Интервью, Бизнес — 11 декабря 2022, 17:19

Продакт-менеджмент, e-commerce, «Детский мир». Интервью с Никитой Остапчуком

Сегодня ведущая подкаста про IT и маркетинг «Форточку открой», главный редактор «Научпока» и просто content queen Дарья Никулина взяла и проинтервьюировала своего же соавтора по разговорному жанру. Продакт-менеджер Никита Остапчук поделился личным мнением (которое может не совпадать с мнением компании, в которой он работает) по поводу будущего российского e-commerce, работы продакт-менеджеров и того, почему в развитии продукта во главе угла всегда пользователь.

Как бы ты сам себя представил?

Продакт-менеджер «Детского мира» и соавтор подкаста про IT «Форточку открой». 

Сурово. Ты уже рассказывал в своем подкасте, кто такой продакт-менеджер, причем этому посвящено сразу несколько выпусков. Но, может, саккумулируешь всю инфу для читателей? 

Некоторые считают, что продакт-менеджер должен формулировать и приоритизировать гипотезы, а потом проверять их через A/B-тесты и исследования или управлять roadmap (визуализация стратегии продвижения продукта, запуска проектов и развития всей компании. — Прим. SRSLY) и сводить unit-экономику. Кстати, о том, что это вообще такое, можно узнать из подкаста «Форточку открой»…

#INSERT_ARTICLE#

Да, да. (Улыбается.) 

Вообще в разных командах продакт-менеджеры действительно делают все перечисленное выше. Но это лишь инструменты, которые должны помогать в достижении самой важной цели — повышать эффективность решения задач пользователей. Собственно, именно этим я и занимаюсь в «Детском мире». 

Почему ты решил заняться созданием еще и подкаста? Что он тебе дает?

Мне нравится строить вещи, например, цифровые продукты, а еще я люблю узнавать что-то новое и делиться этим с другими людьми. Идеальный стартер-пак для создания подкаста.

Очевидно, что ты чувствуешь себя в e-commerce, как рыба в воде, но почему именно эта сфера, а не, например, финтех?

На самом деле я работал не только в электронной коммерции, но и в ED Tech и HR Tech. Вообще предпочитаю не типизировать продукты по рынку (хотя понятно, что есть своя специфика), а смотреть на ценности, которые несет для пользователей тот или иной продукт.

#INSERT_ARTICLE#


Например, мне очень нравится, что «Детский мир» — это про заботу: про то, чтобы любая семья в России могла заботиться о своем ребенке.

Мне приятно думать, что моя работа может быть полезна для миллионов родителей. Ведь время, которое они могли бы потратить на взаимодействие с менее удобным продуктом, получают их дети.

Милота! Насколько я знаю, в «Детском мире» очень маленькая продуктовая команда при этом, в других подобных компаниях команды в разы больше. Как ты думаешь, почему так? 

Это правда — у нас маленькая команда, особенно в сравнении с другими крупными маркетплейсами. Но именно это позволяет нам делать две очень полезные вещи: концентрироваться только на важных проблемах и быстро проверять их решения. В целом по поводу размеров могут быть разные мнения, но мне сейчас комфортнее работать в небольшой команде с быстрыми процессами, по сути, мы являемся стартапом внутри компании. 

Какие тенденции ты видишь в рынке e-commerce сейчас? Как думаешь, куда он движется?

Если говорить про российский e-com, тот тут главная тенденция понятна — доходы населения падают.

Это значит, что все большим спросом будут пользоваться вещи, которые позволяют тратить меньше денег в единицу времени. Например, всевозможные рассрочки, продажа уцененных товаров, классифайды (продажа товаров из рук в руки) или производство собственных менее дорогих аналогов популярных товарных категорий.


Как-то раз я услышала просто гениальную фразу, смысл которой заключается в том, что с детским рынком лучше всего работают люди, детей не имеющие. Что думаешь по этому поводу?

Я думаю, что все не так просто. Не важно, есть ли у тебя дети или нет, — важно, насколько хорошо ты понимаешь потребности пользователей. Для этого есть много инструментов, и наличие или отсутствие детей не является критерием их использования.

Также позволю себе задвинуть небольшую телегу про diversity в команде: при работе над большим и сложным продуктом с миллионами пользователей, кажется, очень полезно, чтобы в твоей команде было много людей с разным опытом (с детьми, без детей, с собаками, племянниками и так далее). Это позволяет смотреть на продукт под разными углами и на более ранних этапах получать полезный фидбэк изнутри.

Как ты думаешь, есть ли куда расти рынку детских товаров в России с учетом падения рождаемости и в целом демографической ямы, в которой мы сейчас находимся? Отмечу, что сейчас в возрасте, когда обычно заводят детей, находятся как раз те люди, которые родились в 90-е — десятилетие, когда рождаемость в РФ снизилась до минимума и после которого мы как страна до сих пор не оправились. При этом недавно была опубликована статистика, что в Москве возраст рождения первенца у женщин повысился до 27 лет, а это довольно поздно — то есть приближаемся по этому показателю к европейскому уровню. 

Сделаю ремарку, что дальше буду излагать свое мнение, и оно может не совпадать с мнением компании. Я думаю, что рынок детских товаров в России действительно вряд ли станет больше в ближайшее время, поэтому любая компания на этом рынке должна искать возможности для диверсификации бизнеса: выходить в другие страны, искать похожие рынки с детскими товарами, в которых нет лидера, пытаться закрепиться там и все в таком духе.


А еще есть основания полагать, что с уменьшением рождаемости должен увеличиться средний чек на одного ребенка, так как он становится еще большей ценностью. Так бы я сказал, если бы работал в консалтинге, но это всего лишь оценочные суждения. (Улыбается.)  

Каким ты видишь будущее онлайн-ретейла детских товаров в ближайшие пять лет?

Пожалуй, примерно так же, как и будущее всего онлайн-ретейла в России. Мы будем стараться помочь пользователям тратить меньше денег.

Если говорить конкретно про «Детский мир», то мы хотим, чтобы в тот момент, когда в России появится свой Amazon, пользователи все равно продолжали покупать детские товары у нас из-за лучшего пользовательского опыта именно в этой категории.

#INSERT_ARTICLE#


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: из личного архива Никиты Остапчука
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Музыка — 17:30, 19 мая 2025
Flo Rida, Лагутенко, The Rasmus: большие артисты на «Евровидении»
Новости, Новости — 19 мая, 17:30
Майкл Джей Фокс сыграет в 3-м сезоне «Терапии»
Новости, Новости — 5 мая, 13:46
Петля времени, мечты о Москве и путь к себе: на PREMIER вышла фантастическая комедия «Один хороший день»
Кино — 19 мая, 17:20
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «Эддингтон», «Амрум», «Левша», «Звук падения»
Новости, Новости — 19 мая, 15:16
Фильм «Злая» превратят в музыкальное телешоу с Арианой Гранде и Синтией Эриво 
Новости, Новости — 19 мая, 12:01
Asenssia представила «Метеор» — свой первый сольный альбом
Новости, Новости — 16 мая, 15:40
Saint City Lovers, DJ Stonik1917 и i61: фестиваль «Планета K-30» анонсировал вторую волну исполнителей и локацию ивента
Новости, Новости — 16 мая, 14:08
«Снова на одной волне»: «Питер FM» выйдет в повторный прокат
Музыка — 16 мая, 11:40
Вся музыка важна. Гид по «BandLink ШоуКейс фестивалю»
Новости, Новости — 15 мая, 17:30
Apple разрабатывает технологию для управления iPhone силой мысли
Новости, Новости — 15 мая, 15:30
Фанни Ардан и Луи Гаррель сыграют в новом фильме Кирилла Серебренникова
Новости, Новости — 15 мая, 13:55
Новые персонажи и сказочный Питер в трейлере 2-го сезона «Волшебного участка»
Кино — 15 мая, 13:37
По следам 47-го Московского кинофестиваля: «Туда», «Эвакуация», «Старуха с ножом»
Новости, Новости — 15 мая, 11:40
Okko выпустит документалку о Паше Технике
Новости, Новости — 14 мая, 17:30
Онлайн-кинотеатр PREMIER запускает киноклуб
Новости, Новости — 14 мая, 16:00
Feduk, Дора и ICEGERGERT: «Пари Фест» в Нижнем Новгороде объявил первых артистов
Интервью — 14 мая, 15:06
На пару слов: интервью с Amirchik о любви и не только
Новости, Новости — 14 мая, 13:27
MONA написала саундтрек к аудиосериалу «Ониксовый шторм»
Музыка — 13 мая, 20:28
Волна нереального свэга. 13 вопросов Мэйби Бэйби
Новости, Новости — 13 мая, 17:30
Александр Хант поставит сериал «Фурия» по комиксам Bubble Comics
Новости, Новости — 13 мая, 16:00
Kid Cudi снимет свой первый фильм и исполнит в нем главную роль
Новости, Новости — 13 мая, 13:24
Новый маньяк и новые жертвы в трейлере 2-го сезона «Фишера»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 13 мая, 11:03
У фильма «Красный шелк» будет сиквел
Новости, Новости — 12 мая, 16:50
Майки Мэдисон сыграет в «Рептилии» — новом триллере с Кирстен Данст
Новости, Новости — 12 мая, 14:39
Стало известно, когда начнутся съемки перезапуска «Горца» с Генри Кавиллом
Образ жизни — 12 мая, 14:04
Что бы послушать? «Суперсилы», «Человек уязвимый», «Мужик, соберись!» и другие новые подкасты
Интервью — 10 мая, 13:05
«Я не мог объяснить людям просто через музыку, кто я такой». Большое интервью SRSLY с Федей BOOKER. Часть 1
Новости, Новости — 10 мая, 12:00
Алекс Гарленд станет режиссером фильма по игре Elden Ring
Новости, Новости — 9 мая, 16:00
Мэтт Ривз ушел с поста режиссера «Бэтмена 2»
Новости, Новости — 9 мая, 14:14
На «Золотом глобусе» начнут награждать лучшие подкасты
Новости, Новости — 9 мая, 12:00
Baidu разрабатывает ИИ-переводчик с языка животных на человеческий
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы