Avril Lavigne — Let Go
Один из самых заметных поп-дебютов 2002 года. 20-летняя Аврил в компании с опытной продюсерской командой записала пластинку, которая в результате стала самым продаваемым альбомом канадского исполнителя в новом веке. Все дело, без сомнения, в неподдельной искренности девушки, которая с боем отвоевала у лейбла постгранжевый саунд для своих песен. А ведь изначально взрослые дядьки хотели сделать из нее кантри-исполнительницу. Сингл Sk8er Boi, в котором рассказывается история панка-скейтбордиста, влюбившегося в надменную балерину, принес певице титул поп-панк-королевы, а сам альбом стал одной из ключевых записей, поспособствовавших прорыву поп-панк-сцены в мейнстрим, и в кратчайшие сроки породил целую волну гитарных групп с девушками на вокале.
Beck — Sea Change
Дискография Бека примечательна тем, что музыкант умело чередует громкие, сложноустроенные альбомы, наполненные множеством семплов, и тихие релизы с аналоговым, акустическим звучанием. Sea Change — это, пожалуй, его самая тихая пластинка, выпущенная вслед за разудалым альбомом Midnite Vultures 1999 года. Поводом для создания альбома стал болезненный разрыв музыканта со своей невестой: накануне своего 30-летия Бек выяснил, что девушка была ему неверна. Надолго впав в состояние подавленности и самокопания, Бек начала писать песни, которые в результате и составили альбом. Страдания, как выясняется, не только закаляют, но и делают нас лучше: Sea Change стал настоящей жемчужиной в насыщенной дискографии музыканта и до сих пор считается одним из лучших его релизов.
В 2014 году Бек выпустил альбом Morning Phase, который он сам называет второй частью Sea Change. Пластинка, на которой музыкант вновь вернулся к тихим и теплым акустическим балладам, была удостоена премии «Грэмми». Именно во время этой церемонии Канье Уэст попытался выбежать на сцену, чтобы возмутиться тому, что награда ушла не Бейонсе, а какому-то Беку.
Coldplay — A Rush of Blood to the Head
Второй лонгплей Coldplay, доказавший всем хейтерам, что эта группа — не просто какие-нибудь очередные эпигоны Radiohead, а самые лучшие (шутка!). В начале карьеры Крису Мартину пришлось вытерпеть немало подколок со стороны более опытных коллег по цеху и журналистов. Бобби Гиллеспи из Primal Scream называл музыку группы «карьеристским рок-н-роллом», а Лиам Галлахер сравнивал Мартина с учителем географии, и поверьте, это было его самое безобидное замечание относительно фронтмена Coldplay. Том Йорк как-то отметил, что хотел бы ненадолго стать Крисом Мартином, чтобы понять, каково это — завидовать Тому Йорку. Рецензенты New Musical Express, которые, как правило, тоже за словом в карман не лезут, заметили, что участники Coldplay «похожи на членов консервативной партии», а также зачем-то предположили, что Мартин «имеет слабое представление об эрогенных зонах на теле женщины». Потом многие извинялись, даже Лиам, правда, спустя лет десять.
Все это, без сомнения, закалило фронтмена Coldplay, и к моменту выхода второго альбома он тоже научился зло отшучиваться, делая выпады в сторону других музыкантов, которых обвиняли в подражании Radiohead. «Придется ждать следующего альбома Travis, чтобы понять, в каком направлении двигаться дальше», — шутил он во время записи второго альбома. Выход A Rush of Blood to the Head заставил многих пересмотреть свое отношение к Coldplay. «Так звучит группа, которая вот-вот захватит мир», — писал автор The Guardian. Собственно, так и получилось: A Rush of Blood to the Head дебютировал на первом месте в 11 странах мира и в результате стал десятым самым продаваемым альбомом XXI века, а Крис Мартин женился на Гвинет Пэлтроу — видимо, и с эрогенными зонами тоже разобрался.
Eminem — The Eminem Show
Самый продаваемый в мире альбом 2002 года. Завершающая часть условной трилогии классических хип-хоп-альбомов Эминема, начатой альбомами The Slim Shady LP и The Marshall Mathers LP. На The Eminem Show музыкант отважился влить в свой фирменный хип-хоп элементы рок-музыки и не прогадал. По словам рэпера, при записи пластинки он пытался взять «лучшее из обоих миров» и вдохновлялся рок-музыкой 1970-х, которой заслушивался, когда взрослел, — Led Zeppelin, Aerosmith, Queen. Колумнист The New York Observer как-то заметил, что после выхода The Eminem Show Эминем стал своего рода «постыдным удовольствием» для поколения бумеров.
The Eminem Show считается самым личным альбомом Эминема. Музыкант отдалился от своего сатирического альтер эго и избавился от женоненавистнических и оскорбительных настроений, из-за которых его предыдущий альбом The Marshall Mathers LP оказался в центре нескольких скандалов. Тексты песен стали заметно серьезней. Чего только стоит знаменитый сингл Cleanin' Out My Closet, в котором Эминем анализирует свое неблагополучное детство. Тематически The Eminem Show вторит фильму Питера Уира «Шоу Трумана», в котором герой Джима Керри, сам того не подозревая, живет внутри телевизионного шоу. «В то время я чувствовал, что моя жизнь превращается в цирк, казалось, что за мной постоянно наблюдают, — признался музыкант в одном из интервью. — По сути, мой альбом записал Джим Керри». Пластинка по праву считается лучшей работой рэпера, подтверждением тому — сингл Without Me, который до сих пор остается самым прослушиваемым треком музыканта на Spotify.
Interpol — Turn on the Bright Lights
Альбом — вершина постпанк-ривайвла начала 2000-х, которую никому так и не удалось покорить. Идеальный постпанк-альбом поколения миллениалов, который и спустя 20 лет звучит более чем актуально и даст фору всем желающим из молодой поросли. Именно с этой пластинки и началась постпанк-истерия времен новой рок-революции. Все постпанк-группы нового века появились уже после — Editors, White Lies, White Rose Movement, She Wants Revenge, Motorama и десятки эпигонов масштабом поменьше. В начале нового века постпанк ощущался глотком свежего воздуха на фоне прискорбного положения дел на альтернативной сцене того времени в лице слащавого постгранжа и нарочито агрессивного рэпкора.
Turn on the Bright Lights дал возможность многим угрюмым инди-группам, томящимся в маленьких клубах, выйти к широкому слушателю и познакомил новое поколение слушателей с мрачной минималистичной музыкой родом из альтернативных 1980-х. «Interpol звучат так, будто Йен Кертис не повесился», — наперебой восторгались дебютной пластинкой Interpol музыкальные критики того времени. Хотя фронтмен группы Пол Бэнкс, как правило, всячески открещивался от надоедливых сравнений с пионерами постпанка Joy Division и их мятежным фронтменом, покончившим жизнь самоубийством в возрасте 23 лет.
Isis — Oceanic
Глыба жанра постметал. Шедевр тяжелой музыки нового века, родившийся на стыке сладж-метала, построка и эмбиента. Многие критики считают, что именно эта пластинка является первым представителем жанра. В стену мощных грязных гитар и гроула вплетаются эмбиентный нойз и потусторонний женский вокал, в результате чего, по словам одного рецензента, «рождается нечто объемное, значительное и красивое». Oceanic — это золотой стандарт, по которому с тех пор меряются все постметалические альбомы. Это концептуальный альбом, в центре сюжета которого — традиционная для тяжелой музыки невеселая история. Лирический герой альбома во время тяжелейшего экзистенциального кризиса находит свою настоящую любовь, женщину, которую считает своей второй половинкой, но вскоре выясняет, что она изменяет ему со своим собственным братом (!).
Norah Jones — Come Away With Me
Знаменитый дебютный лонгплей Норы Джонс, дочки легендарного индийского виртуоза игры на ситаре Рави Шанкара, ставшего благодаря дружбе с участниками The Beatles главным популяризатором индийской музыки в западном мире. Музыка же Норы, как общеизвестно, не имеет никакого отношения к ее индийским корням: с самого начала карьеры девушка, несмотря на весьма юный возраст (Come Away With Me вышел, когда ей было 22 года. — Прим. SRSLY), вдохновлялась винтажной американской музыкой, смешивая в своем творчестве старорежимные джаз, соул и кантри.
Эффектная, элегантная и одновременно очень камерная, акустическая по звучанию пластинка в результате получила две премии «Грэмми» и стала одним из самых продаваемых альбомов в истории музыкальной индустрии, расположившись в списке самых успешных музыкальных релизов всех времен сразу после «Abbey Road» The Beatles. Впечатляющий старт для начала карьеры, но повторить успех дебюта певице, несмотря на всю насыщенность ее дискографии, так и не удалось. Треки с пластинки впоследствии были растащены на десятки саундтреков к романтическим комедиям вроде «Реальной любви» и «Госпожи горничной», став неотделимой частью поп-культуры нового века. Велика вероятность, что вы знаете песни с этого альбома, даже если ни разу его не слушали.
Queens of the Stone Age — Songs for the Deaf
Самый известный альбом главных популяризаторов стоунер-рока на современной инди-сцене. Успеху альбома немало поспособствовал ряд убойных синглов, сопровождаемых впечатляющими видео. В 2002 году трудно было включить MTV и не наткнуться на отвязный клип к песне No One Knows, в котором участники группы во главе с двухметровым амбалом Джошем Хомми и в компании с вездесущим Дейвом Гролом сталкиваются на ночной дороге с обезумевшим оленем. Есть подозрение, что именно после просмотра клипа к этой песне с просто убийственным гитарным риффом очень многие ломанулись в местные музыкальные магазины выискивать Songs for the Deaf. Спустя 20 лет с трудом можно представить ситуацию, в которой подобная музыка могла быть стать настолько популярной на мейнстримовом телевидении.
Помимо Дейва Грола, сыгравшего на ударных во всех треках, в записи пластинки принял участие Марк Ланеган, ветеран гранж-движения и друг Курта Кобейна, умерший в этом году в возрасте 57 лет. Songs for the Deaf — это, без сомнения, веха в истории гитарной альтернативной музыки XXI века в целом и в непростом деле прорыва жанра стоунер-рока к широкому слушателю в частности.
Robbie Williams – Escapology
Робби Уильямс на пике своей творческой формы. Подкрепленный успехом ведущего хит-сингла Feel, в клипе к которому снялась Дэрил Ханна, и скандальным видео к песне Come Undone пятый лонгплей Робби Уильямса стал самым продаваемым альбомом 2002 года в Британии. Кульминацией концертного тура, посвященного выходу Escapology, стало трехдневное выступление музыканта на легендарной концертной open-air-площадке Небуорт, ставшее крупнейшим концертом в Великобритании за всю историю — шоу посетило 375 тысяч зрителей. По итогам этих выступлений был выпущен концертный фильм What We Did Last Summer, который в свое время способен был произвести впечатление даже на завзятых металлистов.
К сожалению, Escapology стал последним альбом, над которым Уильямс работал совместно со своим постоянным (на протяжении многих лет) творческим партнером, композитором-песенником Гаем Чемберсом. Расставание с автором большинства его хитов стало для Уильямса началом конца: певец так и не смог повторить успеха своих ранних записей.
Sigur Rós — «( )»
Начало 2000-х — время расцвета построка. Андеграундный жанр, неспеша развивавшийся еще с 1980-х годов, к началу нового века достиг ушей широкого слушателя, в результате чего на свет появилась целая волна новых исполнителей, в центре которой оказались исландцы Sigur Rós. Их третий альбом — это квинтэссенция построка, представители которого среди прочего стремились дистанцироваться от эстетики и структуры традиционной рок-музыки. У пластинки даже нет названия — скобки, вынесенные на обложку, предлагают слушателю самому озаглавить альбом, а все треки, спетые на выдуманном — хоупландском — языке, обозначены лишь словом untitled («без названия») и порядковыми номерами.
Успеху пластинки немало способствовало участие композиций в многочисленных фильмах и сериалах. В частности, в сай-фай-драме Кэмерона Кроу «Ванильное небо», где звучит центральная композиция «()» — Untitled #4, а также знаменитая Svefn-g-englar с прорывного альбома Ágætis byrjun 1999 года. Фронтмен группы Йонси в то время говорил, что мысль о «Томе Крузе, играющем на фоне музыки Sigur Rós, показалась ему забавной».