Рецензии, Кино — 5 мая 2023, 18:00

Per aspera ад Астер. Рецензия на фильм «Все страхи Бо»

В прокате (анти)интеллектуальный блокбастер «Все страхи Бо» от Ари Астера и студии А24 с Хоакином Фениксом в роли потенциального пациента психоневрологического диспансера. Подробнее о мнительной картине рассказывает Антон Фомочкин.

Свою застенчивую (недо)зрелость рохля Бо Вассерман (Хоакин Феникс) проводит взаперти в скромной келье-квартирке с перерывами на посещения психотерапевта (Стивен Хендерсон). «Утром я случайно сглотнул ополаскиватель для желудка, — откровенничает пациент, беспокоясь за кишечник. — Не сплюнул и неделю назад». Седобородый дедушка-специалист обнадеживает бедолагу и предлагает поговорить о матери, расписывая страницу толстого, авторитетного блокнота красивыми завитками о вассермановском чувстве вины. Обычно дома и стены помогают, но не Бо: служа тонкой, гипсокартонной перегородкой между первобытной враждебностью улицы и его запущенным неврозом. По ночам они содрогаются от соседских сабвуферов. Днем напоминают о травме — на видном месте красуется размытый портрет покойного отца с молотком в руке. 

#INSERT_ARTICLE#

Возьмись Бо за инструмент — он бы непременно поранился. Промахнулся и заехал себе по пальцам. Отпустил молоток и ушиб ногу. Жизнь — вообще рисковая затея, даже пара осторожных шагов за порог квартиры калечат параноика-неумеху (ментально так точно). На годовщину отцовской смерти — сердце болезного мужчины якобы не выдержало оргазма в первую брачную ночь — Бо должен добраться до аэропорта, сесть в самолет и навестить свою настойчивую мать Мону (Пэтти ЛюПон). День Х не задается с утра: сыночек проспал, потерял ключи, поперхнулся антидепрессантами и заночевал на строительных лесах. Так для него не стало зоны умеренного дискомфорта в многоквартирном клоповнике. В отчий дом придется ехать окольным путем.

Визуализируя результаты индивидуальной психотерапии третий фильм к ряду — «Реинкарнация» была страшилкой на тему оккультно-социального конструкта семьи, «Солнцестояние» — нытьем о расставании с девушкой мудака, который нашел утешение в кинокартине «Плетеный человек», — постановщик Астер наконец добрался до себя любимого и, полагаясь на постироничное трюкачество, пытается убедить зрителя в том, что на экране — абстрактная комическая ипохондрия, а не зеркальное отражение закомплексованного художника в кризисе. Но разрозненные, показательно стилистически непохожие друг на друга эпизоды одиссеи Бо вместе составляют мегаломанский автопортрет автора, такой же, как пазл с парадной фотографией мертвого героя американской кампании в Каракасе, над которым трясется образцовая семья, временно приютившая Вассермана, или корпоративная мозаика из лиц подчиненных Моны, на расстоянии складывающаяся в ее властный силуэт. 

Кадры из фильма «Все страхи Бо»
#INSERT_ARTICLE#

«Все страхи» — глуповатый перевертыш кэмпбелловского «Тысячеликого героя», предполагающий вместо поучительного квест-путешествия «домой» (с обязательной нравоучительной работой над собой) скоростной спуск «из п@#$ы в могилу». Картина в прямом смысле начинается с появления младенца на свет и заканчивается за упокой — прежде всего с перспективы художественной немощи. Базово неукомплектованный Бо (без мозгов, сердца, храбрости и прописки по месту душевного равновесия) шагает по дороге из желтого кирпича в обратном направлении от особняка Гудвина, естественно, так его и не встречая. Провокация ли, что мямлю Вассермана судьба ничему не учит? Инертный герой, которого никак не меняет приобретенный опыт, — давно не табу даже для Голливуда. 

Первый камерный и наиболее удачный час фильма — социофобный скетчком. Внешнюю угрозу представляют хамоватые соседи, маньяки-эксгибиционисты, уличные рецидивисты и прочие буйные. Бо разогревает комплексный обед из морозильных запасников и за трапезой подпитывает свою тревожность ТВ-репортажами о будничной поножовщине. «Вот бы не покидать этих съемных четырех стен!» — думает герой. Хорошо бы в аскетичной изоляции оставался и фильм. Последующие ⅔ «Страхов» — экранизация того самого амбициозно-исповедального сценария, что начинающие кинематографисты годами беспорядочно чиркают (также, в общем, терапевтически), пока пробиваются с другим, менее затратным материалом. Такие несдержанные фантазии случаются в карьере каждого второго большого (или мнящего себя таковым) режиссера и «работают» только при наличии выдающихся личностных качеств. Ума. Артистизма. Воображения. Иногда, если кого-то долго, громко и огульно в чем-то убеждать, человек начинает верить. Астер важничая поясняет аудитории, что за пассивными злоключениями Бо стоит нечто важное. Но важное — это пенис. И весь глуповатый психоаналитический нарратив перебивается подростковым хихиканьем. 

Кадры из фильма «Все страхи Бо»
#INSERT_ARTICLE#

Астер прочел конспект, посвященный взаимосвязи эроса и танатоса (с логосом у него, впрочем, все также проблемы) и спешит этим поделиться. По соседству с подъездом Вассермана расположена порнолавка Erectus Ejectus. Сам Бо, напуганный незавидной участью отца-богомола, стоически держится статуса 40-летнего девственника — аспект мастурбации и прочих физиологических «волнений», которые тоже могли бы довести наследственного (по словам Моны) сердечника в реанимацию, остается умолчанным. В его вытесненном подсознании (конечно же, чердаке) томится пленный Член. Следуя этому образному ряду, у фильма действительно «большие яйца», но не от смелости (в переносном значении), а от эпидидимита. 

Это до смешного банальный треп о подавленном матерью сыновьем эго. Бо живет вместе с ядовитым пауком, плетущим сеть под кроватью, — мать. Держит на тумбочке подарочную статуэтку младенца на руках у девы — тоже мать. Встречает искренне заботливых двойников Моны (в отличие от нее) — все матери. И в каждой женщине (которая теоретически могла бы стать его партнером), конечно же, выискивает свойственную матери приказную авторитарность. В ориентации на такую символическую выборку нет ничего плохого — в конце концов, при схожих конспектах желаемого Астером добился Дени Вильнев в великом фильме «Враг». Вопрос исполнительского мастерства — и здесь Астер недалек от заурядности самого Бо. «Страхи» — уже не «Новый Голливуд», а неуклюжее подражание/посвящение Спайку Джонзи, Мишелю Гондри и Ричарду Келли, снятое будто по горячим следам (за вайб нулевых отвечает и звучащий здесь трек Мэрайи Кэри). Все присущее сугубо Астеру — асексуальность, мизансценирование диорамы, скримеры в лице гримасничающе-нездешних бродяг — успело опостылеть еще до его трехчасовой осечки. 

Хотелось в очередной раз дать пощечину публике, получилось — под зад младенцу, ввергая того (как и фильм) в угнетенное безволие с первых минут жизни.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: пресс-служба
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр, Продюсер
Хоакин
Феникс
Читайте также
Кино — 11:58, 14 октября 2025
Эй, маяк! Дневник второй: дремучий лес, проспавший Паль и Михалкова с разбитым сердцем
Новости, Новости — 14 октября, 11:58
Жанры, миксы и концерты: «VK Музыка» получила обновление
Новости, Новости — 13 октября, 17:00
Дима Масленников, DKB и импровизаторы: «Фандом Фест ВКонтакте» дополнил программу
Новости, Новости — 13 октября, 16:25
Каналы MTV прекратят вещание в Европе
Новости, Новости — 13 октября, 14:30
Леди Гага снимется в картине «Дьявол носит Prada 2»
Кино — 13 октября, 12:08
«Людям не хватает романтики». 11 вопросов актеру Юрию Насонову
Новости, Новости — 13 октября, 10:00
Нобелевский комитет назвал лауреатов премиии по литературе и премии мира
Музыка — 12 октября, 13:46
Masha Hima выпустила альбом «Плутон». Обсуждаем релиз в 14 строчках
Новости, Новости — 11 октября, 17:45
«Лютик» выпустила мини-альбом «Свет»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 10 октября, 19:30
Вышел трейлер сериала Рейчел Сеннотт «Я люблю Лос-Анджелес»
Кино — 10 октября, 19:00
У нас труп, возможно, криминал: 5 детективов о разных эпохах
Новости, Новости — 10 октября, 17:08
Скарлетт Йоханссон может стать матушкой Готель в ремейке «Рапунцель»
Новости, Новости — 10 октября, 16:10
В Fortnite добавили скины в честь ивента «Кошмары»
Музыка — 10 октября, 15:22
«Кто меня любит — за мной»: Катя Павлова — о переиздании альбомов «Обе Две» «План побега» и «Радости страсти»
Новости, Новости — 10 октября, 15:10
Объявлены победители кинофестиваля «Маяк»
Новости, Новости — 10 октября, 14:10
«НСТ Хоррор Фест» объявил программу
Новости, Новости — 9 октября, 19:20
Rolling Stones назвал 250 главных треков XXI века
Новости, Новости — 9 октября, 18:15
Сбербанк добавит оплату по отпечатку ладони
Новости, Новости — 9 октября, 17:30
Мэтт Диллон присоединился к касту фильма «Я играю Рокки»
Новости, Новости — 9 октября, 16:30
Хасбик стал лицом новой кампании Supreme
Новости, Новости — 9 октября, 15:05
В новом сериале «Все честно» Ким Кардашьян станет адвокатом
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 8 октября, 19:50
Автор манги NANA Ай Ядзава выпустит коллаборацию с Vivienne Westwood
Новости, Новости — 8 октября, 18:40
Илья Куруч и Ancord: выставка HINODE JAPAN анонсировала программу
Новости, Новости — 8 октября, 17:00
Collider представили топ злодеев из мультфильмов DreamWorks
Новости, Новости — 8 октября, 16:10
Levi’s представили коллекцию к юбилею «Истории игрушек»
Новости, Новости — 8 октября, 13:30
Вышел трейлер четвертого сезона «Ведьмака»
Новости, Новости — 7 октября, 18:10
В Москве пройдет фестиваль «Беседы о русском рэпе»
Новости, Новости — 7 октября, 17:25
Adidas выпустил коллекцию для домашних питомцев
Новости, Новости — 7 октября, 16:00
Тейлор Свифт представила клип на песню The Fate of Ophelia
Новости, Новости — 7 октября, 15:30
Смотрим дебютный тизер сериала «Полдень» с Максимом Матвеевым и Юрием Колокольниковым
7.4
Дом Гиннесса
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы