Балетная афиша на апрель изобилует прекрасными спектаклями и даже несколькими премьерами. Для вашего удобства мы выбрали шесть лучших спектаклей, которые можно и нужно увидеть в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Исследовательница балета и современного танца Маргарита Махрина подробно рассказывает, почему каждая постановка достойна вашего внимания.
«Пламя Парижа»
Где: Большой театр, Москва
Когда: 18−20 апреля
С февраля 2022 года репертуар Большого театра сильно обеднел и продолжает таять на глазах. У главного театра страны постепенно заканчиваются права на западные балеты, а контракты не продлеваются. К всеобщему сожалению, руководство театра не объявляет заранее, что такой-то блок такой-то постановки будет последним. Так, зритель постфактум узнает, что мартовский показ потрясающей «Зимней сказки» Кристофера Уилдона был финальным (и не говорите, что мы вас не предупреждали). Аналогичная история была с обожаемым зрителями балетом «Онегин» Джона Кранко. Единственный спектакль, с которым Большой никак не может проститься, это «Пламя Парижа» Алексея Ратманского. Артисты вводят зрителей в заблуждение, прощаясь в соцсетях с балетом каждый раз. Но в июле 2023 года права все-таки закончатся.
Балет «Пламя Парижа». Филипп — Александр Волчков, Жанна — Мария Александрова, Жером — Денис Савин. Фото: Большой театр
#INSERT_ARTICLE#
Во времена управления балетной труппой Большого театра Ратманский занимался восстановлением не только старых императорских балетов («Корсар»), но и забытых советских. «Пламя Парижа» Василия Вайнонена (1932) и «Светлый ручей» Федора Лопухова (1935) были с любовью восстановлены, а местами пересочинены Ратманским. И пускай «Пламя Парижа» не самый яркий балет и не самый актуальный, однако он обладает своим очарованием и уже несет в себе историю современной труппы Большого театра и печать советского драмбалета. «Светлый ручей» уже не поймать, а вот прикоснуться к истории в лице «Пламени Парижа» есть последний шанс!
«Зазеркалье»
Где: МАМТ, Москва
Когда: 14−16 апреля
Пока Большой театр до конца не придумал каким образом, кроме нескончаемых балетов Юрия Григоровича уже 60 лет подряд, прикрывать дыры в афише, МАМТ активно занимается импортозамещением.
#INSERT_ARTICLE#
В нашем недавнем интервью с Максимом Севагиным молодой худрук балетной труппы говорил о том, что его не беспокоит уход западных хореографов из России и объявил курс на молодые российские таланты. В доказательство тому в апреле в театре на Малой сцене состоится премьера работы Константина Семенова «Зазеркалье».
Балет «Зазеркалье». Фото: МАМТ
#INSERT_ARTICLE#
Севагин планирует развивать репертуар труппы на разных площадках, поэтому для Малой сцены будет привлекать хореографов, работающих в современном танце. Автор «Зазеркалья» Константин Семенов — победитель конкурса современной хореографии Context. Diana Vishneva, а в последние годы также хореограф одноименного фестиваля.
«Зазеркалье» Семенова вдохновлено сказкой «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, однако, как сказано в программе, не ставит перед собой задачу напрямую проиллюстрировать книгу. В работе над спектаклем принимали участие: прима-балерина Ксения Рыжкова, ведущие солисты Валерия Муханова, Елена Соломянко, Анастасия Лименько, Евгений Жуков и многие другие артисты труппы, что делает балет еще более интересным для постоянных зрителей МАМТа.
Хореограф Константин Семенов на репетиции балета «Зазеркалье». Фото: МАМТ
#INSERT_ARTICLE#
«Дочь фараона»
Где: Мариинский театр, Санкт-Петербург
Когда: 30 апреля
На прошлой неделе в Мариинском театре наконец-то состоялась премьера выстраданной «Дочери фараона». Реконструкцию старейшего балета Мариуса Петипа (1862) Алексей Ратманский начал несколько лет назад. Но премьера постоянно откладывалась. В 2021 году балет был поставлен Ратманским на 80%, однако не поспевали декорации. А в феврале 2022-го Алексей Осипович отказался сотрудничать с Мариинским театром, поэтому премьеру снова отложили на год.
В СМИ и у обычных балетоманов-любителей уже давно ведутся дискуссии о соблюдении авторских прав Ратманского (перепоставить спектакль был приглашен никому не известный итальянец Тони Канделоро). Спорят и о правильности самой реконструкции старинного балета, а также о гигантских суммах, потраченных театром на постановку балета. Как минимум все это и непрекращающаяся дискуссия вокруг балета делают его привлекательным и, что называется, из разряда must visit.
Балет «Дочь фараона». Аспиччия — Виктория Терешкина. Фото: Мариинский театр
#INSERT_ARTICLE#
Но мы рекомендуем вам держа в голове все споры и контекст сходить на «Дочь фараона» 30 апреля. На сцену в партии Аспиччи впервые выйдет прима-балерина Олеся Новикова. Если кто-то и способен своим присутствием на сцене свести к нулю все дискуссии о минусах балета, то это именно Новикова. Несравненная балерина только вышла из своего четвертого (!) декрета и готова радовать зрителей магией. Стремитесь видеть и помните, что балет поставлен так, как его, предполагается, видели зрители более 100 лет назад.
«Павильон Армиды / Венгерские танцы / Sextus Propertius»
Где: Урал Опера Балет, Екатеринбург
Когда: 14−16 апреля
К всеобщему счастью, балетная жизнь России не ограничивается двумя культурными столицами, а в некоторых постановках и назначениях смело может конкурировать с Москвой и Петербургом. Так, в августе хореограф Мариинского театра Максим Петров сменит на посту худрука балетной труппы Урал Опера Балет Вячеслава Самодурова.
Хореограф Вячеслав Самодуров. Фото: Урал Опера Балет
#INSERT_ARTICLE#
Урал Опера Балет в этом году имеет множество номинаций на «Золотую маску», в том числе за балет L.A.D, поставленный Максимом Петровым, Максимом Севагиным, Андреем Кайдановским и все тем же Вячеславом Самодуровым. А уже 14 апреля в Екатеринбургском театре оперы и балета пройдет премьера новой тройчатки, снова поставленной ведущими российскими хореографами — Петровым, Пимоновым и Самодуровым.
Хореограф Максим Петров. Фото: Урал Опера Балет
#INSERT_ARTICLE#
Российские хореографы научились коллаборироваться, что не может не радовать. Сначала был L.A.D. в Урал Опера Балет, затем «Made in Bolshoi / Времена года / Танцемания» в Большом театре, потом Севагин / Самодуров / Пименов в Перми и вот снова Урал — премьерный «Павильон Армиды / Венгерские танцы / Sextus Propertius». С одной стороны, худруки Москвы, Пермии Екатеринбурга сами создают рабочие места для друг друга. С другой стороны — творческий обмен, поддержка и конкуренция между собой обязательно дадут свои плоды в обозримом будущем, обогатив каждую из трупп, участвующих в этой непрекращающейся коллаборации.
«Послание»
Где: ДК Рассвет, Москва
Когда: 28 апреля
Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva недавно объявил планы на 2023 год. Руководителю фестиваля, прима-балерине Диане Вишневой, за этот год пришлось перестраивать свой международный проект на рельсы современных реалий (как и многим другим российским театрам). Поэтому Вишнева объявила, что «фестиваль неизбежно трансформируется: от сезонности мы переходим к непрерывной работе на протяжении всего года».
Диана Вишнева. Фото: Diana Vishneva Foundation
#INSERT_ARTICLE#
Работа фестиваля в 2023 году открывается работой «Послание», приуроченной к Международному дню танца. Над «Посланием» работали сразу четверо постоянных хореографов Context — Ольга Васильева, Илья Манылов, Татьяна Чижикова, Елена Чурилова. Работа будет посвящена размышлениям о природе и объединяющей силе танца.
Гала-концерт к 45-летию Театра балета Бориса Эйфмана
Где: Государственный Кремлевский дворец, Москва
Когда: 4 апреля
Борис Эйфман уже давно покорил сердца зрителей своими балетами. К 45-летию своего театра Эйфман устраивает праздничное гала в Кремле, где будут показаны отрывки из самых лучших постановок — «Анна Каренина», «Роден, ее вечный идол», «По ту сторона греха», «Чайковский. PRO et CONTRA», «Эффект Пигмалиона», «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана», «Чайка. Балетная история».
Новости — 21 августа 2025 08:08
Стало известна дата выхода второго сезона Fallout
Если предыдущие балеты зрители могут видеть в постоянном репертуаре театра Эйфмана, то для праздничного гала хореограф сделал настоящий сюрприз для своих поклонников. Помимо отрывков из постоянных спектаклей, на гала представят также специально восстановленные фрагменты из балетов «Мастер и Маргарита» и «Двухголосие». Эти постановки Бориса Эйфмана эпохи 1970–1980-х давно сошли со сцены, и многие современные зрители никогда их не видели.
#INSERT_ARTICLE#
Новости — 21 августа 2025 08:08
Путь от конкурсанта до куратора фестиваля Context. Diana Vishneva. Интервью с хореографом Павлом Глуховым
Пять песен в моем MP3-плеере: «Любит не любит», «Неадекватные люди», «Трезвый водитель» и еще 2 наших ромкома
Новости, Новости —
20 августа, 20:25
Стало известна дата выхода второго сезона Fallout
Образ жизни —
14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости —
20 августа, 19:30
В Москве может появиться новая ветка метро до Сколково
Новости, Новости —
20 августа, 18:30
Создатель «Шерлока» снимет сериал о премьер-министре Великобритании
Новости, Новости —
20 августа, 17:10
Следующим проектом Зака Снайдера станет драма «Последняя фотография»
Обзоры — 18 августа, 17:30
Пять песен в моем MP3-плеере: «Любит не любит», «Неадекватные люди», «Трезвый водитель» и еще 2 наших ромкома
Обзоры — 18 августа, 15:40
Страшилки у костра, деревня и поездка в санаторий: кинопроекты с летним вайбом
Интервью — 11 августа, 14:35
Что для тебя хип-хоп? Рассказывают ICEGERGERT, Baby Cute, i61, Fardi, Thomas Mraz и Glebasta Spal
Интервью — 9 августа, 13:45
«Я не буду пить чай и наблюдать, как рушится моя жизнь». Интервью с Валей Анциферовым о сериале «Три сестры», азиатской мотивации и человечной поэзии
Обзоры — 8 августа, 14:39
10 роликов, которые нужно посмотреть в VK: кринолин, тру-крайм и Позов в костюме мандарина
Сториз — 7 августа, 17:10
Надувной дракон, заводное яйцо и Царевна-лягушка: 10 арт-объектов фестиваля «Круто»
Обзоры — 6 августа, 17:58
5 фильмов и сериалов про футбол для тех, кто уже посмотрел «Теда Лассо»
Интервью — 6 августа, 13:30
О шоу «Прятки», свиноферме и Анне Асти. Интервью с Дмитрием Журавлевым
Интервью — 5 августа, 13:01
«Певцы апокалипсиса не должны фантазировать, они должны бесстрастно документировать». Писательница Татьяна Замировская — о Нью-Йорке, сюре жизни и новой книге «Свечи Апокалипсиса»
Интервью — 1 августа, 18:20
Герои меча и магии: Антон Рогачёв, Илья Виногорский и Валентина Ляпина о сериале «Этерна»
Интервью — 30 июля, 17:42
Почему «кросы» с одной «с» и что такое чучука? Разбираемся вместе с Яном Топлесом
Обзоры — 30 июля, 12:01
Не хотите ли поговорить о монетизации? Как найти деньги на проект: советы от блогера TANITA
Колонка — 29 июля, 17:16
Витрувианский мазафакер. За что мы любим Джейсона Стэйтема
Сториз — 28 июля, 15:01
Футбол как образ и смысл жизни. Чек-лист бомбардира Хабиба Абдусаламова для мечтающих стать профи
Репортаж — 28 июля, 12:46
Добро пожаловать в Иваново, город голограмм. Репортаж со съемок 2-го сезона «Кибердеревни»
Обзоры — 24 июля, 17:25
Все не так, и все не то. 5 комедий о сомнительных решениях и их последствиях
Интервью — 24 июля, 15:10
Архитектор человеческих эмоций. Художница Дарья Ивашкина — об арт-объекте для «Архстояния», черной дыре Никола-Ленивецкого уезда и стремлении «жить максимально увлекательную жизнь»
Интервью — 23 июля, 12:02
Толкаю саунд, hip-hop soul. SRSLY-анкета SKY RAE
Интервью — 22 июля, 15:04
Камерные эфиры и большая сцена, коллекция пластинок и рейв-культура. 7 вопросов Errortica
Интервью — 21 июля, 14:30
Коллективный сон. Олег Чугунов — о работе с Романом Михайловым, магическом реализме и ответственности рассказчика
Интервью — 18 июля, 13:49
Герои меча и магии: Иван Трушин и Алексей Лукин о сериале «Этерна»
Обзоры — 17 июля, 17:30
Торжество фестивального духа. Гид по VK Fest 2025 в Москве
Обзоры — 17 июля, 12:01
Коучи на экране: от духовных лидеров до секс-гуру
Репортаж — 15 июля, 10:34
Главный экспонат. Как редакция SRSLY провела день в Эрмитаже с Сергеем Минаевым, Клавой Кокой и Евгением Чебатковым
Настоящий комфортик. Интервью с актером Александром Сетейкиным о съемках в сене, гротескных ролях и фильтр-кофе
Обзоры — 10 июля, 10:04
Любовь до гроба. Рецензия на фильм «Саван» Дэвида Кроненберга
Интервью — 8 июля, 13:05
«Фильм про меня, естественно, будут снимать». Интервью с актрисой Евой Смирновой
Обзоры — 5 июля, 12:53
Аронова в роли советской училки, Кошман в мире покера, горе-инкассатор Чепурченко и беременные в 16: что показали на VII фестивале «Пилот»
Интервью — 3 июля, 09:40
«Хотим, чтобы "Страдариум" стал местом, где меняется язык, способ мышления и взгляд на мир». Интервью с создателями проекта о новой программе «Проба», учебных процессах и истории искусства
Образ жизни —
20 августа, 16:30
Она жила две жизни. 10 причин, почему мы любим Ханну Монтану
Новости, Новости —
20 августа, 13:02
Florence + The Machine возвращаются с шестым альбомом
Образ жизни —
20 августа, 11:56
FOMO, гача и дофамин. Как тебя заставляют покупать ненужное
Новости, Новости —
20 августа, 10:30
Louis Vuitton представит первую линейку косметики
Новости, Новости —
19 августа, 18:53
ColourPop выпустил коллекцию в коллаборации со «Шреком»
Новости, Новости —
19 августа, 17:40
Вышел трейлер «Хорошего мальчика» — хоррора, снятого от лица собаки
Новости, Новости —
19 августа, 16:50
Аня Тейлор-Джой и Мэрил Стрип снимутся в байопике о Джони Митчелл