Интервью, Бизнес — 6 октября 2022, 15:48

Рунет, киберэтика, подкасты. Интервью с продюсером Александром Долговым

Автор SRSLY Дарья Никулина сходила в гости в контент-бюро Pluton и поболтала с его генеральным продюсером — Александром Долговым про перезапуск подкаста «История российского интернета», планы на ютьюб-шоу «Киберэтика», а также другие проекты и про будущее подкастов как жанра в целом. 

Саша, как твои дела?

Дела хорошо. Сегодня, например, был довольно насыщенный день, мы записывали очередной выпуск подкаста. К нам приезжали ребята из «Самоката», рассказывали интересные истории своего становления. Было прикольно послушать, пообщаться, познакомиться. Поэтому день такой максимально рабочий и насыщенный. 

Сколько времени у вас примерно занимает запись и продакшен?

По-разному, на самом деле. Бывают выпуски, в которых очень много разговоров, и нужно дольше перерабатывать полученный материал. Есть выпуски, куда приходит один-два спикера, и это можно сделать быстрее. Кстати, мы немного переделали все по звуку, стали интереснее звучать, заморочились с саунд-дизайном. Короче, экспериментируем под конец сезона, чтобы быть еще более интересными, актуальными и современными. 


Вот вы записали 2018 год, получается, остаются 19-й, 20-й, 21-й и 22-й. Что дальше?

Дальше будет продолжение. Если говорить о подкасте «История российского интернета», то он состоит из двух сезонов. По факту весь первый сезон (это десять выпусков) мы пробовали и находили себя как авторов. Второй сезон получился более масштабный и по количеству выпусков, и по хронометражу, и по объему хардов с материалами. В рамках него мы для себя открыли спецвыпуски — делаем более детальное, глубинное интервью со спикером. Наша ведущая и по совместительству главный редактор проекта «История российского интернета» Ася Лепилкина берет интервью у основателей компаний, у тех, кто стоял у истоков сервисов, которыми мы сейчас все пользуемся. Этот формат мы будем развивать и дальше. Еще у нас есть задумка по проведению круглых столов с различными лидерами IT-отрасли и представителями сервисов. Так что на 2022 году мы не остановимся, а продолжим. 

Это очень отрадно слышать, потому что не хотелось бы, чтобы вы останавливались.

Мы тоже думали о том, чтобы делать один выпуск в год, разгоняли идею документального проекта. Но в итоге начали экспериментировать со спецвыпусками: у нас был спешл про российский интернет-форум, плюс, мы делали спецвыпуск прямо на самом форуме. У нас выходил проект про «Пикабу», скоро будет интервью с ребятами из «Авито». Также постоянно поступают запросы от других интернет-сервисов на аналогичную историю — все послушали, всем интересно и все хотят быть ближе к микрофону.

По факту вы сейчас делаете площадку для крутых людей, которые создали клевые продукты, и даете им «доступ к микрофону», чтобы они делились своим опытом.

Любым опытом делились! За два сезона мы собрали внушительное для подкаста комьюнити, который по факту начался в ноябре прошлого года и стартовал с нулевой аудитории. Если посмотреть сейчас наши показатели по той же «Яндекс.Музыке», то на графиках можно увидеть большое количество сердечек и прослушиваний, а также показателей того, что мы месяц висим у них в чарте «Выбор редакции» (за что им огромное спасибо). Мы не готовы потерять это сообщество людей и хотим его развивать, сделав некий хаб, в котором будет собрана вся информация о Рунете, его игроках, о том, как он будет развиваться. Иногда мы будем уходить в историю, что-то доделывать, для чего у нас как раз есть рубрика «Работа над ошибками».

#INSERT_ARTICLE#

Кстати, про игроков. Мне кажется, очень интересно было бы послушать про команду, которая создает такой классный контентный продукт. Ты сказал, что вы существуете чуть меньше года — с октября 2021-го. А кто еще стоит? Понятно, что все знают ведущую, вот сейчас я с тобой познакомилась. Но вы явно не вдвоем это делаете.

Нет, конечно, не вдвоем. Мы пришли на рынок контента из бизнеса по организации мероприятий. У нас есть рекламное агентство, которому уже больше десяти лет, и мы так или иначе всегда соприкасались с контентом. Ведь в рамках подготовки любого мероприятия ты все равно создаешь продукт в каком-либо виде. В пандемийный год, когда все закрывалось и вводились ограничения по мероприятиям, мы подумали, что можно попробовать свои силы в том, что давно хотелось, — в создании формата для слушателей, для зрителей. Поэтому сделали наше контент-бюро как некое подразделение агентства, где можно попробовать себя в подкастах, шоу и тому подобном. Начали с подкаста, потому что на этот рынок проще вход, даже с точки зрения финансовых затрат. Так родился проект «История российского интернета».

По факту у нас на всех проектах есть костяк людей, включая меня, креативного продюсера Колю Маратканова, ведущую подкаста Асю Лепилкину. Она у нас не только ведет подкаст, но и принимает активное участие в редактуре «Киберэтики» и проекта, который мы сейчас уже, собственно, запускаем. Есть съемочная команда: ключевые люди — режиссер и монтажер, собирающий наши ролики. Под разные проекты мы формируем редакторские группы. Вот если в подкасте «История российского интернета» у нас два редактора, то в «Киберэтике» штат побольше — четыре человека, включая продюсера по гостям. Примерно так и функционируем на данном этапе.

А как вы вообще нашли друг друга?

Это тоже история длиною в жизнь. С Колей Мараткановым я вообще знаком довольно давно. Мы вместе играли в футбол, причем очень долго и даже не зная, кто чем занимается, так как никогда не касались рабочих вопросов. Потом в какой-то момент у меня возник запрос по мероприятию, для которого нужна была классная креативная концепция, связанная с постановкой и съемкой. И кто-то из ребят сказал: «Вот, есть же Коля, он работает у нас на телике в "Вечернем Урганте" и знает всю эту кухню, обратись к нему». Это был 2019 год. В итоге мы начали сотрудничать. Концепция не была реализована, но мы получили опыт, познакомились поближе и стали больше дружить. И поэтому, когда родилась идея о том, что нужно делать свежий контент, то первый, о ком я подумал, был Коля.  

Мы встретились, стали обсуждать планы и потихоньку начали формировать команды под задачи. Сначала подобрали людей для истории с подкастом, а потом уже под «Киберэтику». Забегая вперед, скажу, что мы сейчас запустили новый проект на ютьюбе, правда, пока на канале «Киберэтика». Проект называется «Локализация», под него тоже команда сейчас формируется.

Вообще, я сторонник постоянного костяка людей, которые вовлечены во все процессы и понимают бренд. Плюс, основная задача этого костяка — умение масштабироваться под любую задачу. Чтобы новые люди, которые приходили, легко вливались и этот механизм спокойно жил, функционировал и приносил пользу всем.  

#INSERT_ARTICLE#

Звучит как продуктовый подход и дух стартапа в хорошем смысле.

Есть такое. Я часто говорю друзьям, что контент-бюро Pluton на данном этапе — стартап. Я в своей жизни проходил этап стартапа с нашим агентством, потом мы открывали студию, которая рисует компьютерную графику, — это тоже была молодая компания. И постепенно подобные начинания во что-то перерастают. Вот сейчас Pluton — тоже в некотором роде стартап, но тот, который делается сознательно, потому что с душой.

Можно немного поподробнее узнать про самое начало подкаста «История российского интернета»? Расскажи про октябрь, про свои ощущения и мысли на тот момент, когда вы его запускали. Были ли у вас какие-то, возможно, творческие разногласия?

У нас вообще уникальная история, мы часто внутри собираемся и обсуждаем, что у нас практически не бывает творческих разногласий. И это, с одной стороны, странно, ну, потому что в креативном механизме должны быть «конфликты». Но мы все заряжены единой мыслью и целью.

Когда мы делали первые выпуски «Истории интернета», нам было немного страшно. В первом сезоне стояла задача максимально понятно рассказать людям о том, что такое Рунет. Прикоснуться к самым основам, продемонстрировать тех, кто стоял у истоков. Но, во-первых, мы столкнулись с тем, что далеко не все из них хотят говорить. А во-вторых, их в принципе не так много, поэтому и в первом сезоне комментариев меньше, чем во втором. На этапе становления были и другие сложности в организации всего процесса: нам приходилось часто ездить к спикерам в разные места, было много разговоров по зуму, чего, кстати, во втором сезоне намного меньше.

Плюс, когда ты начинаешь новый проект, неважно в какой сфере, ты сталкиваешься с понятными вопросами «А кто вы? Почему я должен к вам пойти? Почему я должен что-то рассказывать?».
#INSERT_ARTICLE#

В какой момент вы набрали достаточное количество прослушиваний и brand awareness для того, чтобы ответ на вопрос «почему вы классные?» находился сам собой или даже не возникал?

Я не знаю, как на самом деле это получилось, но после четвертого или пятого выпуска Apple Podcasts включил нас в рекомендацию «Слушайте новое», после чего стало резко увеличиваться количество прослушиваний, пошли отзывы, оценки и так далее. Потом мы попали в чарт эппл-подкастов «Топ-200». Соответственно, когда достигаешь таких результатов, которые ты можешь показать людям и сказать: «Смотрите, нас слушают, о нас знают, про нас говорят», то становится, конечно, проще. 

Как вы приоритезируете темы? Допустим в 2017-м, 2018-м, 2019-м, а тем более в 2020 году произошла куча событий в продуктовом мире, в мире технологий, в мире Рунета. Каким образом вы понимаете, что важно, а что нет конкретно для вашего подкаста? 

Первый сезон позволил нам собрать обратную связь от наших слушателей. Люди пишут нам на почту, оставляют комментарии в эппл-подкастах и на ютьюбе про конкретные сервисы, признаются, что хотят больше знать, просят пригласить интересного спикера, основателя сервиса или продукта. Мы поняли, что, если в выпуск про конкретный год попадает интервью со спикером, которого люди просили позвать, это самый класс — звезды сошлись. И, в принципе, мы стараемся этого метода придерживаться. 


Новостное перечисление событий никому не интересно — человек и так может почитать в интернете. В этом сила нашего подкаста: у нас много разных спикеров, они все классные, очень круто говорят и рассказывают реально интересные вещи.

Вы не думали, кстати, некоторые года делать в двух частях, например? Обидно, наверное, резать такой контент. 

Думаем, да. Когда мы делаем запись со спикером, в выпуск попадает от силы пять-семь минут. Технически же мы делаем запись на час, и это все интересно. У нас монтажер вместе с Асей плачут, когда составляют выпуск, потому что мы режем классную и прикольную информацию, которая реально людям интересна. 

Как вы работаете с обратной связью? Успеваете все запросы процессить? 

Это такое уникальное чувство, когда ты сидишь после первого выпуска, после второго, проверяешь все комментарии, почту, надеешься, что сейчас нам кто-нибудь напишет, но никто этого не делает, и думаешь: «Ну вот». 


Постепенно все, конечно, изменилось. Люди дополняли «Работу над ошибками», присылали фан-факты, рассказывали личные истории о том, как они знакомились с интернетом, как их родители пользовались сетью. Очень много всего было про интернет по карточкам, про загрузку картинок и сигналов, про модем. Ты же помнишь эти первые модемы, которые очень прикольно звучали? Короче, народ стал очень активно вовлекаться. 

Сейчас, во втором сезоне, очень много запросов. Слушатели пишут: «Хотим послушать это, пусть расскажут про то, позовите, пожалуйста, в гости этого». То есть у нас очень хорошая обратная связь, мы ее супер как ценим, стараемся максимально всем отвечать, потому что для нас это важно. 

Ну и, плюс ко всему, это еще и приятно. 

Это, безусловно, приятно, мотивирует работать дальше, даже когда бывают негативные комментарии. У нас есть ряд постоянных слушателей, которые делают большие разборы выпусков. И мы всегда с ними в диалоге, это очень круто. И вот, забегая вперед, скажу, что, когда у нас в гостях «Киберэтики» был Вова Газин, он сказал такую классную фразу: «Позитивный комментарий — это одно сердечко, один лайк, а если негативный комментарий — то это два сердечка, два лайка». Так что мы рады любой реакции наших слушателей и всегда им благодарны за это. 

Давай я задам тебе самый обычный вопрос, которого ты точно ждал. Как родилась идея и концепция «Киберэтики»? 

Расскажу историю. Опять же,  идея во многом связана с нашим бизнесом. У нас в агентстве есть «Молодежный департамент» — это когда мы берем либо каких-то стажеров, либо выпускников сразу после вузов к нам на работу. Сидят три-четыре человека, которые отвечают за нашу, грубо говоря, связь с молодежью, с контентом, необходимым зумерам. 

У нас была девочка, которая часто рассказывала истории про буллинг и прочее. В какой-то момент она приходит и говорит: «Вот передачу бы какую-нибудь сделать, чтобы разобрать этот кейс». Мы подумали, что это классная идея и, наверное, когда-нибудь такое сделаем. Потом была пандемия и тяжело было что-то предпринимать. Но когда все более-менее нормализовалось, мы подумали: «А почему бы не вернуться к этой идее и действительно не попробовать?» 

#INSERT_ARTICLE#

Можно, в принципе, сказать, что и «История российского интернета», и «Киберэтика» — это проекты с целями… С целями социальными по улучшению того мира, где мы живем. 

Основная наша задача по «Киберэтике» была, есть, остается и будет — делать полезный для зрителей контент, чтобы из него можно было что-то почерпнуть, чтобы можно было понять: если случилась какая-то беда, ты не один, есть места, куда стоит обратиться. У нас есть почта, на которую нам люди присылают запросы и рассказывают о каких-то своих историях, мы все их обрабатываем. И Олеся, наш психолог и соведущая проекта, отвечает слушателям лично в комментариях, помогает им разбираться со всякими ситуациями.  

