Обзоры, Кино — 2 сентября 2022, 12:15

Венецианский кинофестиваль. Дневник первый. «Белый шум», «Тар»

79-й Венецианский кинофестиваль открылся новым тревожно-сатирическим фильмом Ноа Баумбаха «Белый шум» (внутри Адам Драйвер и Грета Гервиг), а следом в конкурсе показали «Тар» Тодда Филда, дерзкую и своеобразную драму, в которой Кейт Бланшетт играет дирижера-суперзвезду.

«Белый шум» (White Noise)

Джек Гладни (Адам Драйвер) — профессор, главный по Гитлеру, как он сам говорит, в Северной Америке, сталкивается с падением своих идеалов об ubermensch (жена в исполнении Греты Гервиг признается в изменах) после того, как груженный цистернами нефти поезд сходит с рельс в результате аварии. Город накрывает токсичное облако испарений, а Гладни — его собственное токсическое параноидальное нутро, зудящее о том, что после себя нужно оставить нечто большее, чем мятый след на подушке. Люди напуганы, люди верят в chemtrails over the country club.

Роман «Белый шум» Дона Делилло вышел в 1985 году и стал для автора восьмым. Как и «Космополис», написанный в 2003-м и экранизированный Дэвидом Кроненбергом в 2012 году, «Белый шум» — книга пророческая. Но «Космополис» в интерпретации канадца был буквально метафорой всего в эпоху постфинансового кризиса: дрожащие пальцы сильно потеющего Пола Джаматти противостояли вытянутым ногам Роберта Паттинсона на заднем сиденье лимузина. Who will перед Make America Great Again — вопрос, который ставил Дэвид перед собой, зрителями и читателями Делилло спустя девять лет после выхода книги, пережившей к тому времени и сам кризис, и правление Джорджа Буша-младшего.

#INSERT_ARTICLE#

Кроненберга, понятно, всегда занимали пророческие идеи (для сомневающихся — «Преступления будущего» уже в российском прокате). С Ноа Баумбахом ситуация сложилась другая. Из года в год человек усложнял героев мамблкора, но уперся в итоге в удивительный парадокс. Текст Делилло и весьма странная режиссура Баумбаха превратили «Белый шум» в его руках в настоящий ситком, что, наверное, сам режиссер, узнай бы, воспринял как пощечину. «Белому шуму» не повезло. Серьезная слабость режиссера — неумение совладать с трагифарсом. И поэтому, в осознании своей постановочной перцепции, Ноа обращается буквально ко всему пантеону американских мастеров трагифарса разной степени интеллектуальности: от Джима Джармуша до Грега Аракки. Но и их визуальные приемы не помогают ему. Белый шум. Сплошной белый шум.

Своего главного актера (первый прокол Драйвера чуть ли не за годы — выбрал темную сторону силы, бывает) Баумбах не нагружает ничем, кроме голой прикладной конспирологии прямо из книжки и лука Александра Градского, сам же Драйвер старается вырулить на привычной тяжелой походке судмедэксперта, но не в этот раз. Грета на правах Греты истерит ровно столько, чтобы хватило на оскаровскую нарезку, Дон Чидл выступает пресс-аташе, еще на несколько минут выходит артист Айдингер и дает классического бога из помойки (привет, Джаматти в «Космополисе»).

#INSERT_ARTICLE#

О том, что Америка — это дороги и супермаркеты и дороги к супермаркетам, — писал, пожалуй, лучше всех Жан Бодрийяр. В этом смысле подтрунивание Баумбаха — фиглярство, за которое стыдно было бы Мелу Бруксу и сорок лет назад. Наверное, в отношении «Белого шума» можно было бы выцедить какой-то комплимент, мол, это «Близкие контакты третьей степени» глазами Славоя Жижека, но все же это скорее «Очень странные дела» в шляпе из фольги. Жижеку бы стало скучно довольно быстро от этого простого категорического силлогизма Ноа Баумбаха. Кинотекст же, как водится, в ином. Когда героине Греты Гервиг, пугающе похожей на Наташу Ричардсон, бросают фразу в Wear your ski mask!, становится и вправду не по себе.

  

«Тар» (TÁR) 

Берлин сегодня. Лидия Тар (Кейт Бланшетт) — статная, красивая, одетая во все закрытое точно Селин Сьямма, женщина-дирижер, одинаково посмеивающаяся над феминитивами и над теми, кто не слушает Баха. Тар — большой художник, у нее и фамилия как у венгерского (до конца непонятно, шутка это или нет) режиссера с репутацией колоссального автора, все возможные музыкальные награды из существующих, а еще целый вагон неврозов и непроработанных страхов, которые в работе выдают в Лидии аффективного психа с тревожным типом личности. А это опасно. Особенно когда включена камера. И особенно если ты — первая женщина-дирижер Берлинского оркестра.

Если вы ничего не слышали про Тодда Филда, то это нормально. Когда-то он играл в кино (Ник Найтингейл, подначивший героя Тома Круза узнать тайны бытия в «С широко закрытыми глазами»), но популярным стал после пошлого романа сексуального и сенсуального взросления «Как малые дети», где Кейт Уинслет и Патрик Уилсон усердно хотели трахаться, пока по городу расхаживал маньяк. Этот фильм, к удивлению, получил по три номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» и неожиданно ввел в игру режиссера Филда.


Парадоксально, как режиссер Баумбах и режиссер Филд, снимая о том, что власть опьяняет свободой, сами работают так, словно свобода опьяняет властью, развязывая хронометраж. Филд и вовсе изворачивается в таких авангардных кульбитах, что становится порой даже как-то неловко, как будто дед отчебучивает на чемпионате по нижнему брейку. Финальные титры идут в начале и проверяют на стойкость аудиторию, иногда сбоит цвет, появляются какие-то артефакты, похожие на цифровое повреждение кодов изображения, на одной из сцен фильм и вовсе обрывается, а через несколько секунд продолжается чуть с затактом —  неясно, это такая задумка или ошибка киномеханика. В этой иллюзии иллюзорности киноискусства, которую Филд буквально рукотворно возводит, лишая ее магического саморазвития, вроде как и заключается противоречивое, раздражающее обаяние. Посыл прячется за претенциозной светскостью, сюжет мотает круги на самом ровном месте, но как же он старается! Героиня в обсессивном угаре то разбивает лицо, убегая от собаки, то вжимается в стену, когда мимо нее по лестничной клетке спускают труп в мешке, то, как в плохом хорроре A24, самозабвенно через темный кадр пробирается к метроному, который манил ее слух через всю квартиру. Еще Кейт Бланшетт много бегает под дождем, дает репетиции и концерты, затем порядок действий в произвольном соотношении повторяется. Ну, разве что в кадр могут зайти талантливые артистки Нина Хосс и Ноэми Мерлан и оттянуть экранное время, или на все ту же лестничную клетку выйдет соседка, словно сбежавшая из «Золотой перчатки» Фатиха Акина, и спросит какую-то околесицу на немецком с демоническим акцентом.

#INSERT_ARTICLE#
 

Ну, а если серьезно, снимать второй фильм подряд о том, что @#$%еть — не мешки ворочать, но с разницей в шестнадцать лет, уже тянет если не на заявку на собственное увековечивание при жизни, то точно на миф, о котором, скорее всего, венгерский Тарр и не задумывался. Актеры — все же очень самовлюбленные люди.

  

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр
Адам
Драйвер
Актёр
Кейт
Бланшетт
Читайте также
Образ жизни — 11:00, 13 июня 2025
От Ural Music Night до Signal, от «Выкса-фестиваля» до «КРУТО». Рассказываем про 15 летних фестов 2025-го: эттеншн — все они вне столиц
Новости, Новости — 13 июня, 11:00
У Третьяковской галереи открылся филиал в Калининграде
Образ жизни — 28 мая, 14:30
Тест: Какой ты жанр литературы?
Новости, Новости — 12 июня, 16:00
Объявлены даты проведения Каннского кинофестиваля в 2026 году
Новости, Новости — 12 июня, 13:50
Netflix снимет фильм про Квазимодо. В главной роли — Венсан Кассель
Новости, Новости — 11 июня, 18:00
«Я видел свет во сне»: слушаем свежий трек «тимы ищет свет»
Новости, Новости — 11 июня, 17:00
Джеймс Ганн анонсировал новый фильм про Чудо-женщину
Новости, Новости — 11 июня, 14:55
Вышел трейлер сериала «Железное сердце» от Marvel
Новости, Новости — 11 июня, 13:00
Юра Борисов снимется в «Деннис» — режиссерском дебюте Эмили Мортимер
Новости, Новости — 11 июня, 11:20
Стартовали съемки драмеди «Адвокаты» с Екатериной Вилковой и Эльдаром Калимулиным
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 10 июня, 19:10
NXN выпустил альбом MOON ROCK
Кино — 10 июня, 18:10
Вечером посмотрим. 5 новинок июня на PREMIER
Новости, Новости — 10 июня, 14:55
Сергей Безруков сыграет в экранизации «Трудно быть богом»
Музыка — 10 июня, 14:51
Сага о LOVANDA. Интервью с дуэтом о работе по любви, мечтах и положительных вайбах
Новости, Новости — 10 июня, 12:40
Джонни Флинн сыграет Люциуса Малфоя в сериале по «Гарри Поттеру»
Новости, Новости — 10 июня, 11:06
Сабрина Карпентер выпустила новую песню Manchild
Новости, Новости — 9 июня, 18:15
Женя Трофимов и «Комната культуры» выпустили новую версию «Поездов» с Бастой
Новости, Новости — 9 июня, 16:45
Сериал «Леди Баг и Супер-Кот» получит аниме-спин-офф
Образ жизни — 9 июня, 14:25
Рейв и Античность. Отрывок из книги Егора Зернова «Овидий-роман»
Новости, Новости — 9 июня, 14:25
Universal снимет байопик о Снуп Догге
Новости, Новости — 8 июня, 13:49
Юра Борисов может сыграть в фильме Луки Гуаданьино вместе с Эндрю Гарфилдом и Моникой Барбаро
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 7 июня, 12:04
«Без повода я вишу на проводе»: слушаем новый альбом ray! «Интернет людей»
Новости, Новости — 6 июня, 18:00
Юрий Колокольников в первом трейлере «Левши»
Новости, Новости — 6 июня, 16:00
Том Фелтон вернется к роли Драко Малфоя на Бродвее
Новости, Новости — 6 июня, 13:50
Прошлое и настоящее в новом альбоме хмырова «Нотки-строки»
Новости, Новости — 6 июня, 11:34
Мини-альбом и линейка одежды: Balenciaga выпустила коллаборацию с Бритни Спирс
Кино — 5 июня, 19:50
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «История звука», «Вдохновитель», «Частная жизнь», «На посошок»
Новости, Новости — 5 июня, 19:05
Slava Marlow запускает музыкальное телеграм-медиа «Гараж»
Новости, Новости — 5 июня, 14:34
Идрис Эльба и Джон Сина в трейлере фильма «Главы государств» 
Новости, Новости — 5 июня, 11:45
Афиша фестивалей и подборки треков: «Яндекс Музыка» запустила проект «Леточелла»
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы