Развернуть Свернуть
Интервью, Образ жизни — 25 июня 2020, 22:52

«Все уже понимают, что онлайн победит офлайн». Интервью с галеристом Джейкобом Якубовым

Текст:
Арт-сообщество в интернете сегодня всеми силами пытается поддержать искусство в разных его проявлениях. Онлайн-платформа галереи WHO I AM под названием I AM ARTIST как раз об этом. Там будут выставляться на продажу работы художников со всего мира. Пока платформа существует только в инстаграме, но в ближайшее время проект запустится в полную силу. Мы поговорили с его идейным вдохновителем и основателем галереи Джейкобом Якубовым о том, как привлекать зарубежных кураторов, продавать онлайн и собирать свою коллекцию.

В качестве бонуса — работы участников платформы I AM ARTIST, появившиеся на свет во время режима самоизоляции. 

Джейкоб, для начала расскажи немного о проекте. Как родилась идея сделать онлайн-площадку, посвященную искусству? 

Изначально задумка состояла в том, чтобы поддержать резидентов нашей галереи WHO I AM. Мы делали прямые эфиры с художниками из разных уголков мира — такой антикризисный штаб. Так как цены на их работы обычно превышают 1000 евро, а в России искусство и прежде было сложно продавать, я поинтересовался, как они смотрят на то, чтобы в этот период создавать нечто более доступного формата — графику, скетчи стоимостью до 1000 евро. Идея была положительно воспринята, и к ней подключились западные художники. 

Если у человека есть возможность продолжать свой путь коллекционера, покупая искусство с селекцией от галереи и экспертов проекта с таким фильтром цены, — это удобно, а главное, активизирует рынок. Тем самым художники поддерживают молодых коллекционеров, а они — современное искусство, возникает некий симбиоз. 

Как самоизоляция повлияла на галерею, бренд и тебя как художника? 

Я стал значительно больше работать, много времени уделять практике, семье — и это бесценно. Экспериментирую с непривычным для себя жанром — живописью, хотя и в свойственной себе манере mixed media. Бренд (вернее, наше производство в Иваново) в течение продолжительного периода исполнял социальный долг и отшивал маски, комбинезоны и прочую спецодежду. В самоизоляции мы подготовили несколько коллабораций бренда WHO I AM, одна из них — с крупнейшим в стране текстильным предприятием, которое запатентовало суперзащитное свойство ткани. Мы создали из этого материала кое-что особенное и очень актуальное для всех в ближайшее время! Также впереди две коллаборации с очень крутыми художниками. 


Появился бы проект, если бы самоизоляции не было? 

Вряд ли. Самоизоляция сыграла свою роль, и это его положительный аспект. 

В чем главные отличия вашего проекта от других онлайн-галерей?

В WHO I AM Gallery есть онлайн-стор, в котором можно сделать запрос на понравившуюся работу. С вами связываются сотрудники галереи, начинается процесс обсуждения. Все это длится долго, потому что искусство в принципе тяжеловесно, это большая, сложная и в каком-то смысле инертная система. Я подумал: почему бы не решиться на безумный шаг — попробовать изменить бизнес-процессы в отрасли, сделать ее более гибкой?

Онлайн-галереи, как правило, работают с художниками и получают комиссию — процент от продаж. Он может составлять 50 процентов, но бывает по-разному. При такой схеме к цене работы прибавляется комиссия, что отражается на финальной стоимости. В нашем проекте я двигался не от идеи создать новый бизнес, а от стремления поддержать художников. Поэтому основным шокирующим фактом будет то, что 100 процентов стоимости, которую фиксирует сам художник, перечисляются ему: не будет никакой комиссии. Доставку и налог оплачивает клиент. В плане поддержки искусства и тех, кто его создает, я считаю это важным.

Выбор художников курируется. Как проходит процесс отбора? И что они получают от сотрудничества с вами? 

