Рецензии, Кино — 16 февраля 2023, 16:44

Рецензия на «После Янга»: Колин Фаррелл разбирается во внутреннем мире андроида

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
До российского проката добрался фильм из программы Канн 2021 года, в котором известный автор журнала Sight & Sound взывает к апориям (логически верные суждения, которые не могут существовать в реальности. — Прим. SRSLY) «Бегущего по лезвию».

В недалеком будущем прогрессивные родители Джейк и Кайра (Колин Фаррелл и Джоди-Тёрнер Смит) покупают своей усыновленной дочери-китаянке китайца-андроида (Джастин Х. Мин), который толкает метафорические монологи о прививках растениям, собственно, прививая ей таким образом национальную культуру и воспитывая самосознание. Отец же учит андроида пить чай, потому что китаец должен уметь отличить Да Хун Пао от Цзинь Май Бай Ча. Но однажды робот ломается, и безутешный владелец начинает искать возможность починить его, однако слышит только варварские предложения по его утилизации. Смирившись с поломкой, герой решается покопаться в его смоделированном сознании. Оказывается, что на протяжении всего своего существования, машина записывала по паре секунд каждого дня. Reels-калейдоскоп удивляет Джейка: помимо сознания, робот, кажется, обладает еще и подсознанием. А стало быть, и чувствами?

#INSERT_ARTICLE#


По Когонаде андроиды — существа, весь ХХ век будоражившие умы великих фантастов от Айзека Азимова до Филиппа К. Дика, — превратились во что-то среднее между вдумчивым подростком и ласковым человекоподобным домашним животным. Главный вопрос, терзающий режиссера, звучит уточняюще: «Насколько это человекоподобные существа?» Пытаясь выявить, чем вызвано то или иное решение оставить в памяти определенный фрагмент событий, Когонада подводит зрителей к напрашивающемуся ответу: человекоподобны они настолько, что даже обладают эмпатией.

Режиссер, по большей части, экранизирует свой внутренний монолог, возникающий по прочтении любой более-менее неглупой научно-фантастической книжки.
#INSERT_ARTICLE#

И в процессе пытается опереться на какую-то драматургическую или режиссерскую инновацию, но, будто бы понимая, что все мы это видели не раз и не два. Прямо как доцент кафедры теоретической физики, полтора часа вещающий перед заскучавшими студентами, он останавливается и сам себе парирует. Что же, вот самый важный аспект! Если прогресс достиг столь серьезных масштабов, что андроид по своему психоэмоциональному интеллекту не уступает человеку, чем же он тогда хуже нас? А если точнее, зачем вообще нужно человечество?

#INSERT_ARTICLE#


За общим меланхолическо-сомнамбулическим ритмом картины, подкрепленным музыкой из гида по медитации, мерно лишающей зрителей любых возникающих мыслей (по всем законам этой практики), сложно в этом вопросе ребром заподозрить провокацию, но можно обнаружить концепт, ловко вписывающийся в ряд к картинам параллельного конкурса Каннского кинофестиваля — «Особый взгляд», где и проходила премьера «После Янга».


Не потеряться в акведуках сознания искусственного интеллекта выпадает на долю героя Колина Фаррелла, вновь вспоминающего все (уже не за себя как в ремейке 2012 года, а за андроида). За минувшее десятилетие Фаррелл из просто хорошего голливудского актера превратился в визитную карточку Йоргоса Лантимоса, поднаторел в арт-кино и теперь прекрасно выполняет роль статиста-проводника по фантазии Когонады. Когонада же, известный видеоэссеист, начал отрабатывать свой режиссерский стиль в тепло встреченном критиками «Коламбусе», но пока так и не вышел из образа стилиста. Лучше всего в «После Янга» ему удается любоваться Колином Фарреллом, в очках виртуальной реальности изучающего чужие воспоминания. Когонада уязвим отсутствием позиции, создается впечатление, будто за драматургической робостью скрывается отсутствие предметности заданного диалога. Только оптика видеохудожника.

#INSERT_ARTICLE#


Можно долго говорить о банальных темах, на которых акцентирует внимание фильм. Те же связи с соцсетями, давно ставшими перцепцией (отражением. — Прим. SRSLY) нас, современных робото-людей. Но «После Янга», для того чтобы серьезно обращаться к фильму после просмотра в контексте дискурса научно-фантастического кино, не достает главного: фильм взывает к чувственности, но не восполняет пробела в эмоциональной привязке к герою-роботу, оставляя его просто коробкой с воспоминаниями, над которой, как в партии «Что? Где? Когда?», приходится биться зрителю.

Зато Когонада не медлит с четким авторским аподиксисом (неопровержимым доказательством. — Прим. SRSLY): андроидам очевидно будут сниться не только электроовцы. Хотя, это, конечно, никакой не аподиксис, а простой критический силлогизм (логическое заключение. — Прим. SRSLY). Если андроидам будут сниться не электроовцы, то, очевидно, просто что-то другое. И едва ли такая точка может претендовать на аналитическое научно-фантастическое высказывание. Как, впрочем, и на чувственное.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

В этом материале:
Актёр, Продюсер
Колин
Фаррелл
Читайте также
Музыка — 16:50, 19 сентября 2024
Пламя, которое есть в каждом из нас. 15 вопросов HOLLYFLAME
Новости, Новости — 19 сентября, 16:50
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 18 сентября, 15:19
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина
Новости, Новости — 19 сентября, 14:45
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости, Новости — 19 сентября, 12:25
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости, Новости — 18 сентября, 19:13
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 18 сентября, 19:04
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости, Новости — 18 сентября, 17:44
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости, Новости — 18 сентября, 16:22
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля
Новости, Новости — 18 сентября, 14:42
Никита Кологривый присоединился к касту 3-го сезона «Метода»
Новости, Новости — 17 сентября, 17:11
Новая сказка и новые герои в трейлере сериала «Последний богатырь. Наследие»
Новости, Новости — 17 сентября, 15:10
Начались съемки фильма «Вниз». В главной роли — Егор Крид
Новости, Новости — 17 сентября, 13:09
Стивен Содерберг пишет книгу о создании фильма «Челюсти»
Новости, Новости — 17 сентября, 11:03
Группа «Сироткин» стала куратором нового сезона проекта «Трамплин» от «VK Музыки»
Новости, Новости — 16 сентября, 19:15
Стилизация народных песен в «Фолке» — новом альбоме группы «Звери»
Кино — 16 сентября, 18:26
81-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Вторжение младенцев», «Жатва», «Я все еще здесь»
Новости, Новости — 16 сентября, 17:37
«Сегун», «Медведь» и «Олененок»: названы победители «Эмми»
Новости, Новости — 16 сентября, 16:06
Прикосновение к легенде: Сергей Лазарев — о ремейке песни «Олимпиада-80»
Новости, Новости — 16 сентября, 14:00
Объявлены победители кинофестиваля в Торонто-2024
Новости, Новости — 16 сентября, 12:00
Apple проведет презентацию в октябре. На ней представят семь устройств
Новости, Новости — 16 сентября, 09:56
Глянец, гламур — наш лайфстайл. Евгений Цыганов в тизере сериала «Первый номер»
Кино — 14 сентября, 23:51
81-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Безмолвное братство», «Наконец», «Из Могикан»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 13 сентября, 19:05
Дамиано Давид анонсировал загадочный проект Everywhere
Новости, Новости — 13 сентября, 17:15
Вышел трейлер фильма «Ученик» про молодого Дональда Трампа. В главных ролях — Себастьян Стэн и Джереми Стронг
Новости, Новости — 13 сентября, 15:37
У Федука и Элджея вышел новый фит. Это коллаб с Biicla
Новости, Новости — 13 сентября, 13:35
«Наша Russia» получит продолжение в формате фильма-мюзикла
Новости, Новости — 13 сентября, 11:28
Поп-хаус и ретро-электроника: «ЛАУД» и DJStonik1917 выпустили фит «120ХаусБпм»
Образ жизни — 13 сентября, 11:15
Это видеоблог: BUBBLEGUNSHOW, LABELCOM, Fametime TV и другие каналы в VK Видео, за которыми мы следим
Новости, Новости — 12 сентября, 18:10
Тейлор Свифт забрала 7 наград MTV Video Music Awards и побила рекорд Бейонсе
Новости, Новости — 12 сентября, 16:40
Ученые нашли на Марсе огромный «смайлик». Раньше он был озером
7.1
Собиратель душ
6.9
Максин: Три икса
9
Дом дракона
(2 сезон)
6
Ворон (2024)
8
Эмили в Париже
(4 сезон)
Бордерлендс
8.7
Майор Гром: Игра
7.9
Дэдпул и Росомаха