Обзоры, Образ жизни — 6 марта 2020, 15:30

«Цветы? Для весны? Оригинально». Ксюша Обуховская — о трендах, которые больше ничего не диктуют

Текст:
Ксюша Обуховская,
журналистка
В Париже, Милане, Лондоне и Нью-Йорке завершились Недели моды. С последним показом вся глянцевая пресса планеты побежала один и тот же марафон — составлять списки главных тенденций будущей осени и зимы. Интересно, что такие подборки от раза к разу отличаются не сильно. В списке 30 тенденций на весну от российской версии журнала Vogue значатся платья в пол красных и розовых оттенков, клетка, кляйновский синий, кружева, всевозможные костюмы и стиль доминатрикс. В это же время на осень нам прогнозируют неон, искусственный мех, стиль доминатрикс — и да, снова костюмы. Не надоело читать одно и то же? Ксюша Обуховская считает, что тренды — как одна из ключевых концепций индустрии моды — изжили себя. И вот почему.

Я начинала свою карьеру редактором моды в глянцевом онлайн-издании в 2017 году, и одна из первых рубрик, которую мне нужно было наполнить контентом, — это «Тренды». Спустя несколько лет, вернувшись на авторитетные модные ресурсы в поисках ответа на вопрос, что же будет модно в этом, а то и в следующем сезоне, я обнаружила подборку трендов, которые отличаются от аналогичных подборок трехлетней давности разве что датой публикации и ресурсом. Возникает вопрос: зачем и кому это нужно? А также почему в период осознанной просветленности модная индустрия преподносит нам одни и те же тренды — только под новым соусом?

Здесь в первую очередь стоит ответить на вопрос, откуда берутся тренды. В 60-е дизайнеры обратились к научпопу, во второй половине 70-х годов — к пауэр-дрессингу, в 80-х — к нарочитой сексуальности, а в 90-х — к андрогинному минимализму. Все эти тренды так или иначе впитали в себя какие-то социально-культурные перемены, будь то первые полеты в космос и технологический прогресс, новая волна эмансипации или даже эпидемия СПИДа.

Кайя Гербер на показе MAX MARA FW2020-21 на Неделе моды в Милане в феврале 2020 года / Фото: GlobalLookPress
Кайя Гербер на показе FENDI FW2020-21 на Неделе моды в Милане в феврале 2020 года / Фото: GlobalLookPress

Сейчас переработка тех или иных тенденций прошлого — дань ностальгии. Дизайнеры обращаются к прошлому и в контексте постмодернизма заново изобретают тенденции прошлого. Вместе с этим у их клиентов  появляется вполне себе оправданный интерес к тому, что было до Демны Гвасалии. Например, именно так несколько лет назад мы наблюдали стремительное возвращение пауэр-дрессинга, симола 80-х в моде. Что тогда, что сейчас широкие плечи в жакетах в сочетании с архитектурным и строгим кроем — гиперболизированный символ женской власти. Сейчас также появляется все больше дизайнеров и коллекций, которые сосредотачиваются на технологиях, будущем и внеземеных формах жизни — новом ретрофутуризме нашего времени (привет, 60-е!). 

Если с ностальгией все более или менее понятно, то как объяснить тот факт, что условный стиль доминатрикс одновременно появился у Versace, Alexander McQueen, Louis Vuitton и Gucci, а однотипные красные платья — у Valentino, Off-White, Rochas и Y/Project, и это с учетом того, что все это повторяется стабильно уже не раз в два года, а раз в сезон? Разумеется, это не история о том, что нечто витает в воздухе, а все гении мыслят одинаково.

Сейчас переработка тех или иных тенденций прошлого — дань ностальгии. Дизайнеры обращаются к прошлому и в контексте постмодернизма заново изобретают тенденции прошлого.

Виной всему форкастинговые агенства, к услугам которых обращаются все модные бренды. Эти агентства предсказывают модное будущее на основе детальной проработки все тех же социальных и культурных тенденций, потребностей потребителей, тенденций в социальных сетях и инфлюенсеров, начиная от цвета волос Билли Айлиш и глобального потепления и заканчивая коронавирусом. Агентства, в команду которых входят маркетологи, социологи, социальные антропологи и трендахантеры, могут составить прогноз как минимум на ближайшие пять лет — с детальной информацией о том, что будет модно. 

Билли Айлиш на церемонии вручения 92-й премии «Оскар» / Фото: GlobalLookPress

Разумеется, дизайнеры не шьют свои коллекции по одним и тем же лекалам одного и того же трендбука, но от направления, как мы видим, они не отступают. Тем не менее обращение к форкастинговым агентствам не дает никаких гарантий. Мода циклична, и если раньше этот период можно было обозначить в 10, 20, а то и 30 лет, то сейчас цикл сократился из-за роста индустрии и объемов производства. То, что раньше занимало годы, сейчас занимает сезон.

С другой стороны, возникает вопрос: зачем нам нужны предсказания трендов от авторитетных ресурсов, если мы сами знаем, чего хотим? Во времена, когда мы изучаем тенденции напрямую из социальных сетей и поп-культуры, а то и сами их формируем, действительно, нужен ли нам посредник в виде глянцевого журнала и его подборки? Да, до тех пор, пока тренды остаются достижением капитализма. Мода — это большая индустрия, в которой вращаются миллиарды долларов. Бренды и их дизайнеры вынуждены подчиняться трендам, ведь, как ни крути, это один из самых мощных движков продаж. Глянцевая пресса, в свою очередь, все еще сильно зависит от рекламодателей, а также от количества просмотров и кликов. Каждому сайту о моде нужно генерировать быстрые инфоповоды и собирать трафик, а подборки трендов — самый просто путь привести людей на сайт и показать им пару-тройку баннеров, о чем потом вполне честно отчитаться перед рекламодателем.

