки Агер.
В 2023 году безусловный лидер британской рок-сцены Деймон Албарн пустился в большое турне со своей группой Blur, которая гремела в золотые времена брит-попа, а в XXI веке оказалась в тени другого проекта Албарна — Gorillaz. С коллегами по Blur Албарн познакомился, когда ему было 12 лет, и с тех пор состав группы не менялся.
В новом альбоме нет песен с зарядом шлягера, подобным Parklife, To The End, Girls & Boys и тем более Song №2. По сравнению с 1990-ми и их «войнами брит-попа» Blur живут в другом мире, даже, можно сказать, на другой планете.
Blur, как «Митьки» (экспериментальное товарищество ленинградских художников. — Прим. SRSLY), «никого не хотят победить» — ни в чартах, ни в жизни.
Отдельно на новом альбоме Blur «The Ballad of Darren» стоит отметить песню Russian Strings. Ничего сиюминутно русского в треке нет, но слово «балалайка» присутствует. Под ее звуки, согласно тексту, танцует марионетка на ниточках, и эти нити — символ манипуляций, которым подвергаются люди в сегодняшнем мире. И все это в пространстве прозрачной мелодии, в которой невозможно не услышать отголоски The Beatles.