Интервью, Бизнес — 11 декабря 2022, 17:19

Продакт-менеджмент, e-commerce, «Детский мир». Интервью с Никитой Остапчуком

Сегодня ведущая подкаста про IT и маркетинг «Форточку открой», главный редактор «Научпока» и просто content queen Дарья Никулина взяла и проинтервьюировала своего же соавтора по разговорному жанру. Продакт-менеджер Никита Остапчук поделился личным мнением (которое может не совпадать с мнением компании, в которой он работает) по поводу будущего российского e-commerce, работы продакт-менеджеров и того, почему в развитии продукта во главе угла всегда пользователь.

Как бы ты сам себя представил?

Продакт-менеджер «Детского мира» и соавтор подкаста про IT «Форточку открой». 

Сурово. Ты уже рассказывал в своем подкасте, кто такой продакт-менеджер, причем этому посвящено сразу несколько выпусков. Но, может, саккумулируешь всю инфу для читателей? 

Некоторые считают, что продакт-менеджер должен формулировать и приоритизировать гипотезы, а потом проверять их через A/B-тесты и исследования или управлять roadmap (визуализация стратегии продвижения продукта, запуска проектов и развития всей компании. — Прим. SRSLY) и сводить unit-экономику. Кстати, о том, что это вообще такое, можно узнать из подкаста «Форточку открой»…

#INSERT_ARTICLE#

Да, да. (Улыбается.) 

Вообще в разных командах продакт-менеджеры действительно делают все перечисленное выше. Но это лишь инструменты, которые должны помогать в достижении самой важной цели — повышать эффективность решения задач пользователей. Собственно, именно этим я и занимаюсь в «Детском мире». 

Почему ты решил заняться созданием еще и подкаста? Что он тебе дает?

Мне нравится строить вещи, например, цифровые продукты, а еще я люблю узнавать что-то новое и делиться этим с другими людьми. Идеальный стартер-пак для создания подкаста.

Очевидно, что ты чувствуешь себя в e-commerce, как рыба в воде, но почему именно эта сфера, а не, например, финтех?

На самом деле я работал не только в электронной коммерции, но и в ED Tech и HR Tech. Вообще предпочитаю не типизировать продукты по рынку (хотя понятно, что есть своя специфика), а смотреть на ценности, которые несет для пользователей тот или иной продукт.

#INSERT_ARTICLE#


Например, мне очень нравится, что «Детский мир» — это про заботу: про то, чтобы любая семья в России могла заботиться о своем ребенке.

Мне приятно думать, что моя работа может быть полезна для миллионов родителей. Ведь время, которое они могли бы потратить на взаимодействие с менее удобным продуктом, получают их дети.

Милота! Насколько я знаю, в «Детском мире» очень маленькая продуктовая команда при этом, в других подобных компаниях команды в разы больше. Как ты думаешь, почему так? 

Это правда — у нас маленькая команда, особенно в сравнении с другими крупными маркетплейсами. Но именно это позволяет нам делать две очень полезные вещи: концентрироваться только на важных проблемах и быстро проверять их решения. В целом по поводу размеров могут быть разные мнения, но мне сейчас комфортнее работать в небольшой команде с быстрыми процессами, по сути, мы являемся стартапом внутри компании. 

Какие тенденции ты видишь в рынке e-commerce сейчас? Как думаешь, куда он движется?

Если говорить про российский e-com, тот тут главная тенденция понятна — доходы населения падают.

Это значит, что все большим спросом будут пользоваться вещи, которые позволяют тратить меньше денег в единицу времени. Например, всевозможные рассрочки, продажа уцененных товаров, классифайды (продажа товаров из рук в руки) или производство собственных менее дорогих аналогов популярных товарных категорий.


Как-то раз я услышала просто гениальную фразу, смысл которой заключается в том, что с детским рынком лучше всего работают люди, детей не имеющие. Что думаешь по этому поводу?

Я думаю, что все не так просто. Не важно, есть ли у тебя дети или нет, — важно, насколько хорошо ты понимаешь потребности пользователей. Для этого есть много инструментов, и наличие или отсутствие детей не является критерием их использования.

Также позволю себе задвинуть небольшую телегу про diversity в команде: при работе над большим и сложным продуктом с миллионами пользователей, кажется, очень полезно, чтобы в твоей команде было много людей с разным опытом (с детьми, без детей, с собаками, племянниками и так далее). Это позволяет смотреть на продукт под разными углами и на более ранних этапах получать полезный фидбэк изнутри.

Как ты думаешь, есть ли куда расти рынку детских товаров в России с учетом падения рождаемости и в целом демографической ямы, в которой мы сейчас находимся? Отмечу, что сейчас в возрасте, когда обычно заводят детей, находятся как раз те люди, которые родились в 90-е — десятилетие, когда рождаемость в РФ снизилась до минимума и после которого мы как страна до сих пор не оправились. При этом недавно была опубликована статистика, что в Москве возраст рождения первенца у женщин повысился до 27 лет, а это довольно поздно — то есть приближаемся по этому показателю к европейскому уровню. 

Сделаю ремарку, что дальше буду излагать свое мнение, и оно может не совпадать с мнением компании. Я думаю, что рынок детских товаров в России действительно вряд ли станет больше в ближайшее время, поэтому любая компания на этом рынке должна искать возможности для диверсификации бизнеса: выходить в другие страны, искать похожие рынки с детскими товарами, в которых нет лидера, пытаться закрепиться там и все в таком духе.


А еще есть основания полагать, что с уменьшением рождаемости должен увеличиться средний чек на одного ребенка, так как он становится еще большей ценностью. Так бы я сказал, если бы работал в консалтинге, но это всего лишь оценочные суждения. (Улыбается.)  

Каким ты видишь будущее онлайн-ретейла детских товаров в ближайшие пять лет?

Пожалуй, примерно так же, как и будущее всего онлайн-ретейла в России. Мы будем стараться помочь пользователям тратить меньше денег.

Если говорить конкретно про «Детский мир», то мы хотим, чтобы в тот момент, когда в России появится свой Amazon, пользователи все равно продолжали покупать детские товары у нас из-за лучшего пользовательского опыта именно в этой категории.

#INSERT_ARTICLE#


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: из личного архива Никиты Остапчука
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Музыка — 15:25, 4 июля 2025
Первый VK Fest в Казани: чак-чак с лицом Басты, эчпочмаки и 20 тысяч человек под открытым небом
Новости, Новости — 4 июля, 15:25
Свежее звучание и переосмысление хита: МакSим выпустила новую версию «Нежности»
Новости — 27 июня, 13:33
ЕГЭ по селебоведению. Тест про школьные годы звезд
Новости, Новости — 3 июля, 14:00
Создатель игры The Last of Us Нил Дракманн не будет работать над сериалом от HBO
Новости, Новости — 3 июля, 11:50
Евгений Цыганов исполнит главную роль в фильме «Человек, который смеется»
Новости, Новости — 2 июля, 19:00
Сериал «Медведь» продлили на пятый сезон
Новости, Новости — 2 июля, 18:00
Списки задач и предложенные посты: вышло обновление Telegram
Новости, Новости — 2 июля, 17:00
Netflix будет создавать персонализированные трейлеры с помощью ИИ
Новости, Новости — 2 июля, 15:50
Илья Соболев будет обучать стендапу в новом шоу на ТНТ
Новости, Новости — 2 июля, 13:38
«Краски – только мы»: группа «Сироткин» показала песню «Ты да я»
Образ жизни — 2 июля, 12:48
Интервью с создательницами FAR FROM HOME — того самого агентства, которое устраивает туры на концерты Леди Гаги, Бейонсе и Гарри Стайлса
Новости, Новости — 2 июля, 11:24
Стартовало производство продолжения «Дьявол носит Prada»
Кино — 1 июля, 18:05
Крипто-коуч, мемуары и проклятие Таро: что смотреть в июле на PREMIER
Новости, Новости — 1 июля, 16:40
Райан Гослинг спасает человечество в трейлере фильма «Проект “Аве Мария”»
Новости, Новости — 1 июля, 15:10
AFELIA выпустила сингл «двинулась»
Новости, Новости — 1 июля, 13:45
«Приключения Электроника» получат ремейк
Новости, Новости — 1 июля, 11:40
Вышел трейлер «Государя» — сериала о жизни Петра I
Новости, Новости — 30 июня, 19:05
Объединение GLAM GO! вернулось с треком «Игра»
Новости, Новости — 30 июня, 15:50
Объявлен каст байопика о группе Scorpions
Новости, Новости — 30 июня, 13:39
Сергей Романович и Гоша Куценко в трейлере сериала «Хутор»
Кино — 29 июня, 15:03
Смерть единорога. Рецензия на фильм «Материалистка»
Новости, Новости — 27 июня, 19:20
Завершились съемки нового сезона «Бриджертонов»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 27 июня, 16:00
BEARWOLF выпустила «Ястребов» — саундтрек к сериалу «Этерна»
Новости, Новости — 27 июня, 13:50
Сюзанна и NEMIGA выпустили совместный трек «Нежная душа»
Образ жизни — 27 июня, 13:03
Территория сложных чувств. Отрывок из книги Аш Пендрагон «Фанфики: истории для тех, кто не хочет прощаться»
Новости, Новости — 27 июня, 11:27
Олеся Иванченко дебютирует в кино. Она сыграет в сериале «Няня Оксана»
Новости, Новости — 26 июня, 17:20
Pixar работает над сиквелом «Рататуя». Но это не точно
Новости, Новости — 26 июня, 14:51
Дэйзи Эдгар-Джонс сыграет в новой экранизации «Разума и чувств» Джейн Остин
Новости, Новости — 26 июня, 11:40
Charli XCX выпустила кеды в коллаборации с Converse
Новости, Новости — 25 июня, 19:00
Трэвис Скотт стал «главным визионером» бренда Oakley
Новости, Новости — 25 июня, 17:30
Создатели «Актрис» и «Балета» снимут сериал про «Горбушку»
Не одна дома 2
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето