Борис Литвак. «Семь шагов к стабильной самооценке»
Вот вы знаете хоть одного человека с трезвой и адекватной самооценкой, которая остается на том же уровне и во время побед, и после поражений? Мы — нет. Если у вас есть такие знакомые, то искренне поздравьте их и передайте, что мы завидуем. Всем остальным в какой-то мере может помочь эта книга: в ней Борис Литвак делит людей на группы в зависимости от того, как они себя оценивают. Например, человек, написавший этот материал, явно относится к типу «Я +, если лучший»; а вот его подруга уже «Я +, если я полезный». И это не диагноз!
Здесь можно прочесть о себе, близких, друзьях, родителях и понять, почему они принимают те или иные решения и как выстраивать с ними коммуникацию. А еще вы узнаете, как перестать каждое утро винить себя в том, что снова проснулся не богатым и не знаменитым.
Малкольм Гладуэлл. «Разговор с незнакомцем. Почему мы ошибаемся в людях и доверяем лжецам»
Если вам вдруг казалось, что вы прекрасно разбираетесь в людях и с первого взгляда можете распознать ложь, то вы заблуждались. Кто-то может думать, что стоит ему лично поговорить с другим человеком, как все с этим собеседником сразу станет ясно. Но, как гласит название книги Малкольма Гладуэлла, мы периодически ошибаемся друг в друге.
Автор объясняет, почему так сложно сразу распознать насильника и убийцу, из-за чего полицейские стреляют в невиновных и по каким причинам все наши типичные представления о «подозрительных» людях очень далеки от правды. Эта книга — своего рода интеллектуальное сафари, где можно со стороны посмотреть на увлекательных существ, среди которых мы живем и коими являемся.
Юваль Ной Харари. «21 урок для XXI века»
Не соврем, если назовем «Уроки» той книгой, которую одновременно читают и советуют абсолютно все ваши знакомые. Это третья часть книжной серии: первая, Sapiens, была посвящена прошлому и эволюции человечества. Вторая часть, Homo Deus, пыталась предсказать далекое будущее и представить, во что могут трансформироваться интеллект и сознание. А вот в третьей, «21 урок для XXI века», Харари сосредоточен на том, что мы называем «сегодня». На текущем моменте.
Книга ни в коей мере не воспитательная — скорее побуждает задуматься. Что такое феномен Трампа и откуда взялся терроризм? Как связаны передовые технологии и искусственный интеллект? Все, о чем написано в «Уроках», происходит прямо сейчас вокруг нас, потому и понимать это легче.
Оливия Лэнг. «Одинокий город. Упражнения в искусстве одиночества»
Кто-то из знакомых, советуя эту книгу, заявил, что после нее только лежать в меланхолии под кроватью (или на ней — это не так важно). Она действительно об одиночестве — но такого типа, при котором ты, оставшись наедине с огромным и неизвестным пространством, от безысходности начинаешь его исследовать и изучать.
Сама Оливия Лэнг, будучи уже известным литературным критиком и писательницей, после 30 внезапно переехала в Нью-Йорк — влюбилась. Этот опыт заворожил ее, поэтому она стала анализировать искусство Эдварда Хоппера, Энди Уорхола, Клауса Номи, Генри Дарджера и многих других через призму отчуждения. Получилось обо всем и ни о чем, появилось то, что прекрасно и ужасно одновременно. Мораль такая: ищите ответы в искусстве и в себе (в соотношении 30 на 70).
Остин Клеон. «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения»
Сейчас такое время, когда воровать творческие идеи и интерпретировать их во что-то свое — вполне себе нормально. Поэтому название книги весьма актуально. Полезно это произведение будет всем, кто так или иначе занимается творческой деятельностью и вообще в душе художник.
Что делать, когда закрылась чакра креатива, а выдать шедевр нужно через час; где искать вдохновение и мотивацию; зачем нужно копаться в мусорном ведре; почему цикличен творческий путь? Из-за того, что Клеон отвечает на эти вопросы живо, просто и без занудства, книга стала для наших соотечественников, увлекающихся подобного рода литературой, почти настольной и знаковой.