Это сложный для меня момент. Изначально я выступал за свободный формат, при котором люди могут курировать площадку по принципу от большего к меньшему: кто лидирует по количеству просмотров и продаж, тот в топе. Но когда к проекту подключились мои европейские партнеры и с ними волна художников, кураторский фактор стал решающим. У нас сформировался экспертный совет из представителей арт-сообщества в Вене, Берлине, Москве и Венеции. 

Для художника с богатым CV важно быть представленным на платформе, где уделяют особое внимание селекции, — это репутационный момент. Кроме того, появляется возможность продавать свои работы без комиссии. Для европейских художников это означает выход на российский рынок, для наших — наоборот. Плюс идет обмен опытом. 

Проект некоммерческий. В чем смысл лично для тебя? 

Это первый вопрос, который обычно мне задают. Я не искал смысла, изначально идея была альтруистической. Как художнику мне стало любопытно, насколько реалистична мысль о работе онлайн-платформы без комиссии. Как галеристу — интересно было создать новый формат взаимодействия консьюмера и художника. В процессе трехмесячной работы все переросло в более осмысленный проект, в котором много граней и возможностей как для творческих коллабораций, так и для бизнес-проектов внутри платформы.

Что бы ты сказал молодым коллекционерам, которые только начинают формировать свои коллекции? С чего начать собирать искусство? 

Приходите к нам на площадку и сделайте осознанный выбор — а это значит, интуитивно, сердцем. Сегодня многие коллекционеры платят приличные деньги арт-консультантам, гоняются за художниками по ярмаркам, слушают кураторов и ориентируются на чужой пример. Но меня больше вдохновляют такие истории, как, например, у Дона и Меры Рубелл — двух самых влиятельных и моих любимых коллекционеров современного искусства. Они начали собирать свою коллекцию, когда поженились в 1964 году, на скромный бюджет — 25 долларов, четверть от еженедельной зарплаты Меры, работавшей учительницей. В 1993 году пара открыла семейную коллекцию, чтобы представить ее общественности. По последним подсчетам, Rubells принадлежит около 7200 работ более чем 1000 первоклассных современных мастеров. А их новый музей в Майами, в районе Аллапатта — просто фантастика.

Какие ты видишь перспективы у онлайн-проектов?

Думаю, все уже понимают, что онлайн победит офлайн в смысле продаж. Я не верю в онлайн-выставки и посещения музеев. Ничто не заменит персонального присутствия в Эрмитаже или Центре Помпиду. Ценность искусства в том, чтобы его созерцать, находиться в его поле — это очень тактильное ощущение, пусть и на ментальном уровне. Будет печально, если человек, совершив виртуальный тур по Лувру, придет в музей и разочаруется, не испытает того чувства, которое могло бы возникнуть в его сердце без этой интернет-экскурсии. 

А вот статистика онлайн-продаж, как у Art Basel HK, так и у Frieze NY, говорит о том, что коллекционерам вполне комфортно совершать покупки в интернете и в этом есть перспективы!

Как бы ты прокомментировал текущее состояние рынка искусства в России? 

Главное, что он есть. Важно его сохранить. Можно много говорить и жаловаться, но за последние 10 лет удалось его активизировать, и сейчас надо поддержать все институции, особенно частные, чтобы не потерять еще на 10 лет возможность прогрессивного роста.


Как думаешь, изменится ли жизнь после самоизоляции?

Думаю, люди быстро все забудут и вернутся к прежнему ритму жизни, к рутине, но будут и те, с кем в этот период произошли изменения. За такой трансформацией всегда стоит большая работа над собой, а жители мегаполисов привыкли к хаосу и паттернам своих ошибок. Тут тоже все индивидуально. Планета с нами разговаривает, и вирус — это сообщение о необходимости меняться глобально. Хорошо, если побольше людей это поймут. 


Художники-участники платформы I AM ARTIST о том, как самоизоляция повлияла на их творчество.

Художник Вова Перкин: «Моя работа во время самоизоляции прошла продуктивно. Первым делом я переехал в свою загородную студию и доделал проект "Тысячелистник": это 1000 графических работ с тиражом 100 штук каждая. Персонажи этого проекта — из мира Перкинизма и Нашей Утопии, а его главная идея — "Искусство в каждый дом". Параллельно я написал три живописных работы и приступил к двум новым, крупноформатным, так что время пролетает незаметно».

«Космический мужик, кто ты? Ангел или бес?» (холст, акрил)/художник Вова Перкин
#INSERT_ARTICLE#

Художница Евгения Воронова: «Серия работ "Изнанка" — это произведения, созданные во время самоизоляции. Вынужденно оказавшись взаперти, мы поняли, насколько человек зависит от обстоятельств и как меняются его мысли, чувства. Каждая работа в серии состоит из четырех частей, что для меня подчеркивает отрывочность, фрагментарность восприятия. Знакомое пространство я как бы выворачиваю наизнанку — это метафора того, что все неоднозначно». 

Работа из серии «Изнанка» /художница Евгения Воронова
#INSERT_ARTICLE#

Художник Влад Мельник: «Каждый день на протяжении трех месяцев с утра и до вечера я стремился написать что-то стоящее — то, что достойно названия "живопись"». 

Автор работы: Владислав Мельник
#INSERT_ARTICLE#

Художница Ксюша Обуховская: «Splendor Solis — работа, которую я сделала ещё в самом в начале самоизоляции. В ней отражены мои первые ощущения от происходящего, когда тебя не покидает чувство, что ты стримишь апокалипсис из интернета, находясь в пространстве своей комнаты. Pandemic love diaries — мне в целом интересно, как мы переживаем чувство любви в диджитал-эпоху. Эта работа, с одной стороны, об интернет одиночестве, с другой — о том, как трансформируется чувство влюбленности и ее лицо, когда единственным доступом к ней становятся образы из социальных сетей».

Splendor Solis (холст, масло)/художница Ксюша Обуховская
#INSERT_ARTICLE#



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 17:00, 17 сентября 2025
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Франкенштейн», «Отец, мать, сестра, брат», «100 ночей героя», «Провод мертвеца»
Новости, Новости — 17 сентября, 17:00
Премьера третьего сезона «Эйфории» состоится в 2026 году
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 17 сентября, 15:36
Pop Mart дропнет коллекцию игрушек по сериалу «Телепузики»
Новости, Новости — 17 сентября, 14:48
Известна дата выхода третьего сезона «Дома Дракона»
Новости, Новости — 16 сентября, 21:06
Xiaomi анонсировали новое поколение смартфонов
Новости, Новости — 16 сентября, 20:02
Стример Nix побил рекорд русскоязычного Twitch
Новости, Новости — 16 сентября, 15:20
У «Бургер Кинга» коллаборация с «Атакой Титанов»
Новости, Новости — 16 сентября, 13:50
Песни из «Кей-поп-охотниц на демонов» возглавили Billboard 200
Новости, Новости — 16 сентября, 12:40
Чарли Ханнэм в трейлере 3-го сезона «Монстра»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 16 сентября, 11:30
Кайл Маклоклен будет брать интервью у молодых актеров и художников
Новости, Новости — 16 сентября, 10:00
Смотрим трейлер байопика «Спрингстин: Избавь меня от небытия» с Джереми Аллен Уайтом
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Интервью — 11 сентября, 19:30
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Новости, Новости — 11 сентября, 19:20
Big Baby Tape, «Бонд с кнопкой» и «Казускома»: New Star Weekend анонсировал артистов
Новости, Новости — 11 сентября, 19:00
Николай Костер-Вальдау сыграет с Дженнифер Лопес в «Последней миссис Пэрриш» Роберта Земекиса
Новости, Новости — 11 сентября, 18:30
На Netflix выйдет документалка о Виктории Бекхэм
Новости, Кино — 11 сентября, 18:15
Объявлено жюри кинофестиваля «Маяк». В него вошли Евгения Громова и Наталья Кудряшова.
Новости, Новости — 11 сентября, 18:00
Новое граффити Бэнкси на здании Королевского суда закрасили
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы