Обзоры, Образ жизни — 5 июня 2020, 17:13

Экологичность, онлайн-шопинг и новые профессии. Что изменится в индустрии моды в России

Текст:
Ольга Родина
Ситуация в мире затронула почти все сферы деятельности, включая моду. Индустрия настолько очистилась, что дизайнеры стали искать вдохновение в более практичных и необходимых вещах. Мы решили узнать, как в России обстоят дела с модой, какой она будет после режима самоизоляции, что сейчас в тренде и как поживают отечественные дизайнеры и стилисты. На эти темы поговорили с разными спикерами: дизайнерами Романом Уваровым, Никитой Калмыковым, Джемалом Махмудовым, Ольгой Васюковой; фэшн-обозревателем Ольгой Михайловской; стилистами Линой Дембиковой и Нестором Ротсеном; визуальным мерчендайзером и педагогом по стилю Маргаритой Хлестовой и коммерческим директором крупного онлайн-магазина Александрой Артюшкиной.

О трендах

По мнению большинства экспертов, в моде, как и в мире в целом, произошло своего рода обнуление. Если еще в прошлом году вектор был направлен на все претенциозное и многообразное, то сейчас мы уходим от сложного к простому и еще больше задумываемся на тему осознанности и экологичности. Просидев несколько месяцев дома, мы поняли, что джоггеры и толстовки — это самая удобная одежда в мире, но, согласитесь, она до безумия надоела. 



По мнению известного эксперта, бессменного модного обозревателя Vogue и автора канала Front Fashion Ольги Михайловской, после постепенного выхода из режима самоизоляции общество разделится на два лагеря.

«Первый лагерь — это те, кто свыкся с домашней одеждой и не захочет с ней расставаться, — рассказывает SRSLY Ольга Михайловская. — Второй — те, кому она осточертела настолько, что захочется платьев, каблуков, костюмов, кружев и оборок. Тем более что объективно тенденции, заявленные до пандемии, благоволят именно такому развитию событий. Мода как раз очень демонстративно отвернулась от всех этих спортивных треников-худи-толстовок. Но понятно, что как фон они все равно останутся, особенно теперь. Впрочем, из трендов тоже можно ведь выбрать то, что комфортно. Например, сорочки всех видов, в том числе и платья-сорочки, позаимствованные из моды 70-х, и широкие, практически пижамные брюки, и брюки-бананы из 80-х, а также шорты-бермуды — широкие, почти до колена, из того же десятилетия».

Roma Uvarov Design //Фото: пресс-служба NOB Agency


Дизайнер Роман Уваров (номинант в рейтинге 30 самых перспективных россиян до 30 лет по версии Forbes в 2020 году в категории «Мода и дизайн». — Прим. SRSLY), основатель бренда Roma Uvarov Design, также считает, что после долгих серых будней в изоляции людям будет хотеться чего-то броского и праздничного.

«Думаю, с одной стороны, сохранится тренд на удобную и практичную одежду oversize, с другой — всем захочется праздника, яркости и красивых вещей. Потому что люди устали от домашнего образа жизни и мечтают о возможности проявить себя, почувствовать себя счастливыми и свободными, — поделился с SRSLY Роман Уваров. — Хочется верить, что покупатели будут выбирать качественные, необычные и внесезонные вещи. Надеюсь, дизайнеры станут более ответственно и бережно подходить к вопросам экологичности, а покупатели, в свою очередь, будут отдавать предпочтение брендам, которые следуют этим принципам».

ODOR //Фото: пресс-служба NOB Agency


«Период, подобный послевоенному времени, подтолкнет людей к ярким и нестандартным вещам, которые они всегда хотели, но боялись носить, — считает дизайнер ODOR Никита Калмыков. — Это вещи, привносящие в жизнь радость. Яркие и необычные аксессуары, часто непрактичные. Например, архивные вещи дизайнеров — кутюрные и ручной работы, а может, и нелепые шляпы, сумочки из перьев, накидки и пончо. Все то, что когда-то было куплено случайно, для домашней вечеринки или «особого дня», который нужно устроить себе прямо сейчас! Среди моих планов на лето как раз достать все свои цветные принтованные рубашки, брюки палаццо насыщенных оттенков и много гулять!»

Еще один тренд, впрочем, не такой уж и новый — это тенденция стирания границ между мужскими и женскими линиями.

«Концепция гендера в мире и в моде, в частности исчезает, — рассказывает дизайнер бренда Red September Ольга Васюкова. — Крупнейшие компании выступают за объединение мужских и женских недель моды, молодые бренды уже давно делают смешанные показы, концепт-сторы по всему миру начинают работать по принципу единого пространства (без разделения на женский и мужской отделы)».

Red September //Фото: пресс-служба NOB Agency


Еще в начале апреля Vogue выпустил свой традиционный обзор главных трендов сезона весна-лето 2020. Помимо длинных юбок и платьев в стиле Марии-Антуанетты, туда вошли майки-алкоголички, костюмы в стиле минимализма и незаменимые вещи из денима. Также дизайнеры предложили носить свитшоты и треники на вечеринки и в офис.

«Если мы говорим об актуальных джоггерах, которые буквально заполонили инстаграм, то при правильной стилизации все не так уж плохо, — считает стилист и автор блога «Модная перезагрузка» Лина Дембикова. — Во время изоляции все мы, конечно, скучаем по самому процессу сборов и появлению в своих образах на мероприятиях, встречах с друзьями, и, я думаю, как только появится возможность, вернемся и к офлайн-шопингу и к своим нарядам. Хочется надеяться, что из-за закрытых границ повысится интерес к локальным брендам».



Лина выделила несколько практичных трендов, мимо которых нельзя пройти этим летом.

Укороченный верх. Это может быть джинсовка или жакет. Кожанки, кстати, также стали в этом сезоне заметно короче. Брюки или джинсы с завышенной талией в тандеме с таким верхом — и ваш образ смотрится гармонично и актуально. 

Не стоит игнорировать ремни: баски, ремни-корсеты, тонкие, широкие, в виде металлических пластин, с массивными декоративными пряжками. Экспериментируйте и добавляйте к своим летним аутфитам. 
Из аксессуаров — каффы. И обувь с квадратным носом: чем квадратнее, тем эффектнее.



Стилист и дизайнер Нестор Ротсен согласен с коллегами по поводу того, что интерес к моде, конечно, сохранится. По мнению Нестора, актуальными будут корсеты, длина мини, пастельные тона, цветочные принты и всеми любимый over size. «Летом хочется больше сексуальности и открытого тела, — рассказывает Нестор Ротсен. — Но даже после снятия ограничений мы вряд ли придем к тренду «секс нулевых», который, кажется, покинул нас окончательно и бесповоротно. Какое уж тут тело, когда на обложках журналов модели в защитных костюмах, а маска становится отдельным аксессуаром! Но все понимают, что это необходимые меры».

Отметим, что производство масок для некоторых дизайнеров — вовсе не повод для хайпа, а способ покрыть часть расходов. Например, создатель бренда MD (Makhmudov Djemal) Джемал Махмудов отшил три тысячи масок, реализовал их через аптеки и смог выдать своим сотрудникам зарплату. Сейчас средства защиты от Джемала (без декора — 500 рублей, с декором — 1500 рублей) можно приобрести через его инстаграм.



Также маски выпустили Белла Потемкина (3000 рублей за штуку), Александр Арутюнов (100 долларов за штуку), ограниченную серию сделала группа Little Big (1000 рублей за штуку).

О будущем стилистов и дизайнеров

Мы выяснили, как дела у самих дизайнеров и стилистов — людей, имеющих прямое отношение к формированию трендов. Для ряда работников модной индустрии прогноз пока туманный, и на это есть причины.

«У многих из нас совершенно нет подушки безопасности, — рассказывает SRSLY стилист Нестор Ротсен. — Некоторые работали в минус или ноль, потому что процесс развития не быстрый, всем это понятно. У фрилансеров — визажистов, фотографов, стилистов — и так с правами и договорами все было сложно, а теперь из-за отсутствия работы это может стать катастрофой. Единственное верное решение сейчас — пытаться находить выходы: создавать интернет-магазины, предлагать услуги дистанционно, развивать собственное портфолио».

В период самоизоляции почти все бренды и глянцевые журналы вынуждены были адаптироваться к новому формату — съемкам через Zoom и FaceTime, и у них это неплохо получилось. Взять хотя бы последнюю обложку журнала Glamour. Режим самоизоляции показал, что сделать что-то красивое и стильное можно и без большой команды, иногда достаточно только фотографа и модели. Получается, что работу, которую раньше выполняли условно десять человек, теперь могут делать трое, а то и двое. Не исключено, что стилистам придется буквально завоевывать место под солнцем.



