Таинственный человек, пронесшийся огненным росчерком через небеса и упавший к предкам хоббитов, указан в титрах сериала просто как Незнакомец (The Stranger). Сразу после его появления фанаты решили, что таким образом создатели «Колец власти» попытались ввести в сюжет Гэндальфа в качестве своеобразного элемента фансервиса. Внешний вид этого персонажа буквально кричит о том, что перед нами один из истари — волшебников. Более того, в текстах Толкина упоминается, что после того, как истари обрели тела из плоти, им пришлось многому учиться заново — это может объяснить временную амнезию Незнакомца.
В пользу того, что упавший с неба может быть именно Гэндальфом, говорит его власть над огнем: даже будучи лишенным памяти, он может заставить пламя потухнуть и разгореться вновь. В книгах Толкина Гэндальф во время схватки с Балрогом говорит, что владеет пламенем Анора. Кроме того, именно он позднее станет носителем Нарьи, кольца огня (одного из трех эльфийских колец). Наконец, мы знаем, что Гэндальф питает особенно теплые чувства к хоббитам — а о Незнакомце в первые его дни пребывания в Средиземье заботились именно мохноноги, предки хоббитов.
Проблема в том, что, согласно книгам, истари прибыли в Средиземье на несколько тысячелетий позднее, в Третью эпоху. Но здесь есть небольшая лазейка: в записях Толкина, отредактированных и изданных его сыном Кристофером, есть и альтернативная версия событий, согласно которой два Синих мага появились в Средиземье несколько раньше, примерно в то же время, когда были выкованы кольца власти. При этом один из магов был, среди прочих имен, известен как Моринехтар, что переводится как «Убивающий тьму» — вполне подходящее имя для истари, которого отправили помешать возвращению Саурона! Конечно, Синие маги должны были прибыть вместе, но, возможно, второй появится в сюжете несколько позже.
Третья, не менее любопытная теория предлагает считать, что Незнакомец — это Том Бомбадил. Этот персонаж описан у Толкина как обладающий огромной силой, но при этом он слабо прописан, что оставляет шоураннерам большую свободу для маневра. К тому же в Третьей эпохе Бомбадил живет в Старом лесу, недалеко от мест, где обитают хоббиты.
В четвертом эпизоде сериала «Властелин колец: Кольца власти» нам представили загадочного эльфа, которому орки из Южных земель беспрекословно подчиняются, и которого они называют Адар, что значит «отец». Из короткого разговора этого персонажа с Арондиром мы знаем, что Адару больше тысячи лет, поскольку он помнит, как в юности сплавлялся по реке в Белерианде — регионе, который был практически полностью разрушен и затоплен в ходе Войны гнева, когда был повержен Моргот (первый Темный властелин и «начальник» Саурона. — Прим. SRSLY). В книгах Толкина упоминается единственный эльф, который добровольно перешел на сторону Моргота, — Маэглин. Этот персонаж также родился и провел детство в Белерианде. Считается, что Маэглин погиб в Первую эпоху, во время падения Гондолина, и его тело упало в пламя у подножья холма Амон Гварет. На лице Адара видны следы, похожие на ожоги, — возможно, в сериале этот эльф выжил и затаился?
Другая теория гласит, что Адар на самом деле не эльф, а орк. У Толкина в разных записях приводится несколько версий происхождения орков, согласно одной из которых они являются эльфами, которых Моргот похитил и исказил своей темной магией, превратив в уродливых и озлобленных созданий. Некоторые фанаты предполагают, что Адар — первый эльф, подвергнутый такой трансформации, тестовый образец, сохранивший первозданный эльфийский облик. Орки живут сравнительно недолго, но Адар, как мы уже знаем, крайне древний. Вполне возможно, что он в буквальном смысле приходится окружающим его оркам отцом (а также дедом или прадедом).
В четвертой серии мы также узнали, что страшная тайна, которую гномы из Кхазад-Дума скрывают от Элронда, — это впервые открытые ими залежи мифрила. Этот чудесный металл играет в мире «Властелина колец» примерно ту же роль, что и вибраниум в киновселенной Marvel, — он легкий, но при этом необычайно прочный (и очень красивый!). Именно благодаря мифрилу кузнецы гномов смогли достичь ранее немыслимых высот в своем ремесле, из мифрила было выковано одно из трех эльфийских колец власти, плюс он принес Кхазад-Думу огромное богатство.
Вместе с тем именно мифрил принес страшные несчастья подгорному царству. Кхазад-Дум также известен как Мория, и любой, кто читал «Властелина колец» (или хотя бы смотрел экранизацию от Питера Джексона), помнит, в каком плачевном состоянии находится это царство в Третьей эпохе. Когда более легкодоступные залежи мифрила истощились, гномы стали копать все глубже, пока не разбудили балрога — огненного демона, который вошел в историю как Погибель Дурина, поскольку он убил короля Дурина VI (а также огромное количество его подданных). Внимательный читатель заметит, что в сериале Кхазад-Думом управляет Дурин III, сын которого только готовится унаследовать престол. Однако шоураннеры «Колец власти» заявляли о своем намерении «уплотнить» хронологию, а в сцене после титров трейлера, показанного на фестивале Comic-Con в Сан-Диего, уже засветился балрог, так что, похоже, проблемы у гномов начнутся достаточно скоро.
В первых двух сериях мы видели, как Галадриэль, неожиданно передумавшая плыть в Валинор, сиганула за борт корабля, чтобы каким-то образом добраться обратно до эльфийского королевства Линдона. Конечно, даже если бы Галадриэль была чемпионкой Средиземья по плаванию на длинные дистанции, никаких шансов доплыть до суши у нее не было, но эльфийке повезло наткнуться на обломки корабля, пережившего нападение морского чудовища. Там, на маленьком плоту, Галадриэль познакомилась с Халбрандом — мутным типом из Южных земель. Как и некоторые другие персонажи, он был создан специально для сериала и не имеет прототипа в книгах, так что судить о нем мы можем в основном по тому, что нам уже успели показать.
Халбранд скрывает свое прошлое, причем делает это как будто нарочито неумело: он дает понять, что не хочет раскрывать правду о себе, вместо того чтобы состряпать убедительную ложь, которая пресекла бы дальнейшие расспросы. Галадриэль по своим каналам наводит о нем справки и делает вывод, что Халбранд — король разоренных орками Южных земель, хотя сам он утверждает, что снял медальон с королевским гербом с трупа. Складывается впечатление, что перед нами темное отражение Арагорна — странник со сложной судьбой, который всеми силами противится тому, чтобы стать правителем. Только вот Халбранд не демонстрирует ни толики благородства, зато показывает себя опытным манипулятором. Помимо прочего, он признается, что его предки принесли клятву верности Морготу. Исходя из этого можно предположить, что Халбранд станет одним из девяти смертных владык, получившим от Саурона кольца власти, — назгулом. Он не демонстрировал магических способностей, так что вряд ли перед нами король-чародей Ангмара, однако Халбранд может отказаться любым из оставшихся восьми.
Первый сезон «Колец власти» уже достиг экватора, а главного злодея нам пока так и не показали. Или показали? Те, кто знаком с миром Средиземья прежде всего по фильмам Питера Джексона, привыкли думать о Сауроне как о пылающем оке или о грозной фигуре, закованной в доспехи, однако те, кто читал книги Толкина, помнят, что некогда Саурон умел мастерски менять обличья, мог притвориться мужчиной или женщиной, человеком или эльфом (или даже животным). Известно, что именно Саурон вдохновил эльфийского кузнеца Келебримбора на создание колец власти, придя к нему в облике прекрасного Аннатара, Владыки Даров.
Некоторые считают, что Саурон — это Незнакомец, метеором упавший в Средиземье. В самом деле, снятый сверху кадр с телом Незнакомца, лежащего посреди языков пламени, напоминает Око Саурона. Более того, мохноног Нори отмечает, что огонь, окружающий Незнакомца, не обжигает — а в начале первой серии мы слышали, как Галадриэль говорила про потаенную крепость орков, что зло настолько пропитало это место, что даже пламя факелов в нем перестало давать тепло. Вместе с тем Незнакомец по-доброму ведет себя с мохноногами и даже добровольно предлагает свою помощь новым друзьям, а Саурон был настолько отравлен злом, что даже временная потеря памяти вряд ли смогла бы скрыть его гнилую сущность.
