Алькант, Лоран-Фредерик Болле, Дени Родье. «Бомба» (издательство Polyandria NoAge)
Графический роман о создании самого смертоносного оружия на Земле. Его авторы Алькант и Лоран-Фредерик Болле на 500 страницах рассказывают о том, как двенадцать лет исследований и испытаний привели к созданию ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму, а художник Дени Родье воплощает эту историю в детективный комикс, в котором графика в стиле 1930-х годов сочетается с мотивами Роя Лихтенштейна и Энди Уорхола. Собственно, это комикс лишь по формальным признакам. Достоверность и сила воздействия «Бомбы» сравнимы с сериалом «Чернобыль» и графическим романом «Маус».
«Игры сюрреалистов» (издательство «Городец»)
Возможно ли применить в повседневной жизни методы сюрреалистического исследования? В новом сборнике, оформленном художником Ильей Викторовым, собраны сюрреалистические игры, стратегии и процедуры, которые представляют собой в сумме Великую Игру. На кону, как утверждают исследователи сюрреализма, — «обещания свободы, любви, революции и всего, к чему может стремиться бескомпромиссное желание». Если конкретно, речь идет об играх, которые отделены от «серьезной» жизни, ограничены особым временем и пространством, непредсказуемы и неочевидны, не имеют экономической выгоды и не связаны с материальными интересами, но используют творческое проецирование и изобретательский талант. Несмотря на философский и искусствоведческий характер этого сборника, его легко представить себе в реальной жизни. Например, на новогодней вечеринке, когда хочется дать работу мозгу и из всех вариантов увеселений выбрать нечто парадоксальное и интригующее.
Евгений Водолазкин. «Чагин» (издательство «Редакция Елены Шубиной»)
В центре нового романа автора бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» — человек, имеющий феноменальную память. Созданный Евгением Водолазкиным Исидор Чагин может запомнить текст любой сложности и хранить его в памяти как компьютер. Но у его дара есть и обратная сторона. Он не способен забывать. А это так же важно, как помнить. Помимо Чагина, в романе появляются Даниэль Дефо, Генрих Шлиман и множество других неожиданных персонажей. Кстати, у главного героя есть прототип — советский журналист, мнемонист и синестетик Соломон Шерешевский.
Елена Скульская. «Мальчишеская месть» (издательство «Флобериум»)
В рассказах эстонской писательницы Елены Скульской органично соединились русская широта в изображении жизни и европейская сдержанность, традиции глубокой психологической русской прозы и экономный выразительный стиль американской литературы. Жанр рассказа в современных отечественных произведениях оказался в незаслуженной тени крупных амбициозных текстов — все ждут эпохальных трудов авторов-суперзвезд. Рассказы Елены Скульской — сплетение необязательных деталей, неочевидных метафор и резких, реалистичных сюжетных поворотов. Кто-то даже находит в них эпатаж.
Олег Постнов. «Страх» (издательство «Альпина.Проза»)
Литературный критик Лев Данилкин однажды назвал Олега Постнова «типичным русским Борхесом», а Макс Фрай слышал в его книгах «негромкий шепот непостижимого». В романе «Страх» эхом отозвались все главные мистики русской литературы — от Гоголя и Погорельского до Булгакова и Мамлеева. Герой книги находит в букинистической лавке в Америке записки о жизни и любви в полном чудес и предрассудков украинском селе. Обезоруживающий страх пронизывает и сельские ритуалы, и личные переживания персонажей. «Страх» был впервые издан 20 лет назад, однако книга прошла почти незамеченной, а теперь, на волне интереса к хоррору и на фоне новой геополитической реальности, способна стать наконец бестселлером.
Михаил Визель. «Создатель» (издательство «Редакция Елены Шубиной»)
Елена Черняк. «С картины на подиум» (издательство «БуксМАрт»)
Подзаголовок этой книги: «Как модельеры современности вдохновляются шедеврами мирового искусства». Кандидат искусствоведения Елена Черняк предлагает неожиданные параллели, о которых раньше не задумывались ни любители классической живописи, ни поклонники высокой моды. Родство моды и современного искусства очевидно, ведущие фэшн-корпорации уже давно поддерживают музеи современного искусства. А что если поискать источники вдохновения модельеров в творениях Боттичелли, Кранаха, Ван Гога и Мондриана? Книга Елены Черняк — увлекательный рассказ о том, как творениями классиков вдохновлялись Dior, Chanel, Dolce & Gabbana и другие дома мод.
Андрей Геласимов. «Кодекс гражданина Треушникова» (издательство «Городец»)
Работая над своей новой книгой, лауреат премии «Нацбест» Андрей Геласимов задавал своим собеседникам, каждому из которых сейчас хорошо за 80, один и тот же вопрос: верили ли они, молодежь 1960-х, в коммунистическую идею? Получился развернутый ответ в виде документального романа «Кодекс гражданина Треушникова». «Впервые писал, не придумывая ничего, — говорит Андрей Геласимов. — Жизнь оказалась многообразнее любого вымысла».
Роберто Боланьо. «2666» (АСТ, «Астрель-СПб»)
Роберто Боланьо называли самым влиятельным испаноязычным писателем после Сервантеса. «2666» — роман, который задумывался как пять отдельных произведений. Таким образом, думая об отчислениях с каждого тома, чилийский литератор хотел обеспечить своих детей. Однако наследники все же увидели в «2666» единое целое и выпустили его через год после смерти Боланьо, в 2004-м. Первая часть романа представляет собой историю поиска таинственного, возможно, вовсе не существующего немецкого писателя Бенно фон Арчимбольди, творчеством которого увлечены четыре литературных критика. Вторая часть — история профессора философии, сбежавшего от чилийской диктатуры и ищущего пристанище по всему миру. Герой третьей книги, привыкший к нью-йоркскому стилю жизни журналист Фейт, едет в деревню на границе Мексики и США, чтобы написать о боксерском поединке. Четвертая тема романа — жестокие и бессмысленные преступления в мексиканском штате Сонора. Наконец пятая часть — это история самого Арчимбольди. В итоге все линии «2666» сходятся в одном месте — в деревне Санта Тереза на севере Мексики.
Герт Нюгордсхауг. «Зоопарк доктора Менгеле» (издательство «Городец»)