Что касается брендов, то многие из них довольно быстро сообразили, как презентовать товар в новых условиях, ведь визуал — это 80 процентов успеха. Например, создатели известного российского бренда I Am Studio сделали съемку летних луков на заднем дворе загородного дома, а также организовали коллаборацию с балериной Лилией Сковородниковой, которая в процессе растяжки представила наиболее практичные модели. На весь ассортимент, включая летний, действует скидка 20 процентов. Команда другого популярного бренда 12Storeez придумала съемку под названием «Простые радости» и продемонстрировала, чем можно заниматься дома в одежде марки.



Визуальный мерчендайзер и стилист Маргарита Хлестова уверена, что в условиях обновленной реальности появятся и новые профессии. «Стилисты и визуальные мерчендайзеры сейчас должны максимально настроиться на диджитал, — делится с SRSLY Маргарита. — Я не говорю, что классический ритейл и сфера услуг по стилю умирает, нет, но явно появился четкий тренд на переход в виртуальное пространство. Онлайн-разборы гардероба, онлайн-формирование капсул, определение цветотипов и коммуникация с клиентами по скайпу и вотсапу — наша реальность. Визуальный мерчендайзинг в сфере фэшн с классического ритейла будет все больше перемещаться на сайты.

Онлайн (веб)-мерчендайзинг — достаточно новая профессия на российском рынке, и сейчас она будет становиться все более трендовой


Многие российские дизайнеры, как и их зарубежные коллеги, стали работать на заказ. Они выкладывают эскизы в инстаграм, и если идея нравится, то отшивают вещь непосредственно для заказчика по его меркам. Сделать это вынудили многие факторы: замороженные производства, сокращенный штат сотрудников, а порой и банальное отсутствие денег.

«У нас были небольшие задержки с производством новой коллекции, так как наши партнеры, поставщики тканей и фурнитуры приостановили свою работу, — рассказывает SRSLY Роман Уваров. — Но мы всегда придерживались принципов осознанного производства и переработки, поэтому старались работать с тем, что есть. С другой стороны, мы хорошо известны в России, у нас есть свой интернет-магазин nobconcept.com, где можно купить вещи из текущей и прошлых коллекций и оперативно получить свой заказ. К тому же, сейчас повышается внимание к локальным маркам и дизайнерам. Мы очень благодарны нашим клиентам и СМИ, которые поддерживали нас в это сложное время. Последние два месяца я провел на своей родине в Майкопе, где мы с моей «правой рукой» Олей приготовили много нового и интересного контента, который сейчас особенно необходим».

По некоторым данным, продажи у многих марок (как в люксе, так и в среднем сегменте) упали. Снижение покупательской активности напрямую связано с тем, что часть потенциальных клиентов вообще потеряла работу, у других просто стало меньше денег.

«Объем работы уменьшился, и мне пришлось распустить часть людей, — рассказывает SRSLY дизайнер Джемал Махмудов. — Пока работают только три человека из десяти. Они (швеи) доделывают заказы только потому, что живут на производстве. До всех произошедших событий мы готовились к показу на Неделе моды в Москве. В этом году бренду MD (Makhmudov Djemal) исполняется десять лет. По этому поводу я сделал кутюрную коллекцию, которая сейчас находится в производственном цеху. Пытаюсь продавать платья через инстаграм со скидкой 30 процентов от первоначальной цены (10-15 тыс. рублей), но это не спасает. Если раньше в месяц условно продавалось 100 платьев (1-1,5 млн рублей), то сейчас максимум 30 (250 тыс.). Пока основной спрос идет на маски».



Еще одна головная боль для Джемала — это плата за аренду помещения. Бутик Махмудова располагается в самом сердце столицы, неподалеку от Красной площади, в торговой галерее «Модный сезон». Стоимость аренды там начинается от 500 тыс. рублей. «Я не представляю, чем платить за аренду, когда мы вернемся к нормальной жизни, — сокрушается Джемал. — Даже не знаю, буду ли отшивать осеннюю коллекцию, ведь надо уже начинать, но такой возможности пока нет. Думаю, что не все дизайнеры смогут сделать сезонные коллекции.

Нужно время, чтобы восстановиться после всех потрясений. Не понимаю, чего ожидать в будущем, когда даже те, кто работает в низком ценовом сегменте (1500-2000 рублей за вещь), закрываются.


«Я думаю, что некоторым дизайнерам и компаниям придется все-таки закрыть часть своих монобрендов, а кому-то выйти на площадки формата Wildberries или Lamoda, — предполагает визуальный мерчендайзер Маргарита Хлестова. — Кто-то наконец откроет свои аутлеты, ну и, конечно же, все бюджеты компаний сейчас будут активно направлены на развитие и усовершенствование площадок онлайн-продаж — сайты и инстаграм».

О тех, кому хорошо

Уверенно себя чувствуют крупные онлайн-площадки, работающие с демократичными брендами и масс-маркетом. Тот же гигантский ритейлер Asos доставлял вещи в Россию даже во время пика пандемии. Да, границы закрыли, но авиасообщение, например, с Англией (где располагаются склады Asos) работало и работает до сих пор. В одном из самых крупных российских онлайн-магазинов Lamoda отмечают значительный приток новых клиентов, многие из которых ни разу не заказывали раньше онлайн. Правда, ассортимент каталога пришлось пересмотреть.

Фото: пресс-служба Lamoda


«Мы добавили продукты первой необходимости, — рассказывает SRSLY Александра Артюшкина, управляющий коммерческий директор Lamoda. — Это многоразовые маски, санитайзеры и презервативы. Стали чаще заказывать товары для дома и занятий с детьми. Абсолютные лидеры — детские конструкторы, настольные игры, наборы контейнеров и ящиков для хранения. Также большой интерес проявляют к инвентарю для спортивных тренировок: коврикам для йоги (их в период самоизоляции заказывали в 1,5 раза чаще, чем обычно), скакалкам, эспандерам, упорам для отжиманий, утяжелителям, мячам и бутылкам для воды. Повышенный спрос сейчас на средства и инструменты для ухода за собой: наборы для маникюра и педикюра (количество заказов увеличилось в 5 раз), маски для лица.

По словам Александры Артюшкиной, люди продолжают покупать и товары, связанные с модой и образом жизни. Например, в этом году наметился ранний рост спроса на летнюю обувь — сабо и босоножки. А продажи женской домашней одежды увеличились в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Нижнее белье покупали в 1,7 раз чаще, чем обычно, худи и домашние костюмы — примерно в 1,5 раза, — добавляет Александра. — Также мы наблюдаем заметный рост продаж в таких категориях, как футболки, трикотажные брюки. Продажи мужской домашней одежды за тот же период выросли в 2,8 раза. Если смотреть на отдельные популярные категории, то продажи свитшотов увеличились на 25 процентов, домашних костюмов — на 69 процентов. Мы ожидаем, что постепенно люди вернутся к обычным покупкам, однако будут склонны приобретать более комфортную одежду, так как она станет одной из привычек».



По мнению визуального мерчендайзера Маргариты Хлестовой, трудности только закаляют и делают нас лучше, уходит все лишнее. «Основной тренд, который только усилится, — это экологичность и осознанное потребление, — считает Маргарита. — Мы перестанем покупать много и так активно стремиться в торговые центры и бутики. Режим самоизоляции увеличил популярность онлайн-шопинга, и эта тенденция будет сохраняться. Выживут те, кто вовремя подхватил тренд осознанности, капсульности гардероба, многофункциональности и технологичности. Большое будущее за развитием площадок перепродаж, причем как в люксе, так и в средних ценовых сегментах».

«Осознанное потребление и «медленная мода» уже давно не просто информационный шум, а вполне конкретный образ действия и мышления, — уверена дизайнер Red September Ольга Васюкова. — Например, если хлопок, то органический, а пластик – переработанный, если дизайнерская вещь, то не привязанная к сезонности и актуальная на протяжении нескольких лет. Ну и, конечно, функциональность выходит на первый план».


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Пресс-служба NOB Agency, пресс-служба Lamoda
Ольга Родина

Меня зовут Ольга Родина. Я работаю журналистом 13 лет. До прихода на SRSLY почти девять лет отработала в проекте «СтарХит» Андрея Малахова. Последняя должность – креативный редактор в журнале.

«СтарХит» стал для меня серьезной школой. Это не только интервью со звездами и светские вечеринки, но и сложные расследования, долгие уговоры, трудные визы… Иногда (довольно часто) приходилось придумывать инфоповоды самостоятельно. Кроме интервью с артистами, съемок и эксклюзивных новостей, частично занималась beauty-рубриками. Провела пять сезонов общероссийского проекта «Худеем со "СтарХитом"», где вместе со знаменитостями стройнели обычные люди – читатели журнала. Придумала и разработала проект «На выпускной – с Егором Кридом», когда среди школьниц со всей России выбирали счастливицу, которую певец отведет на бал.

До звезд писала обо всем на свете: ездила в ночлежку к бомжам, когда там поставили избирательную урну, залезала под землю с диггерами, снимала сюжеты про душевнобольных (когда работала на телевидении). В общем, гламуром там и не пахло…

В проекте SRSLY я заняла должность редактора эксклюзивов и спецпроектов. За мной закреплена рубрика «Герои». Кто они такие? В первую очередь это интересные и думающие люди (артисты, блогеры, режиссеры, художники, предприниматели, изобретатели, путешественники…) со своей собственной позицией и оригинальным взглядом на мир. Думаю, что данное определение будет наиболее толерантным.

Читайте также
Герои — 23:28, 26 июля 2021
На пару слов: интервью с Самарой Уивинг
Кино — 26 июля, 23:28
Парадоксы любви. Рецензия на фильм «Кто-то кого-то полюбит»
Новости, Новости — 26 июля, 21:27
В «Кухне на районе» теперь можно заказать маффин с кожурой банана и сумку для многоразовых бутылок
Новости, Новости — 26 июля, 17:49
Полина Ланс ушла из Sweet House
Новости, Новости — 26 июля, 15:37
Даня Милохин завел еще один аккаунт в тиктоке. Там он публикует контент со съемок «Блогеров и дорог»
Новости, Новости — 26 июля, 13:21
Первую серию 33-го сезона «Симпсонов» снимут в стиле мюзикла
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 26 июля, 11:24
Full House покинули еще двое участников. Теперь в команде осталось шесть человек
Образ жизни — 26 июля, 00:48
Who run the world. Рецензия на мультсериал «Властелины вселенной: Откровение»
Новости, Новости — 25 июля, 18:12
Вышел трейлер 7-го сезона XO Life. Он будет посвящен участницам хауса
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 25 июля, 16:41
Дима Масленников закрыл свой ресторан «Здесь кто-нибудь ест?» на Новослободской
Герои — 25 июля, 11:18
Кино, выросшее из страха. Интервью с актером фильма «Время» Алексом Вулфом
Новости, Новости — 25 июля, 09:45
Тикток-хаус Fenix Team закрылся. Он просуществовал чуть больше месяца
Герои — 24 июля, 18:35
Как устроено «Архстояние». Интервью с продюсером фестиваля Юлией Бычковой
Новости, Новости — 24 июля, 18:02
Блогерское объединение Chill Zone распалось
Новости, Новости — 24 июля, 10:15
У Coldplay вышел трек Coloratura. Он войдет в их новый альбом
Кино — 24 июля, 09:16
ЖатропеР: премьера влога Насти Ивлеевой «Блогеры и дороги»
Новости, Новости — 23 июля, 21:11
Саша Спилберг запускает платформу FireStarter для продвижения и запуска новых криптопроектов
Новости, Новости — 23 июля, 21:08
Валерий Карпин стал главным тренером сборной России по футболу
Новости, Новости — 23 июля, 19:01
Дикси Дамелио выпустила трек Psycho. Это фит с Руби Роуз
Образ жизни — 23 июля, 18:29
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Родригез, раёк и крипто-арт
Все звёзды и инфлюенсеры
Кино — 23 июля, 17:57
Что там в кино: «Время» и «Тайна Сен-Тропе»
Новости, Новости — 23 июля, 16:43
Валя Карнавал первая в СНГ набрала миллиард лайков в тиктоке
Новости, Новости — 23 июля, 16:06
Леброн Джеймс стал первым игроком NBA, заработавшим миллиард долларов
Новости, Новости — 23 июля, 15:27
Создатели Vetements представили новый бренд VTMNTS
Новости, Новости — 23 июля, 14:51
Шесть картин Децла представили в виде NFT-токенов
Новости, Новости — 23 июля, 14:08
Джейден Смит и New Balance выпустили капсульную коллекцию одежды и аксессуаров
Новости, Новости — 23 июля, 12:15
Вечеринка навсегда. Премьера песни «Конфетти» группы «Обе Две»
Новости, Новости — 23 июля, 11:31
The Limba выпустил альбом Anima. Там фиты с Rakhim, GONE.Fludd и Big Baby Tape
Образ жизни — 23 июля, 00:12
С айфоном на грифона. Обзор новой AR-игры по «Ведьмаку»
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)