Камиль Хюрель в футболке Dior перед показом кутюрной коллекции модного дома в январе 2017 года в Париже / Фото: Getty Images

Впрочем, это не означает, что визуальный язык и талант дизайнера больше ничего не значит. Идти за трендами вслепую, как это делает та же Мария Грация Кьюри, выпуская очередную коллекцию с феминистскими лозунгами, не всегда означает успех. Ведь можно сделать выбор в пользу собственной айдентики — как в свое время сделали Рэй Кавакубо, The Row или Фиби Файло. Или же умело идти в ногу со временем — как Миучча Прада или Дрис Ван Нотен. Поразительно, что модный конвейер умудряется сосуществовать в одном информационном поле с глобальной тенденцией, которая кажется действительно актуальной. Это тренд на экологичность и осознанность, которому уже несколько лет прочат стать единственным. Здесь речь снова заходит о выборе и ответственности, но уже покупателя — следовать собственному стилю, покупая меньше и осознаннее, или же придерживаться трендов, не особо заботясь о том, что конкретная остромодная вещь значит для экологии.



Фото: GlobalLookPress
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 06:24, 10 мая 2021
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Shortparis, Идрак и Бо Бернэм
Образ жизни — 10 мая, 06:24
Вампиры, оборотни и прочая дичь. Обзор Resident Evil Village
Новости, Новости — 9 мая, 14:08
В Неваде построили первый в мире вакуумный тоннель для сверхскоростных поездов
Новости, Новости — 9 мая, 12:54
Вирусное видео «Дэвид после дантиста» продали в виде NFT за 12 тыс. долларов
Новости, Новости — 9 мая, 09:37
Новое место в Москве: кафе Arch 1908 на Патриарших
Новости, Новости — 8 мая, 17:13
«Можно посмотреть и не ехать‎»: Алексей Щербаков снял влог про отдых на Мальдивах
Новости, Новости — 8 мая, 11:03
Настя Ивлеева снимает новый контент. На этот раз в коллаборации с Литвиным и Гордеем
Новости, Новости — 8 мая, 09:38
Аня Hahadetka и Карина Karrambaby сняли тиктоки под трек Беллы Порч. Та репостнула их в сторис
Новости, Новости — 7 мая, 21:17
У Qurt коллаб со Скриптонитом. Рэперы выпустили трек «Сумка»
Новости, Новости — 7 мая, 17:31
У Ивангая новое видео на ютьюбе. Там он пытается не смеяться над мемами
Новости, Новости — 7 мая, 14:00
Продюсер «Содержанок» Ирина Сосновая дала интервью ютьюб-каналу Esquire
Образ жизни — 7 мая, 13:03
Фестиваль длиной в 33 часа. Интервью с теми, кто делает «Хоровод»
Новости, Новости — 7 мая, 12:41
Уилл Смит запускает шоу о своем похудении. Все хорошо, только Сергей Мезенцев обвинил актера в плагиате
Новости, Новости — 6 мая, 22:39
Хаски записал саундтрек к сериалу Happy End
Новости, Новости — 6 мая, 15:18
Новый контент от Антона Лапенко: теперь он практикует магию
Новости, Новости — 6 мая, 13:28
Убийство плюшевого медведя и поцелуй с Брежневым: Лера Кудрявцева и Ганвест стали героями шоу Comment Out
Новости, Новости — 6 мая, 12:31
Вышел тизер 4-го сезона «Очень странных дел». Там ничего не понятно, но очень интересно
Новости, Новости — 6 мая, 11:47
Первое интервью без шубы и бороды: Big Russian Boss пришел в подкаст Данилы Поперечного
Новости, Новости — 6 мая, 11:00
Еще одна история о безответной любви: у Tenderlybae вышел трек «Дружим»
Новости, Новости — 6 мая, 00:17
Дина Саева вернулась в инстаграм. В новом посте блогерша предложила подписчикам выплеснуть негативную энергию
Герои — 5 мая, 21:28
Самый разговорчивый из Dream Team House. Бесконечное интервью с Максом Климтоком
Бизнес — 5 мая, 17:15
Падали и поднимались. Рейтинг блогеров за месяц
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 5 мая, 13:49
Nike и PlayStation создали кроссовки в коллаборации с баскетболистом Полом Джорджем
Новости, Новости — 5 мая, 12:17
У «Шоу маминой подруги» снова новый ведущий. Теперь это Влад Левский
Новости, Новости — 5 мая, 10:45
Идрак Мирзализаде открыл свой благотворительный фонд «Спасибо, Идрак»
Новости, Новости — 5 мая, 09:59
У Ани Покров миллион подписчиков на ютьюбе
Герои — 4 мая, 20:41
«Новых комиков я вообще не смотрю». Интервью со стендапером Ильей Соболевым
Новости, Новости — 4 мая, 20:15
Семья блогеров сделала фотосессию в стиле «Властелина колец». Получилось жутко
Новости, Новости — 4 мая, 17:51
Тимоти Шаламе и Билли Айлиш станут ведущими Met Gala 2021
Бизнес — 4 мая, 17:02
Breaking Bad, или Как учительница химии стала миллиардершей из списка Forbes. Обзор SRSLY
Музыка — 4 мая, 16:14
Новое в музыке за неделю: DJ Khaled, Willow, Captown, Saluki & 104
Стражи Галактики. Часть 3
Дикинсон
(3 сезон)
Это грех
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Декстер
(9 сезон)
Бэтмен
Рассказ служанки
(4 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)