Балетная афиша на апрель изобилует прекрасными спектаклями и даже несколькими премьерами. Для вашего удобства мы выбрали шесть лучших спектаклей, которые можно и нужно увидеть в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Исследовательница балета и современного танца Маргарита Махрина подробно рассказывает, почему каждая постановка достойна вашего внимания.
«Пламя Парижа»
Где: Большой театр, Москва
Когда: 18−20 апреля
С февраля 2022 года репертуар Большого театра сильно обеднел и продолжает таять на глазах. У главного театра страны постепенно заканчиваются права на западные балеты, а контракты не продлеваются. К всеобщему сожалению, руководство театра не объявляет заранее, что такой-то блок такой-то постановки будет последним. Так, зритель постфактум узнает, что мартовский показ потрясающей «Зимней сказки» Кристофера Уилдона был финальным (и не говорите, что мы вас не предупреждали). Аналогичная история была с обожаемым зрителями балетом «Онегин» Джона Кранко. Единственный спектакль, с которым Большой никак не может проститься, это «Пламя Парижа» Алексея Ратманского. Артисты вводят зрителей в заблуждение, прощаясь в соцсетях с балетом каждый раз. Но в июле 2023 года права все-таки закончатся.
Балет «Пламя Парижа». Филипп — Александр Волчков, Жанна — Мария Александрова, Жером — Денис Савин. Фото: Большой театр
#INSERT_ARTICLE#
Во времена управления балетной труппой Большого театра Ратманский занимался восстановлением не только старых императорских балетов («Корсар»), но и забытых советских. «Пламя Парижа» Василия Вайнонена (1932) и «Светлый ручей» Федора Лопухова (1935) были с любовью восстановлены, а местами пересочинены Ратманским. И пускай «Пламя Парижа» не самый яркий балет и не самый актуальный, однако он обладает своим очарованием и уже несет в себе историю современной труппы Большого театра и печать советского драмбалета. «Светлый ручей» уже не поймать, а вот прикоснуться к истории в лице «Пламени Парижа» есть последний шанс!
«Зазеркалье»
Где: МАМТ, Москва
Когда: 14−16 апреля
Пока Большой театр до конца не придумал каким образом, кроме нескончаемых балетов Юрия Григоровича уже 60 лет подряд, прикрывать дыры в афише, МАМТ активно занимается импортозамещением.
#INSERT_ARTICLE#
В нашем недавнем интервью с Максимом Севагиным молодой худрук балетной труппы говорил о том, что его не беспокоит уход западных хореографов из России и объявил курс на молодые российские таланты. В доказательство тому в апреле в театре на Малой сцене состоится премьера работы Константина Семенова «Зазеркалье».
Балет «Зазеркалье». Фото: МАМТ
#INSERT_ARTICLE#
Севагин планирует развивать репертуар труппы на разных площадках, поэтому для Малой сцены будет привлекать хореографов, работающих в современном танце. Автор «Зазеркалья» Константин Семенов — победитель конкурса современной хореографии Context. Diana Vishneva, а в последние годы также хореограф одноименного фестиваля.
«Зазеркалье» Семенова вдохновлено сказкой «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, однако, как сказано в программе, не ставит перед собой задачу напрямую проиллюстрировать книгу. В работе над спектаклем принимали участие: прима-балерина Ксения Рыжкова, ведущие солисты Валерия Муханова, Елена Соломянко, Анастасия Лименько, Евгений Жуков и многие другие артисты труппы, что делает балет еще более интересным для постоянных зрителей МАМТа.
Хореограф Константин Семенов на репетиции балета «Зазеркалье». Фото: МАМТ
#INSERT_ARTICLE#
«Дочь фараона»
Где: Мариинский театр, Санкт-Петербург
Когда: 30 апреля
На прошлой неделе в Мариинском театре наконец-то состоялась премьера выстраданной «Дочери фараона». Реконструкцию старейшего балета Мариуса Петипа (1862) Алексей Ратманский начал несколько лет назад. Но премьера постоянно откладывалась. В 2021 году балет был поставлен Ратманским на 80%, однако не поспевали декорации. А в феврале 2022-го Алексей Осипович отказался сотрудничать с Мариинским театром, поэтому премьеру снова отложили на год.
В СМИ и у обычных балетоманов-любителей уже давно ведутся дискуссии о соблюдении авторских прав Ратманского (перепоставить спектакль был приглашен никому не известный итальянец Тони Канделоро). Спорят и о правильности самой реконструкции старинного балета, а также о гигантских суммах, потраченных театром на постановку балета. Как минимум все это и непрекращающаяся дискуссия вокруг балета делают его привлекательным и, что называется, из разряда must visit.
Балет «Дочь фараона». Аспиччия — Виктория Терешкина. Фото: Мариинский театр
#INSERT_ARTICLE#
Но мы рекомендуем вам держа в голове все споры и контекст сходить на «Дочь фараона» 30 апреля. На сцену в партии Аспиччи впервые выйдет прима-балерина Олеся Новикова. Если кто-то и способен своим присутствием на сцене свести к нулю все дискуссии о минусах балета, то это именно Новикова. Несравненная балерина только вышла из своего четвертого (!) декрета и готова радовать зрителей магией. Стремитесь видеть и помните, что балет поставлен так, как его, предполагается, видели зрители более 100 лет назад.
«Павильон Армиды / Венгерские танцы / Sextus Propertius»
Где: Урал Опера Балет, Екатеринбург
Когда: 14−16 апреля
К всеобщему счастью, балетная жизнь России не ограничивается двумя культурными столицами, а в некоторых постановках и назначениях смело может конкурировать с Москвой и Петербургом. Так, в августе хореограф Мариинского театра Максим Петров сменит на посту худрука балетной труппы Урал Опера Балет Вячеслава Самодурова.
Хореограф Вячеслав Самодуров. Фото: Урал Опера Балет
#INSERT_ARTICLE#
Урал Опера Балет в этом году имеет множество номинаций на «Золотую маску», в том числе за балет L.A.D, поставленный Максимом Петровым, Максимом Севагиным, Андреем Кайдановским и все тем же Вячеславом Самодуровым. А уже 14 апреля в Екатеринбургском театре оперы и балета пройдет премьера новой тройчатки, снова поставленной ведущими российскими хореографами — Петровым, Пимоновым и Самодуровым.
Хореограф Максим Петров. Фото: Урал Опера Балет
#INSERT_ARTICLE#
Российские хореографы научились коллаборироваться, что не может не радовать. Сначала был L.A.D. в Урал Опера Балет, затем «Made in Bolshoi / Времена года / Танцемания» в Большом театре, потом Севагин / Самодуров / Пименов в Перми и вот снова Урал — премьерный «Павильон Армиды / Венгерские танцы / Sextus Propertius». С одной стороны, худруки Москвы, Пермии Екатеринбурга сами создают рабочие места для друг друга. С другой стороны — творческий обмен, поддержка и конкуренция между собой обязательно дадут свои плоды в обозримом будущем, обогатив каждую из трупп, участвующих в этой непрекращающейся коллаборации.
«Послание»
Где: ДК Рассвет, Москва
Когда: 28 апреля
Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva недавно объявил планы на 2023 год. Руководителю фестиваля, прима-балерине Диане Вишневой, за этот год пришлось перестраивать свой международный проект на рельсы современных реалий (как и многим другим российским театрам). Поэтому Вишнева объявила, что «фестиваль неизбежно трансформируется: от сезонности мы переходим к непрерывной работе на протяжении всего года».
Диана Вишнева. Фото: Diana Vishneva Foundation
#INSERT_ARTICLE#
Работа фестиваля в 2023 году открывается работой «Послание», приуроченной к Международному дню танца. Над «Посланием» работали сразу четверо постоянных хореографов Context — Ольга Васильева, Илья Манылов, Татьяна Чижикова, Елена Чурилова. Работа будет посвящена размышлениям о природе и объединяющей силе танца.
Гала-концерт к 45-летию Театра балета Бориса Эйфмана
Где: Государственный Кремлевский дворец, Москва
Когда: 4 апреля
Борис Эйфман уже давно покорил сердца зрителей своими балетами. К 45-летию своего театра Эйфман устраивает праздничное гала в Кремле, где будут показаны отрывки из самых лучших постановок — «Анна Каренина», «Роден, ее вечный идол», «По ту сторона греха», «Чайковский. PRO et CONTRA», «Эффект Пигмалиона», «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана», «Чайка. Балетная история».
#INSERT_ARTICLE#
Если предыдущие балеты зрители могут видеть в постоянном репертуаре театра Эйфмана, то для праздничного гала хореограф сделал настоящий сюрприз для своих поклонников. Помимо отрывков из постоянных спектаклей, на гала представят также специально восстановленные фрагменты из балетов «Мастер и Маргарита» и «Двухголосие». Эти постановки Бориса Эйфмана эпохи 1970–1980-х давно сошли со сцены, и многие современные зрители никогда их не видели.
Новости — 5 октября 2025 17:13
Путь от конкурсанта до куратора фестиваля Context. Diana Vishneva. Интервью с хореографом Павлом Глуховым