С 28 по 30 июля любители актуального искусства снова съедутся в деревню под Калугой, где на территории арт-парка «Никола-Ленивец» уже в 18-й раз пройдет фестиваль «Архстояние». В этом году его тема — «Игра в предсказания», в рамках которой, помимо арт-объектов, команда обещает презентовать сразу два новых арт-дома. Редакция SRSLY решила разобраться, что же это такое.
«Никола-Ленивец» — место, где все дышит искусством. Именно оно сформировало экономику крохотной деревни, где когда-то жило всего пару человек и куда теперь ежегодно приезжает более 250 тысяч туристов. Началось все в далеком 2000 году, когда здесь поселился художник Николай Полисский, задумавший бросить живопись и «войти в ландшафт», то есть заняться ленд-артом. В «Никола-Ленивце», правда, огромные пространственные скульптуры, собранные из сена и веток, и небольшие камерные объекты, скрывающиеся на укромных лесных полянках, называют по-особенному — «русским ленд-артом». Всего набралось более 30 проектов, каждый из которых буквально стал символом места. Но здешние арт-объекты можно не только смотреть: есть и те, в которых можно жить.
«Кибитка 32 053»
2017, Юрий Муравицкий и Рустам Керимов (АБ «А-га»)
Дом на колесах — понятная аллегория к странствующему театру. Здесь, в переоборудованном для четверых жителей автобусе модели ПАЗ-3205, обычная человеческая жизнь тесно переплетена с художественным вымыслом. Этому способствует прозрачный продольный фасад, закрытый занавеской. Если хочется уединения, ее можно закрыть, а открыв, попасть на подмостки театра или в так популярные шоу за стеклом. При этом человек, живущий внутри, остается режиссером — зрители видят лишь то, что им позволено увидеть.
Дом с люстрой
2017, АБ «Хвоя»
Своеобразный маяк на кромке озера возле кафе «Угра» — дом-куб на двоих, правда, без окон. Их функцию выполняет установленный на крыше прозрачный куб, внутри которого висит люстра. Днем она — просто украшение, а с наступлением сумерек — путеводная звезда для заплутавших гостей и источник света для тех, кто находится внутри. В противовес роскошной люстре, выглядящей совершенно инородно в природном ландшафте, внутренний интерьер довольно аскетичен — всего две односпальные кровати и прикроватные столики. С одной стороны, дом делится со всеми своим светом, а с другой — оставляет жизнь его обитателей полностью в тени.
Дом скейтера «Штаб»
2017, арт-группа «Алыча»
Главная особенность дома — установленная внутри мини-рампа для скейтбордистов. Точнее, дом построен вокруг нее: авторы хотели создать секретный скейт-спот в лесу за много километров от города. Внешне жилище напоминает школьный пенал, внутри которого разворачивается праздник непослушания: граффити, гамак из канатной сетки и даже люстра, сколоченная из скейтбордов. И, конечно, возможность, осуществить детскую мечту каждого — кататься по дому на доске, роликах и даже велосипеде.
Вилла ПО-2
2018, Александр Бродский
На возведение дома, построенного по эскизам легендарного художника и архитектора Александра Бродского, понадобилось два года. Его стены — это бетонные заборы «в ромбик» серии ПО-2, знакомые многим из нас с детства. Неприступный снаружи, этот арт-дом очень уютный внутри — с деревянной отделкой и камином. И, помимо этого, еще и самый большой — в нем с легкостью поместятся 12 гостей. Местоположение тоже играет роль — из окон дома видно другой знаковый для всего «Никола-Ленивца» объект авторства Бродского — «Ротонду».
Дом-антресоль
2020, Алексей Лука
Этот дом, опирающийся на овраг, снаружи похож на лоскутное одеяло — столько в нем цветов, фактур и форм. Все потому, что в отделке фасада использовали то, что нашли в округе: старые двери, доски, ворота, наличники и заборы. Экопозитивное жилище — один из немногих цветных арт-объектов в «Никола-Ленивце». Оно оправдывает свое название — как и антресоли, этот дом хранит память поколений и передает ее новым жителям.
«Русское идеальное»
2021, Сергей Кузнецов
Большая металлическая труба посередине «Никола-Ленивца» с его природой и объектами, выполненными в основном из натуральных материалов, — это поистине вызов. Однако за два года существования выяснилось, что 12-метровый 12-тонный цилиндр, который будто завис над оврагом, прекрасно вписывается в ландшафт — его блестящие бока отражают все, что происходит вокруг.
«Дворец-скворец»
2023, Михаил Скворцов
Скворечник — маленькая искусственная среда для проживания и самая «устойчивая» архитектурная форма. Материал, размер — ничего лишнего. Но дом для птицы легко может стать и домом для человека, просто нужно немного увеличить пропорции. Внутри такого «гнездышка» есть все, что нужно для полноценной жизни, если вы собираетесь на природу с семьей или в большой компании.
«Проект Катарсис»
2023, АБ Katarsis
В этом году в «Никола-Ленивце» появится сразу два новых арт-дома. Девятиметровый деревянный дом-обелиск на пьедестале — пространственная метафора нашей жизни, неизбежно повторяющаяся из столетия в столетие. В дом ведет низкая дверь, как в погребок, а светящееся окно дает понять, что обелиск обитаем. Нижний этаж — цокольный, с кухней, туалетом, столом и двумя лавками. Верхний же — пространство для сна и размышлений о вечном с небольшим окном в потолке.
«Воздухопровод»
2023, арт-группа «Алыча»
Придумывая этот дом, авторы представили возможное будущее человечества — привычный и само собой разумеющийся воздух станет таким загрязненным, что чистый лесной будет огромной роскошью, доступной только очень богатым людям. Забравшись в «Воздухопровод», можно будет представить себя сквоттерами, захватившими лесную вентиляционную шахту и нагло ворующими чистый воздух.
Куратор «Архстояния» Антон Кочуркин объясняет, что архитектура — это не только комбинаторика больших деталей, но и философия: «В "Никола-Ленивце" мы приветствуем творческий подход ко всему, даже к таким, казалось бы, штатным вещам, как улучшение инфраструктуры или увеличение жилищного фонда. Конечно, у нас есть кемпинг, глэмпинг, типовые домики, но особенной популярностью пользуются именно арт-дома, ведь каждый арт-дом, построенный на территории "Никола-Ленивца", — это манифест».
На уже возведенных арт-домах команда останавливаться на планирует: их будет становиться только больше. Следующий на очереди — арт-объект этого года «Павильон заблуждений», созданный художницей Ириной Кориной и архитектором Ильей Вознесенским. На фестивале его представят как пространство без дверей и окон, в котором можно только блуждать, удивляясь некоторой противоречивости, свойственной почерку Кориной, а после внутри появится убежище — безопасный и уютный маленький летний домик.