Дарья Варламова** , Антон Зайниев. «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города»
В наше время, когда люди стали открыто говорить о своих психических заболеваниях (или придумывать их себе с целью привлечения внимания) и даже хвастаться тем, что им наконец-то попался хороший психотерапевт, книга автоматически становится мастридом. Она рассказывает, где проходит грань между выдуманным и настоящим расстройством, как его распознать, что с ним делать и почему мозг может сломаться в любой момент. Полезно держать на тумбочке у кровати.
Дэвид Гребер. «Долг. Первые 5000 лет истории»
Кажется, мы постепенно усложняемся: у Гребера уже не будет исследований одиночества через призму искусства Энди Уорхола, зато есть история товарно-денежных отношений с древнейших времен. Звучит не развлекательно, но маркировку «для широкого круга читателей» все равно можем оставить.
В книге автор призывает «вырвать экономику из лап "профессиональных экономистов"», которые только делают вид, что они в теме, а на деле облажались во время последних кризисов уже много раз. Еще один аргумент в пользу прочтения: обновить и подтянуть свои знания в области истории культуры, политологии, социологии и прочих гуманитарных дисциплин никогда не бывает лишним.
Гэри Чепмен. «Пять языков любви»
Книга болезненная: не все из нас готовы читать правду о своих отношениях с партнером и тем более о собственных ошибках в любви. Но после нее многим становится легче (так, по крайней мере, часто пишут в комментариях на книжных порталах). Понимать себя, говорить на языке, доступном вам обоим, сохранять отношения без насилия, абьюза и ущемления интересов: вот какой здесь посыл.
Томаш Седлачек. «Экономика добра и зла»
Йельский экономический журнал называет автора книги одним из пяти лучших экономистов современности. Нам со своей колокольни сложно судить, насколько он хорош на практике, но в книжной теории — весьма оригинален и приятен. В меру критикует, но обосновывает; понятно объясняет и ссылается на исторические источники; кажется, предпочитает кейнсианство. Если говорить современным языком, то это такой топовый обзор истории экономики (начиная от древних иудеев и греков) и прочий сложный для обыденного восприятия флекс с заходом в философию и урбанистику. В общем, если ваши знания в данной сфере стремятся к нулю, почитать стоит.
Тимоти Мортон. «Стать экологичным»
Почему мы все помешались на пластике; что так (или не так) с ископаемым топливом; откуда берутся стереотипы вокруг мусора и глобального потепления и что нам, черт возьми, делать с этой планетой? Тимоти Мортон не спеша отвечает на все вопросы, называя это «темной экологией». Он видит проблему в том, как знания о биологии, химии и экологии преподаются нам еще со школьной скамьи — и даже в том, как символизм художественной литературы почему-то пытается выдать окружающий мир за вполне безопасный и даже домашний. Вот, например, медведь. Раньше для людей он был причиной смерти или становился едой. А теперь, после сказок и романов, образ медведя символизирует то ли доблесть, то ли смелость, то ли еще что.
Мортон высказывает мысль, что нам пора пересмотреть свои отношения с биосферой. Отсюда и название его теории: экология «темная», потому что она часть мира природы, который во все века был для человека незнакомым и диким. Так почему мы решили, что являемся здесь хозяевами?
Митио Каку. «Будущее разума»
Замыкает список книга американского физика-теоретика Митио Каку. Он пишет о телекинезе, технологиях, искусственном интеллекте и сложной работе нашего мозга. Несколько недель «Будущее разума» держалась в списке бестселлеров по версии журнала The New York Times — неплохо для книги, в которой описываются способы видеозаписи снов, управления материей и изменения сознания для борьбы с депрессией, болезнью Паркинсона и синдромом Альцгеймера.
Особый смак читать по небольшому количеству страниц в день — чтобы было время переварить и усвоить незнакомые слова, осознать и обдумать каждую технологию. Будем честны: после прочтения и правда кажется, что ты мыслишь немного шире.