Вообще, надо иметь храбрость, чтобы лезть именно в это. Проблема кибербуллинга началась, кажется, с того момента, как к сети подключили первые два компьютера. И с ней очень тяжело бороться, потому что такое везде.

Абсолютно, этого очень много. Мы иногда читаем наши комментарии на ютьюбе, и иной раз хочется написать людям: «Вот вместо того, чтобы писать такие комментарии, пожалуйста, лучше посмотрите выпуск, почерпните для себя что-нибудь полезное». В принципе, конечно, много агрессии, много злости, никто не думает о последствиях. Сделал гадость в интернете и думаешь: «О, я классный». А никто не думает о последствиях для того человека, которому эту гадость сделают. Если смотреть все наши выпуски, то можно понять, что не все у нас такие, в хорошем смысле, толстокожие, которые не пропускают это через себя. Для очень многих это все тяжело. Ну, а мир и так, в принципе, не легкий, зачем делать еще сложнее. 

Добрее надо быть как минимум. 

Да, хочется, чтобы были люди добрее. 

#INSERT_ARTICLE#

Вы проделали долгий путь, он был трудным, но кажется, что та точка, в которой вы сейчас находитесь, очень вдохновляющая. Куда дальше? 

Мы абсолютно точно будем продолжать подкаст «История российского интернета». Единственный нюанс, что мы его, скорее всего, переименуем и будем более общо говорить о Рунете. 

По окончании первого сезона мы также продолжим подкаст «Киберэтика», но в абсолютно новом формате. Сейчас уже прорабатываем детали, первых гостей, и я думаю ближе к декабрю сможем опубликовать первые два выпуска. 

Также у нас есть в проработке еще один очень интересный проект, тоже в формате подкаста, он связан с юмором и комедией. 


Еще мы сделали шоу «Локализация». Пока что вышел только пилотный выпуск, но в перспективе планируется еще девять городов. Мы подумали о том, что в современном мире малый бизнес стал основой локальной городской культуры. Например, многие, когда едут куда-нибудь, то выбирают эклектичные бутик-отели, составляют списки локальных брендов одежды и делают себе пометочки с гастрономическими проектами в городах. По крайней мере, я могу судить по себе или по своим друзьям.

По факту получается, что сейчас локальные бренды и компании создают некий культурный код своих городов. То есть ты уже не просто едешь в Санкт-Петербург, а отправляешься в Питер, потому что там проходит, например, первая российская коктейльная неделя у Коли Киселева. Есть новые заведения, есть люди, которые шьют классную прикольную одежду, и тебе хочется все это посмотреть. Как раз об этом проект «Локализация», пилотный выпуск уже на канале. Он про Петербург, в качестве главных героев — Антон Лиссов и сам Коля Киселев. Мы рассказываем про Saint-Petersburg Cocktail Week и про выход нового альбома Jane Air. В перспективе хотим отправиться в Казань. Грубо говоря, это некое трэвел-шоу с хештегом #SupportLocal.

Столько планов! Наши искренние пожелания успеха во всем! Ну и напоследок снова про подкасты. Что конкретно лично для тебя подкаст как жанр? Можешь ли ты его как-то описать?

Что касается подкаста как жанра, то для меня это два формата. Во-первых, свое карманное радио. Я всегда безумно любил радио — то, что ты можешь всегда послушать в любой момент, когда тебе нужно. Мне кажется, что подкасты в скором времени могут стать новыми СМИ. Люди сейчас потребляют огромное количество инфы. И зачастую времени на вдумчивое чтение у них не остается, а подкасты дают возможность получить эту информацию и легко вписать ее в современную скоростную жизнь.

Как ты думаешь, какое место подкасты в мире и в России займут в ближайшие пять лет?

Когда говорят про глобальный рынок подкастов, то речь в основном идет про США. Но все это точно будет только расти. Я читал статью о том, что рынок подкастов в России растет с каждым годом на 10%, и к 2024-му аудитория, по прогнозам, будет составлять около 18 миллионов человек. Уже внушительно.  

Для себя я вижу четыре точки, которые помогут мне ответить на этот вопрос: рост аудитории, развитие мультиплатформенности, потому что все мы видим, что видеоверсии подкастов набирают огромную популярность. Еще один из моментов — будут появляться какие-то новые форматы, короткие, типа дайджестов, а независимые подкастеры будут объединяться в комьюнити по типу тикток-хаусов. Вот какое-то такое развитие.

#INSERT_ARTICLE#


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: предоставлено пресс-службой
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 19:43, 21 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 21 ноября, 19:43
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих