Как бы ты сам себя представил?
Продакт-менеджер «Детского мира» и соавтор подкаста про IT «Форточку открой».
Сурово. Ты уже рассказывал в своем подкасте, кто такой продакт-менеджер, причем этому посвящено сразу несколько выпусков. Но, может, саккумулируешь всю инфу для читателей?
Некоторые считают, что продакт-менеджер должен формулировать и приоритизировать гипотезы, а потом проверять их через A/B-тесты и исследования или управлять roadmap (визуализация стратегии продвижения продукта, запуска проектов и развития всей компании. — Прим. SRSLY) и сводить unit-экономику. Кстати, о том, что это вообще такое, можно узнать из подкаста «Форточку открой»…
Да, да. (Улыбается.)
Вообще в разных командах продакт-менеджеры действительно делают все перечисленное выше. Но это лишь инструменты, которые должны помогать в достижении самой важной цели — повышать эффективность решения задач пользователей. Собственно, именно этим я и занимаюсь в «Детском мире».
Почему ты решил заняться созданием еще и подкаста? Что он тебе дает?
Мне нравится строить вещи, например, цифровые продукты, а еще я люблю узнавать что-то новое и делиться этим с другими людьми. Идеальный стартер-пак для создания подкаста.
Очевидно, что ты чувствуешь себя в e-commerce, как рыба в воде, но почему именно эта сфера, а не, например, финтех?
На самом деле я работал не только в электронной коммерции, но и в ED Tech и HR Tech. Вообще предпочитаю не типизировать продукты по рынку (хотя понятно, что есть своя специфика), а смотреть на ценности, которые несет для пользователей тот или иной продукт.
Милота! Насколько я знаю, в «Детском мире» очень маленькая продуктовая команда при этом, в других подобных компаниях команды в разы больше. Как ты думаешь, почему так?
Это правда — у нас маленькая команда, особенно в сравнении с другими крупными маркетплейсами. Но именно это позволяет нам делать две очень полезные вещи: концентрироваться только на важных проблемах и быстро проверять их решения. В целом по поводу размеров могут быть разные мнения, но мне сейчас комфортнее работать в небольшой команде с быстрыми процессами, по сути, мы являемся стартапом внутри компании.
Какие тенденции ты видишь в рынке e-commerce сейчас? Как думаешь, куда он движется?
Если говорить про российский e-com, тот тут главная тенденция понятна — доходы населения падают.
Это значит, что все большим спросом будут пользоваться вещи, которые позволяют тратить меньше денег в единицу времени. Например, всевозможные рассрочки, продажа уцененных товаров, классифайды (продажа товаров из рук в руки) или производство собственных менее дорогих аналогов популярных товарных категорий.
Как-то раз я услышала просто гениальную фразу, смысл которой заключается в том, что с детским рынком лучше всего работают люди, детей не имеющие. Что думаешь по этому поводу?
Я думаю, что все не так просто. Не важно, есть ли у тебя дети или нет, — важно, насколько хорошо ты понимаешь потребности пользователей. Для этого есть много инструментов, и наличие или отсутствие детей не является критерием их использования.
Также позволю себе задвинуть небольшую телегу про diversity в команде: при работе над большим и сложным продуктом с миллионами пользователей, кажется, очень полезно, чтобы в твоей команде было много людей с разным опытом (с детьми, без детей, с собаками, племянниками и так далее). Это позволяет смотреть на продукт под разными углами и на более ранних этапах получать полезный фидбэк изнутри.
Как ты думаешь, есть ли куда расти рынку детских товаров в России с учетом падения рождаемости и в целом демографической ямы, в которой мы сейчас находимся? Отмечу, что сейчас в возрасте, когда обычно заводят детей, находятся как раз те люди, которые родились в 90-е — десятилетие, когда рождаемость в РФ снизилась до минимума и после которого мы как страна до сих пор не оправились. При этом недавно была опубликована статистика, что в Москве возраст рождения первенца у женщин повысился до 27 лет, а это довольно поздно — то есть приближаемся по этому показателю к европейскому уровню.
Сделаю ремарку, что дальше буду излагать свое мнение, и оно может не совпадать с мнением компании. Я думаю, что рынок детских товаров в России действительно вряд ли станет больше в ближайшее время, поэтому любая компания на этом рынке должна искать возможности для диверсификации бизнеса: выходить в другие страны, искать похожие рынки с детскими товарами, в которых нет лидера, пытаться закрепиться там и все в таком духе.
А еще есть основания полагать, что с уменьшением рождаемости должен увеличиться средний чек на одного ребенка, так как он становится еще большей ценностью. Так бы я сказал, если бы работал в консалтинге, но это всего лишь оценочные суждения. (Улыбается.)
Каким ты видишь будущее онлайн-ретейла детских товаров в ближайшие пять лет?
Пожалуй, примерно так же, как и будущее всего онлайн-ретейла в России. Мы будем стараться помочь пользователям тратить меньше денег.
Если говорить конкретно про «Детский мир», то мы хотим, чтобы в тот момент, когда в России появится свой Amazon, пользователи все равно продолжали покупать детские товары у нас из-за лучшего пользовательского опыта именно в этой категории.