Журналисты и блогеры уже не первую неделю активно обсуждают дипломную работу студента пятого курса РГГУ Александра Жадана, написанную при помощи искусственного интеллекта. Работу по теме «Анализ и совершенствование управления игровой компании» ему помог написать чат-бот ChatGPT. Как отмечает в своих соцсетях Жадан, сам диплом ему был не нужен, он и так работает по специальности. Ему просто хотелось проверить возможности нейросети в этой сфере.
В твиттере студента сейчас можно найти описание всего процесса написания работы при помощи ИИ по шагам. Оригинальный пост Жадана посмотрели 1,9 млн раз. «Схема "написать диплом с ChatGPT + скомбинировать с чужой работой + добавить своего" рабочая. Машина пишет оригинальный текст, отлично проходящий антиплагиат. Но русский еще надо доработать…» — написал студент в соцсети. Похоже, ценность этой инструкции по работе с ChatGPT в процессе написания научной работы выше, чем ценность самой работы Жадана.
Среди пользователей того же твиттера нашлись те, кто возмутился наглостью студента и написал на него жалобу в Министерство образования. Были и требования лишить выпускника диплома. На это пользователи соцсетей отвечали в том духе, что Жадан некое исследование все же провел, хоть и с использованием чат-бота, так что диплома он вполне заслуживает. В итоге комиссия результаты сдачи диплома засчитала.
ChatGPT разработан компанией OpenAI, которую в 2015 году запустили Илон Маск и Сэм Олтмен. Это чат-бот с искусственным интеллектом, способный работать в диалоговом режиме и поддерживающий запросы на естественных языках, то есть на языках, возникших естественным путем в ходе развития человеческой цивилизации. Чат-бот был официально запущен 30 ноября 2022 года. Среди его возможностей: написание кода, создание текстов, перевод, получение точных ответов и использование контекста диалога для ответов.
В первые месяцы работы ChatGPT привлек больше внимания, чем TikTok и Instagram* . За 60 дней OpenAI довела ежемесячную аудиторию ChatGPT до 100 млн пользователей, и 13 млн из них оставляют запросы каждый день. По мнению аналитиков, это лучший рост интернет-компании за последние 20 лет. Например, Netflix получил свой первый миллион пользователей за год, а ChatGPT — за пять дней.
Диплом Александра Жадана — не единственный случай сдачи экзаменов и написания выпускных работ при помощи ChatGPT. Например, в юридической школе в Миннеаполисе ChatGPT сдал четыре экзамена вместе с реальными студентками. Чат-бот получил оценку C+ — это не высокая оценка, но это и не двойка. Сдавая экзаменационные работы, ChatGPT мог цитировать законы и правильно описывать судебные дела, но ему пока еще далеко до того, чтобы, подобно живым юристам, выявлять и глубоко анализировать проблемы. Он точно не получил бы юридическую степень. Тем не менее ученые отмечают, что если работу, написанную преимущественно чат-ботом, они выявляют легко, то при должной шлифовке и редактуре со стороны студента выявить подлог гораздо сложнее.
ChatGPT получил более впечатляющие результаты на экзаменах в Уортонской школе бизнеса при Пенсильванском университете. Баллы у него были выше среднего. Чат-бот неплохо разбирался в вопросах управления бизнес-процессами, но неожиданно обнаружил пробелы в знаниях по базовой математике.
Несмотря на результаты, далекие от идеала, ChatGPT вызывает тревогу среди преподавателей вузов из-за способности обходить инструменты обнаружения плагиата. Например, преподаватель австралийского Университета Дикина недавно сообщил, что боты были обнаружены почти в одной пятой экзаменационных работ, и значит, искусственный интеллект все шире используется для мошенничества на экзаменах.
Чат-бот ChatGPT помогает и одновременно вызывает тревогу у специалистов, работающих с творческими текстами самого разного толка.
Например, в такой обыденной сфере, как продажа недвижимости, ChatGPT оказался незаменимым помощником. Многие агенты по продаже и аренде квартир в США уже не представляют себе, как без него обходиться. При составлении объявлений он экономит много времени и к тому же помогает оформлять сделки документально.
Чат-бот действительно может отобрать работу у копирайтеров и составителей рекламных текстов. Английский писатель-фрилансер Генри Уильямс рассказал в газете The Guardian о том, как ChatGPT за тридцать секунд написал текст, за который живому автору обычно платят гонорар в 500 фунтов стерлингов. У писателя были претензии к чат-боту по части структуры текста и некоторых оборотов, не свойственных человеческой речи. Однако искусственный интеллект смог передать главные мысли и не сделал ошибок в синтаксисе и грамматике.
Дело дошло и до конкуренции в искусстве. Например, чат-бот получил задание составить синопсис мультфильма «Рататуй» в стилистике «Звездных войн», и он справился с блеском: «Давным-давно, в далекой-далекой кухне… Маленький крысенок по имени Реми испытывает большую страсть к кулинарии. Несмотря на презрение общества и собратьев-крыс, Реми лелеет дерзкую мечту стать шеф-поваром в мире людей…» Вроде, не самая замысловатая шутка для человека, но это сделано машиной! А значит, скоро она просто начнет писать сценарии.
Наконец, самый большой скандал разразился, когда ChatGPT попросили написать стихотворный текст в стилистике песен Ника Кейва.
В январе нынешнего года новозеландский фанат музыканта прислал ему результат своего эксперимента. Он попросил чат-бот написать «песню в стиле Ника Кейва». Искусственный интеллект насытил итоговый текст свойственными Кейву темными библейскими образами и сочинил такой припев: «Я грешник, я святой. Я тьма, я свет. Я охотник, я добыча. Я дьявол, я спаситель».
В ответе на своем сайте theredhandfiles.com музыкант написал, что уже получил десятки подобных текстов от фанатов, «дрожащих от благоговения перед алгоритмом», и он не испытывает энтузиазма по этому поводу. То, что мы видим, это лишь зачаточное состояние нового витка развития искусственного интеллекта. Это развитие может привести нас как к светлому утопическому будущему, так и к нашему уничтожению. «Песня — отстой, Марк, — пишет Кейв своему поклоннику. — При всей любви и уважении в мире, эта песня — чушь собачья, гротескная насмешка над тем, что значит быть человеком».
«Написание хорошей песни — это не мимикрия, не репликация и не стилизация, а, наоборот, часть подлинной творческой борьбы, которая предшествует созданию уникальной, действительно ценной лирики, — объясняет Кейв. — Это… столкновение со своей уязвимостью, своей опасностью, своей ничтожностью, противопоставленное чувству внезапного шокирующего открытия; это искупительный художественный акт, который волнует сердце слушателя, когда слушатель узнает во внутренней работе песни свою собственную кровь, свою борьбу, свое собственное страдание».