Другие полагают, что Саурон — это похожее на Эминема создание, которое играет актриса Брайди Сиссон. Однако этот персонаж, одетый в белое, появляется в трейлере не один, а вместе с двумя соратниками в похожих нарядах. Они скорее похожи на членов некоей религиозной организации, поклоняющейся Саурону (или Морготу). Эти трое выглядят как люди примерно одного ранга, в то время как Темный властелин, предстающий в силе и славе, всегда заметно выделяется на фоне приспешников.
Самая интересная фанатская теория предполагает, что Саурон — это Халбранд. Во Второй эпохе Темный властелин не только способствовал созданию колец власти, но и привел к падению Нуменор, проникнув туда в зрачке пленника, но позднее очаровав своим темным обаянием политика и полководца Ар-Фаразона и став его советником. Халбранд вскоре после прибытия в Нуменор тоже оказался за решеткой, и в конце четвертой серии мы видим, как он советует Ар-Фаразону дать Галадриэль сбежать, подсказывая, где ее потом следует искать. В той же серии Тар-Мириэль дает Галадриэль посмотреть через палантир на огромную волну, стирающую Нуменор с лица земли. Королева-наместница говорит, что видение начинается с прибытия в Нуменор эльфийки, но ведь вместе с Галадриэль в город попал и Халбранд. Таким образом видение правдиво — Нуменор и в самом деле будет разрушен богами-валар, после того как его народ, соблазненный сладкоречивой ложью Саурона, начнет поклоняться Морготу (под именем Мелькор, которое он носил до своего падения).
Кроме того, некоторые фразы Халбранда могут намекать на то, что этот человек — не тот, кем кажется. При первой же встрече с Галадриэль он замечает, что «внешность бывает обманчива», а затем говорит живущей тысячи лет эльфийке, что «искал мира гораздо дольше, чем она». Находясь в темнице, Халбранд советует Галадриэль определить, чего больше всего боится ее собеседник, чтобы пообещать избавить его от этого страха и тем самым заполучить над ним власть — а это вполне похоже на тактику воздействия, к которой неоднократно прибегал сам Саурон. Наконец, Халбранд упоминает, что он отличный кузнец — таковым был и Саурон, мастерство которого поражало даже Келебримбора.
Сериал «Властелин колец: Кольца власти» очень долго раскачивается. Сперва зрителя обстоятельно знакомят с основными действующими лицами, затем армии не спеша приходят в движение. К четвертой серии становится понятно, что центром притяжения сил станут Южные земли. Там свирепствуют орки Адара, туда ведут свои силы Галадриэль и Тар-Мириэль, там живет мальчик Тео, отыскавший рукоять выкованного Сауроном меча. Но с экрана ни разу не звучит хорошо знакомый фанатам Толкина топоним Мордор. Почему?
Да потому что Мордора, царства Тьмы, еще не существует! Целительница Бронвин, разглядывая поток беженцев, спешащих укрыться в старой сторожевой башне, отмечает, что туда пришли даже те, кто живет у Ородруина. Вряд ли кто-то в здравом уме будет жить у активного вулкана, так что очевидно, в этот период истории Ородруин еще дремлет. Вместе с тем Адар в разговоре Арондиром упоминает, что в Средиземье много лжи, справиться с которой можно, лишь создав новый мир. Похоже, в этом и заключается его цель — создать царство для своего повелителя, преобразовать негостеприимные, но все же покрытые зеленью Южные земли в серую пустыню Мордора. Вероятно, для этого ему нужен меч, созданный рукой Саурона и хранящий в себе частичку его мощи.
В трейлерах и на промофото первого сезона «Колец власти» мы не раз могли видеть красно-черное изображение Галадриэль, лицо и волосы которой покрыты пеплом. Скорее всего, это кадры как раз из финального эпизода, где благодаря действиям Адара вулкан Ородруин проснется и превратит окружающие его земли в Мордор.